Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»




НазваниеКонспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»
страница1/4
Дата публикации14.03.2013
Размер0.49 Mb.
ТипКонспект
www.vbibl.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина


Социально-экономический институт

Кафедра экономики организации

Конспект лекций по дисциплине

МИКРОЭКЛОНОМИКА

Нижний Новгород

2012

Кузнецова С.Н. Микроэкономика: Конспект лекций по дисциплине – НГПУ, 2012

Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» представляет краткое содержание основных разделов и тем курса в соответствии с рабочей программой дисциплины. Здесь изложен соответствующий государственному стандарту курс микроэкономики, включающий следующие разделы: общая экономическая теория, микроэкономика. Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает возможность увидеть структуру изучаемой проблемы, ее логические связи, а, следовательно, обеспечить более глубокое изучение курса.

© НГПУ

© Кузнецова С.Н.

^ Конспект лекций по дисциплине

«Микроэкономика»

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Общая экономическая теория

1.1. Предмет и методы экономической теории

1.2. Базовые экономические понятия

1.3. Собственность и хозяйствование

Раздел 2. Микроэкономика

2.1. Спрос и предложение

2.2. Рациональное поведение потребителя

2.3. Производство и производственные отношения

2.4. Предприятие как основной субъект экономических отношений

2.5. Рынок. Типы рыночных структур

2.6. Рынок труда. Распределение доходов

2.7. Рынки капитала и земли


Раздел 1. Общая экономическая теория

Тема 1.1. Предмет и методы экономической теории

Вопрос 1. Этапы развития экономической теории

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как «экономия» - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве (термин ввел Ксенофонт). Понятие «экономика» впервые вводит Аристотель – дословно «ойкономос» (ойкос- дом, номос – учение). Аристотель различает два вида деятельности в рамках экономики: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения.

При капитализме возникает самостоятельная наука – политическая экономия (термин ввели меркантилисты) – наука, изучающая сферу обращения. Ее первыми представителями были У. Петти и П. Буагильбер. Позднее физиократы (Ф.Кенэ) в качестве основного предмета исследования политической экономии выделяли уже сферу производства, а Рикардианская школа (Д. Рикардо) определила, что в центре внимания должна находиться сфера распределения. Завершает развитие политической экономии Сисмонди, который считает, что в центре изучения должна быть сфера потребления.

Во второй половине XIX века понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономикс» - экономическая теория, в основе которой заложена теория предельной полезности. Термин «экономикс» введен в обращение британским ученым–экономистом А. Маршалом. Основой предмета «экономикс» служит теория спроса и предложения, установление рыночного равновесия, рыночная конкуренция, поведение производителей и потребителей на рынке. Исключается необходимость изучения труда, собственности и связанных с ними экономических взаимоотношений в обществе.

По сути, экономикс – это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Таким образом, наука прошла три этапа в своем развитии. Этапы получили название: «экономия», «политическая экономия» и «экономикс».

Современное определение науки следующее: Экономика - это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов; это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди различных групп общества.

Рассмотрим характеристику отдельных экономических течений:

Меркантилизм (от итал.mercante – торговец) – одна из наиболее ранних экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения (торговля), а богатство нации заключается в деньгах (в виде золота и серебра).

Физиократы – французские философы и экономисты XVIII в., считавшие единственным источником дохода землю, а продуктивным видом деятельности – сельскохозяйственный труд. Считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в с/х. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Основателем школы был придворный медик Франсуа Кенэ.

Классическая английская школа – считает, что главным стимулом хозяйственной деятельности является частный интерес, но каждый человек реализует его только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому при реализации частного интереса реализуются и общественные интересы. Основателем школы был Адам Смит. Он полагал, что частный интерес можно реализовать в процессе разделения труда, поэтому свободная конкуренция, свободное продвижение капиталов, товаров, денег и людей необходимы для процветания общества.

Кейсианство – разрабатывает теорию регулируемого государством капитализма. Автором является Дж.М. Кейнс. Исходил из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией и т.д.; что государство должно планировать общенациональную экономику, регулировать норму процента, разрабатывать политику государственного инвестирования, формировать эффективный совокупный спрос.

Марксизм – учение немецкого экономиста, философа, социолога К.Маркса. Его теория основана на положениях о классовой борьбе – доказал, что общество разделено на два класса (капиталистов и эксплуатируемых ими пролетариата), что наемный рабочий часть своего рабочего времени трудится бесплатно. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости, доказывающая эксплуататорскую сущность капитализма. Считал, что ценность экономических благ определяется трудовыми затратами, потраченными на производство данных благ.

Маржинализм (австрийская школа) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин. Считали, что ценность экономических благ определяется не трудовыми затратами, не стоимостью продуктов, а их редкостью и той пользой, которую принесет последний экземпляр определенного блага. Представителями этой школы являются К.Менгер, Е.Бем-Баверк и Ф.Визер. Работы ученых основываются на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, а сфера потребления. Ввели такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.

Математическая школа – направление в теоретической экономике, использующее математические методы и модели для описания экономических процессов и расчета экономических показателей в ходе анализа, прогнозирования, планирования.

Монетаризм – экономическая теория и концепция экономического управления государством, согласно которой решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении. По их мнению, главными способами воздействия на экономику являются: регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Неоклассицизм – современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной трудами А.Смита и Д. Риккардо. Неоклассицизм ввел в экономическую науку категорию спроса, предложения, полезности, маргинальности, всеобщего равновесия.

^ Вопрос 2. Предмет экономической теории

Предмет экономической теории в разных школах трактуется по разному. Например: В классической политической экономии приоритетной сферой исследования следует назвать сферу производства, марксизм исследует производственные отношения, носящие классовый характер, между людьми, а неоклассики анализируют рыночное хозяйство и др.

С начала 1930–х годов предмет экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика – (от греч. macros – большой и экономика) – часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются свободные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Макроэкономика изучает средние по стране показатели, такие как средние доходы, средняя заработная плата, цены, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.

Микроэкономика – (от греч. micros – малый) – часть, раздел, область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, потребителей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними, отдельных рынков. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления.

Объектом изучения микроэкономика так же служат отношения между производителями и государством на различных рынках.

Современная трактовка предмета – изучается поведение человека с позиции ограниченности ресурсов и их альтернативного использования.

^ Вопрос 3. Методы экономической теории

Методы экономического исследования – конкретные способы и приемы, используемые при изучении конкретной действительности (научной абстракции, индукции, дедукции, исторические и логические приемы сравнительного анализа, выборочных исследований и др.).

Первым методом, который использовала экономика, была формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Формальная логика использует понятие – фиксируется мысль о предмете; суждение – это мысль в которой утверждается или отрицается что-либо; умозаключение – прием мышления, посредством которого получают итоговое знание.

В последствии из формальной логики выделились синтез, анализ, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза и др.

^ Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Анализ – это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.

Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему.

Дедукция- метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Аналогия – метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Гипотеза – метод, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений или процессов.

Тема 1.2. Базовые экономические понятия

Вопрос 1. Основное противоречие экономического развития

Ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли и др.) ставит перед обществом проблему выбора: что производить и в каких количествах, какую технологию использовать при производстве, на какие слои общества ориентироваться. Рациональное решение этих проблем возможно при наиболее эффективном и полном использовании ограниченных ресурсов, при полной занятости, при грамотном соотношении инвестиций и потребления.

Проблема экономической организации в каждом обществе решается различными способами, однако все они сталкиваются с основным противоречием экономического развития:

  1. Потребности общества безграничны;

  2. Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограниченны и редки.

Данное противоречие экономического развития решается путем выбора.

^ Вопрос 2. Потребности

Наука изучает экономические потребности общества и способы их удовлетворения.

Потребности – это нужда в чем-либо, необходимость для поддержания жизнедеятельности и гармоничного развития личности, фирмы и общества в целом. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. Потребности подразделяются на:

  1. Первичные – удовлетворяют жизненно важные нужды человека (одежда, пища). Не могут быть заменены одна на другую.

  2. Вторичные – относят все остальные потребности (кино, спорт). Могут быть заменены одна на другую.

Экономисты изучают материальные потребности.

^ Вопрос 3. Блага

Средства, с помощью которых удовлетворяют потребности, называют благами. Благо – это все то (товары, услуги и др.), что используется для удовлетворения потребностей.

Блага подразделяют на:

  1. Даровые – имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (пр. воздух);

  2. Экономические – это блага в ограниченном количестве, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства.

Экономические в свою очередь в зависимости от времени использования блага в потреблении делятся на:

  1. Долговременные – предполагается многоразовое использование (автомобиль, электроприборы);

  2. Недолговременные – исчезают в процессе разового потребления (хлеб, напитки).

По целевому назначению блага можно разделить на потребительские и ресурсы.

1. Потребительские блага – это блага, которые непосредственно используются потребителями

2. Ресурсы – это экономические блага, которые используются в процессе производства.

Среди благ выделяют также:

  1. Взаимозаменяемые (субституты) – заменяемы один на другой. Например, сок и минералка, масло и маргарин.

  2. Взаимодополняемые (комплементарные блага) – применение одного из двух (нескольких) требует одновременного использования другого блага. Например, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Изменение спроса на одно из таких благ меняет спрос на другое благо аналогичным образом.

^ Вопрос 4. Ресурсы

Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, то есть экономических благ. Ресурсы делят на:

  1. Материальные – капитал, земля;

  2. Людские – труд, предпринимательские способности.

Экономические ресурсы ограниченны, поэтому одновременное и полное удовлетворение всех потребностей общества принципиально не возможно. Возникает проблема экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей человека.

Все имеющиеся у общества ресурсы, в том числе и время, имеют альтернативный характер.

Альтернатива – один из двух возможных взаимоисключающих путей.

^ Вопрос 5. Экономический кругооборот

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ между экономическими агентами, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Основными агентами являются:

1. ^ Домохозяйства (семья) – предъявляют спрос на потребительские товары и одновременно поставляют экономические ресурсы (труд и др.).

2. Предпринимательский сектор (фирмы) – предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь потребительские товары и услуги.

Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и доходов (рис.3).

Так же в модель кругооборота может быть включен:

3. ^ Государственный сектор (государство) – предоставляет специфические блага: безопасность, науку, инфраструктуру и за это собирает часть денег в виде налогов (рис.)

^ Вопрос 6 Экономические системы

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов, отвечающих за структуру общества; порядок обмена и потребления экономических благ; производственные отношения.

Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции.

Выделяют четыре экономические системы:

1. Традиционную – отношения строятся на основе традиций. Распределение, обмен и потребление благ осуществляется в зависимости от положения человека в обществе, и закрепляются традицией, моралью, религией. Отсутствует общественное разделение труда. Потребности удовлетворяются только за счет собственных ресурсов. Экономика изолирована от внешнего мира. Система характерна для племенных общин и экономически отсталых стран.

2. Рыночную – цены играют основную роль в распределении ресурсов и выборе товаров. Система основывается на трех принципах: частной собственности, свободном образовании цен, конкуренции. Ограничивается роль государства. Главная движущая сила экономики – личный интерес.

3. ^ Плановую (административно-командную) – распределение ресурсов и производство планируется централизовано. Система основывается на принципах: государственная собственность, директивное ценообразование, централизованное планирование. Монополизм производства. Доход в обществе зависит от должности.

4. Смешанную – сочетание свободного рынка с элементами государственного регулирования. При этом государство имеет право: определять таможенную и налоговую политику, иметь свой коммерческий сектор на рынке, контролировать цены, ограничивать монополию.



Рис.. Кругооборот с участием государства

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство»
Здесь изложены общая характеристика документационного обеспечения; знакомство с унифицированными приемами написания официальных документов;...

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций «Логистика. Конспект лекций»
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом»
Крупица В. В., Яшкова Е. В., Егоров Е. Е. Управление персоналом: Конспект лекций по дисциплине – вгипу, 2009

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика»
Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает...

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Станченкова Ю. И. Управление персоналом и организационное поведение: Конспект лекций по дисциплине – вгипу, 2009

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги»

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» icon«Психодиагностика. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008 isbn 978-5-699-26681-4
Книга предназначена длястудентов-психологов и представляет собой конспект лекций по психодиагностике. Подробное изложение материала...

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Программная инженерия»
Охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т д. Эти системы выполняют следующие функции

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций. (Электронный учебник) Минск: бгэу, 2010. Тема 1...
Короленок Г. А. Менеджмент в торговле. Конспект лекций. (Электронный учебник) Минск: бгэу, 2010

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Рекламные коммуникации промышленного предприятия»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница