План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации




Скачать 87.88 Kb.
НазваниеПлан Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации
Дата публикации20.08.2013
Размер87.88 Kb.
ТипЛекция
www.vbibl.ru > Экономика > Лекция


Лекция 2. Нововведения как объекты инновационного менеджмента

План

  1. Классификация новшеств и инноваций

  2. Жизненный цикл инновации

  3. Инновационная среда предприятия

4. Факторы успеха и неудач инноваций


  1. Классификация новшеств и инноваций


Эффективность инновационной деятельности любого предприятия, помимо других факторов, обусловливается правильным выбором типа инновации и инновационного процесса. Классификация новшеств, инноваций и инновационных процессов предполагает их распределение на конкретные группы по определенным базовым признакам. Возможны разные системы классификации, сформированные в зависимости от выбора критериев и целей. В качестве критериев классификации инноваций могут использоваться такие базовые признаки как область применения, этапы научно-технического процесса, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, их масштабы, результативность и эффективность инноваций

Пример классификации по наиболее часто используемым критериям (табл. 2.3).

Таблица 2.3

^ Классификации новшеств, инноваций, инновационных процессов


Базовые признаки

объекта

^ Классификация объектов по базовым признакам

Новшества

Научно-технические, технологические, экономические, организационные, управленческие

^ Степень новизны

Абсолютная, относительная, условная, частная

Глубина изменения

Радикальные, улучшающие, частичные (модифицирующие)

Инновации

Продуктовые (простой, сложный продукт, модификация продукта)

^ Уровень разработки и степень распространения

Международный, государственный, региональный, отраслевой, корпоративный, фирменный

^ Потенциал инновации

Радикальные, комбинированные, модификационные

Сфера разработки

и распространения

Промышленность, наука, экономика, образование, сфера услуг, право, управление, здравоохранение и др.

Инновационные

процессы

Цели, время проведения, стоимость, инвестиции, риски

Организационные

характеристики

процесса

Внутрифирменные, межфирменные, проектные, программные, конкурсные

^ Содержание инновационных процессов

Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные


Тем не менее, базовой считается классификация инноваций (новшеств) по предмету изменений - тому или иному виду товара. В соответствии с ней выделяются продуктовые и процессные инновации, а также инновации-услуги:

1. Предметом продуктовых инноваций являются продукты – материально-вещественные блага, удовлетворяющие те или иные потребности покупателя.

2. Процессные (технологические) инновации направлены на создание или модификацию способа удовлетворения той или иной потребности покупателя. Основными формами таких способов выступают технологии и "ноу-хау". Технология – воспроизводимая последовательность действий (операций), позволяющая при сохранении заданных параметров процесса с определенной степенью вероятности воспроизводить заданные параметры продукта. Как отмечалось выше, современный этап научно-технической революции характеризуется "отрывом" значительной части технологий от их материальных носителей, что и превращает их в самостоятельный вид товара. "Ноу-хау" – совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации и других способов формализации навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного производства.

3. Услуги являются нематериальным товаром, удовлетворяющим потребности покупателя в форме действия или опыта (знания). В результате потребления услуги покупатель не получает права собственности на какой либо материальный объект или процесс, овеществленный в материальном носителе. Еще одной характеристикой услуг является нераздельность их предоставления и потребления (они предоставляются и потребляются в одно и то же время в одном и том же месте). Кроме того, услуги не сохраняемы (не складируемы) и гетерогенны, что означает высокую степень изменчивости их содержания и качества даже по одному и тому же виду. Покупка услуги не означает приобретения покупателем права собственности на нее: клиент лишь получает личный доступ к ней на определенный период времени.
2. Жизненный цикл инновации
Жизненный цикл новой продукции в соотнесении с фазами инновационного процесса схематично представлен на рис.2.1.





Рис. 2.1. Схема жизненного цикла продуктовой инновации

Принято выделять не только жизненный цикл продукции, но и жизненный цикл технологии производства (рис. 2.2).




Рис. 2.2. Схема жизненного цикла технологии производства
Какую бы форму графического представления жизненного цикла нового продукта или технологии мы не избрали, при использовании циклического подхода, ЖЦИ должен включать семь основных стадий: а) разработку или приобретение новшества; б) внедрение новшества (создание опытного образца и/или пробной партии); в) производственное освоение инновационной продукции или технологии (выход на плановые показатели); г) коммерциализация новшества (устойчивое получение запланированной прибыли); д) снижение прибыли с последующем ее повышением за счет модернизационной деятельности; е) вывод инновационной продукции или технологии с рынка (утилизация – для продуктовых новшеств, рутинизация – для технологий).

Независимо от типа производимого товара – продукции, услуги или технологии, жизненный цикл инновации (ЖЦИ) – период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль или другую реальную выгоду

^ 2. Инновационная среда предприятия

Инновационная деятельность организации разворачивается в инновационной среде – социально-экономической, политической и нормативно-правовой обстановке, окружающей создание, реализацию и продвижение новшеств. Основными элементами инновационной среды выступают рынки новаций, инноваций и капитала.

Основной товар рынка новаций (новшеств) – продукты интеллектуальной деятельности. Не все даже запатентованные новшества находят практическое применение в производстве. Но те, которые обеспечивают превращение идеи в товар со значительным экономическим, социальным или экологическим эффектом, формируют рынок инноваций – систему экономических отношений между инноваторами-продуцентами, инвесторами и покупателями новых товаров и услуг. Переход новшества из рынка новаций на рынок инноваций возможен лишь при взаимодействии этих двух рынков с рынком капитала, обеспечивающим инвестиции в разработку новшеств и реализацию инноваций (рис. 2.7).




Рис. 2.7. Схема взаимодействие рынков новаций, инноваций и капитала

^ 4. Факторы успеха и неудач инноваций
Далеко не любую перемену в организации следует рассматривать как инновацию. Инновационными являются такие усовершенствования, которые отличаются более высоким технологическим уровнем и/или новыми потребительскими качествами продукта или услуги. Критериями успешности инноваций выступают:

- обеспечение экономии затрат или создание условий для такой экономии;

- повышение производительности труда или его облегчение;

- увеличение конкурентоспособности организации за счет роста материальных и нематериальных активов, повышения конкурентоспособности продукции, увеличения доли рынка, освоения рыночной ниши или выхода на новый рынок;

- обеспечение достижения стратегических целей – максимизации прибыли за счет обеспечения конкурентоспособности организации в долгосрочной перспективе.

Чтобы стать успешной инновацией, новшество на рынке сбыта должно отвечать следующим критериям: а) важности (значимость для потребителя); б) уникальности (восприниматься потребителем как неповторимый по преимуществам); в) устойчивости (обладать высокой степенью трудности для воспроизводства конкурентами); г) ликвидности (возможности реализации товара должны быть реальными).

Доля нерентабельных новинок среди продуктов и услуг в общем числе инноваций превышает долю успешных. Особенно высока, как отмечает П. Дойль, доля неудач в сфере потребительских товаров: примерно 80% новых потребительских товаров, 30 % новых продуктов производственного назначения и 20 % новых услуг обречены на неудачу 1. Причинами неудач инноваций выступают объективные и субъективные факторы.

Среди объективных факторов усложнения инновационной деятельности, способствующих росту неудач инноваций следует назвать:

- тенденцию значительного сокращения жизненного цикла товаров и услуг;

- рост затрат на создание, продвижение и реализацию новых продуктов;

- ужесточение законодательных актов о защите прав потребителей т охране окружающей среды;

- глобализацию конкуренции;

- постоянный рост предложения новых товаров и услуг;

- увеличение степени фрагментированности рынков;

- уменьшение рентабельности торговых марок предприятий-последователей.

Относительную гарантию успеха инноваций обеспечивают следующие принципы управления инновационной деятельностью организации:

- принцип тщательного планирования процесса разработки нового товара;

- принцип множественности разработок: многие инновации выбывают из инновационного процесса еще до стадии их коммерциализации, а несколько разработок, осуществляемых в одном направлении, создают возможность выбора;

- принцип снижения уровня потенциального риска инновации предполагает адекватную оценку и минимизацию инновационных рисков.

К субъективным факторам неудач инноваций относят следующие:

1. Медлительность в разработке инноваций. Низкие темпы инновационных разработок резко увеличивают их стоимость, отпускная цена оказывается слишком высокой, снижается экономия не только в производстве, но и маркетинге. Для завоеваний успеха в инновационной деятельности быстродействие организации важнее расчета издержек или даже качества товаров

2. Отсутствие очевидного отличительного преимущества инновационного товара. Потребитель не будет убежден в том, что новинка превосходит традиционный продукт, если: а) технические характеристики или дизайн товара не отвечают определенным требованиям; б) организация выбрала неверную стратегию позиционирования товара на рынке; в) кампания продвижения новинки была организована неэффективно.

3. Несовершенное планирование. К нему приводят отсутствие четких целей инновации, недостаточная координации усилий всех участников инновационного процесса, пренебрежение маркетинговыми исследованиями и ошибки в сегментировании рынка, слабый контроль за исполнением бюджета, использование рискованных стратегий позиционирования.

4. Антиинновационные установки менеджеров. Инновации являются системой с исходным противоречием между инновационной и рутинной деятельностью, так как первая отрицает вторую. Кроме того, разработка новинки может отвлекать дефицитные ресурсы у основного текущего продукта. Помимо этого многие представители менеджмента предпочитают краткосрочную прибыль в ущерб перспективному повышению доходности. Все эти причины вызывают негативное отношение части руководителей к инновациям. Поэтому, специалисты по инновационному менеджменту рекомендует:

а) вводить в структуру менеджмента организации особую должность менеджера по инновациям;

б) выделять инновационную деятельность в отдельные организационные подразделения вне текущего производства.

5. Отсутствие непрерывности в инновационной деятельности организации. Завоевание и удержание стратегических позиций на рынке требует не разовых или эпизодических инноваций, а превращения инновационной политики в основу стратегии организации.

К тенденциям деятельности наиболее успешных организаций относятся: а) рост в ассортименте наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих услуг (инжиниринговых, консультационных, лизинговых и др.); б) сокращение жизненного цикла товара; в) постоянное обновление традиционной продукции и снижение издержек производства в целях повышения конкурентоспособности.

1 Дойль, П. Указ. соч. - С. 261.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации iconИнновации России
Целевую образовательную программу подготовки менеджеров инноваций, ориентированную на коммерциализацию разрабатываемых новшеств

План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации icon1. Классификация информационных ресурсов предприятия Тема Жизненный цикл ир
Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность)

План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации icon1. Жизненный цикл товара
Целью данной работы является описать жизненный цикл товара, фазы жизненного цикла товара, методы маркетинговых исследований, метод...

План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации iconИсследование диаграмма «Жизненный цикл проекта»
В качестве методологии разработки была разработана модель, основанная на спиральной, состоящая из 5 фаз

План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации iconРешение контролируемая итерационная
Жизненный цикл – модель создания и использования по, начиная с появления потребности в нем и заканчивая моментом полного выхода из...

План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации iconHuman Resources «success»
Введение в ресторанный бизнес. Жизненный цикл предприятия общественного питания. Проблема конкуренции на ресторанном рынке. Цели...

План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации iconЯвляется ли информацией выдаваемый Ведомством статистики показатель«продолжительности жизни»?
Этот жизненный цикл модель, используемая для повышения качества программного обеспечения

План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации icon1 Реализованные и/или подготовленные инновации в образовательной деятельности
Основными направлениями работы в сфере инноваций в образовательной деятельности являлись

План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации iconHuman Resources «success»
Зачем ресторану нужен маркетинг? Жизненный цикл ресторана. Маркетинг – деньги на ветер или инвестиции в будущее?

План Классификация новшеств и инноваций Жизненный цикл инновации iconКакой процесс определяет системные требования, анализируя то, как...
Этот жизненный цикл модель, используемая для повышения качества программного обеспечения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница