Законодательство




Скачать 120.09 Kb.
НазваниеЗаконодательство
страница1/2
Дата публикации15.07.2013
Размер120.09 Kb.
ТипЗакон
www.vbibl.ru > Биология > Закон
  1   2

Внедрение альтернатив использованию животных в высшем образовании Украины:

проблемы, прогресс, перспективы.

Тезис:
За последнее десятилетие в Украине существенно сократилось количество животных, используемых в высшем образовании при подготовке студентов естественнонаучных и медицинских специальностей. Причинами, способствовавшими данным изменениям стали: а) появление законодательства, регулирующего правила обращения и использования лабораторных животных; б) потребность в альтернативах у студентов; в) активная деятельность организации «ИнтерНИЧ» при поддержке ряда других зоозащитных организаций; г) поощрение Министерством образования внедрения в образовательный процесс инновационных подходов обучения, использования компьютерных технологий; д) этическая и экономическая эффективность использования альтернатив.

Однако, относительно высокая стоимость альтернатив, которая также не всегда соответствует качеству, нехватка технического, компьютерного оснащения, низкий уровень финансирования государством ВУЗов, а также учебный план, не предусматривающий использование альтернатив, являются основными сдерживающими факторами на пути успешного внедрения гуманных альтернативных методов в систему высшего образованиия.
Введение
На протяжении десятилетий в Украинской Республике, как и во многих других странах бывшего Советского Союза, практические занятия с использованием животных для экспериментов были неоспоримым и неотъемным составляющим учебного плана для студентов медицинских и естественнонаучных специальностей.

Со времени обретения Украиной независимости в 1991г., а также в свете последних тенденций к интеграции с ЕС и ценностями европейского сообщества, переходом на Болонскую систему высшего образования, a также развитием инновационных технологий в обществе активизировался процесс пересмотра отношения к вопросам этики использования животных в образовании. Этому способствовали и первые проведенные в независимом государстве с 2000 по 2006 гг. международные биоэтические симпозиумы, проходившие в г. Харькове и Киеве, и активная деятельность международной организации «ИнтерНИЧ». Так, результатом работы симпозиума в г. Харькове, стало издание резолюции с разделом о признании преимуществ альтернатив, призвании к замене жестокого обращения с животными в образовательном процессе на альтернативные методы и признании прав студентов выражать сознательный протест. Вскоре, в марте 2006г. Президентом Украины В.Ющенко был подписан единственный на территории стран СНГ закон № 3447-IV «О защите животных от жестокого обращения».
Законодательство
В Украине существует небольшое количество обычно неофициальных организаций, занимающихся вопросами защиты животных и нет единого центра, который координировал бы их работу. На правительственном уровне свою деятельность осуществляет «Киевский эколого-культурный центр Борейко», который во многом способствовал разработке и продвижению закона о защите животных. В данном законе нас, в частности, интересует статья №26, которая описывает правила обращения с животными, используемых в научных экспериментах, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов:

«…Использование животных в научных экспериментах, биологическом тестировании, учебном процессе допускается лишь в случае отсутствия возможности замены их другими альтернативными методами и объектами. Запрещается демонстрировать на животных в учебных целях в случае, если демонстрирующиеся явления могут быть показаны на неживых объектах, в том числе демонстрация рефлекторной деятельности организма. Во время проведения практических работ в учебном процессе запрещается требовать от студентов выполнения процедур, приводящих к смерти или травмам животных, если это противоречит их моральным или религиозным принципам….».

Кроме законодательства, в Украине вопросы медицинской и биологической этики регулируются работой биоэтических комитетов. Существующие в мировой практике этические комитеты действуют на двух уровнях – национальном и региональном. В Украине на национальном уровне созданы: комитет по биоэтике при Президиуме Национальной академии наук Украины, комитет по вопросам биоэтики при Кабинете Министров, комиссия по биоэтике при Академии медицинских наук Украины и этический комитет при Министерстве здравоохранения Украины. На региональном уровне в Украине работает около 70 комитетов и комиссий, занимающиеся преимущественно вопросами медицинской этики; этика экспериментов на животных осталась практически в тени.

Основную правовую и педагогическую работу в проблеме использования животных в высшем образовании должны вести комитеты при соответствующих ВУЗах. Однако их создание идет медленными темпами. Прорывом в вопросе этики отношения к животным в последнее время стало проведение обязательной биоэтической экспертизы по соответствию нормам GLP и принципам 3R научных проектов и диссертационных работ медицинских и естественнонаучных специальностей.
^ Проблемы внедрения альтернатив и пути их решения
В Украине до сих пор не существует официальной статистики о количестве лабораторных животных, используемых как в науке, так и в образовании, ежегодно. Однако, для общей картины, представилось возможным подсчитать, что, например, только более чем 15000 лягушек ежегодно отлавливается для экспериментов на 15 ветеринарных факультетах Украины. Т.е., говоря в рамках всех ВУЗов, где используются лабораторные животные и всех видов лабораторных животных, которые используются, можно сделать вывод о нескольких сотнях тысяч жертв науки ежегодно. При этом зачастую эксперименты являются крайне болезненными, проводятся без обезболивания, на оборудовании 70-х - 80-х годов.

Основными проблемами на пути внедрения альтернатив в высшее образование, с которыми столкнулось украинское отделение «ИнтерНИЧ», начиная с 2005г. были:

  • Отсутствие законодательной базы, регулирующей вопросы использования животных в образовании, а также право студентов на сознательный протест;

  • Давление, оказываемое на студентов в обязательном участии в проведении экспериментов под страхом быть отчисленным из университета. В ряде случаев -принуждение к отлову животных для экспериментов, например, лягушек, бездомных животных – кошек, собак.

  • Низкая информированность преподавателей и студентов о существующих в мире альтернативах, их видах и преимуществах использования;

  • Консерватизм и предубежденность ряда преподавателей по отношению к использованию альтернатив;

  • Низкий уровень технического, компьютерного оснащения университетов;

  • Высокая стоимость альтернатив, которая также не всегда соответствует качеству; отсутствие должного финансирования государством университетов, которое позволило бы приобретать альтернативы;

  • Проблема языкового барьера из-за доступности альтернатив в основном на иностранном языке;

  • Отсутствие системы обязательных курсов биоэтики в университетах для студентов медицинских и естественнонаучных специальностей, что облегчило бы диалог и способствовало бы воспитанию будущих гуманных специалистов.


На основе вышеуказанных проблем были сформированы главные задачи работы организации в Украине и выработаны пути их решения. Так, решением проблемы низкой информированности преподавателей и студентов об альтернативах стало:


  • Налаживание тесного сотрудничества с прессой, проведение двух больших пресс-конференций с участием экспертов, активистов за права животных, преподавателей, чьи кафедры/факультеты уже имеют опыт использования альтернатив; участие в ряде телевизионных программ, посвященных вопросам защиты животных;

  • Участие в научно-практических всеукраинских конференциях;

  • Рассылка более чем 100 открытых писем на факультеты естественнонаучного профиля среди ВУЗов Украины;

  • Проведение двух региональных встреч активистов «ИнтерНИЧ» стран СНГ на территории Украины с привлечением экспертов в целях обмена опытом работы;

  • Поездки в ВУЗы, которые заинтересовались темой, с открытыми лекциями об альтернативах и важности биоэтических принципов для студентов и преподавателей;

  • Пересмотр и расширение украинской системы займа альтернатив с открытым доступом;

  • Формирование сети контактных лиц и активистов защиты прав животных;

  • Распространение информационных материалов: листовок, брошюр, книг.


Ответом на проблему доступности ряда альтернатив и языкового барьера в 2005-2007гг. стал выпуск русскоязычных версий наиболее популярных программ: «Виртуальная физиология», «ЭксФарм», а также переговоры с разработчиками о бесплатном доступе к ряду компьютерных альтернатив. Действенным подходом в решении высокой себестоимости альтернатив стало бы также создание системы цен, которая распределялась бы в соответствии с валютной стабильностью стран. Еще одно решение – поощрение преподавателей к созданию и патентированию собственных гуманных разработок и производству их на Украине, что было бы гораздо дешевле заграничных аналогов и более адаптировано к программе обучения.

Решением финансовой проблемы стало, в частности, налаживание сотрудничества с немецкими организациями «Люди за права животных Германия» и «Доктора против экспериментов на животных Германия», без активной поддержки которых было бы невозможно осуществить ряд уникальных проектов по замене экспериментов на животных в высшем образовании.
Прогресс
Первыми университетами, которые неофициально внедрили использование альтернатив во время обучения в независимой Украине стали: Харьковский медицинский университет, где на кафедре физиологии человека и животных под руководством проф. Самохвалова был внедрен метод самоэкспериментирования и Киевский Национальный университет им. Т.Г. Шевченко, биологический факультет, где под руководством проф. Макарчука начали использовать компьютерные альтернативы.

С начала 2007г. при финансовой поддержке немецких благотворительных организаций «Люди за права животных Германия» и «Доктора против экспериментов на животных Германия» в ответ на инициативу ряда преподавателей заменить негуманные эксперименты на животных в учебном процессе стартовал проект «Компьютеры и альтернативы вместо животных». Его основу составило 3 этапа:


  • Первоначальный визит университета (конкретного факультета, кафедры), который заинтересовался в замене экспериментов представителем «ИнтерНИЧ»: встреча с преподавателями, студентами, заведующими, обсуждения; сбор необходимой информации для подписания договора;

  • Приезд представителя немецкой организации, обсуждение возникших вопросов, покупка технического оборудования, передача альтернатив, подписание договора;

  • Контрольный визит представителя немецкой организации с целью проверки соблюдения условий договора, успешности внедрения альтернатив, решения возникших проблем, если таковые имеются.


В итоге, за период 2007- начала 2009гг. список университетов, перешедших на гуманное образование, пополнили еще 6 украинских ВУЗов, которые подписали официальные договора о частичном или полном прекращении опытов на своих факультетах/кафедрах. В рамках проекта университетам было передано техническое оборудование, а также компьютерные программы, пластиковые модели животных и их органов на сумму более чем 30 000 Евро. Это позволит сохранять жизнь более чем 3500 тыс. подопытных животных – от лягушек, крыс и до овец, коров ежегодно. Одной из позитивных побочных сторон проекта «Компьютеры и альтернативы вместо животных» стал повышенный интерес преподавателей к разработке собственных альтернатив, поиск путей адаптирования и совершенствования новой методики преподавания. Так, в университетах г. Львова, Киева и Харькова были созданы собственные методические пособия для студентов по использованию альтернатив, ряд видеофильмов с гуманно проведенными экспериментами.

Еще одна альтернатива, которую начали использовать преподаватели – это старые оцифрованные фильмы Советских времен. Например, в Харьковской зооветеринарной академии в качестве частичной замены экспериментов используется ряд видеофильмов, созданных в 1980-х годах и демонстрирующих анатомирование и эксперименты. Некоторые из них, возможно, будут переформатированы с целью создания улучшенных версий. Использование современных, компьютерных технологий сегодня активно поощряется и Министерством образования Украины. Одно из свидетельств тому – победа медицинского университета г. Ивано-Франковска, который принимал участие в проекте, и смог заменить жестокие эксперименты по патофизиологии, во всеукраинском конкурсе по инновационным технологиям обучения. Из доклада преподавателей: «…Ежедневное использование животных на практических занятиях для изучения этиологии, патогенеза и демонстрации острых неотложных состояний приводит к существенной психоэмоциональной нагрузке студентов и преподавателей, а также сопровождается гибелью животных. В связи с этим предлагается заменить подобные эксперименты компьютерной демонстрацией с использованием мультимедийных методик. Сэкономленное время от введенных инноваций позволяет рационально проводить контроль окончательного уровня знаний студентов. Разработка имеет и прямой экономический эффект. Предполагается экономия 700 крыс, 40 кроликов, 300 белых мышей, 100 морских свинок, что в денежном эквиваленте составляет 2000 Евро в год для одной кафедры».

Перспективы, выводы:
В Украине существует большой потенциал в сфере замены экспериментов в образовании на альтернативные методы. С каждым днем растет количество преподавателей, заинтересованных в современных, гуманных методах преподавания, что позволяет напрямую сохранять жизни животных. Однако для окончательного успешного внедрения альтернативных методов в систему высшего образования необходим полный пересмотр учебного плана и утверждение его Министерством образования, который, несмотря на существующий в Украине закон, пока требует обязательного использования животных в экспериментах.

Наряду с активным внедрением альтернатив, особую важность следовало бы уделить и введению обязательного курса биоэтики в учебную программу на факультетах естественнонаучного и медицинского профиля, студентам которых предстоит работать с людьми, животными или преподавать биологию. При этом более целесообразным будет введение курса обучения, что позволит студентам вовремя сформировать свою наиболее полную, истинную картину и позицию по отношению к биологическим объектам, основанную не только на традиционных естественнонаучных подходах, но и на морально-этических принципах. В дальнейшем в процессе обучения это позволит избежать ряда этических проблем связанных с участием студентов в экспериментах, их возможной десенсибилизации, ряда правовых аспектов и пр.
Благодарности
Огромное спасибо Нику Джуксу и Корине Герике за критическое прочтение данной статьи, а также за бесценную помощь в гуманизации высшего образования в Украине.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законодательство iconСтатья Лесное законодательство
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах

Законодательство iconСтатья Лесное законодательство
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах

Законодательство iconПредложение
Договором о создании Союзного государства от 08. 12. 1999 (статья 31) определено, что «в Союзном государстве действует унифицированное...

Законодательство iconРазвитие права на северо-западе руси
Источником права в регионе были: Русская правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, иностранное...

Законодательство icon1. Внести ряд изменений в уголовно-процессуальное, административное...
...

Законодательство iconЗаконодательство про охрану окружающей природной среды 2
Целью моего реферата состоит в том чтобы: выяснить, как влияет право на отношения природы и общества; рассмотреть сегодняшнее природоохранное...

Законодательство iconЦентральный комитет трудовое законодательство и законодательство об образовании вопросы и ответы
В настоящий сборник включены ответы на вопросы, часто возникающие у педагогических работников в связи с применением трудового законодательства...

Законодательство iconНалоговый кодекс российской федерации часть первая
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Законодательство iconСтатья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах,...
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Законодательство icon“ Законодательство”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница