Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы




Скачать 378.23 Kb.
НазваниеАналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы
страница1/2
Дата публикации26.05.2013
Размер378.23 Kb.
ТипОтчет
www.vbibl.ru > Бухгалтерия > Отчет
  1   2

Аналитический отчет, раздел А - подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (USAID Ukraine). Публикуется с разрешения проекта.


Развитие страхования агросектора и реорганизация программы

субсидий страховых премий в Украине для улучшения финансового

состояния производителей сельскохозяйственной продукции

(аналитический отчет)
Раздел А: «Обзор системы агро страхования в Украине»
Общая информация
Согласно информации Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг), по состоянию на 31 декабря 2005 года в Украине было зарегистрировано 426 страховых компаний. Большинство этих компаний является небольшим по размеру и работает в отдельных регионах или с некоторыми видами страхования. Примерно 180 компаний получили лицензии на страхование агро рисков, однако многие из них получили лицензии для работы с сельскохозяйственным сектором в будущем.

Обзор агро сектора и объемы потенциального рынка агро страхования
Украина входит в группу наибольших мировых производителей сахарной свеклы, зерновых и масличных культур. Сельскохозяйственный сектор составляет приблизительно 15% ВВП страны с годовым объемом продукции в 50 миллиардов гривен или примерно 10 миллиардов долларов США. В стране насчитывается 40,000 частных и 16,000 коммерческих сельскохозяйственных предприятий. Частные подсобные хозяйства производят приблизительно 60% фруктов, овощей, молока и мяса. Украинский аграрный сектор ежегодно поставляет на рынок продовольствия 40 миллионов тонн зерна, 16 миллионов тонн сахарной свеклы, 5 миллионов тонн масличных культур и 27 миллионов тонн фруктов и овощей. (Средние показатели производства в год за последние 5 лет. Объемы производства имеют тенденцию к увеличению в будущем. Данные базируются на статистических отчетах Министерства Аграрной Политики Украины и Государственного комитета статистики Украины)

.
С учетом опыта других стран с развитыми системам агро страхования, эксперты считают, что примерно 20% производителей в Украине могут страховать 25-30% объемов годового производства. Расчеты показывают, что общая страховая сумма по агро страхованию в год может достигать 3 миллиарда долларов США и это делает Украину привлекательным рынком для мирового рынка перестрахования. Потенциальная сумма страховых премий в год может составлять 250-300 миллионов долларов США, что равняется годовому бюджету государственных программ помощи агро сектору в Украине (финансово-кредитные и страховые субсидии).
Стратегии по управлению рисками и отношение производителей к страхованию
Украинские сельскохозяйственные предприятия и агробизнес компании пользуются ограниченным выбором инструментов по управлению рисками. По отзывам производителей, погода, ценовые и законодательные риски являются наиболее важными и более влиятельными группами рисков в стране. Производители пытаются управлять погодными рисками посредством страхования, диверсификации (сезонной, набор культур, севооборот и комбинирование производства продукции растениевода и животноводства) и сезонных кредитов. Большинство хозяйств не имеет достаточных финансовых ресурсов или ликвидного имущества для стабилизации своего финансового состояния в случае получения убытков из-за неблагоприятных погодных условий.

Согласно исследованиям (^ Исследование агросектора в Украине, Проект развития агробизнеса, International Finance Corporation (IFC), 2005 г.), производители считают засуху (34%), природные катаклизмы (56%), низкие цены (39%), неблагоприятные зимние условия (22%) и вредителей (21%) основными рисками, которые вызывают убытки у агро предприятий. Производители пытаются управлять погодными рисками (град, засуха, зимние условия) внедряя новые технологии и изменяя производственную практику. В то же время, производители отдают преимущество страхованию от отдельных рисков и меньше покупают мультирисковых страховых контрактов.
^ График построен по данным исследования IFC.
Большинство страховых контрактов (90-95%) на протяжении 2002-2005 годов были заключены производителями по требованию коммерческих банков для получения кратко- и среднесрочных кредитов. По украинскому законодательству (Закон «О Залоге»), все заложенное имущество должно быть застрахованным и банки четко выполняют это требование. Производители считают страхование имущества дополнительным налогом и пытаются приобрести самую дешевую страховку для уменьшения расходов, связанных с получением кредитов.
Производители агро продукции не доверяют страховому сектору. Страховые компании до недавнего времени почти не публиковали информацию о страховых выплатах. Производители понесли большие потери урожая из-за неблагоприятных зимних погодных условий и летнюю засуху в 2003 году. Большинство застрахованных хозяйств не смогло получить страховое возмещение из-за запутанных положений страховых контрактов и нечетких определений рисков и страховых процедур. Страховые компании задерживали выплаты сроком до 6 месяцев или вообще отказывались возмещать убытки сельхозпроизводителей, даже под угрозой обращения клиентов в суд для решения спорных вопросов. Негативный опыт 2003 года ухудшил репутацию страховых компаний, и производители продолжают считать их ненадежными партнерами. Опросы руководителей и владельцев хозяйств показали, что большинство менеджеров не понимает принципы и процедуры страхования и считают, что страховые компании должны возмещать любые убытки, как это практиковалось во времена СССР.
История страхования агро рисков в Украине
С в 1991 году, когда Украина получила независимость, и до 2000 года услуги агро страхования предоставлялись в основном страховой компанией Оранта. Эта компания была создана на базе Госстраха, единственной страховой компании в СССР. Оранта унаследовала от Госстраха региональную сеть, методологию и стратегические основы консолидированной социалистической страховой системы. Госстрах страховал все аграрные хозяйства по средним ставкам премий. Такое страхование было формальным, но обязательным для всех производителей сельскохозяйственной продукции. Госстрах производил выплаты хозяйствам, которые получили убытки из-за погодных неблагоприятных условий, из общего пула собранных премий. Широкая географическая диверсификация страхового портфеля позволяла регулировать убытки и поддерживать функционирование программы. В случаях значительных катастрофических убытков, компания могла обратиться к правительству за государственной помощью, которая обычно предоставлялась без дополнительных обоснований. Такая система отличается от практики страхования в других странах, которые имеют меньшие территории и должны устанавливать актуарные сбалансированные ставки премий. Большое количество сельскохозяйственных предприятий в СССР и распространение программы страхования на разные климатические зоны позволяли использовать средние (приблизительные) ставки премий для больших регионов (область и более). Позже, когда Оранта продолжила работать по принципам программы страхования Госстраха, система страхования в Украине оказалась убыточной и компания была вынуждена значительно уменьшить объемы страхования аграрных рисков. Экономические трансформации в Украине в 90-х годах уменьшили финансовые возможности производителей сельскохозяйственной продукции, и спрос на услуги страхования в агро секторе существенно уменьшился.
С 2000 года украинские частные страховые компании пытались копировать страховые продукты Оранти, но эти продукты уже не работали и компаниям, включая Оранту, нужно было искать новые решения.

Правительство Украины пыталось внедрить обязательные программы мультирискового страхования урожая сельскохозяйственных культур и животных в сотрудничестве со страховыми компаниями в 2002 году. (В мире не существует примеров успешных программ обязательного агро страхования. США пытались внедрить такую систему в середине 90-х годов, однако вынуждены были отказаться от нее из-за негативной реакции производителей и сильного давления политических сил. Большинство стран, которые пользуются программами мультириска, отдают предпочтение субсидиям, однако все подобные программы требуют значительной финансовой поддержки со стороны государства для их внедрения и функционирования.). Для этого были приняты законодательные документы по обязательному страхованию, однако программы не достигли приемлемых результатов из-за несовершенства регуляторных документов и стратегий внедрения. Постановление №1000 от 11 июля 2002 года обязывала все хозяйства страховать культуры по программе мультирискового страхования, но производители не несли ответственности за невыполнение законодательных требований. Кроме того, правительство продолжало оказывать ситуационную помощь производителям, которая определялась в суммах на гектар пашни или на голову скота. Подобные политические мероприятия многократно использовались в течение последних 10 лет. Страховщики обоснованно заявляют, что такие правительственные инициативы подрывают основы агро страхования в Украине и ограничивают спрос хозяйств на инструменты по управлению рисками. (Правительство Украины предоставляло субсидии на гектар основных полевых культур в 2003 и 2006 годах после суровых зим для компенсации потерь озимых посевов производителям. В 2006 году правительство приняло постановление №239 от 2 марта для выделения субсидии в сумме 529 миллионов грн производителям основных озимых и яровых культур. Это решение было принято независимо от выплаты 5,8 миллионов грн по программе субсидирования страхования озимых культур в 2005 году. Правительство Украины также планировало субсидировать программу мультирискового страхования яровых культур у 2006 году (10 миллионов грн предусмотрены в государственном бюджете 2006 года для этих целей).
Текущие инициативы по развитию агро страхования в Украине
Страховые компании пытались исправить ситуацию с агро страхованием с в 2001 году, когда они лоббировали внедрение обязательного страхования. Страховщики ожидали, что производители будут заключать страховые контракты согласно требованиям законодательства. Однако, сами страховщики не были готовы к проведению массовой кампании, так как только один страховщик – Оранта - в то время имел региональные подразделения во всех регионах Украины. В большинстве случаев страховые компании не могли предоставить страховые услуги в регионах, и клиентам приходилось неделями ожидать, пока договор страхования будет согласован в центральном офисе компании. В большинстве региональных подразделений страховщиков не было специалистов, которые могли бы квалифицировано проконсультировать клиентов.
В течение 2001-2004 годов страховщики предложили несколько страховых продуктов производителям, включая отдельные риски, мультириск, индекс урожайности, град и град-огонь. Эти продукты были разработаны для стратегических полевых культур, так как страховщики пытались быстро сформировать большие объемы страховых портфелей. Страхование фруктов и овощей практически не предлагалось из-за нескольких факторов (сложность обследования полей и урегулирования убытков, нехватка данных по урожайности и использование разных технологий производителями). Некоторые переработчики (McCaine) страховали себя от прерывания производственного процесса из-за недостатка сырья, но такие контракты заключались через страховых брокеров с международными перестраховщиками и были немногочисленными.
Некоторые страховые компании пытались внедрить программы страхования сельскохозяйственных животных. Эти программы не стали массовыми, поскольку имели методологические недостатки и страховщики не смогли качественное контролировать поведение страхователей. Ярким примером является программа страхования скота компанией Оранта. По этой программе страховались коровы в малых фермерских хозяйствах и на частных подворьях. В 2001-2002 годах цены на мясо резко упали, и многие страхователи избавились от скота, сообщив страховщику об отравлении, болезни или гибели скота в результате несчастных случаев. Страхователи обратились за возмещением к страховщику, которое значительно превышало рыночную стоимость объектов страхования. Клиенты предоставили необходимые справки и документы от ветеринарной службы, и у страховой компании не было формальной возможности отказать в выплате возмещения. После 2002 года Оранта резко уменьшила объемы страхования сельскохозяйственных животных и этот вид страхования практически не развивался другими компаниями.
Страховые компании пытались улучшить страховую практику в Украине, понимая, что качество услуг и страховых продуктов не отвечали потребностям производителей. С этой целью они создали два страховых пула, куда вошли 20 компаний. Один пул, который основали 4 компании, возглавила компания Кредо-Класик. Деятельность второго пула координировалась компанией АСКА и пул был образован 16 страховщиками. Оба пула работали через консультационную компанию Агро-риск Украина, которая разрабатывала новые продукты и обеспечивала обследование посевов и оценку убытков. (Компания Агро-Риск Украина была основана международными и украинскими специалистами по агро страхованию в 2002 году. Сейчас публичная информация о деятельности компании отсутствует. Компания предоставляет технические услуги страховым компаниям и не проводит информационных мероприятий для производителей.)
Агро-риск оказал помощь в перестраховании рисков на международном рынке. Между двумя пулами существовали некоторые противоречия и несколько небольших компаний со временем перешли в пул Кредо-Класик. В то же время, АСКА вовлекала новые компании в свой пул (СК Статус присоединилась к пулу АСКА в 2005 году). Некоторые страховщики не согласились уплачивать членские взносы и оплачивать услуги компании Агро-риск. Согласно информации страховщиков, каждая компания должна была платить ежемесячные членские взносы. Кроме того, компании отчисляли 20% от сумм премий Агро-риску в качестве оплаты услуг по управлению страховым портфелем. АСКА пул стратегически решил удерживать только 20% риска в пуле и перестраховывать большую часть риска на международных рынках перестрахования. Пул Кредо-Класик считал целесообразным удерживать большую часть риска в пуле и управлять потенциальными убытками посредством региональной диверсификации и расширения количества страховых продуктов. (Общая мировая страховая практика предусматривает, в большинстве случаев, удержание большей части риска на внутреннем рынке. Страховщики обычно передают на ринки перестрахования только катастрофические риски. Международные эксперты предлагают передавать на перестрахование риски и потенциальные убытки, которые имеют катастрофические характеристики и случаются раз в 30-50 или даже 100 лет. Примеры – сильная засуха в Канаде в 2002 году и в Европе в 2003 году.)
Невзирая на деятельность страховщиков в течение 2001- первой половины в 2005 года, общее количество коммерческих страховых контрактов, подписанных членами двух пулов, было небольшим и составляло примерно 100 - 200 соглашений в год. Сумма премий по контрактам равнялась приблизительно 150,000 долларов США. Необходимо отметить, что пул АСКА поставлял примерно 80% контрактов и страховых премий в консолидированный портфель всех страховщиков, которые работали с агро рисками. Оранта не присоединилась к страховым пулам, поскольку компания самостоятельно собирала около 300,000 долларов США страховых премий в год и не видела необходимости распределять свой портфель с другими компаниями или пулами.
Формальное страхование
Коммерческие банки предоставляют кратко- и среднесрочные кредиты только при условии страхования залогового имущества. Большинство банков формально выполняет это законодательное требование, отдавая преимущество избыточному залогу (в пределах 150-300%), когда стоимость заложенного имущества значительно превышает сумму кредита. Банки начали принимать урожай в поле в качестве залога после 2001 года, но используют его только как дополнительное обеспечение. Банки и производители не воспринимают страхование как надежный инструмент по управлению рисками. Для получения кредита производители покупают самое дешевое страховое покрытие, выбирая высокую франшизу (встречаются контракты с франшизой 90%) и страхуют культуры от незначительных и, порой, бессмысленных рисков (град размером не менее 20 мм в диаметре, падение непилотируемых летающих предметов). Большинство банков имеет свои страховые компании. Производители не могут свободно выбрать поставщика страховых услуг. Часто формальные страховые договоры подписываются автоматически вместе с документами на получение кредита.
Кредитные союзы и другие поставщики финансовых услуг (поставщики ресурсов, переработчики, трейдеры) не используют страхование вообще. Они обычно отдают преимущество мониторингу клиентов, контролю за уборкой урожая и ценовым стратегиям для компенсации возможных потерь, если произведенной хозяйством продукции будет недостаточно для возвращения суммы кредита и процентов.
Статистические данные по количеству формальных страховых контрактов отсутствуют в Украине, поскольку эти договоры включаются в общие данные по страхованию имущества. Сами страховщики не включают формальные страховые договоры в отчеты по агро страхованию. Количество формальных страховых договоров постоянно уменьшается и это можно считать позитивной тенденцией рынка и растущего спроса на качественные инструменты по управлению рисками в агро секторе.
Кампания по страхованию озимых культур в производственном сезоне 2005-2006 годов
Правительство Украины положило начало первой реальной программе поддержки агро страхования во второй половине в 2005 года, когда в государственном бюджете было выделено 54 миллиона грн на субсидирование страховых премий. Условия программы и информационные материалы были подготовлены в октябре месяце 2005 года и страховщики смогли подписать примерно 1300 договоров с 910 хозяйствами, что было значительно больше количества договоров в предыдущие годы. Программа предусматривала компенсацию 50% суммы страховой премии, выплаченной производителями по страхованию таких озимых культур как пшеница, ячмень, рожь и рапс. В декабре месяце 2005 года Министерство Аграрной Политики (МАП) согласовало выплату субсидий в 5,8 миллионов гривен по договорам страхования.
В программе страхования озимых в 2005 году участвовали 28 страховых компаний. Семь страховщиков застраховали 60% от всей застрахованной площади под озимыми культурами. Эти компании работали в нескольких областях – от 4 до 18. Три страховые компании – ТАС, Оранта и АСКА – застраховали примерно 40% от всей застрахованной площади, собрав 30% премий от общего портфеля. Статистические данные показывают, что региональные страховщики активно страховали озимые в своих регионах (Городская страховая компания в Одесской области, Оранта-Лугань в Луганской и Стандарт в Полтавской области).
Страховщики застраховали 6,4% от общей посеянной площади под озимыми культурами. Средняя сумма премии по Украине составляла 31,24 грн на гектар, или 3,41% ставки премии. Считается, что такая ставка является ниже актуарно-сбалансированной ставки. Разные области Украины имеют разную карту рисков и зимние риски оцениваются в 4,5% – 6% от общих ставок премий (6-13% для всего вегетационного цикла озимых культур). Страховые компании часто применяют высокие франшизы, которые иногда достигают 50% - 60%, а в отдельных случаях могут быть на уровне 90%. Мировая практика свидетельствует, что страховые продукты с франшизами не отображают эффективную ставку премии (тарифную ставку), потому что она применяется к страховой сумме (то есть без учета суммы франшизы, которая не покрывается страховщиком). Страховые продукты с покрытием практически не используются в Украине, хотя по этим продуктам тарифная ставка применяется только к страховой суммы, в пределах которой страховщик обязывается выплатить возмещение. Таблицы ниже (статистика по областям и страховым компаниям) предоставляют аналитические данные по программе страхования озимых прошлой зимой (2005-2006 гг.). Основные показатели составлены по отчетам областных управлений сельского хозяйства. Существуют некоторые разногласия между аналитическими данными в этом отчете и информацией МАП. Представители министерства сообщили, что отчеты некоторых областей уточнялись в начале в 2006 года, поэтому цифры могут не совпадать. Разница между данными застрахованной площади составляет около 2000 га, а сумма собранных премий - 1800 грн, что составляет менее 1% погрешности. Предлагается считать, что данные этого отчета отображают объективные тенденции и результаты программы субсидированного страхования озимых культур в Украине в 2005-2006 годах.
Интересно, что в двух областях вообще не были заключены страховые договоры. Это может быть несущественным для Закарпатской области (36,000 га или 0,59% от площади под озимыми в Украине), однако отсутствие договоров в Крыме вызывает обеспокоенность, так как этот регион является одним из основных 9 регионов-поставщиков озимых культур в стране (6,59% от общей площади).
Наблюдаются значительные отклонения ставок премий и сумм премий на единицу площади. В 4 областях премии на гектар были выше 50 грн., тогда как в большинстве других областей суммы премий были границах 20-30 грн.. Такие колебания нельзя объяснить картами рисков или историческими убытками. Государственные органы должны обратить внимание на деятельность и присутствие страховщиков в регионах. В двух областях работало по 10 страховщиков, тогда как в десяти других областях, страховые услуги предоставляли 1-3 страховые компании.
Прошлая зима была тяжелой и деятельность компаний по обследованию посевов и урегулированию убытков должна быть дополнительно проанализирована. Согласно информации Укргидромета и консультационных агентств, примерно 25-30% озимых культур могли быть поврежденными сильными морозами. МАП и другие государственные институции не предоставляли информацию по анализу выплат возмещения страховщиками.
Пояснения к аналитическим данным
Таблицы по программе субсидирования страховых премий предоставляют информацию, которая позволяет проанализировать зимнюю страховую кампанию 2005-2006 годов. Некоторые области имеют страховые суммы выше средних по стране (выделены желтым цветом). Это может объясняться лучшими условиями страхования и учетом реальных сумм производственных затрат в качестве страховой суммы. В то же время, в некоторых областях ставки премий были значительно ниже средних (выделено голубым), что может быть следствием использования высоких франшиз. Отсутствует корреляция между количеством застрахованных хозяйств, страховыми суммами и внутренними ставками премий. Такую разницу можно объяснить особенностями региональных страховых программ, но это предположение необходимо обосновать последующим анализом условий страховых контрактов.
Из таблицы 2 видно, что 3 самые большие страховые компании застраховали 38% от застрахованной общей площади под озимыми культурами. Эти компании собрали только 30% премий (выделено голубым). Интересно, что следующая группа из двух компаний (Вексель и Эталон, выделено красным), которые раньше были связаны с большими коммерческими банками (Проминвестбанк и Аваль), собрали небольшую сумму премий в 5,5% от общего объема, застраховав примерно 22,5% площади под озимыми культурами из общего массива. Кроме того, эти компании получили самые низкие суммы страховых премий на гектар застрахованной площади.
Особенное внимание должно быть обращено на группу региональных компаний (выделено зеленым), которые декларировали очень высокие страховые суммы. Эти показатели были намного выше средних показателей по массиву данных. Региональные компании собрали большие суммы премий на гектар и приняли на страхование неожиданно большие объемы ответственности. Эти компании применяли высокие ставки премий, которые равнялись или превышали 5% внутренней ставки премии (реальная стоимость страхования = сумма страховой премии/страховую сумму*100%). Возможно, региональные компании имеют хорошие контакты с производителями в своих областях, то есть страхователи им больше доверяют, и они смогли предложить лучшие условия страхования клиентам. Однако, также возможно, что компании просто пытались максимально использовать средства государственной программы субсидирования. Последующий анализ практики выплат предоставит больше информации, так как большинство региональных компаний с очень высокими показателями заключали страховые контракты в тех областях, где влияние неблагоприятных погодных условий на озимые культуры было наибольшим в Украине (Луганск, Донецк, Суммы, Одесса).
Существует еще одна причина для тщательной проверки аналитических данных таблиц. Десять компаний из списка 15 лучших постоянно принимали участие в обсуждениях и разработке программы субсидирования в Министерстве Аграрной Политики. Рабочие группы регулярно собирались в течение сентября-ноября 2005 года в МАП и в Лиге страховых организаций Украины. Небольшие региональные страховщики не участвовали в данных мероприятиях. Считается, что региональные страховые компании получают меньше внимания со стороны регулятора страхового сектора (Госфинуслуг), поэтому тщательный анализ их деятельности является необходимым для получения реальных показателей работы программы субсидирования агро страхования.



Таблица 1. Информация по областям





Посеянные площади (га)




^ Застрахованные площади (га)



% застрахованной площади


Количество страховых компаний



Количество застрахо-

ванных хозяйств




Страховая сумма





Страховые премии


% региональных премий в общем портфеле



^ Средняя внутренняя ставка премии (%)



Сумма премии на единицу площади (грн./га)


АР Крым

395 400,00

0,00

0,00

0

0

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Винницкая

256 500,00

4 144,20

1,62

4

25

3 944 100,00

111 470,48

0,87

2,83

26,90

Волынская

164 000,00

1 334,00

0,81

3

9

1 897 800,00

31 061,00

0,24

1,64

23,28

Днепропетровская

369 000,00

36 900,02

10,00

4

64

37 441 066,00

1 291 580,06

10,11

3,45

35,00

Донецкая

365 800,00

21 674,16

5,93

3

45

11 877 884,00

389 706,99

3,05

3,28

17,98

Житомирская

152 000,00

894,00

0,59

2

3

501 100,00

19 727,00

0,15

3,94

22,07

Закарпатская

36 000,00

0,00

0,00

0

0

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Запорожская

301 300,00

12 758,60

4,23

5

30

10 623 300,00

358 182,75

2,80

3,37

28,07

Ивано-Франковская

47 300,00

2 279,80

4,82

1

17

1 120 400,00

45 991,86

0,36

4,10

20,17

Киевская

221 800,00

2 772,40

1,25

4

6

3 270 363,00

170 809,04

1,34

5,22

61,61

Кировоградская

306 200,00

19 397,22

6,33

5

50

17 333 338,55

805 918,45

6,31

4,65

41,55

Луганская

245 800,00

31 981,50

13,01

9

55

45 050 400,00

1 962 207,58

15,35

4,36

61,35

Львовская

141 900,00

3 016,32

2,13

3

8

2 979 218,00

128 467,79

1,01

4,31

42,59

Николаевская

436 500,00

11 061,10

2,53

3

11

8 649 900,00

350 332,19

2,74

4,05

31,67

Одесская

624 700,00

91 951,70

14,72

10

90

81 728 456,59

2 362 135,20

18,48

2,89

25,69

Полтавская

249 300,00

6 990,40

2,80

6

27

14 461 513,00

718 595,00

5,62

4,97

102,80

Ровенская

120 200,00

14 576,00

12,13

3

86

9 629 700,00

380 539,68

2,98

3,95

26,11

Сумская

167 000,00

28 141,20

16,85

10

122

15 973 985,00

835 260,43

6,54

5,23

29,68

Тернопольская

153 200,00

27 506,24

17,95

8

126

15 899 255,00

537 251,00

4,20

3,38

19,53

Харьковская

379 500,00

6 815,80

1,80

2

18

3 282 700,00

123 715,38

0,97

3,77

18,15

Херсонская

294 600,00

28 298,47

9,61

5

52

16 826 173,24

713 205,97

5,58

4,24

25,20

Хмельницкая

189 700,00

11 530,50

6,08

6

27

14 307 700,00

635 304,77

4,97

4,44

55,10

Черкасская

196 700,00

10 796,62

5,49

3

14

9 406 700,00

318 000,39

2,49

3,38

29,45

Черновицкая

40 500,00

2 397,00

5,92

1

10

2 636 913,00

74 419,51

0,58

2,82

31,05

Черниговская

204 200,00

11 213,00

5,49

2

15

8 506 030,00

416 739,80

3,26

4,90

37,17

г. Севастополь

0,00

0,00

0,00

0

0

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего:

6 059 100,00

388 430,25

6,41

28,00

910

337 347 995,38

12 780 622,32

100,00

3,43

31,24
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы iconАналитический отчет: Развитие страхования агросектора и реорганизация...
Аналитический отчет: «Развитие страхования агросектора и реорганизация программы субсидирования страховых премий в Украине для улучшения...

Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы iconАналитический отчет: Развитие страхования агросектора и реорганизация...
«Развитие страхования агросектора и реорганизация программы субсидирования страховых премий в Украине для улучшения финансового состояния...

Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы iconОбразовательная программа Всероссийского молодежного образовательного...
Цель программы: развитие профессиональных и личностных компетенций участников проекта

Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы iconАналитический раздел
Целью курсового проекта является изучение протоколов вычислительных сетей на практике. Для достижения поставленной цели было выдано...

Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы iconОтчет по исследованию отрасли переработки овощей и фруктов кыргызстана
Кыргызстане подготовлен по заказу проекта «Развитие местного рынка, Кыргызстан», реализуемого Helvetas Kyrgyzstan, Швейцарской Организацией...

Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы iconОбщие положения
Целью настоящего закона является обеспечение стабильности производства в сельскохозяйственном секторе посредством субсидируемого...

Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы iconМетодические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты»
Аннотация проекта (краткое содержание проекта, его история осуществления, общее количество участников проекта (география участников...

Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы iconПрограмма Генератор Изображений демонстрирует преимущества данных м
Целью проекта является исследование, развитие и рекламирование перспективных методов компьютерной графики и автоматического проектирования,...

Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы iconНазвание проекта
Краткое описание (аннотация) проекта (не более 1 стр., отразить основные цели и суть проекта, его уникальность, конкретное при­менение...

Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid ukraine). Публикуется с разрешения проекта. Развитие страхования агросектора и реорганизация программы iconПубликуется в рамках проекта «Здравствуй, Мама!» (Договор Гранта...
Публикуется в рамках проекта «Здравствуй, Мама!» (Договор Гранта Президента РФ №295/47 от 20. 10. 2010 г.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница