В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект




Скачать 407.82 Kb.
НазваниеВ. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект
страница1/4
Дата публикации06.09.2013
Размер407.82 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4
В.М.Широнин
Проблемы институционального развития: когнитивный аспект
Стенограмма лекции 26.04.12

Коллеги, добрый день!
Я буду рассказывать свою работу и сначала чужую работу.
Слайд 1. Проблемы институционального развития: когнитивный аспект





  • Б.Мартенс. Когнитивные механизмы экономического развития и институциональных изменений

  • О когнитивной науке

  • В. Широнин. Институты и инновации: взгляд когнитивной науки





В последнее время возникла такая тема – когнитивная экономика. Тема, неоднозначно понимаемая - потому что первое, что возникло несколько раньше – это были работы Канемана и Тверски, за которые Канеману в 2002 году дали Нобелевскую премию «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости». Они изучали проблемы знания и того, как восприятие и переработка информации влияет на оценку риска и принятие решений. То есть они это делали совершенно в другом ключе, чем я буду рассказывать – занимались биржевым поведением, рыночным поведением и т.д.
Слайд 2.


когнитивный

лат. cognitio — познание

однокоренные слова:

греч. - ɣνώση (гноси)

англ. - knowledge

русс. - знание




Когнитивный анализ – от слова знание. Здесь зеленым выделен корень, он по латыни звучал как гн, по русски он превратился в зн, по гречески гн, по английски – knowledge – кн, к не произносится. В общем, это всё – про знание. Когнитивная наука и когнитивные подходы – значит, связанные со знанием. Это аспекты экономической жизни и вокруг экономической жизни, которые связаны со знанием.

Часть 1. Книга Мартенса

Слайд 3.

^ Bertin Martens

The Cognitive Mechanics of Economic Development and Institutional Change

Routledge, London and New York, 2004




Первое – я буду рассказывать вот эту книжку. Она мне попала в руки буквально совсем на днях. Хотя она опубликована в 2004 году, но так получилось, что я сам написал вот эту статью, и она была опубликована в 10-м году. Но я в тот момент, к сожалению или к счастью, не знаю, но я ее не видел тогда, когда писал. Потому что между ними очень много общего, но и в то же время есть большая разница. Я сначала расскажу про книжку, потом кое-что про когнитивную науку, а потом расскажу то, что писал я сам. Ракурсы разные, но совпадения интересные.
Начнем с книги Мартенса. Он бельгиец, чиновник Евросоюза, помладше меня, и как он написал на своей странице (я его живьем не видел) у него основное хобби - это чтение книг, по книге в неделю.
Слайд 4. Основные тезисы книги Мартенса




  • Экономические системы и институты развиваются в неразрывной связи

  • Их развитие определяется способом использования ограниченных информационных возможностей человека

  • Распределение и передача знания между людьми позволяет увеличить эти возможности

  • Существуют разные способы передачи знания: подражание, символический обмен, передача овеществленного знания (рынок)

  • Распределение знания – т.е. специализация, разделение труда – порождают проблемы координации

  • Для решения этих проблем существуют институты





Итак, основной тезис его книжки: что экономические системы и институциональные системы – это две стороны одного совершенно неразрывного целого. Такое вот общее утверждение. И дальше он говорит, что их развитие определяется способом использования ограниченных информационных возможностей человека.
Скажите, пожалуйста, у вас был курс институциональной экономики? … То есть можно считать, что дальнейшее для вас будет приятной неожиданностью.
В экономической науке есть такая тема, которая называется «ограниченная рациональность». Есть неоклассическое направление экономической науки – это микро, отчасти макро – и которое предполагает, что рыночные агенты, рынок знает всё. То есть люди оптимизируют свое поведение в условиях полной информации. Это называется неоклассическая экономика – не economy, а economics. И есть некоторое другое направление, которое называется институциональная экономика. Начиная с 30-х годов появилась новая институциональная экономика, где основной тезис заключается в том, что за всякое знание надо платить, платить временем или платить деньгами. То есть всегда для того, чтобы что-то узнать, нужно затратить на это силы, деньги и время. И все равно ты всего знать не будешь, поэтому твой выбор – он всегда ограниченно рационален.
Это вот такие синонимы – ограниченная рациональность, ограниченная информационная возможность человека. Мысль заключается в том, что человек не всё знает, не всё может переработать, и у него в единицу времени есть какая-то ограниченная способность перерабатывать информацию – и это очень важный фактор.
Третий тезис Мартенса такой: что распределение, передача знания между людьми позволяет увеличить эту пропускную способность. Один человек не может собрать всё в голове, а когда люди как-то специализируются… Тут синонимами являются слова специализация, разделение труда и т.д. Причем он пишет, что Адам Смит свою книгу о богатстве народов начинал буквально… Он так это подчеркивает, Мартенс, что 1-й параграф 1-й главы книги Адама Смита – о том, что разделение туда есть основа прогресса. Но дальше Мартенс говорит, что несмотря на это вопрос о разделении труда, о специализации, об обмене информацией – он в экономической науке как-то был потерян. В 1949 году Хайек – тоже такая фамилия наверно вам известна – Фридрих фон Хайек, тоже Нобелевский лауреат – он написал статью о распределенном знании. Но в общем эта тема как-то куда-то потерялась. Хотя все знают эти слова, на всех лекциях они повторяются, но исследований на эту тему как таковых не было.
Поэтому третий пункт – это на тему: распределенное знание, специализация, разделение труда – что с этим делать?
Дальше: если есть специализация, то возникает вопрос – какие есть способы передачи знания. Самый первый – подражание. Далее, символический обмен… Что такое символический обмен? Это как слова и речь. В сущности это аналогия языка. И третий способ – что тоже как-то не очень обсуждается – это передача овеществленного знания. То есть смысл такой, что вот если я умею делать автомобиль, то я могу себе сделать. Но чтобы у человека по фамилии Иванов тоже был автомобиль, я не обязан ему сообщать всё ноу-хау, как это делается. То есть я не должен ему объяснять, как строить доменную печь, как выплавлять сталь, как делать железки и как гнать бензин. А я могу просто сам сделать и ему продать. И это вот такой способ экономии на вот этой самой ограниченной информационной возможности. То есть я сильно экономлю на информационной мощности, и своей, и того, кто принимает это знание. Если я его передаю в овеществленном виде. Звучит как банальность, но на самом деле это не банальность, а очень интересный сюжет.
Дальше мы возвращаемся к проблеме институтов. При распределении знания, если знание распределено, если есть специализация, то одни люди знают одно, другие люди знают другое, и между ними должна быть какая-то координация. Возникают всевозможные проблемы, связанные с координацией. И для решения этих проблем существуют институты. И вся мысль этой книги заключается в том, что экономика в сущности это информационная машина, и она неразрывно связана с понятием институтов, с существованием институтов, которые позволяют ей работать.
Я на минутку сделаю отступление. Книга Мартенса – это теория, она написана в хорошем стиле экономикс, поэтому всё это – модели, которые конечно упрощают действительность. Но то, что она кажется простой – это очень большое достижение, поскольку он уложил огромное количество разных вещей в одну концепцию, в одну схему и показал связь. И это мне кажется очень полезным. Что касается моей статьи, о которой я потом буду рассказывать, то, конечно, она тоже теоретическая, но это попытка осмысления того, что у нас происходит в стране в смысле реформ, в смысле заимствований из-за рубежа. И попытка понять, что можно делать, какова реальность, с чем мы имеем дело. Она тоже, может быть, не имеет отношения к какой-то конкретике, но на самом деле она возникла из довольно-таки практических задач.
С таким комментарием, я буду рассказывать дальше.
Слайд 5. О распределенном знании



«Познание – это не только процессы обучения в человеческом мозгу, но оно включает также внешние устройства хранения знания, асимметрическое распределение знания между индивидами и организацию сообщения между ними».




Это цитата – что такое познание, из книги, о которой я рассказываю. И смысл этого тезиса в том, чтобы донести и подчеркнуть ту мысль, что познание – это не только психология, не только теория какого-то там восприятия и теория нервной деятельности, но познание – это всё. Если мы посмотрим кругом, то не увидим ни одной естественно произошедшей вещи. Всё вокруг сделано людьми, и соответственно это всё несет информацию. Вот стол, прямоугольной формы. Прямоугольников нет в природе, значит эта форма придана ему людьми, и это тоже информация.
Вообще, мысль о том, что экономика – это не удовлетворение потребностей, а это передача информации, она звучала еще давно в очень интересной форме. Был такой Веблен, примерно 100 лет назад он жил в Америке, который написал книжку о праздном потреблении, о демонстративном потреблении. О том, что люди потребляют не потому, что они хотят есть, а потому, что они хотят пометить, подчеркнуть свой социальный статус. То есть такая вот информационная нагрузка того, что казалось бы просто удовлетворением потребностей – эта мысль была в такой форме.
Итак, знание – это… Давайте представим себе компьютер. Там есть память, там есть информация, которая кодируется. А в жизни вокруг нас всё кодируется в виде предметов. Ну и в виде символической информации, в виде книг, в виде цифры и т.д.
Слайд 6. Словарь понятий: когнитивные свойства человека




  • Когнитивная способность (мощность)




  • Ограниченная рациональность




  • Когнитивная экономия







  • Cognitive capacity




  • Bounded rationality




  • Cognitive economy






Итак, когнитивная способность – это способность порождать, перерабатывать, передавать информацию в единицу времени. Ограниченная рациональность – это мысль о том, что человек не может до конца продумать, до конца всё взвесить – и никогда этого не делает. И когнитивная экономия – не экономика, а экономия – это стремление так организовать жизнь и взаимодействия в обществе, чтобы использовать вот эту когнитивную способность наилучшим образом. То есть люди стараются сэкономить на знании и организовать знание так, чтобы сэкономить.
Слайд 7. Словарь понятий: отличия знания (информации) от товара




  • Неконкурентность

  • Неисключаемость







  • Non-rivalry

  • Non-excludability






Мартенс строит свою теорию тоже довольно-таки экономным образом. Он говорит, что материальный товар отличается от знания всего двумя основными характеристиками. Он их называет неконкурентность и неисключаемость. Неконкурентность означает, что одним и тем же знанием могут пользоваться разные люди. Ну, например, у меня стоит виндоуз и у кого-то еще может стоять этот же виндоуз. Как Бернард Шоу сказал, если у меня есть яблоко, и у тебя есть яблоко, и мы поменяемся, то все равно у нас будет по одному яблоку, а если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся, то у каждого будет по две идеи. Такая шутка. Это неконкурентность. Теперь неисключаемость: это значит, что если я что-то изобрел, вот мне пришла в голову какая-тот гениальная мысль – то мне очень трудно сделать так, чтобы ей никто не воспользовался. То есть очень легко сделать так, чтобы в мой огород никто не залезал, но очень трудно сделать, чтобы моей идеей никто не воспользовался. Неисключаемость и неконкурентность – это не совсем разные свойства, но они все-таки не совпадающие. Потому что в принципе можно сделать так, чтобы софтом не пользовались пираты, например. Это трудно, но это можно. То есть неисключаемость – это вещь, с которой можно иногда бороться. А неконкурентность – это просто свойство того объекта, о котором мы говорим. Например, свойством неисключаемости обладает то, что экономической науке называется экстерналии, внешние эффекты. Скажем, я загрязняю атмосферу. Это похожие вещи, но в данном случае я говорю про информацию и про знание. Знание обладает вот такими свойствами, которые делают всю обычную экономическую теорию неприменимой. Потому что получается, например, что закон убывающей полезности неприменим сюда, закон убывающей производительности может быть неприменим и т.д.
Слайд 8. Словарь понятий: характеристики полученного знания




  • Точность

  • Охват (широта)







  • Accuracy

  • Scope (variety)





Я продолжаю набирать понятийный аппарат. В силу того, что человек не может знать всё, всегда есть выбор между точностью знания о чем-то или широтой охвата. То есть можно быть специалистом, можно потратить свое время, силы и эту вот ограниченную когнитивную мощность на то, чтобы узнать всё о каком-то одном предмете, но тогда у человека не хватает времени, чтобы знать что-то о других вещах. Либо можно сделать наоборот. И вот это конкурирующие вещи, конкурирующие в силу того, что общая познавательная способность ограничена.
Слайд 9. Словарь понятий: способы упорядочения и представления знания




  • Личностное знание

  • Символическое представление знания

  • Овеществленное знание







  • Personal knowledge

  • Symbolic representation of knowledge

  • Embodied knowledge






Какое может быть знание? Я об этом вскользь говорил: может быть личностное знание, то знание, которое в головах людей. Может быть символическое представление знания. Это речь, это письменная речь, это компьютерная запись, это книги, библиотеки, что угодно - я не буду в эти детали входить. На самом деле это очень интересный сюжет, я об этом немного буду говорить, когда буду говорить про свою статью. И вот есть овеществленное знание, то есть овеществление идей как способ информационного обмена. Тоже это немного непривычно, но когда обращаешь на это внимание, то, кажется, всё понятно и останавливаться здесь бессмысленно.
Слайд 10. Словарь понятий: распределенное знание (distributed knowledge)




  • Специализация

  • Разделение труда

  • Границы специализации

  • Транзакционные издержки







  • Specialisation

  • Division of labour

  • Limits of specialisation

  • Transaction costs






Есть такое понятие – распределенное знание. Я упоминал Хайека, это очень интересная фигура, она идет мимо учебных курсов как бы по касательной. Хотя человек это крайне знаменитый, и то, что он был Нобелевский лауреат – это, конечно, малая капля в море его влияния. В 1949 он году написал такую статью… Собственно, он боролся с идеей социализма, и он написал статью о том, что у каждого человека в голове есть свое личностное знание, индивидуальное, которого нет у других людей. И из этого он выводил, что социализм не имеет будущего – потому что социализм основан на том, что собирается вся информация в одном месте, и потом вырабатывают общий план. А Хайек говорил, что это невозможно потому, что все люди знают каждый что-то свое, и рынок является как раз механизмом, который позволяет извлечь… даже не извлечь, а использовать это знание.
Тут есть несколько понятий, которые потом будут обсуждаться. Специализация – это когда человек знает что-то свое очень хорошо. Разделение труда – это когда каждый знает что-то свое. Границы специализации и границы разделения труда – это сюжет, который обсуждался еще у Адама Смита в его книжке. И Адам Смит заметил, что границы разделения труда определяются объемом рынка. Это все знают. То есть если Робинзон живет один на острове, то он вынужден делать всё, и там разделения труда не будет. Мартенс в этой книге говорит, что да, это так, но верно и обратное. То есть и границы рынка определяются глубиной специализации. А глубина специализации зависит от институтов. Вот такой тезис. И транзакционные издержки – это, собственно говоря, те издержки, которые связаны как раз с координацией. Если я, например, покупаю автомобиль, то я покупаю всё то знание, которое в него заложено. Но как сделать, чтобы я не ошибся, чтобы меня не обманули? Я должен каким-то образом понять, что именно я покупаю. Я должен каким-то образом сделать так, чтобы потом, когда я заплачу, мне привезли то, что нужно. И вот это всё называется транзакционные издержки, потому что это всё стоит времени и средств.
Слайд 11. Словарь понятий: информационная асимметрия и транзакционные издержки




  • Транзакционные издержки ex ante

  • Транзакционные издержки ex post







  • Transaction cost ex ante

  • Transaction cost ex post






Транзакционные издержки – это от слова транзакция, что означает сделка. Издержки, связанные с заключением сделки. Эти издержки могут возникать до сделки, и после сделки. Их анализ на 2/3 составляет стандартный курс институциональной экономики, но на самом деле в традиционном курсе такой вот четкости нет, как в этой книжке. Ex ante: что я могу сделать до сделки для того, чтобы минимизировать свои потери и гарантировать, что я получаю то, что нужно? Я могу собрать информацию о товаре, могу собрать информацию о продавце, о системе санкций за то, что он меня обманет. Если это не производитель, а посредник – еще интереснее. Тогда я должен знать, каким образом продавец знает, что он делает.
Здесь я хочу сказать, что транзакционные издержки бывают двух сортов. И литература по институциональной экономике идет как бы по двум руслам. Одно направление больше имеет дело с издержками ex ante, т.е. до сделки, а другое направление больше рассматривает издержки, которые возникают после сделки.
Слайд 12. Словарь понятий: транзакционные издержки ex ante




  • Затраты на поиск информации и заключение договора

  • Неблагоприятный отбор







  • Contract preparation cost




  • Adverse selection






Неблагоприятный отбор – это понятие возникло в страховом деле, давным-давно – что страховаться идут те, кто болеет. Там есть отбор в худшую сторону для страховщика.
Слайд 13. Словарь понятий: транзакционные издержки ex post




  • Остаточные неопределенности

  • Моральный риск







  • Residual uncertainty

  • Moral hazard





А что возникает после сделки? Даже если это чистый бартер, т.е. шило на мыло меняется и всё, и после этого стороны расходятся, то дальше там может оказаться не мыло, а что-то еще. «Кукла» вместо денег, как принято. И что делать тогда? Издержки ex post – это то, что связано, как говорят, с оппортунистическим поведением продавца. То есть он может обмануть, он может трактовать договор… Всегда же договор написан какими-то словами, которые можно так или иначе трактовать в разные стороны, и т.д. Вот с этим связаны тоже издержки. После сделки возникают остаточные неопределенности, и возникает моральный риск. Например, человек застрахованный начинает гонять на машине, потому что семья деньги получит, а ему на себя наплевать. Это называется моральный риск (moral hazard). То есть после сделки человек использует эту сделку в своих интересах. Либо другая сторона сталкивается с тем, что добросовестно понимают сделку по-разному: один понимал ее так, а второй – иначе. Друг друга не поняли, хотя никто не хотел обмануть.
Слайд 14. Словарь понятий: институты


Придуманные людьми ограничения на поведение людей



Humanly devised constraints on human behaviour




Есть много разных способов понимать слово институт. В этой книжке, про которую я рассказываю, оно вот такое. Достаточно узкое, на мой взгляд, но я буду его придерживаться для определенности. То есть это, во-первых, не просто какие-то способы поведения, а общественно порожденные. Во-вторых, это ограничения. Необязательно законодательно, но это придуманные людьми ограничения. Это не модели поведения, не примеры – а это ограничения.
Слайд 15. Институты: подробнее


Институты могут рассматриваться как системы реакций на действия людей, которые направлены на перераспределение затрат и выгод от этих действий таким образом, что получаемый результат не совпадает с первоначальным (или естественным) результатом (каким он был бы при отсутствии социального вмешательства).



“Institutions could thus be considered as humanly devised responses to actions, with a view to re-allocate the costs and benefits of behaviour, and producing outcomes that differ from the primary or natural outcome (in the absence of social responses).”




Это более развернутое определение: институты могут рассматриваться как системы реакций на действия людей, и эти реакции направлены на
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconПроблемы водоснабжения населения в условиях глобальных гидроклиматических...
Проблемы водоснабжения населения в условиях глобальных гидроклиматических изменений. Медико-экологический аспект

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconВ. М. Широнин механизмы координации
Сбалансированность производственной деятельности один из основных факторов экономического развития, поэтому система координации совокупность...

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconАктуальность темы исследования. Категория смысла на всем протяжении...
Современная ситуация характеризуется смещением акцентов с изучения философских, гносеологических, лингвистических аспектов проблемы...

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconРеферат на тему: Индикаторы устойчивого развития общества: муниципальный аспект
Муниципалитет как и элемент более сложных систем в аспекте устойчивого развития 14

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconКонтрольная работа по дисциплине “ Социология ” вариант 20 на тему:...
«Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи»

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconТеоретическая часть проблемы
Практическое состояние и тенденции развития рассматриваемой проблемы в организации

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconТеоретический аспект изучения гендерных особенностей развития интернет-зависимости...
Теоретический аспект изучения гендерных особенностей развития интернет-зависимости у подростков в психологической литературе

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconЛичностно ориентированное образование как теоретико-методологическое...
Анализ положения личностно-ориентированного образования. Теоретико-методологические основы разработки прикладных аспектов проблемы...

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект icon«Гендерные особенности развития интернет-зависимости у подростков»
Теоретический аспект изучения гендерных особенностей развития интернет-зависимости у подростков в психологической литературе

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconСобрание сочинений том третий проблемы развития психики под редакцией А. М. Матюшкина
Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина.—М.: Педагогика, 1983.—368 с, ил.—(Акад пед...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница