Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги»




НазваниеКонспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги»
страница1/12
Дата публикации28.03.2013
Размер1.29 Mb.
ТипКонспект
www.vbibl.ru > Банк > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Филиал в г. Барнауле




Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги»




Для студентов YI курса

Специальности 060400 «Финансы и кредит»


Специализации «Банковское дело»
^

Финансово – кредитный факультет

Региональная кафедра финансов и кредита



Барнаул - 2006


Материалы утверждены на заседании региональной кафедры финансов и кредита филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле «__» ________ 200__ г.

Автор: к.т.н., доцент региональной кафедры финансов и кредита Никитин В.М.

Введение в электронные банковские услуги

Этапы внедрения электронных технологий

Банковские электронные услуги - это услуги, оказываемые с использованием средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

Впервые банковские компьютеры использовались в США в конце 50-х годов. В 1959г. в одном из отделений Bank of America начала работать первая в мире полностью автоматизированная электронная установка для обработки чеков и ведения текущих счетов ЭРМА, а в 1970 г. были введены первые автоматизированные теллерные машины. Однако первые попытки автоматизации банковских услуг потерпели неудачу. Причины этого:

=> существовавшие в то время ЭВМ по соотношению цена-производительность не могли устроить банки (создаваемые системы были не в состоянии себя окупить);

=> предлагаемые услуги не принимались клиентами (были неудобными);

=> существующий документооборот еще мог быть обслужен имеющимся штатом банковского персонала.

Коренной перелом наступил в 80-е годы. Это связано с резко возросшим документооборотом и с совершенствованием самих электронных средств обработки: появляются микропроцессоры и построенные на их основе микро-ЭВМ. Компьютеры становятся дешевле, компактнее, надежнее, для их работы не требуется специальных помещений. Появляется возможность установить компьютер на рабочем месте специалиста в банке. Изменяется подход и к созданию программного обеспечения. Теперь программные средства имеют "дружественный" интерфейс с пользователем, для работы не нужны специальные знания, и, следовательно, работать с ним может специалист предметной области.

В компьютеризации банки видят техническое средство, которое способствует сокращению издержек и повышению качества обслуживания клиентов. Наиболее крупные статьи издержек - это оплата труда банковского персонала и расходы на обработку платежных документов, причем издержки наиболее велики при обслуживании мелких вкладчиков.

Автоматизация позволяет банку сократить штат, уменьшить затраты на аренду зданий и помещений. Для сокращения издержек второго вида банки стали разрабатывать и применять новые технологии обслуживания клиентов:

=>использование безналичных расчетов на основе банковских карт;

=> применение устройств самообслуживания клиентов;

=> электронные системы расчетов в торговых точках, которые позволяют существенно сократить налично-денежный оборот;

=> обслуживание клиентов на дому и в офисе.

Технический прогресс способен удовлетворить растущие потребности клиентов в дистанционном общении с банком. С одной стороны, это в интересах клиентов, поскольку они сами смогут выбирать себе банк, не придерживаясь территориального принципа. С другой стороны, это выгодно и банкам, поскольку "виртуализация" в будущем позволит сократить затраты на зарплату и капитальное строительство.

Однако здесь существуют и проблемы:

=> обеспечение безопасности операций и их конфиденциальности;

=> значительная стоимость компьютерных технологий и оборудования, что требует от банка высоких первоначальных затрат, которые он перекладывает на клиентов. Чем реже клиент имеет возможность посещать банк, тем больше ему приходится за это платить.

Но, несмотря на множество проблем уже сейчас очевидно, что банки вступают в принципиально новый этап развития. Он отличается от предыдущих еще и тем, что российские и иностранные банки стартуют практически одновременно.

Систему банковских электронных услуг, оказываемых с помощью ЭВМ, сложившуюся в настоящее время подразделяют на три уровня:

=> розничные банковские электронные услуги;

=> оптовые банковские электронные услуги;

=>автоматические расчетные палаты.

К розничным электронным услугам относят:

=> использование банковских карт;

=>использование банкоматов и других устройств самообслуживания клиентов;

=> системы расчетов в торговых точках;

=> обслуживание клиентов на дому и в офисе;

=>услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов.

Оптовые банковские услуги предусматривают перевод денежных средств, управление денежными операциями и их контроль.

Автоматические расчетные палаты (АРП) - это специальные организации, создаваемые коммерческими банками для проведения сделок между клиентами с использованием электронных средств.

Банки всегда использовали последние достижения науки и техники для облегчения ручного труда и ускорения выполняемых операций. Однако просто автоматизировать ручную технологию работы теперь недостаточно. Победителями в конкурентной борьбе будут те банки, которые полностью перестроят свою деятельность в соответствии с современными технологиями. В этих условиях меняется роль персонала в банке, набор требуемых специальностей. Традиционных функций обработки становится меньше, некоторые исчезают совсем, но возрастает роль таких функций как маркетинг, продажа услуг и т.д. Большая роль в совершенствовании управления банковской деятельностью принадлежит системе автоматизации банка.

Автоматизация играет существенную роль в таких видах банковской деятельности, как:

=>разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг (банковские карточки, банкоматы, системы "Банк-клиент" и др.);

=>создание банковских технологий для выполнения операций (системы связи, программное обеспечение и др.);

=> повышение качества банковских продуктов и услуг;

=> повышение производительности труда: снижение затрат на единицу банковских продуктов и услуг, уменьшение затрат на одного банковского служащего.

Банки предполагают сделать упор на следующих направлениях:

^усовершенствованные сетевые технологии, включая скоростные протоколы передачи данных;

=> интеллектуальное программное обеспечение;

=> компрессия данных, что позволит банкам повысить эффективность вывода больших объемов информации;

=> электронная почта;

=> архитектура клиент/сервер усилит распространение новейших технологий по рабочим местам, предлагая возможность интегрировать голос, цифровые данные (в том числе изображения) при передаче через локальные и глобальные сети;

=> интегрированные сети позволят вести обмен приложениям между рабочими местами в сетях любой протяженности.

В своей работе банки начали активно использовать средства мультимедиа. Мультимедиа - это интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображениями, анимацией, текстом и звуковым рядом. Наиболее широкое применение в банках средства мультимедиа найдут в информационных киосках, устанавливаемых обычно в вестибюле, и в сфере обучения сотрудников.

Среди новейших банковских технологий выделяют следующие:

=> технология вычислений в архитектуре клиент/сервер, причем, по мнению специалистов наиболее привлекательной чертой этой архитектуры является не собственно увеличение производительности системы, а повышение уровня культуры, организации партнерства между сотрудниками подразделения информационных систем и внутренними клиентами;

=> интерактивные технологии и обслуживание на дому с помощью персонального компьютера, телефона с дисплеем или интерактивного телевидения;

=> интеллектуальные карточки (smart-card);

=> обработка изображений платежных чеков.

По мнению западных специалистов в недалеком будущем банковские учреждения ожидают революционные изменения. Развитие телекоммуникаций и средств вычислительной техники позволит миллионам служащих работать дома. Уменьшится необходимость в административных зданиях и служебных помещениях. Дом станет для служащего тем рабочим местом, где будет обрабатываться информация.

Первый шаг на этом пути уже сделан. В октябре 1995 года в США открылся первый в мире виртуальный банк (Security First Network Bank). Он предоставляет своим клиентам возможность оплачивать счета и проверять свой баланс через World Wide Web. Но клиенты не могут сходить в местное отделение банка, так как он функционирует в сетях INTERNET. Адрес этого банка http://www.sfnb.com.
Информационное, техническое и программное обеспечение банковских электронных систем

Принципы информатизации банка.

Существуют принципы, которые позволяют оценить, правильно ли проводится информатизация в банке.

^ Принцип согласованности. Выполнение этого принципа обеспечивает выполнение информатизации таким образом, что частичное знание системы позволяет предсказать остальное, т.е. вся система должна создаваться "в одном ключе".

^ Принципы соответственности и ортогональности требуют, чтобы в систему включались только те функции, которые соответствуют существенным требованиям к системе, введенные функции должны быть независимы.

^ Принципы экономности и полноты означают, что в системе не должно быть дублирования функций, но введенные функции с учетом технологических и экономических ограничений должны максимально полно отвечать нуждам и пожеланиям пользователя.

^ Принцип открытости подразумевает необходимость следования стандартам открытых систем, что позволяет сократить издержки эксплуатации и модернизации систем, повысить качество разработок.

^ Требования, предъявляемые к банковским электронным системам

Прежде, чем формулировать требования к компьютерной системе необходимо определить, кто будет использовать систему, кто будет получать от этого пользу, какая информация будет обрабатываться в системе.

К факторам, влияющим на компьютерную систему, относятся:

=> предметная область;

=> характер обрабатываемой информации;

=> пользователь системы.

Учитывая факторы, влияющие на архитектуру компьютерной системы можно сформулировать главное требование:

1 .Архитектура банковской электронной системы должна выбираться таким образом, чтобы минимизировать вероятность нарушения штатного режима работы системы (выход системы из строя, разрушение информационной базы, потери или искажения информации) при случайных или сознательных некорректных действиях пользователя.

2.Территориальная распределенность работа в системе предполагает, что ее элементы, распределенные в пространстве, должны быть объединены информационно.

3.Информационная связность - обмен между элементами системы должен осуществляться в соответствии с информационными потоками. Соблюдение этого требования позволит обеспечить одноразовый ввод информации в систему.

4.Информационная достаточность - скорость, частота и объемы обмена информацией должны соответствовать интенсивности реально протекающих процессов.

5.Изменчивость, адаптируемость к внешним условиям.

6.Жизнеспособность. Это требование включает в себя технические возможности системы (в том числе производительность), надежность и ремонтопригодность.

Надежность - среднее время между двумя отказами, обычно измеряется в часах.

Ремонтопригодность - среднее время восстановления системы.

Проблема надежности банковских электронных систем имеет особое значение. Неполнота или недостоверность информации, несвоевременность или ошибки при обработке ведут не только к прямым финансовым потерям, но и утрате доверия к банку.

Структура системы должны выбираться такой, чтобы при отказе одного из элементов, работоспособность системы сохранялась, возможно, только со сниженной производительностью.

Рекомендации по повышению надежности банковских электронных систем:

=> подбор максимально надежных элементов (необходимо приобретать технику и программное обеспечение только у известных фирм-производителей, которые гарантируют качество работы);

=>до ввода системы в эксплуатацию необходимо провести полное и качественное тестирование в режимах предельных для элементов системы. В этот момент определяют критические элементы (критическим называют элемент системы, сбой в работе которого влияет на всю систему).

=> резервирование критических элементов (очень широко применяется в банковских электронных системах). Резервирование делят на "горячее" и "холодное". В первом случае переход с одного элемента на другой осуществляется практически мгновенно, а во втором - за определенное время.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство»
Здесь изложены общая характеристика документационного обеспечения; знакомство с унифицированными приемами написания официальных документов;...

Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги» iconКонспект лекций «Логистика. Конспект лекций»
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом»
Крупица В. В., Яшкова Е. В., Егоров Е. Е. Управление персоналом: Конспект лекций по дисциплине – вгипу, 2009

Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги» iconКонспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»
Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает...

Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги» iconКонспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика»
Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает...

Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги» iconКонтрольная работа по дисциплине «банковские электронные услуги»
При передаче информации по каналам (особенно по сетям общественного доступа, например интернет) есть большая вероятность перехвата...

Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Станченкова Ю. И. Управление персоналом и организационное поведение: Конспект лекций по дисциплине – вгипу, 2009

Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги» iconТема №1. «Введение в банковские электронные услуги» 2 часа
Тема №2. «Информационное, техническое и программное обеспечение банковских электронных систем» – 6 часов

Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги» icon«Банковские электронные услуги»
Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно...

Конспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги» iconПерший А. Безопасность электронных банковских систем. М.: Единая...
Рудакова О. С. Банковские электронные услуги: Учеб пособие. М.: Банки и биржи; юнити, 1997

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница