Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика»




Скачать 213.47 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине «Национальная экономика»
страница1/2
Дата публикации03.04.2013
Размер213.47 Kb.
ТипКонтрольная работа
www.vbibl.ru > Экономика > Контрольная работа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
\\\\\\\\\\\

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО
дисциплине «Национальная экономика» .

(наименование учебной дисциплины)
За 5 учебный семестр 2010/2011 учебного года

СТУДЕНТ(КА) \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ .

(фамилия, инициалы)

ГРУППА \\\\\\\\\ .
Личный номер \\\\\\\ .
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\_ .

(фамилия, инициалы)

Заключение преподавателя _________________________________________


ДАТА ________________ ПОДПИСЬ ______________

^ 1 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ
Для того, чтобы проанализировать состояние национальной экономики в 2010 году, необходимо исследовать несколько её сфер: инвестиционная политика, занятость, промышленная политика, аграрная политика.

^ Инвестиционная политика. Инвестиционная политика является составной частью экономической политики государства, как инструмент воздействия на экономику страны и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов. В настоящее время украинская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Основные её направления - меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, всепоглощающий рынок потребления, высокий процент прибыли делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей. За 2010 год в развитие экономики Украины было вложено 103,3 млрд. грн. инвестиций, которые поступили из 124 стран мира. Почти половина которых принадлежит Кипру (22,5%), Германии (16,5%) и Нидерландам (9,6%). Среди них на 1 октября 2010 года прямые иностранные инвестиции - 42,5 млрд. дол, что на 6,4% больше, чем на начало года, и на душу населения составляет 926,7 дол. Наибольший удельный вес освоенных капитальных инвестиций наблюдается в промышленности 35,5 млрд. грн., прежде всего в перерабатывающую – 21,1 млрд. грн. [1].

Наиболее реальными инвесторами для национальной экономики являются Российская федерация (прежде всего в банковскую сферу), Китай (добыча природных ресурсов, финансовый сектор), Австрия, Франция [2, c.23-24].

Однако, несмотря на это, иностранные инвесторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в украинские предприятия. Основными причинами этого являются:

- нестабильность экономической и политической ситуации;

- несовершенное и противоречивое законодательство;

- неясность в определении прав собственности;

- отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;

- нестабильность гривны как национальной валюты;

- непредсказуемость изменений в налоговой системе;

- отсутствие прозрачности правил ведения бизнеса.

Прежде всего, инвестиционная политика направлена на поддержку приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса. Государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а также иностранных инвестиций. Защита инвестиций обеспечивается законодательством Украины, а также международными договорами Украины. Государственная инвестиционная политика Украины должна создавать благоприятные условия, к которым можно отнести [3, с.64]:

- необходимость увеличения внутренних (собственных) средств субъектов хозяйствования в финансировании инвестиционных проектов;

- выделение бюджетных средств, преимущественно для реализации государственных, программ (проектов), направленных на осуществление структурной перестройки экономики, по адресному принципу;

- финансирование объектов, строительство которых начинается за счет бюджетных средств, осуществлять на конкурсной основе (проводить тендеры);

- предоставление преимуществ в завершении начатых строений, техническому переоснащению и реконструкции действующих предприятий;

- осуществление государственными органами контроля за целевым использованием централизованных инвестиций;

- внедрение системы страхования инвестиций.

Можно сделать вывод, что для осуществления успешной инвестиционной политики государства необходимо проводить мероприятия, связанные с укреплением национальной валюты, установления политической стабильности в обществе, проводить существенные реформы в налоговом законодательстве. Реальные инвестиции являются главным источником эффективности обновления основных фондов и перехода производства на уровень высокотехнологического развития.

^ Сфера занятости. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

На национальном уровне безработица, прежде всего, снижает объем производства валового внутреннего продукта. Взаимосвязь этих явлений выражена в так называемом законе Оукена, согласно которому, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%. Оценивая этот факт, необходимо обратить внимание на понятие «естественный уровень безработицы». Он в экономической теории считается нормальным в том случае, когда достигнута определенная сбалансированность спроса и предложения труда, т.е. вакантных рабочих мест примерно столько же, сколько людей, ищущих работу.

В 2010 году, в сравнении с 2009-им, численность занятого населения в Украине в возрасте от 15 до 70 лет возросла на 100 тысяч с 20 млн. 200 тыс. до 20 млн. 300 тыс., или с 57,7% до 58,5%. Определенная по методологии Международной организации труда численность безработных граждан в Украине в возрасте от 15 до 70 лет снизилась с 1 млн. 960 тыс. в 2009 году до 1 млн. 790 тыс. в 2010 году. В том числе уровень безработицы экономически активного населения снизился с 8,8% в 2009 году до 8,1% в 2010 году. Сократилась и численность граждан Украины, которые находятся в состоянии вынужденной неполной занятости: в январе 2011 года этот показатель снизился в 2,3 раза до 118 тыс. 300 человек. Снижение уровня безработицы состоялось во всех регионах [4].

Численность безработных в Украине в среднем за 9 месяцев 2010 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, уменьшилась на 153,6 тыс. человек и составила 1,8 млн. человек. Среди безработных 71,6% составляли жители городов (почти 1,3 млн. человек), остальные – сельские жители (504,1 тыс. человек). Наибольшее уменьшение количества безработных отмечено в Донецкой, Днепропетровской областях и в Киеве [5].

В сентябре 2010 года уровень безработицы в Украине достиг 1,5%, увеличившись по сравнению с августом на 0,01%. Это первый в 2010 году случай роста безработицы - до этого она лишь снижалась с 1,9% в начале года до 1,4% во все летние месяцы. На 1 октября в Украине насчитывалось 408,1 тыс. Лиц, имевших официальный статус безработного. Из них пособие по безработице, средний размер которого в сентябре 2010 года составил 739,03 грн., получали 279,5 тыс. человек. Количество городских безработных превысило количество безработных граждан в сельской местности на 117,1 тыс. человек, составив 262,6 тыс. человек. Среди украинских безработных в первый месяц осени преобладали женщины - их насчитывалось 239,5 тыс. человек, против 168,6 тыс. мужчин. Количество трудоустроенных женщин в сентябре 2010 года превысило количество трудоустроенных в этот период мужчин: 38,9 тыс. человек (12,6% от общего количества безработных женщин) против 32,5 тыс. человек (14,3% от общего количества безработных мужчин). При этом в сентябре количество вакансий, заявленных украинскими работодателями, составило 84,6 тыс. вакансий, что дало нагрузку в 50 незанятых граждан (в сентябре 2010 года в Украине насчитывалось 426,6 тыс. незанятых человек) на 1 вакантное место [6].

^ Промышленная политика. Эффективная государственная промышленная политика особенно важна в наше время — в период формирования в стране экономики рыночного типа. Это обусловлено необходимостью четкого определения целей и направлений структурной перестройки промышленности, повышения эффективности работы как отдельных отраслей, так и каждого предприятия, формирования такой нормативно-правовой базы хозяйствования, которая бы обеспечивала повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках [7].

Несмотря на жесткий налоговый пресс и финансовые сложности, вызванные высокой стоимостью кредитных ресурсов, в последнее время в промышленности происходят позитивные изменения.

Индекс промпроизводства в Украине в 2010 году, сравнительно с 2009 годом, составляет 111%. В декабре 2010 года, по сравнению к ноябрю 2010 года, индекс промпроизводства увеличился на 4,7%, по сравнению с декабрем 2009 года - на 12,5% [8].

При этом, за январь-декабрь 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, добывающая промышленность выросла на 3,7%, перерабатывающая - на 13,5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 9,5%. Объем промышленного производства в ноябре снизился к показателю октября на 2,2%, а темпы его роста к аналогичному месяцу 2009 года замедлились до 9,9%, в сентябре-октябре темпы составляли 10,2% [9].

Небольшое торможение роста в промышленности (до 10,6% в январе-ноябре с 10,7% по итогам десяти месяцев) эксперты объясняют тем, что падение в металлургии оказалось меньше, чем ожидалось,– всего на 0,7%. Помимо торможения роста промышленного производства, в ноябре ухудшились показатели грузоперевозок (темпы роста снизились с 9,3% до 8,7%) и сельского хозяйства (спад усилился с 1,2% до 1,3%). Объемы розничного товарооборота выросли с 5,8% до 7,1%, а спад в строительстве снизился с 9% до 8,2% [10].

^ Аграрная политика. Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

АПК - самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК Украины в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Удельный вес капитальных вложений в АПК в общем объеме инвестиций в экономику Украины составляет 10%. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.

К агропромышленному комплексу (АПК) относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья. В АПК входят три крупные сферы отраслей.

Первая сфера АПК - тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для пищевой промышленности, агрохимия (производство минеральных удобрений и микробиологическая промышленность), комбикормовая промышленность, система материально-технического обслуживания сельского хозяйства в Киеве, мелиоративное и сельское строительство.

Вторая сфера - растениеводство, животноводство, рыболовство лесное хозяйство.

Третья сфера АПК - пищевая промышленность, холодильное складское, специализированное транспортное хозяйство, торговые и другие предприятия и организации, занимающиеся доведением конечного продукта до потребителя, включая оптовые рынки, розничную торговлю и общественное питание. К каждой сфере следует также отнести соответствующие отрасли науки и подготовку кадров [11].

Украина в 2010 году намолотила 41,5 млн. тонн зерна (в весе до доработки). Средняя урожайность зерновых и зернобобовых составила 28,5 ц/га против 31,2 ц/га в 2009 году. В 2010 году более 3 млн. га намолотили агрохозяйства Винницкой и Одесской областей, более 2 млн. га – Днепропетровской, Запорожской, Кировоградской, Николаевской, Киевской, Полтавской и Черкасской областей. Урожай кукурузы в 2010 году в Украине составил более 12 млн. тонн, что на 1,8 млн. тонн больше по сравнению с 2009 г. Средняя урожайность этой культуры составила в 2010 г. 45,9 ц/га, тогда как в 2009 г. – 51 ц/га. Украина также собрала 1,7 млн. тонн сои, что на 421 тыс. тонн больше, чем в 2009 году, 14,8 млн. тонн сахарной свеклы (на 4,5 млн. тонн больше) [12].

Таким образом, проанализировав состояние нескольких отраслей экономики Украины, можно сделать вывод, что в 2010 году наблюдался рост национальной экономики. Это благотворно сказалось на экономической ситуации страны. Увеличение инвестиций, уменьшение безработицы, рост промышленного производства, увеличение в целом количественных результатов деятельности агропромышленного комплекса – все это свидетельствует о прогрессе в национальной экономике, который дает мощный толчок к дальнейшему её развитию.

Тем не менее, наблюдается замедление темпов восстановления экономики Украины. Наибольшее негативное влияние на динамику экономической активности оказало сельское хозяйство в связи со снижением объемов производства продукции растениеводства из-за неблагоприятных погодных условий, а также снижение объемов производства в металлургии, что было обусловлено сезонным снижением активности, а также слабой конъюнктурой внешних рынков. В металлургической отрасли рост деловой активности создает предпосылки для постепенного повышения цен на металлопродукцию, однако, быстрое восстановление спроса маловероятно.

В 2010 году правительству Украины удалось добиться формального прироста макроэкономических показателей и обеспечить финансовую стабильность, которая благотворно сказалась на развитии рынка. Так, о итогам 2010 года ВВП вырос на 4,1%, а промышленное производство – на 11%. Показательным остается и прирост розничного товарооборота на 7,6%. За январь-декабрь 2010 года розничный товарооборот в Украине достиг 529,9 млрд. дол. Если темпы восстановления в 2011-2012 годах останутся на уровне 2010 года, то экономика Украины достигнет докризисного уровня к 2013 году [13].

^ 2 ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Суть экономической политики заключается в постановке и достижении определенной цели экономического развития общества.

На глобальном уровне следует выделить основную, высшую цель развития экономики, она сводится к достижению максимального благосостояния всего общества.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика» iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономика организации»
Определение потребности в персонале и планирование его численности

Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Экономика организации»
Износ основных производственных фондов. Методы начисления амортизации

Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика» iconКонтрольная работа по дисциплине: Мировая экономика
Вариант №18: «Роль транснациональных корпораций (тнк) в мировом инвестиционном процессе»

Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика» iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономика организации»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика» iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономика организаций»
С целью анализа процесса производства предприятие вводит понятие производственной мощности

Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика» iconКонтрольная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»...
Анализ причин несчастных случаев, заболеваний, аварий

Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика» iconКонтрольная работа. По дисциплине: «Экономика предприятий»
Особенности применения той или другой формы и системы оплаты труда на предприятии

Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика» iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономика организации» на тему:...
Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности

Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организаций»
Курсовая работа по дисциплине «Экономика организаций» включает теоретическую и практическую части и выполняется по

Контрольная работа по дисциплине «Национальная экономика» iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономика организаций»
Теоретический вопрос: Показатели использования основных фондов и направления улучшения их использования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница