3 Экономическая система 10




Скачать 183.52 Kb.
Название3 Экономическая система 10
страница1/4
Дата публикации23.07.2013
Размер183.52 Kb.
ТипЛитература
www.vbibl.ru > Экономика > Литература
  1   2   3   4

Содержание




Содержание 1

Введение 2

1. Сущность и типология социальных институтов 3

2. Эволюция социальных институтов 5

3. Трансформация социальных институтов в России 7

3.1. Институт семьи 7

3.2. Образование 9

3.4. Экономическая система 10

3.5. Политическая система 12

Заключение 15

Литература 17


Введение


Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.


^

1. Сущность и типология социальных институтов


В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин "группа" или "ассоциация". Такое понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя:

- совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

- общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);

- переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Итак, социальные институты - специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных форм принуждения и давления, различных способов выражения признания и одобрения. Благодаря институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами. Социальные институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия (официальные и неофициальные, формальные и неформальные институты). Однако их внутренняя структура однотипна по составу исходных элементов:

- любой социальный институт предполагает наличие устойчивых признаков объектов социальной регуляции, которые определяются объективным положением индивида в системе общественных отношений и фиксируется в социальном статусе.

- социальный статус проявляется в динамической форме, его поведенческим воплощением служит социальная роль.

- взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована, благодаря наличию норм.

^ Типы социальных институтов.

Экономические институты - их назначение в том, что они обеспечивают распределение индивидов в системе общественной организации труда и в системе отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение.

^ Политические институты - основная функция - установление, исполнение и поддержание власти, доминирующей в обществе социальной группы. Обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей, стабилизируют социальные структуры.

^ Социокультурные и воспитательные институты - освоение и последующее воспроизводство социокультурных ценностей.

Нормативно-ориентирующие институты - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов, придание поведению и мотивации нравственную ориентацию, этическую основу.

^ Нормативно-санкционирующие институты - осуществляют регуляцию социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах.

^ Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты (основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных норм, их официальном или неофициальном закреплении) -временные способы социальной регуляции.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3 Экономическая система 10 iconПрограмма вступительного экзамена
Хозяйственно-экономическая система и ее элементы. Субъекты системы. Типы экономических систем (традиционная, рыночная, командно-административная,...

3 Экономическая система 10 iconКонтрольная работа по истории экономических учений на тему: Экономическая система марксизма
Англии, утвердилась фабричная система, и победил капиталистический способ производства. В 30-40-х годах ХIХ в шел процесс быстрого...

3 Экономическая система 10 iconЛитература
Система управления качеством продукции, применяемая на предприятии, и ее экономическая эффективность

3 Экономическая система 10 iconУрок по обществознанию на тему «Экономическая культура»
Каждому ли человеку нужна экономическая культура? Экономическая свобода: анархия или ответственность? Где границы экономической свободы?...

3 Экономическая система 10 icon7. Системы эконометрических уравнений Виды систем регрессионных уравнений
Любая экономическая система – это сложная система с множеством входов, выходов и сложной структурой взаимосвязей показателей, характеризующих...

3 Экономическая система 10 iconВопросы к экзамену по дисциплине «Государственная экономическая политика»
...

3 Экономическая система 10 iconСпецифика распределительных отношений в переходный период
При переходе от плановой экономики к рыночной экономическая система формируется под воздействием двух институтов

3 Экономическая система 10 iconНовый курс Ф. Рузвельта и его экономическая сущность. Использованная литература
Экономическая история: Учебное пособие/ В. Г. Сарычев, А. А. Успенский, В. Т. Чунтулов- м., Высшая школа, 1985 г

3 Экономическая система 10 iconАктуальность темы исследования. Экономическая система современной...
При этом возникает необходимость направлять инвестиционные ресурсы на компенсацию возникшего прямого и косвенного ущерба

3 Экономическая система 10 iconЛекция 1 Экономическая теория в системе экономических наук
Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных ресурсов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница