4 введение




Скачать 149.07 Kb.
Название4 введение
страница1/2
Дата публикации23.05.2013
Размер149.07 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2
Введение

4 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях расширяющегося взаимодействия организаций возрастает роль партнерства на доверии, которое становится принципиальной основой эффективных логистических систем и дает реальные организационные и экономические преимущества. Тенденция к устойчивому взаимодействию участников логистической деятельности — поставщиков, продуцентов, посредников, потребителей — обеспечивает в большей степени эффективность и надежность их функционирования, чем неустойчивые связи. Исходя из этого исключительно важным свойством логистической системы является ее надежность. Управление надежностью логистической системы начинается с процесса проектирования и организации, когда закладываются основные факторы и критерии надежности и рассчитываются оптимальные режимы функционирования звеньев логистической системы в различных условиях. Управление надежностью продолжается в процессе работы логистической системы. При этом важен постоянный контроль логистических процессов, протекающих внутри логистической системы, чтобы не допустить потери надежности ее функционирования.
Целенаправленное обеспечение надежности логистической системы в ряде случаев осложняется тем, что условия, в которых приходится работать ее звеньям, не остаются стабильными. В строгом смысле слова нестабильность условий в большей или меньшей мере сопутствует работе всех экономических субъектов. В этих условиях концептуально-теоретическое и организационно-экономическое обоснование надежности логистической системы приобретает все большую актуальность.
В современной экономической литературе понятие надежности рассматривается как альтернатива понятию риска, и эта зависимость имеет обратную связь. Особенности отечественной экономики многократно увеличивают неопределенность и риски функционирования всех
5
хозяйствующих субъектов и логистических систем в частности. В этих условиях подход к обоснованию и обеспечению надежности с точки зрения теории управления рисками представляется методологически оправданным и способным дать практический инструмент обеспечения надежности логистических систем.
Формирование модели управления рисковыми ситуациями для обеспечения надежности логистической системы является актуальной задачей, решение которой возможно только при комплексном и взаимоувязанном изучении теоретико-методологических, организационно-методических и практических вопросов управления рисками. Поэтому возникает потребность в выяснении сущности и специфики понятия риска в логистической системе; определении места и роли процесса управления рисками в обеспечении надежности логистической системы; выявлении экономических аспектов формирования рисков; правильной оценке возможных рисков применительно к надежности логистической системы и выборе наиболее эффективных методов управления рисками.
Существует большое количество механизмов, позволяющих учитывать риски в инвестиционной, финансовой, банковской и производственно-коммерческой деятельности. Однако управление рисками в логистических процессах в современной экономической литературе, по существу, не рассматривается. Таким образом, тема диссертационного исследования является актуальной с научной и практической точки зрения.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является обеспечение надежности логистических систем путем обоснования и развития методологии и моделирования управления рисками в рассматриваемом объекте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: обосновать понятие надежности логистической системы; определить требования к логистической системе с точки зрения обеспечения ее надежности;
6
определить основные показатели надежности и разработать интегральный показатель надежности логистической системы;
выявить факторы рисков в логистических системах и установить причинно-следственные связи между возникновением риска и потерей надежности логистической системы;
выявить ограничения, преимущества и перспективы использования существующих методов управления рисками применительно к снижению рисков в логистических системах;
разработать концептуальную модель управления рисками с учетом особенностей функционирования логистических систем и разработать модель управления рисковыми ситуациями для обеспечения надежности логистических систем.
Объектом диссертационного исследования выступают макрологистические системы (ЛС), включающие множество звеньев (ЗЛС) и не ограниченные организационными барьерами конкретных предприятий.
Предметом данного исследования являются методы и модели управления рисками, обеспечивающие надежность ЛС.
Теоретической и методологической основой исследования явились положения и методики фундаментальных и прикладных наук в области экономики, логистики, теории надежности, теории управления рисками. В диссертации были использованы исследования и разработки следующих отечественных и зарубежных ученых: Альгина А. П., Аникина Б.А., Бартона Т., Бокова В.В., Грабового П. Г., Дваса Д.В., Канчавели А.Д., Ляпиной С.Ю., Миротина Л.Б., Нагловского С.Н., Омельченко И.Н., Рябинина И.А., Сергеева В.И., Соложенцева Е.Д., Тяпухина А.П., Шаршуковой Л. Г., Шенкира У., Уокера П. и др.
В качестве методической базы для диссертационного исследования послужили методы системного и структурно-функционального анализа, методы моделирования, методы экспертных оценок, логико-вероятностные методы.
7
Научная новизна диссертационного исследования заключается в систематизации и развитии теоретико-методических положений по управлению рисками применительно к обеспечению надежности ЛС.
К научным результатам, обладающим новизной, необходимо отнести следующие:
раскрыта суть и уточнено на основе анализа и систематизации определений надежности сложных технических и экономических систем понятие надежности ЛС, которое определяется как, временной показатель качества работы ЛС, связанный с вероятностью безотказного нормального функционирования ЛС (в заданных условиях работы) с учетом влияния внешней среды;
систематизированы основные показатели надежности ЛС и определен интегральный показатель надежности системы, который определяется как сумма произведений соответствующих уровней показателей надежности на их весовой коэффициент и на вероятность достижения требуемых значений;
выявлены и систематизированы взаимосвязи между факторами возникновения рисков и потерей надежности ЛС и разработана классификация рисков по характеру их влияния на надежность ЛС;
определены концептуально-методологические положения процесса управления рисками с учетом особенностей функционирования ЛС: принципы и условия формирования подсистемы управления рисками (ПУР) для обеспечения надежности ЛС, организационно-функциональная структура ПУР, методическое обеспечение ПУР;
разработана модель управления рисковыми ситуациями для обеспечения надежности ЛС, позволяющая решать проблематику системного анализа, оценки и управления рисками, инициирующими потерю надежности ЛС.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в комплексной разработке научно-методических рекомендаций по
8
формированию подсистемы управления рисками в ЛС и в разработке модели управления рисковыми ситуациями на основе логико-вероятностной теории для обеспечения надежности ЛС.
Материалы диссертационного исследования использованы при подготовке раздела «Оценка рисков в логистической системе» в методических указаниях к дипломному проектированию для студентов специальности «Логистика» - 080506.
Основные положения диссертации нашли отражение в учебных дисциплинах: «Логистика», «Логистика складирования», «Информационные технологии и системы в логистике», «Введение в специальность», читаемых студентам Государственного университета управления и слушателям послевузовского образования.
Апробация результатов исследования была проведена в процессе постановки и решения задачи обеспечения надежности ЛС в рамках научно-исследовательской деятельности кафедры совместно с ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ОАО «ИТКОР»).
Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2000, 2001); на 9-ом Всероссийском студенческом семинаре «Проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2001); на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2002, 2004, 2005).
Результаты исследования являются обобщением и практической реализацией научно-исследовательских работ, выполненных при участии автора в рамках научного направления «Управление логистическими системами» (№ госрегистрации 01.2.00107615 Код ГРНТИ 06.81.12) (Этап 3. Направления развития логистической систем, Этап 4. Аутсорсинг в
9
логистике, Этап 5. Организационно-методическое и информационно-методическое обеспечение управления в логистических системах).
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 7 работ в сборниках научных трудов, общим объемом 1,1 печатных листов.
10
^ ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФИНИЦИИ НАДЕЖНОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО
К ЛОГИСТИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ
Одним из ключевых понятий и объектом исследования в логистике является понятие логистической системы. В последнее время широкое применение получило определение логистической системы, как сложной организационно завершенной (структурированной) экономической системы, состоящей из элементов и звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными, сервисными и другими сопутствующими потоками, совокупность, границы и задачи функционирования которых объединены на плановом интервале времени целевой функцией [77]. Исходя из данного определения, функционирование ЛС имеет временные ограничения и создается для достижения конкретных целей, но реализация целей всей системы возможна лишь на основе достижения целей, сформулированных для каждого звена (структурного элемента).
Цель функционирования логистической системы - своевременное производство качественной продукции, реализация материальных и сопряженных потоков «точно в срок», «в заданном месте», с продукцией «заданного качества», «в необходимом количестве и ассортименте» с «минимально-необходимыми» для системы затратами материальных, трудовых, финансовых и иных задействованных ресурсов.
Логистическая система в общем случае состоит из совокупности звеньев логистической системы (ЗЛС), между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. В качестве ЗЛС могут выступать [25]:
11
1. Производственные предприятия: предприятия, добывающие сырье и материалы; производители комплектующих, а также производители готовой продукции.
2. Оптовые предприятия: вся группа посредников, занимающихся торгово-посреднической деятельностью.
3. Логистические посредники: посредники, обеспечивающие продвижение материальных и информационных потоков между другими субъектами логистической системы. Основная деятельность этих посредников связана с выполнением логистических функций и направлена на предоставление своим клиентам логистического сервиса. К логистическим посредникам относят: транспортные агентства, экспедиционные компании, склады общего пользования, терминалы и т.д.
4. Предприятия торговли (розничная торговая сеть) и сферы услуг, являющиеся в итоге конечными потребителями логистической системы и реализующие товары и услуги индивидуальным потребителям (населению).
5. Участники, обеспечивающие функционирование логистической системы через проведение информационных и финансовых потоков: банки, биржи, страховые агентства и т.д.
Исходя из поставленных целей, масштабов отношения участников логистических процессов, логистические системы делят на: мета-, макро- и микрологистические системы.
Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта [76]. Соответственно, выделяют внутрипроизводственные, внешние и интегрированные микрологистические системы.
12
Внутрипроизводственные логистические системы (цех, участок, отдельное рабочее место) оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции для достижения минимума себестоимости производства и минимума времени производственного цикла при обеспечении заданного уровня качества выпускаемой продукции.
Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла.

Интегрированные микрологистические системы - системы, границы которых определяются производственно-распределительным
(логистическим) циклом, включающим процессы закупок и организации снабжения материальными ресурсами, внутрипроизводственные логистические функции, логистические активности в дистрибутивной системе, при организации продаж ГП потребителям и послепродажном сервисе.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4 введение iconР. М. Энтов. Экономическая теория Дж. Р. Хикса Предисловие
Введение, имеющее два аспекта: 1 введение в теорию стоимости, предполагающую изучение взаимосвязей между рынками и их взаимозависимость;...

4 введение iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса лекций, в...

4 введение iconСодержание введение 3 библиографический список 9 приложение 15 введение
Управление развитием агропромышленного комплекса субъектов РФ на современном этапе (на примере Самарской области)

4 введение iconПрограмма по курсу основы информатики (Введение в программирование)
Введение в теорию алгоритмов. Интуитивное понятие алгоритма. Способы описания алгоритмов. Псевдокод

4 введение iconУрок I введение Добро пожаловать! Перед вами не просто очередное введение в «магию»
Перед вами – не просто очередное введение в «магию», равно как и не наспех напечатанная книга для широкого круга читателей, где вы...

4 введение iconВведение Во «Введение…»
Вам войти в этот мир — такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или,...

4 введение iconВведение Введение «Сетевое искусство»
За небольшой промежуток времени с 1994 по 2005 годы феномен сетевого искусства из творческой деятельности интернационального, но...

4 введение iconВведение введение 2
Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным...

4 введение iconВведение введение ш актуальность темы исследования. Вопросы, связанные...
Тэк, оборонный комплекс, перерабатывающую промышленность, строительство, жкх и т д. От состояния дел на них зависит не только экономическая...

4 введение iconUsing the books (Introduction to Biochemical Ecology’, ‘Introduction...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница