Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом»




НазваниеКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом»
страница1/15
Дата публикации14.04.2013
Размер2.28 Mb.
ТипКонспект
www.vbibl.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волжский государственный инженерно-педагогический университет



Социально-экономический институт
Кафедра менеджмента

Конспект лекций по дисциплине
управление персоналом


Нижний Новгород

2009

ББК. 65.290.2

К – 84

Крупица В.В., Яшкова Е.В., Егоров Е.Е. Управление персоналом: Конспект лекций по дисциплине – ВГИПУ, 2009


Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» представляет краткое содержание основных разделов и тем курса в соответствии с рабочей программой дисциплины. Здесь изложена сущность управления персоналом в системе управления организации; методологические основы управления персоналом; основы организации, функционирования и совершенствования системы управления персоналом; рассмотрены процессы формирования персонала; использования персонала организации; развития и высвобождения персонала; а также организация работы кадровой службы и обеспечение функций управления персоналом

© ВГИПУ

© Крупица В.В.

© Яшкова Е.В.

© Егоров Е.Е.

^ Конспект лекций по дисциплине

«Управление персоналом»
Раздел 1. Персонал в системе управления организацией
1.1 Управление персоналом как учебная и научная дисциплина
Управление персоналом – это целенаправленное организационное воздействие на людей, работающих в организации (персонал).

^ Управление персоналом существует на теоретическом и прикладном уровнях:

на теоретическом уровне – это область научных знаний и исследований. Цель данных разработок – наиболее эффективное использование персонала в организации;

на прикладном уровне – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом по формированию коллектива и достижению этим коллективом целей и задач организации.

Наука «управление персоналом» отличается от соответствующей учебной дисциплины.

^ Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии. Наука изучает сами процессы и явления.

Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

^ Предмет и содержание дисциплины
Предметом изучения дисциплины «управления персоналом» является система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, с целью обеспечения эффективного функционирования организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности работника и интересов трудового коллектива.

Содержание дисциплины – принципы и методы управления персоналом, теоретические и практические проблемы функционирования систем управления персоналом (нового знания), пути реализации кадровой политики, выбор максимально эффективной технологии управления (см. рис.1).

Р
ис. 1. Цели дисциплины «Управление персоналом»
Рис. 1. Структурно-логическая схема учебной дисциплины

«Управление персоналом»
Управление персоналом как вид деятельности состоит из двух главных областей, или сфер:

  • руководство персоналом;

  • работа с персоналом.

^ Руководство персоналом – это деятельность по непосредственному повседневному управлению сотрудниками в процессе достижения основных стратегических целей организации.

^ Работа с персоналом – это деятельность по обеспечению организации оптимальным количеством работников нужной квалификации и мотивации, их закреплению и развитию в организации.
Управление – целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Менеджмент – тип управления социально-экономическими процессами в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики.

Руководство – управление, которое характеризуется вполне определенными функциональными приоритетами. Это управление, в функциональном содержании которого отдается явный приоритет функциям активизации, координации, предвидения, исследования. Руководство – это разновидность управления, определяемая приоритетность той или иной функции управления (демократичное, авторитарное, либеральное, линейное, функциональное).

^ Управление персоналом:

  1. система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых отношений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей человека, как в интересах самих работников, так и организации в целом.

  2. выполняемая в организации деятельность, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей.

^ Формирование персонала (руководство персоналом и работа с персоналом) и его высвобождение – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий, для наиболее эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работника.

^ Развитие персонала – совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствованию психологических характеристик работников.


  1. это учебная и научная дисциплина




прикладная наука в системе менеджмента
Менеджер – наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах (структурах) управления предприятия, фирмы, учреждения (любой формы собственности), наделенный субъектом собственности (нанимателем) определенными полномочиями, в т.ч. право принимать решения в пределах своей компетенции. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений. Как правило, менеджеры имеют высшее образование и специальную управленческую подготовку.

Отличительная особенность менеджера: он осуществляет руководство деятельностью людей в процессе выполнения ими работы по изготовлению товаров, оказанию услуг или переработке информации.

Принято различать менеджеров трех уровней: высшего, среднего и низшего.

Менеджеризм построен на универсальных основах управления. Универсальность достигается и скрепляется конечной социальной ориентированностью управления.

Менеджеризм – это разновидность управления, основанная на универсальных основах управления, и, базируется на конечной социальной ориентированности управления (америк. ученый Д. Бернхейман 1941г. «Революция управляющих»).


Рис. 2. Разновидности управления


Рис. 3. Индивидуальные качества, определяющие успех профессиональной деятельности менеджера



Рис. 4. Основные виды профессиональной деятельности менеджера
Управление персоналом как деятельность включает:

  • наем, отбор и прием персонала;

  • деловую оценку персонала при приеме, аттестации, подборе;

  • профориентацию и трудовую адаптацию;

  • мотивацию и стимулирование трудовой деятельности персонала;

  • организацию труда и соблюдение этики трудовых отношений;

  • управление конфликтами и стрессами;

  • обеспечение безопасности персонала;

  • управление нововведениями в кадровой работе;

  • обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров;

  • управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;

  • высвобождение персонала;

  • информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.

Сегодня управление персоналом является одним из стратегических направлений развития предприятий, нацеленное на обеспечение всех участков жизнедеятельности организаций высококвалифицированными и мотивированными работниками, на создание творческого трудового коллектива, способного к изменениям, развитию, обновлению.

Дисциплина «Управление персоналом» как составная часть менеджмента обобщает уже накопленный передовой зарубежный и отечественный опыт кадровой работы, базируясь при этом на использовании достижений экономической теории, статистики, социологии, физиологии и психологии труда, права, педагогики.
^ Теории и концепции управления персоналом
Классические теории в области управления персоналом получили развитие в период с 1880 по 1930 г. Они основаны на следующих положениях:

  • труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения; вознаграждение для них имеет гораздо большую значимость, чем процесс работы;

  • сотрудников, которые хотят или могут делать работу, требую­щую инициативы, творчества, самостоятельности, самоконтроля, весьма немного;

  • главная задача руководителя – это строгий контроль и наблю­дение за подчиненными; он также должен разделять задачи на простые, легко усваиваемые операции и следить за их выпол­нением сотрудниками.

Представители классических теорий – Ф. Тейлор, А. Файоль, Т. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А. К. Гастев, П.М. Керженцев.

2. Теории человеческих отношений стали применять с начала
1930-х гг. Они основаны на следующих положениях:

  • индивиды стремятся быть полезными и значимыми, испыты­вая желание быть причастными к общему делу и признанными как личности;

  • реализация этих потребностей не менее важна для них, чем высокий уровень заработной платы;

  • главная задача руководителя – сделать так, чтобы каждый тру­дящийся чувствовал себя полезным и нужным; руководитель должен информировать подчиненных и учитывать их предло­жения по улучшению работы организации; подчиненным пре­доставляется определенная самостоятельность, предполагаю­щая самоконтроль над исполнением текущей работы.

К представителям теории человеческих отношений относятся Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк.

Авторами теории человеческих ресурсов являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др.

По мере своего развития теории управления персоналом ста­новятся все более гуманными. Теории человеческих ресурсов, являясь современными, представляются наиболее гуманными из всех теорий, созданных на данный момент. Их основные по­ложения таковы:

  • труд для большинства индивидов доставляет удовлетворение; они стремятся внести свой вклад в реализацию целей органи­зации, в разработке которых они также участвуют;

  • большинство индивидов ответственно, способно к самостоятель­ности, к творчеству, к личному самоконтролю даже большему, чем этого требует занимаемое индивидом по иерархии место;

  • главная задача руководителя – как можно более полное и ра­циональное использование человеческих ресурсов посредством создания в коллективе такой обстановки, в которой каждый че­ловек может максимально проявить свои способности; руково­дитель должен способствовать участию каждого в решении важных проблем, постоянно расширяя самоконтроль и само­стоятельность своих подчиненных.

Концепция управления персоналом – система теоретико-мето­дологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практичес­ких подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации.

Концепция управления персоналом включает:

  • разработку методологии управления персоналом;

  • формирование системы управления персоналом;

  • разработку технологии управления персоналом.

Экономический тип концепции управления персоналом, господствовавший в конце XIX – середине XX вв., характеризуется следующими чертами:

  • вместо человека в производстве рассматривается лишь его труд, измеренный затратами рабочего времени и заработной платой;

  • основное внимание уделялось развитию технологий, а не управ­лению персоналом.

Органический тип концепции управления персоналом получил
свое развитие в 20-30-е гг. ХХ в. характеризуется следующими особенностями:

  • внимание уделяется формальной роли человека в организации (его должности, выполняемым функциям);

  • управление рассматривается как механизм административного воздействия.

В 70-е гг. эта концепция получила свое развитие: человек стал рассматриваться как невозобновимый ресурс, элемент органи­зации, представляющий собой единство трех компонентов – тру­довой функции, социальных отношений, состояния человека.

Гуманистическая концепция управления персоналом базируется
на современных понятиях организационной культуры, целей, ценностей, присущих организации. Его отличительные черты:

  • организация рассматривается как гуманистический центр;

  • человек рассматривается не как ресурс, а как личность.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Станченкова Ю. И. Управление персоналом и организационное поведение: Конспект лекций по дисциплине – вгипу, 2009

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство»
Здесь изложены общая характеристика документационного обеспечения; знакомство с унифицированными приемами написания официальных документов;...

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» iconКонспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика»
Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает...

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» iconКонспект лекций «Логистика. Конспект лекций»
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» iconКонспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»
Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает...

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» iconКонспект лекций по дисциплине «Программная инженерия»
Охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т д. Эти системы выполняют следующие функции

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» iconКонспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги»

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» icon«Психодиагностика. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008 isbn 978-5-699-26681-4
Книга предназначена длястудентов-психологов и представляет собой конспект лекций по психодиагностике. Подробное изложение материала...

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» iconКонспект лекций предназначен для студентов очной формы обучения специальностей...
Конспект лекций предназначен для студентов очной формы обучения специальностей «Управление и информатика в технических системах»,...

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом» iconКонспект лекций. (Электронный учебник) Минск: бгэу, 2010. Тема 1...
Короленок Г. А. Менеджмент в торговле. Конспект лекций. (Электронный учебник) Минск: бгэу, 2010

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница