Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика»




НазваниеКонспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика»
страница1/9
Дата публикации13.07.2013
Размер0.95 Mb.
ТипКонспект
www.vbibl.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Конспект лекций по дисциплине
экономика

Нижний Новгород

2009

Гарина Е.П. Экономика: Конспект лекций по дисциплине – МГУТУ, 2009


Конспект лекций по дисциплине «Экономика» представляет краткое содержание основных разделов и тем курса в соответствии с рабочей программой дисциплины. Здесь изложен соответствующий государственному стандарту курс экономической теории, включающий следующие разделы: общая экономическая теория, микроэкономика и макроэкономика. Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает возможность увидеть структуру изучаемой проблемы, ее логические связи, а, следовательно, обеспечить более глубокое изучение курса.

© МГУТУ

© Гарина Е.П.

Конспект лекций по дисциплине

«Экономика»

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Общая экономическая теория

1.1. Предмет и методы экономической теории

1.2. Базовые экономические понятия

1.3. Собственность и хозяйствование

Раздел 2. Микроэкономика

2.1. Спрос и предложение

2.2. Рациональное поведение потребителя

2.3. Производство и производственные отношения

2.4. Предприятие как основной субъект экономических отношений

2.5. Рынок. Типы рыночных структур

2.6. Рынок труда. Распределение доходов

2.7. Рынки капитала и земли

Раздел 3. Макроэкономика

3.1. Национальная экономика: структура, показатели

3.2. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Равновесие экономической системы

3.3. Сбережение и потребление

3.4. Макроэкономическая нестабильность

3.5. Деньги. Денежное обращение

3.6. Кредит. Денежно-кредитная политика

3.7. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета

3.8. Налоги и налогообложение

3.9. Государственное регулирование экономики России

3.10. Экономический рост

3.11. Платежный баланс. Валютный курс



Раздел 1. Общая экономическая теория
Тема 1.1. Предмет и методы экономической теории

Вопрос 1. Этапы развития экономической теории

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как «экономия» - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве (термин ввел Ксенофонт). Понятие «экономика» впервые вводит Аристотель – дословно «ойкономос» (ойкос- дом, номос – учение). Аристотель различает два вида деятельности в рамках экономики: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения.

При капитализме возникает самостоятельная наука – политическая экономия (термин ввели меркантилисты) – наука, изучающая сферу обращения. Ее первыми представителями были У. Петти и П. Буагильбер. Позднее физиократы (Ф.Кенэ) в качестве основного предмета исследования политической экономии выделяли уже сферу производства, а Рикардианская школа (Д. Рикардо) определила, что в центре внимания должна находиться сфера распределения. Завершает развитие политической экономии Сисмонди, который считает, что в центре изучения должна быть сфера потребления.

Во второй половине XIX века понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономикс» - экономическая теория, в основе которой заложена теория предельной полезности. Термин «экономикс» введен в обращение британским ученым–экономистом А. Маршалом. Основой предмета «экономикс» служит теория спроса и предложения, установление рыночного равновесия, рыночная конкуренция, поведение производителей и потребителей на рынке. Исключается необходимость изучения труда, собственности и связанных с ними экономических взаимоотношений в обществе.

По сути, экономикс – это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Таким образом, наука прошла три этапа в своем развитии. Этапы получили название: «экономия», «политическая экономия» и «экономикс».

Современное определение науки следующее: Экономика - это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов; это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди различных групп общества.

Рассмотрим характеристику отдельных экономических течений:

Меркантилизм (от итал.mercante – торговец) – одна из наиболее ранних экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения (торговля), а богатство нации заключается в деньгах (в виде золота и серебра).

Физиократы – французские философы и экономисты XVIII в., считавшие единственным источником дохода землю, а продуктивным видом деятельности – сельскохозяйственный труд. Считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в с/х. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Основателем школы был придворный медик Франсуа Кенэ.

Классическая английская школа – считает, что главным стимулом хозяйственной деятельности является частный интерес, но каждый человек реализует его только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому при реализации частного интереса реализуются и общественные интересы. Основателем школы был Адам Смит. Он полагал, что частный интерес можно реализовать в процессе разделения труда, поэтому свободная конкуренция, свободное продвижение капиталов, товаров, денег и людей необходимы для процветания общества.

Кейсианство – разрабатывает теорию регулируемого государством капитализма. Автором является Дж.М. Кейнс. Исходил из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией и т.д.; что государство должно планировать общенациональную экономику, регулировать норму процента, разрабатывать политику государственного инвестирования, формировать эффективный совокупный спрос.

Марксизм – учение немецкого экономиста, философа, социолога К.Маркса. Его теория основана на положениях о классовой борьбе – доказал, что общество разделено на два класса (капиталистов и эксплуатируемых ими пролетариата), что наемный рабочий часть своего рабочего времени трудится бесплатно. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости, доказывающая эксплуататорскую сущность капитализма. Считал, что ценность экономических благ определяется трудовыми затратами, потраченными на производство данных благ.

Маржинализм (австрийская школа) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин. Считали, что ценность экономических благ определяется не трудовыми затратами, не стоимостью продуктов, а их редкостью и той пользой, которую принесет последний экземпляр определенного блага. Представителями этой школы являются К.Менгер, Е.Бем-Баверк и Ф.Визер. Работы ученых основываются на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, а сфера потребления. Ввели такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.

Математическая школа – направление в теоретической экономике, использующее математические методы и модели для описания экономических процессов и расчета экономических показателей в ходе анализа, прогнозирования, планирования.

Монетаризм – экономическая теория и концепция экономического управления государством, согласно которой решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении. По их мнению, главными способами воздействия на экономику являются: регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Неоклассицизм – современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной трудами А.Смита и Д. Риккардо. Неоклассицизм ввел в экономическую науку категорию спроса, предложения, полезности, маргинальности, всеобщего равновесия.
^ Вопрос 2. Предмет экономической теории

Предмет экономической теории в разных школах трактуется по разному. Например: В классической политической экономии приоритетной сферой исследования следует назвать сферу производства, марксизм исследует производственные отношения, носящие классовый характер, между людьми, а неоклассики анализируют рыночное хозяйство и др.

С начала 1930–х годов предмет экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика – (от греч. macros – большой и экономика) – часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются свободные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Макроэкономика изучает средние по стране показатели, такие как средние доходы, средняя заработная плата, цены, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.

Микроэкономика – (от греч. micros – малый) – часть, раздел, область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, потребителей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними, отдельных рынков. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления.

Объектом изучения микроэкономика так же служат отношения между производителями и государством на различных рынках.

Современная трактовка предмета – изучается поведение человека с позиции ограниченности ресурсов и их альтернативного использования.

^ Вопрос 3. Методы экономической теории

Методы экономического исследования – конкретные способы и приемы, используемые при изучении конкретной действительности (научной абстракции, индукции, дедукции, исторические и логические приемы сравнительного анализа, выборочных исследований и др.).

Первым методом, который использовала экономика, была формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Формальная логика использует понятие – фиксируется мысль о предмете; суждение – это мысль в которой утверждается или отрицается что-либо; умозаключение – прием мышления, посредством которого получают итоговое знание.

В последствии из формальной логики выделились синтез, анализ, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза и др.

^ Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Анализ – это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.

Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему.

Дедукция- метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Аналогия – метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Гипотеза – метод, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений или процессов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом»
Крупица В. В., Яшкова Е. В., Егоров Е. Е. Управление персоналом: Конспект лекций по дисциплине – вгипу, 2009

Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство»
Здесь изложены общая характеристика документационного обеспечения; знакомство с унифицированными приемами написания официальных документов;...

Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика» iconКонспект лекций «Логистика. Конспект лекций»
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Станченкова Ю. И. Управление персоналом и организационное поведение: Конспект лекций по дисциплине – вгипу, 2009

Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика» iconКонспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»
Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает...

Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги»

Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика» icon«Психодиагностика. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008 isbn 978-5-699-26681-4
Книга предназначена длястудентов-психологов и представляет собой конспект лекций по психодиагностике. Подробное изложение материала...

Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Программная инженерия»
Охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т д. Эти системы выполняют следующие функции

Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика» iconКонспект лекций. (Электронный учебник) Минск: бгэу, 2010. Тема 1...
Короленок Г. А. Менеджмент в торговле. Конспект лекций. (Электронный учебник) Минск: бгэу, 2010

Конспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Рекламные коммуникации промышленного предприятия»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница