1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими




Название1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими
страница1/6
Дата публикации22.06.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6
1. Роль малого предпринимательства в экономике

В сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими субъектами. Обладая скромными размерами (как по объемам продаж, так и по числу работников), за счет большого количества субъекты малого предпринимательства в промышленно-развитых странах выступают важными субъектами экономики. Малое предпринимательство предоставляет до 70% рабочих мест, а доля его участия в ВВП оценивается в 30 – 50%.

В настоящее время тема поддержки малого бизнеса приобретает особую популярность в средствах массовой информации. В последние годы постоянно говорится о неудовлетворительных темпах развития малого предпринимательства, необходимости реформирования систем налогообложения, снижения бюрократических препонов. В чем же кроется причина такого повышенного внимания к субъектам малого предпринимательства?

^ Роль малого предпринимательства
в экономике


По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2003 г. доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике составила около 14%, а доля участия субъектов малого предпринимательства в ВПП – около 10%. Данные цифры говорят, с одной стороны, о большом экономическом потенциале малого предпринимательства в России, с другой – о необходимости создания благоприятных условий для развития его развития.

^ Критерии отнесения организаций и физических лиц к СМП

Согласно ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся организации удовлетворяющие всем следующим критериям:

  • Являются коммерческими организациями

  • Доля участия в уставном капитале Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%

  • Доля участия в уставном капитале одного или нескольких юридических лиц не превышает 25%

  • Средняя численность работников за отчетный период не превышает:

    • в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 чел.

    • в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60 чел.

    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.

    • В остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 чел.

Субъектами малого предпринимательства признаются также физические лица – индивидуальные предприниматели

Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности, то средняя численность работников определяется по тому виду деятельности, который занимает наибольший удельный вес в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Виды деятельности определяются на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (утв. постановлением Госкомстата России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст)

Средняя численность работников определяется на основании постановления Госкомстата России от 4 августа 2003 г. № 72 (утратило силу)
^ 2. Система нормативного регулирования малого предпринимательства

В настоящее время отдельной отрасли права, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства, нет. Регулирование в основном осуществляется на основании общих нормативных актов: ГК РФ, НК РФ и т.д.

Специальные правовые нормы «разбросаны» по разным документам, зачастую обрывочны, декларативны и неточны.

Основным нормативным документом, регулирующим малое предпринимательство в Российской Федерации, является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Также необходимо отметить следующие нормативные акты:

  • Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ»

  • Приказ Минфина Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (далее приказ 64н)

В приказе 64н утверждены:

  • рекомендованный рабочий план счетов для субъектов малого предпринимательства;

  • формы бухгалтерского учета;

  • возможность применения кассового метода;

  • других аспекты, имеющих важное значение для организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях


^ 3. Особенности функционирования СПМ

Мировой опыт показывает, что мерки средних и крупных организаций неприменимы к субъектам малого предпринимательства. Поэтому необходимо определить те особенности функционирования малых предприятий, которые оказывают существенное влияние на их деятельность. Для нас важно указать на факторы, которые непосредственно отражаются на организации бухгалтерского учета.
Среди множества факторов, характерных для организаций малого бизнеса, необходимо выделить следующие:

  • Скромные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету и другим областям (в частности, юриспруденции, маркетингу, менеджменту).

  • Потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности.

  • Небольшая численность работников

  • Слабая защищенность перед произволом налоговых и иных контролирующих органов.

  • Представление руководства организации о бухгалтерском учете как средстве для исчисления налоговых обязательств.

  • Недостаточное знание руководством задач бухгалтерского учета.


Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.
Скромные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов

Грамотная постановка учета, четкое определение и распределение функций бухгалтерского персонала в значительной мере определяют правильность ведения бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств.

Первичная постановка учета – такое же необходимое условие при организации предприятия, как составление его учредительных документов.

В течение 90 дней со дня государственной регистрации организация должна утвердить учетную политику (ст. 5 ПБУ 1/98).

А до подачи первой налоговой декларации по НДС, налогу на прибыль, единому налогу необходимо представить учетную политику для целей налогообложения*

Для грамотного формирования вышеуказанных документов требуются хорошие знания нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Низко квалифицированному специалисту или начинающему бухгалтеру, справиться с поставленной задачей чрезвычайно сложно.

Ошибки, допущенные в этих документах, исправить, как правило, очень сложно, либо не невозможно.

Потребность во всесторонних знания законодательства для осуществления своей деятельности

Для организации даже небольшого предприятия необходимы всесторонние знания существующей законодательной базы: гражданского права, налогового законодательства и др. Отсутствие соответствующих знаний может существенно препятствовать организации в достижении поставленных задач.
Что касается главного бухгалтера, то его должность по определению требует экономических знаний.

В любой организации есть сотрудники, следовательно, бухгалтер должен знать трудовое законодательство.

Взаимоотношения между организацией и внешними контрагентами регулируются гражданским законодательством.

Ну и, разумеется, обязанностью бухгалтера является исчисление налогов, т.е. необходимо знание налогового законодательства.
Небольшая численность работников

Малые предприятия в большей степени нуждаются в универсальных работниках и в большей степени зависят от их взаимозаменяемости.

В этой ситуации целесообразно передавать выполнение отдельных функций специализированным организациям или индивидуальным предпринимателям.

(Физически всю деятельность малого предприятия иногда может обслуживать всего один человек. Однако отсутствие специальных знаний в отдельных областях, необходимых для осуществления бизнеса, заставляет набирать дополнительный персонал. Так как объемы деятельности не позволяют занять все рабочее время работника выполнением исключительно его специальных обязанностей, его просят выполнять также другие работы, в том числе те, которые требуют знаний из других отраслей, специалистов по которым у организации еще нет.

Кроме того, практически в каждом субъекте малого предпринимательства есть сотрудник, который единолично выполняет свои обязанности. Если по каким-то причинам, он не выходит не работу (уволился, заболел и др.), в организации возникает авральная ситуация.)
Слабая защищенность перед произволом налоговых и иных контролирующих органов

Отсутствие возможности содержать квалифицированных специалистов, несовершенство существующих нормативной базы и судебной системы приводит к тому, что проверяющие органы безнаказанно могут чинить произвол, вынуждая незаконно переплачивать налоги, давать взятки и совершать иные действия, унижающие персонал и ущемляющие финансовые интересы субъектов малого предпринимательства.
Представление руководства организации о бухгалтерском учете как средстве для исчисления налоговых обязательств

С начала своего зарождения и до конца XIX в. бухгалтерский учет велся исключительно для управленческих целей, и только в небольшом числе случаев – для выкачивания денег из акционеров.

Таким образом, около 400 лет из 500 бухгалтерский учет развивался исключительно в русле предоставления информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Многие руководители и учредители даже не догадываются, что бухгалтерский учет ведется для них, а не для налогового инспектора.
Недостаточное знание руководством задач бухгалтерского учета

Незнание руководящим персоналом задач бухгалтерского учета часто реализуется в форме неэффективной организации учета, хранения, документального оформления и т.д. товарно-материальных ценностей, иных объектов учета и всей системы бухгалтерского учета в целом (двойной, тройной учет).
Названные факторы обуславливают наличие ряда особенностей ведения бухгалтерского учета у субъектов малого предпринимательства, которые не свойственны средним и крупным организациям:
^ Незначительное, либо полное отсутствие разделения труда в бухгалтерской службе. Бухгалтерский учет ведется, зачастую, одним бухгалтером, который отвечает за все участки работы.
Если бухгалтерия состоит из 2-3-х работников, то каждый из них отвечает за ведение бухгалтерского учета сразу на нескольких участках. Главный бухгалтер, как правило, должен знать бухгалтерский учет всего спектра операций, совершаемых в организации. При этом ему необходимо в равной степени хорошо знать весь бухгалтерский процесс: от грамотного отражения операций в первичных учетных документах до составления баланса организации.
^ Выполнение бухгалтерским персоналом смежных функций, которые в крупных и средних организациях выполняются отдельными подразделениями. Чаще всего на малых предприятиях на бухгалтера возлагается обязанность по ведению кадрового учета организации. Не менее часто бухгалтеру приходится отвечать на юридические вопросы.
^ Очень сильное влияние налогового законодательства на организацию бухгалтерского учета. Отсутствие финансовых возможностей для организации одновременно налогового, управленческого, финансового учета заставляет малые предприятия отдать предпочтение одному из них. В силу незыблемой веры руководства в то, что бухгалтерский учет ведется ради исчисления налогов, этому направлению и отдается предпочтение.

^ 4. Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии (4 вопрос)

Максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач – вот, на взгляд авторов, основной принцип организации бухгалтерского учета в любой организации. Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.
Следовательно, процедуре первичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять.

Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет:

  • обеспечить сохранность имущества;

  • обеспечить эффективность управления ресурсами;

  • исчислить финансовый результат деятельности;

  • определить налоговые обязательства.

Знать эти задачи крайне важно для руководителя любой организации, так как выбор оптимальных путей их решения является основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета и, что более важно, управления организацией.

Процессу первичной постановки или реорганизации системы бухгалтерского учета на предприятии должен предшествовать анализ потребностей в выполнении указанных задач.

Средние и крупные организации испытывают потребность в том, чтобы система бухгалтерского учета решала все поставленные задачи. Однако изучение специфики деятельности малых предприятий показывает, что из указанного перечня задач могут быть востребованы не все.

Определять потребность в выполнении бухгалтерским учетом указанных выше задач должен руководитель вместе с главным бухгалтером организации.
Например, перед системой бухгалтерского учета оргОпределять потребность в выполнении бухгалтерским учетом указанных выше задач должен руководитель вместе с главным бухгалтером организации. анизации, в которой работает один человек, являющийся одновременно её учредителем, не стоит задача обеспечения сохранности имущества, т.к. все оно находится в единоличном пользовании. В небольшой организации, которая работает по договорам поручения в качестве поверенного, может отсутствовать необходимость в определении эффективности управления ресурсами. Организация, осуществляющая разовые операции, может не нуждаться в исчислении финансового результата деятельности, т.к. он будет равен разнице между поступлением и расходованием денежных средств. Наконец, бухгалтерский учет организации, уплачивающей единый налог на вмененный доход, не выполняет задачу исчисления налоговых обязательств, т.к. они рассчитываются на основе небухгалтерских данных.
Каждая задача оказывает существенное влияние на организацию системы бухгалтерского учета. При этом, если бухгалтерский учет организуется с преимущественным упором на выполнение одной задачи, то, как правило, страдает выполнение иных задач.
Например, если руководство желает обеспечить сохранность имущества, то синтетические субсчета имеет смысл открывать для каждого материально ответственного лица, но тогда данные о видах товарно-материальных ценностей целесообразно формировать в аналитическом учете. В результате этой операции данные о видах товаров «уйдут» из сводных учетных регистров.

Если принять в бухгалтерском учете налоговые правила определения прибыли, то это, неминуемо, приведет к недостоверности показателя прибыли с т.з. финансового учета.
Каждая задача может быть решена несколькими способами. Например, данные о видах товаров могут быть получены как с помощью выделения видов товаров на отдельных синтетических субсчетах, так и на аналитических счетах организации. Конкретный способ ведения бухгалтерского учета обладает своими преимуществами и недостатками, а также имеет свою «цену», т.е. стоимость затрат на его организацию и ведение.
Из всего сказанного следует, что перед тем как разрабатывать систему бухгалтерского учета организации, необходимо:

  • определить перечень задач, которые должен выполнять бухгалтерский учет в данной организации;

  • расставить приоритеты между задачами;

  • выбрать эффективные способы решения поставленных задач.


Как известно, перечень способов ведения бухгалтерского учета организации закрепляется в ее учетной политике, поэтому необходимо рассмотреть, что это за документ, каковы его содержание и значение для всей системы бухгалтерского учета организации.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими iconСубъекты молодежного предпринимательства физические лица в возрасте...
Порядок и условия предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в 2011...

1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими iconРоссийская федерация федеральный закон
Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия...

1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими icon«Собрание актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики»
Фонда, в целях обеспечения дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, условия и порядок льготного...

1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими iconКурсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства»
Развитие рыночной экономики в России тесно связано с созданием и эффективным функционированием малого предпринимательства

1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими iconСубъектам малого и среднего предпринимательства и
Российской Федерации, в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим...

1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими iconЗакон волгоградской области о развитии малого и среднего предпринимательства...
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее...

1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими iconПорядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства...
В целях реализации областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009 2011...

1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими iconМалого предпринимательства
Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и сообщает следующее

1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими iconПостановление от 25 декабря 2012 г. N 800-пп о мерах имущественной...
Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закона...

1. Роль малого предпринимательства в экономике в сфере экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими iconСущность и критерии малого предпринимательства. 4
Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. 16

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница