Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации»




НазваниеПрограмма дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации»
страница1/8
Дата публикации16.03.2013
Размер0.82 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
www.vbibl.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Хабаровская государственная академия экономики и права”
Кафедра экономики предприятия и менеджмента

МЕНЕДЖМЕНТ
Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 – 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей (кроме 080507 “Менеджмент организации”)

Хабаровск 2007
ББК У9(2)21

Х12

Менеджмент: программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов курса заочной формы обучения всех специальностей (кроме 080507 “Менеджмент организации”) / сост. С. В. Третьякова, Т. В. Гордеева, Т. В. Белик, Е. В. Кручинина; под общ. ред. С. В. Третьяковой. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2007. – 52с.

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор А. Е. Зубарев

кандидат экономических наук, доцент А. М. Корнилов
Утверждено

издательско-библиотечным

советом академии в качестве методических указаний для студентов

МЕНЕДЖМЕНТ
Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 – 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей (кроме 080507 «Менеджмент организации»)
Редактор Г.С. Одинцова

______________________________

Подписано к печати г. Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Офсетная печать. Усл.п.л. 3,1. Уч.-изд.л. 2,2. Тираж 400экз.

Заказ №______
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2007
Содержание
Введение

1. Содержание теоретического курса “Менеджмента”……………………….5

2. Порядок выполнения контрольных работ…………………………………14

3. Варианты контрольных работ………………………………………………16

4. Библиографический список…………………………………………....…...28

4.1 Основная литература………………………………………….............28

4.2 Дополнительная литература………………………………………….29

5. Вопросы к экзамену, зачету по курсу “Менеджмент”……………............35

6. Приложения………………………………………………………….............37

Введение
Курс “Менеджмент” изучается в объеме, предусмотренном программой дисциплины. Настоящие методические указания предназначены для студентов 2 – 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей (кроме 080507 “Менеджмент организации”).

Целью изучения дисциплины “Менеджмент” является формирование у студентов системного, ситуационного мышления, позволяющего решать задачи, возникающие в ходе управления современными методами. Ее назначение – дать фундамент, на котором будут строиться знания по всему комплекту управленческих дисциплин.

Объектом изучения является система управления организацией с участием человека и учета воздействия внешнего окружения. Предметом изучения являются те отношения, которые складываются в любой организации по поводу преобразования получаемых ею ресурсов в предполагаемый обществу продукт (услуги). В качестве метода используются комбинации системного и ситуационного подходов к изучению дисциплины.

Задачами курса являются изучение содержания процесса управления, его функций, овладение методами управления, изучение систем управления.

После изучения данного курса студенты должны уметь определить основные составляющие системы управления организацией; понимать роль и место менеджера в организации и описывать содержание его деятельности; объяснять комплексный характер взаимодействия человека с организацией; разбираться в практической применяемости методов мотивации деятельности; обнаруживать многофакторное воздействие внешнего окружения на определение целей и стратегии организации в ее взаимодействии с этим окружением; воспринимать межличностные и групповые процессы, протекающие в организации.

В первом разделе методических указаний изложено содержание теоретического курса. Во втором разделе описан порядок выбора варианта контрольной работы, порядок выполнения контрольных работ, требования к ее содержанию. В третьем разделе предложены варианты контрольной работы, которые содержат теоретическое задание, практическое задание и решение задачи. В четвертом разделе дан перечень основной и дополнительной литературы по вариантам контрольных работ. В пятом разделе – вопросы к зачету и экзамену. В шестом разделе даны приложения, необходимые для решения задач.

1. ^ Содержание теоретического курса “Менеджмент”

Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента

Цель изучения темы – уяснить предмет, метод и содержание данной дисциплины, усвоить социально-экономическую природу отношений управления производством, их роль в системе общественных отношений.

В данной теме излагаются следующие вопросы: понятие управления, области управления (природа, общество, машинные системы), сферы управления в общественной системе и их взаимодействие, роль управления в обществе. Объект науки менеджмент. Основные категории менеджмента. Определение «организации». Общие характеристики организаций: цели, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, зависимость от внешней среды. Формальные и неформальные организации. Предмет менеджмента. Управленческие отношения, их классификация. Развитие отношений управления производством в современных условиях.

Содержание науки “Менеджмент” и ее место в системе смежных наук. Управление как наука и искусство. Взаимосвязь предмета, теории и метода науки менеджмент.

Общие и специальные методы исследования отношений и процессов управления. Категории управления, роль их исследования для познания закономерностей управления.

Понятия «менеджмент», «менеджер». Взаимосвязь менеджмента и управления. Методические основы менеджмента. Роль эффективного менеджмента в становлении рыночных отношений в России.

Исторические роли менеджера. Роли менеджера по классификации Г. Минцберга. Эффективность менеджера: психологические и непсихологические критерии эффективности. Основные виды менеджерской деятельности и их связь с эффективностью и преуспеванием менеджера. Социально-психологический портрет современного менеджера: биографические характеристики, способности, черты личности.
^ Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента
Развитие менеджмента в прошлом и настоящем за рубежом и в России. Классификация основных подходов к управлению, сформировавшихся в настоящее время. Характеристика школ в управлении: школа научного управления, школа административного управления, школа человеческих отношений, школа науки о поведении, школа науки управления (количественных методов). Процессный подход в управлении. Системный подход в управлении. Ситуационный подход в управлении.

Специфика развития менеджмента в России в разные периоды. Теория и практика управления в России в дореволюционный период, в первые годы Советской власти (1917 – 1921). Развитие теории и практики управления производством в восстановительный период и период нэпа (1921 – 1929). Развитие теории и практики управления производством в годы довоенных пятилеток и в период Великой Отечественной войны (1929 – 1940; 1941 – 1945).

Основные направления теории и практики управления производством в послевоенный период и на современном этапе (1946 – 1968; 1968 – 1985). Необходимость и основное направление изменения системы управления экономикой в условиях рынка (с 1985г. по настоящее время).
^ Тема 3. Система управления экономикой
Цель изучения темы – уяснить механизм функционирования производства как целостной экономической системы управления со сложной динамической структурой.

В данной теме излагаются следующие вопросы: понятие о системах и их свойствах, соотношение между системой, структурой и процессом управления, принципы построения системы управления.

Управление как свойство системы, стремящейся сохранить свою структуру, упрочнить внутренние связи и на этой основе осуществить свое дальнейшее целенаправленное развитие.

Условия, которые должны удовлетворять системe управления. Особенности, отличающие экономические системы от других систем управления. Характерные черты современной экономики. Понятие производства как системы производства. Системный подход управления производством.

Принципы построения и функционирования системы управления производством.

Взаимодействие объекта и субъекта управления в системе управления производством. Активная роль субъекта управления в системе управления производством.

Деление производства как субъекта управления в структурном отношении по иерархическому и функциональному признакам.

Построение иерархической структуры производства и решение задачи ее оптимизации. Взаимосвязь между иерархической и функциональной структурами производства.

Ведущие принципы построения и функционирования управляющих систем – принцип иерархичности и принцип обратной связи. Значение обратных связей для осуществления управления в экономических системах.
^ Тема 4. Объективные законы и принципы управления экономикой
Цель изучения темы – усвоить сущность законов управления, механизм их взаимодействия и использования в практике управления производством, а также уяснить сущность управления как целенаправленного воздействия субъекта на объект управления, содержание управление как науки и искусства, принципы управления экономикой.

В данной теме излагаются следующие вопросы: сущность и понятие законов управления, общие и частные законы управления, сущность и особенности принципов управления.

Знание законов управления – необходимое условие и предпосылка научного управления производством. Особое внимание уделите законам, свойственным управлению в целом: единства системы управления производством, соотносительности управляющей и управляемой систем и др. Надо знать также законы, касающиеся отдельных сторон управления, его подсистем и их элементов. Необходимо усвоить сущность законов управления, механизм их взаимодействия и использования в практике производства. Значение познание законов управление для совершенствования системы, процессов, методов и принципов управления производством.

Действие законов управления производством реализуются через сознательную деятельность людей на основе активного использования принципов и методов, свойственных данной области деятельности.

Необходимо иметь в виду, что теория и практика управления составляют неразрывное единство, поэтому принципы управления могут обеспечивать эффективность лишь при активном овладении ими менеджерами. Основные подходы к формированию принципов управления, обоснованные основателем школы научного управления Ф. Тейлора, 12 принципов производительности труда Х. Эмерсона, 14 принципов научного управления, разработанные А. Файолем. Специфика принципов управления в условиях социалистического производства. Развитие и совершенствование принципов управления в современных условиях. Сегодня главное внимание обращается на человеческие и социальные аспекты управления.
^ Тема 5. Процесс управления, его цели и функции
Цель изучения темы – уяснить сущность и содержание процесса управления, усвоить понятие функции управления специфику функционального разделения труда в сфере управления.

В данной теме основное внимание уделяется следующим вопросам: управление производством как процесс, его содержание. Элементы управления, их назначение в разработке технологии управления производством. Понятие цели управления и ее значение в процессе управления производством. Целевое управление как фактор совершенствования управления. Требования, предъявляемые к целям управления, структура и содержание целей управления.

Методологические основы определения и постановки целей управления. Роль прогнозирования в разработке цели управления.

Функциональное разделение труда в процессе управления. Классификация основных функций управления производством по их содержанию. Деление функций управления на общие, конкретные и специальные. Другие аспекты классификации функций управления производством.
^ Тема 6. Коммуникации в процессе управления
Коммуникации как процесс, связывающий в единое целое и пронизывающий выполнение всех управленческих функций. Сущность коммуникаций в процессе управления. Виды коммуникаций: между управляющей и управляемой подсистемами в системе управления, внутри управляющей подсистемы (между отдельными структурными подразделениями, между руководителем и подчиненным и т.д.), между организацией и внешней средой. Формальные и неформальные коммуникации. Использование каналов распространения слухов в управлении. Элементы коммуникационного процесса: отправитель – сообщение – канал – получатель. Этапы коммуникационного процесса: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование, их характеристика. Обратная связь в процессе коммуникации. Основные преграды на пути их осуществления: восприятие информации, семантические барьеры, невербальные преграды некачественная обратная связь, неумение слушать. Рекомендации по преодолению препятствий в эффективном межличностном обмене информацией в процессе управления. Организационные коммуникации. Система информационного обеспечения управления: ее состав и характеристика. Эволюция информационных систем управления в процессе усиления нестабильности внешней среды организации. Документооборот в системе информационного обеспечения в управлении. Цель организационных коммуникаций. Симптомы неэффективности организационных коммуникаций, причины ее, рекомендации по их устранению.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов 4 и 5-го курсов заочной формы обучения всех специальностей...

Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
...

Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации» iconТемы и задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению Общее положение
Данные темы контрольных работ предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Менеджмент» в рамках выбранной...

Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Одобрено научно-методическим советом специальности 080502(6) – Экономика и управление на предприятии

Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных...
В дисциплине «Управление маркетингом» рассматриваются вопросы анализа внешней и внутренней среды предприятия, стратегического и тактического...

Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации» iconПрограмма и методические указания к выполнению контрольных работ...
«Экономика труда», «Менеджмент», «Антикризисное управление заочной формы обучения, I курса «Экономика и управление на предприятиях...

Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации» iconТемы и задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению
...

Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Бухгалтерский (управленческий) учёт : методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 4-го курса специальности...

Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания по курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы...

Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 2 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей кроме 080507 «Менеджмент организации» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальностей...
Статистика: методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и 1-26 02 03 «Маркетинг»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница