С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви




Скачать 144.9 Kb.
НазваниеС древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви
страница1/2
Дата публикации16.03.2013
Размер144.9 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2


Церковь и экономика

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви, как организации, являющейся в обществе влиятельной экономической силой.

Религия - многолика. Если обратиться к Википедии, то там перечислены такие ее функции, как мировоззренческая, коммуникативная, интегративная, политическая, культурная, психотерапевтическая и даже дезинтегрирующая, т.е. используемая для разъединения людей, для разжигания вражды и войн между разными религиями и вероисповеданиями, но ни слова не сказано о такой важнейшей ее функции, как экономическая, которая собственно и лежит в основе всех других функций.

Повторяю, я не собираюсь в этой статье рассуждать о научной обоснованности религии, как одной из форм иррационального верующего общественного сознания (звучит парадоксально, не правда ли?), а также исследовать сходство и различия между десятками религиозных течений. Моя задача – проследить взаимодействие церкви и экономических процессов в обществе. А ее роль в экономике всегда была и остается до сегодняшнего дня весьма значительной. Причем она и для самой церкви является целеполагающей, служащей нередко причиной многочисленных распрей между различными конфессиями, между которыми веками идет борьба за владение храмами, монастырями, земельными угодьями и ценностями.

Обратимся к истории.

Уже в ^ Древнем Египте и в Двуречье храмы были собственниками значительных земельных участков и крупными рабовладельцами. При фараоне Рамсесе III только трудоспособных рабов в храмовых хозяйствах насчитывалось около 108 тысяч человек, а если добавить членов их семей, то это число возрастало до 450 тысяч человек. Кроме рабов на пашнях, принадлежавших жрецам, работали еще и общинники. В ведении храмов находилось 285 тысяч гектаров земель – более одной восьмой части сельскохозяйственных угодий страны. Священники верно служили власти, провозглашая ее божественное происхождение. Вера в загробную жизнь настолько владела умами фараонов и богатых людей, что они еще при жизни своей строили себе роскошные гробницы. Некоторые из них приобретали поистине грандиозные размеры, например, знаменитая пирамида Хеопса. Она возведена из 2,3 млн. известняковых блоков общим весом около 7 млн. т. В строительстве пирамиды участвовало 7 отрядов, насчитывающих тысячи рабочих и мастеров. Ее строительство окончательно подорвало экономический потенциал Древнего Египта.

В Месопотамии в двухтысячных годах до н.э. храмы взимали немалую плату за совершение религиозных обрядов. Бичом для народа были кредиторы-ростовщики, которыми были жрецы храмов (наряду с царскими чиновниками и торговыми агентами) Они подобно паукам, постепенно высасывали из должника все жизненные соки. Ссуда, которую выдавали ростовщики, обеспечивалась залогом земли, дома, рабов или иного вида имущества. Сумму, выдаваемую взаймы, называли qaqqadu, или «головой». Латинское слово caput, означающее «голова», послужило образованию слова «капитал». Таким образом, священнослужители Вавилона стояли у истоков термина, обозначающего высшую форму эксплуатации человека человеком. Царь Вавилона Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) вынужден был в своих знаменитых законах несколько умерить аппетиты ростовщиков и установить предельный процент при даче в заем зерна или серебра. С хлеба закон разрешал брать максимум 33,3%, а с серебра – 20%. Заимодавцам категорически запрещалось превышать процент, установленный Хаммурапи. В Вавилонии храмы были крупными землевладельцами, на которых располагались плантации финиковых пальм и зерновые поля. Храмы содержали также большие стада коров, ослов, мулов, верблюдов, овец и коз. При храмах были мастерские для изготовления пряжи и тканей из шерсти, в которых работали рабыни.

С древнейших времен ведет свое начало иррациональная церковная практика – возведение храмов, величие которых должно было поражать воображение верующих, подавлять их разум и чувства масштабами, архитектурными формами и великолепием. Строительство храмов требовало баснословных средств, добываемых путем жестокой эксплуатации непосредственных производителей (общинников, рабов, крепостных, наемных работников) за счет создаваемого ими прибавочного продукта.

Вот как описывает А.В.Волков одно из чудес света – храм в столице Месопотамии: «Главным храмом Вавилона и всей страны была Эсагила (по-шумерски «Дом, в котором поднимают голову»), жилище бога Мардука. При храме имелась башня-зиккурат – это упомянутая в Библии знаменитая Вавилонская башня, Этеменаки (по-шумерски «Дом основания небес и земли»). Эсагила находилась в самом центре Вавилона. Территория, отведенная под храм, представляла собой прямоугольник длиной около 650 метров и шириной 450 метров…Здесь же, на территории храма возвышалась знаменитая Вавилонская башня, в основании представлявшая собой квадрат, каждая сторона которого равнялась примерно 90 метрам. Ступенчатая храмовая башня-зиккурат являлась непременным атрибутом любого города Месопотамии…Высота Вавилонской башни, состоявшей из нескольких ярусов, достигала 90 метров. Она намного превосходила все прочие зиккураты. Каждый ярус был выкрашен в особый цвет и являлся храмом, посвященным отдельному божеству. Седьмой ярус считался жилищем бога Мардука. Он представлял собой храм длиной 24 метра, шириной 21 метр и высотой 15 метров. Этот храм был украшен голубым эмалированным кирпичом. Внутри располагались ложе и стол из золота, предназначенные для Мардука» (Волков А.Великие цивилизации. АСТ.Астраль. М.: ВКТ2007. с.109-110).

Подобные сооружения возводились повсеместно, где церковь обретала значительную власть в обществе.

Так, в современной России одним из последних заново возведенных недавно в Москве храмов является Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя, построенный на месте прежнего, взорванного большевиками в 1931 году. На его строительство, начатого еще в 1817 году, а открытого только 26 мая 1883 года, было израсходовано для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши 422,2 кг золота и 176 тонн меди (толщина его стен достигала 3 м 20 см, высота от основания до креста равнялась 103,5 м, а креста – 8,5 м). Общая стоимость окончательного проекта составляла около 15 миллионов рублей золотом (кстати, деньги, первоначально направленные на строительство Собора в сумме свыше 16 млн. рублей, были разворованы). Стоимость возрожденного в 1990-х годах прошлого века храма (его высота с куполом и крестом составляет 105 м - на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор, не говоря уже о Вавилонской башне) мне неизвестна, но, несомненно, она представляет собой немалую сумму.

В экономике средневековья церковная собственность также играла огромную роль. Пользуясь своими владениями, церкви и монастыри заставляли крестьян осушать болота, вырубать леса, расчищать кустарники и возделывать пустоши. Церковь стала самым крупным землевладельцем, в частности, не только за счет крестьян, которые искали у нее защиты и покровительства от беспредела знати, но и за счет завещаний феодалов. В странах Западной Европы церкви принадлежало от одной трети до половины всех земель. Как отмечал Ф.Энгельс, церковь выступала «…в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. 2-ое изд. т.7. с.361).

В Западной Европе система распределения и перераспределения созданного трудом крестьян и ремесленников продукта отражала классовую и сословную структуру феодального общества. Рядовое крестьянское хозяйство с трудом выдерживало гнет различных поборов. После уборки урожая первым снимал свой оброк феодал. За ним церковь забирала себе десятую часть урожая и приплода скота (десятину). Затем наступала очередь королевского сборщика налогов, который забирал двадцатую часть крестьянского дохода.

В той же Западной Европе крестьяне бежали в города, спасаясь от гнета феодалов, но и они, расположенные на землях того или иного феодала, должны были платить ему подати. В начале XII века, доведенные до отчаяния, жители французского города Лане, восстали против домогательств епископа Годри, требовавшего с горожан большую денежную сумму, и он был убит.

Как пишет М.Покровский, раньше всего крепостными грамотами великого князя московского, разрешавшими своих крестьян «от себя не выпускать», а тех, которые ушли, разыскивать и насильно возвращать обратно, «…обеспечили себе монастыри. Самая ранняя, какую мы знаем, относится к Троицко-сергиевскому монастырю. Монастыри вообще были лучшими сельскими хозяевами того времени. Они шли впереди и в деле образования торгового капитала. Благодаря приношениям благочестивых людей, с одной стороны, благодаря тому, что монастыри являлись местом, куда отдавали на хранение всякие ценности – с другой, монастыри сосредоточили в своих руках огромные суммы денег. На эти деньги они вели торговлю. Соловецкий монастырь, например, торговал солью на всю Россию, Кирилло-белозерский и Троице-сергиевский – хлебом на широком пространстве. А во-вторых, они приобретали землю, преимущественно у разорившихся землевладельцев, и на этой земле заводили первое настоящее крепостное хозяйство, с тяжелой барщиной для крестьян и с порядками очень строгими. Это были первые хорошо устроенные крепостные имения в России» (М.Покровский. Русская история в самом сжатом очерке» Партийное издательство.1933. с.39). Кстати, Троицкая лавра первая в XV веке выхлопотала себе право не выпускать из своих имений крестьян и первая же бросилась разыскивать беглых крестьян после Смутного времени, заручившись 11-летним сроком для их розыска.

Несмотря на нет-нет да возникавшее противостояние духовной и светской власти в борьбе за главенствующую роль в обществе, церковь умела ладить с сильными мира сего. И делалось это из чисто корыстных соображений. Духовники, состоявшие при царском дворе в России, были исключительно богатыми людьми. Так, например, Дубянский, состоявший при дворе развратнейшей императрицы Елизаветы Петровны, владел 8 тысячами душ крепостных крестьян.

Христианское духовенство (во всех его исторических формах) выступало не только в роли организаторов сельскохозяйственного производства и торговцев, но и в качестве крупных банкиров. Огромные капиталы церкви складывались не только в результате хозяйственной деятельности, но и благодаря щедрым пожертвованиям прихожан, верившим, что священники, производившие разные волшебные действия, певшие панихиду по усопшим, умели примирять дух умерших с оставшихся живыми их родственниками.

Христианство питается многомиллионными жертвоприношениями вот уже 2 тысячи лет и не перестает этого делать сегодня, паразитируя на слабостях человеческой натуры. До сего времени многие еще наивно верят в то, что священнослужители умеют ладить с миром духов и демонов.

На счету христианства и такие «подвиги», которые предпринимались не столько во имя Всевышнего, сколько ради сохранения власти и богатства. В их числе крестовые походы, сожжение на кострах инквизиции так называемых еретиков, преследование и уничтожение ученых, мыслителей, представителей других конфессий, жрецов и волхвов и т.д.

Завершая краткий обзор роли церкви в экономике средневековья, нельзя не упомянуть о таком выдающемся изобретении Ватикана, как отпущение грехов за деньги. Иоанн XXII, папа римский с 1316 по 1334 год, впервые ввел в официальную практику продажу полных индульгенций за деньги. Прейскурант отпущения грехов представляет собой любопытный документ с точки зрения экономической составляющей: прощение предлагалось как за совершенные грехи, так и за будущие. Предположив, что цена прощения прямо связана с тяжестью греха, расположим их в порядке убывания: Еретик, обратившийся снова в католическую веру, уплачивает за отпущение 269 ливров. Сын сожженного или казненного еретика получает отпущение, уплатив 218 ливров 16 су. Клирик, желающий получить отпущение за противоестественное распутство, платит 219 ливров 15 су. Если монастырь намерен изменить дисциплину, дабы установить более строгий режим, он вносит в казну 146 ливров и 5 су. За убийство епископа или прелата - 131 ливр 14 су. Если убийца убил несколько священников в разное время, то он уплачивает 137 ливров 6 су за первого и половину цены за каждого последующего. За убийство брата, сестры, отца или матери - 17 ливров 4 су (первый убитый епископ оценивается в восемь раз дороже отца и матери). Монахиня, неоднократно грешившая в своем монастыре, а также за пределами его и пожелавшая стать аббатисой, уплачивает штраф в размере 131 ливра 15 су. Женщина, желающая приобрести отпущение и в то же время продолжать греховные сношения, уплачивает 87 ливров 3 су. Если в подобном преступлении повинен муж, то и на него распространяется сия такса. Тому, кто нарушил права влиятельной особы, а также за контрабанду положено платить штраф в размере 87 ливров и 3 су. Священник, желающий получить разрешение на сожительство с родственницей, уплачивает 76 ливров 1 су. Клирик, виновный в плотском грехе с монахинями, племянницами или крестными дочерьми, получает отпущение за сумму в 67 ливров 12 су. Отпущение за прелюбодеяние, совершенное мирянами, стоит 27 ливров. За кровосмешение прибавить 4 ливра. Клирик, который не в состоянии уплатить свои долги и хочет избежать преследования кредиторов, должен заплатить в канцелярию 17 ливров 3 су, и долг его будет прощен (а как насчет мнения кредиторов?). Отпущение и гарантия против преследования за такие преступления, как грабеж, кража, поджог, обходятся виновникам в 15 ливров 4 су. За нанесенное жене увечье муж вносит в канцелярию 3 ливра 4 су. В случае, если муж убил жену, он уплачивает 17 ливров 15 су. Если же убийство совершено с целью вступить в брак вторично - 32 ливра 9 су. Священник, лишивший девственности девушку, уплачивает 2 ливра 8 су. Словом, папа стирал всякую грань между понятиями «порок» и «добродетель»: Все было превращено в источник дохода. Это был серьезный шаг к капитализму, где товаром являются все нравственные качества человека, умело проданные им на рынке.

Поскольку экономическими предпосылками возникновения капитализма были деньги, накопленные торговым и ростовщическим капиталом, а также церковью еще в эпохи рабовладения и средневековья, то для перехода к новой системе экономических отношений потребовалась и новая религиозная идеология. Когда я пишу «новая», то я имею в виду не суть этой идеологии, а форму, в которой она должна была выступить в период буржуазных революций. Суть религиозных учений была недвусмысленно сформулирована в Ветхом и Новом заветах, а также в Коране, представляющих собой не только собрание наставлений, относящихся к духовной и этической, но и к хозяйственной жизни. «
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви iconК. Г. Юнг психология и религия
Первая лекция представляет собой нечто вроде введения в проблемы практической психологии и религии. Во второй лекции речь пойдет...

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви iconВсеукраїнський студентський архів
В этой работе М. Вебера раскрывается действие одной идеи в истории. Он рассматривает конституционное строение церкви, а также воздействие...

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви iconЗадача Модель задачи
Таким образом, возникает необходимость формирования такого качества личности как креативность, в том числе и средствами математики....

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви iconВеликий князь Михаил Тверской. Борьба Твери за политическое лидерство
...

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви iconЧеловечество, а особенно насильственно обогащаемая знаниями его...
Человечество, а особенно насильственно обогащаемая знаниями его часть с древнейших времен развивает и совершенствует искусство изготовления...

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви icon-
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России с древнейших времен до конца ХVI века 6 класс. М.: Просвещение

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви iconВ то время, как процветает мировой финансовый кризис, дорожают нефтепродукты,...
Судите сами: стоит в разы дешевле, заправлять не нужно, помещается в кладовке и гаишники не штрафуют, если не перегибать… раму! А...

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви iconИнформация, оказывающая деструктивное воздействие на здоровье человека,...
Сведения, оказывающие деструктивное воздействие на здоровье человека, являются особым институтом вредоносной информации. Следует...

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви iconПроект «Стань природе другом!»
Духовная культура- результат и процесс умственной деятельности людей: наука, искусство, мораль, образование. Именно через экологическое...

С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви iconТематика лекций знакомит с развитием зарубежного искусства с древнейших...
Тематика лекций знакомит с развитием зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Занятия рассчитаны на три учебных года...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница