История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений




НазваниеИстория Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений
страница1/7
Дата публикации05.04.2013
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

История Экономических Учений



Вопросы:

1.    Предмет истории эк. учений

2.    Эк. мысль Древнего Востока.

3.    Эк. мысль античной Европы.

4.    Эк. взгляды мыслителей средневековья.

5.    Ранний и поздний меркантилизм.

6.    Возникновение классической школы в Англии и во Франции.

7.    Эк. взгляды физиократов.

8.    Теория Адама Смита.

9. Теория Давида Рикардо.

10.Общая характеристика классической школы.

11.Развитие классической школы в 1-ой половине 19 века.

12.Эк. взгляды социалистов-утопистов.

13. Эк. учение марксизма.

14.Старая историческая, новая историческая и юная историческая школы Германии.

15.Общая характеристика маржинализма.

16.Основные школы маржинализма.

17.Общая характеристика западной эк. мысли 20 века.

18.Общая характеристика неоклассической школы.

19.Развитие неоклассической теории в 1-ой половине 20-го века.

20.Кейнсианство.

21.Неокейнсианство и посткейнсианство.

22.Неоклассический синтез.

23.Австрийский неолиберализм.

24.Западно-германский неолиберализм.

25.Монетаризм.

26.Зарождение институционализма.

27.Современный интституционализм.

28.Эк. идеи в России в 16-18 вв.

29.Эк. мысль в России в 19 в.

30.Эк. мысль в России в 20 в.

^ 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЭК. УЧЕНИЙ.

Это то, что изучает наука. Предмет науки – это анализ идей возникновения, развития и смены эк. идей на всем протяжении истории человечества. Предмет науки – это эк. мысль людей. Для того чтобы понять правильно ли они думали надо представлять какие процессы происходили. Важнейшая проблема науки вопрос о периодизации эк. мысли. Мысль как предмет анализа имеет определенную специфику, к-рая сводится к:

1) все материальные предметы всегда сущ-ют в жесткой привязке по времени и пространству. Мысль, в отличие от матер. предметов, не имеет жесткой пространственно-временной привязки. Часто не возможно установить авторство на идеи.

2) мысль может опережать свое время и отставать от него; опережать – когда человечество не способно переварить информацию какую-либо в данный момент времени (традиционно опережалась матем-ка). Там, где эк. мысль опирается на матем-ку, там будет быстрое развитие. Традиционно отставала от потребностей времени психология (изучение человека, себя). Не случайно нобел. премию по эк-ке за прошлый год получили два амер. ученых за разработку «психологических методик в эк-ке» - Вермонт Смит и Данюэль Канеман.

Эк. мысль как наука возникла из желания человека ответить на вечные историко-экономич. вопросы (быть или не быть…).

Важнейшие историко-эк. вопросы:

- что такое богатство и что сделать, чтобы стать богатым, и почему есть бедные и богатые,

- действительно ли сущ-ют определенные эк. законы, по к-рым развивается хоз-во или мы просто думаем, что они есть.



^ 2. ЭК. МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

Человек разумный появился на земле примерно 100тыс. лет назад. Письменность возникла в 4-ом тысячелетии до н.э. у шумеров, это Ирак (молитвы богам и хоз. вопросы – первые письменности). Шумеры, Египет, Индия, Китай – осн. центры древних вост. гос-в. Все эти вост. центры имели общие хар-ки социально-эк-го и политического строя:

- древняя вост. деспотия, т.е. человек абсолютно терялся в толпе подданных и общество жило по принципу: «Личное – ничто перед государственным и коллективным» и права личности не были защищены законом. Законы были, но гос-во их в 1-ую очередь нарушало;

- исключительно сильная роль гос-ва в обществе в целом и в хоз-ве, преобладала гос. собственность на землю и гос. хоз-ва, был большой гос. сектор в эк-ке => много чиновников => высокие налоги => низкий уровень жизни и медленное развитие, преобладало натур. хоз-во и осн. производит-ной силой были свободные крестьяне-общинники (не рабы).

Этот уклад жизни определял специфику эк. мысли, для нее характерно:

1) практически не было работ, посвященных частн. хоз-ву и преобладали работы о гос. хоз-ве,

2) много работ об эк. ф-циях гос-ва,

3) в целом все работы носили догматический поучающий хар-р,

4) априорные выводы [a priori – лат., до опыта], т.е. до проведения своего исследования они уже знали, к какому выводу должны прийти.

Индия.

В сер. 1-го тысячелетия до н.э. составлен знаменитый эк. труд «Наука о пользе (выгоде)», автор Каутилья, осн. хар-ка – свод правил, к-рыми должен руководствоваться правитель идеального гос-ва. Каутилья сформулировал задачи: строительство дорог, освоение окраинных территорий, пост. контроль за торговлей, регулирование цен на внутр. рынке. Поставлен в трактате вопрос о том, от чего зависит стоим-ть вещей? – «Стоим-ть вещей определяется кол-вом дней работы, но рын. цена товара не равна его стоим-ти ибо конкурирующий покупатель повышает цену на товар» (Каутилья).

Нац. религия Индии – индуизм, осн. полож-я – приниженное полож-е чел-ка это есть справедливое наказание за то, что в прошлой жизни чел-к вел себя плохо, и если он хочет улучшить свое полож-е – это невозможно.

^ Др. Китай.

1-ое тысячелетие до н.э.: в эк. мысли множ-во течений:

- конфуцианство (Конфуций или Кон Фу Цзы (цзы - мудрец)). Осн. идеи: гос-во – это по сути своей большая семья, в к-рой император – это отец, а народ – его дети. Источник благосостояния – труд детей (народа) и чтобы быть богатым, народу следует

^ 3. ЭК. МЫСЛЬ АНТИЧНОЙ ЕВРОПЫ (ГРЕЦИЯ, РИМ).

Цивилизация античной Европы сформировалась позже чем восточная. Представлена др. Грецией и др. Римом. Др. Греция возникла на рубеже 3-2 тысячелетия до н.э., Др. Рим – 1 тыс. до н. э.

^ Др. Греция.

Общ. хар-ка:

- нецентрализованное гос-во, совок-ть городов-государств – полисов, у каждого полиса свои законы, боги, армия, ден. сис-ма. Ниаб. Важные полисы – Афины, Спарта. Всего полисов около 100.

- эк. строй этих гос-в: гос-во не играло такой роли в хоз. жизни как на Востоке, гос.сектор в эк-ке был незначительным. Вмешат-во гос-ва в эк-ку было незначительным, вся хоз. жизнь была основана на частной инициативе. Гос. чиновников очень мало, гос. должности занимали выбранные своб. люди. Рабы – единственные получали жалование от гос-ва, но их не много.

Отсюда низкий уровень налогооблажения, только в чрезвыч. ситуациях (война), интенсивное товарно-ден. развитие. Осн. производит. сила – рабы.

- закон играл очень значит. роль в жизни общ-ва и это определило специфику эк. мысли (почти нет работ по гос. хоз-ву, но очень много работ по организации частного хоз-ва).

[Особенности античного общества и хозяйственного строя в античной Европе: быстрое развитие товаро-денежных отношений, быстрое формирование института частной собственности в т. ч. на землю; защищенность прав личности в т. ч. и эк. законом; свобода личности. Государство здесь не является предпринимателем в жизни общества (нет крупных гос. хозяйств), отсюда общественные особенности эк. мысли. Важнейшая проблема для эк. мысли это проблема частного хозяйства. Эта проблема использование рабского труда. Потому что рабы – важнейшая производительная сила занятая во всех сферах эк-ки.]

По Др.Греции:

1) Ксенофонт (5-4вв. до н.э.), написал труд под названием «Экономикос» - искусство ведения дом. хоз-ва. Ввел слово экономика, обнаружил связь между уровнем разделения труда в общ-ве и размерами рынка, связь прямая. Он назвал осн. ф-ции денег:

- деньги – как средство обращения,

- как средство накопления сокровищ,

- как капитал.

К деньгам относился резко отрицательно и утверждал, что «там, где возможно, надо обходиться без денег, т.к. они портят чел-ка и общ-во». Эк. идеал – хоз-во Спарты, где было: уравнительное землепользование, запрет на скупку рабов и земель, деньги в Спарте – тяжелые металлические прутья, хотя уже были придуманы круглые деньги.

2) Платон (5-4вв. до н.э.). Учение теория «Об идеальном государстве», суть: «Лучшее, что м.б. создано чел-ком на земле – это ид. гос-во. Идеальное – это значит сильное (решение принимается и исполняется), справедливое (где каждый чел-к занимает свое, а не чужое место и выполняет ту работу, к-рой предназначен своей природой)». По способностям люди делятся на 3 группы:

- те, у кого преобладает разумная душа – управленцы (писать законы),

- преобладает эмоциональная душа (т.е. стоять на страже справедливости - военные),

- люди чувственного типа (физич. труд).

^ 4. ЭК. ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (с 5 по 17вв.)

Раннее средневековье с 5 по 11 вв. Осн. эк. идея – идея о справедливой цене (это цена, равная трудовым затратам, и считалось, что несоблюдение этого пропорционального рав-ва ведет к распаду общ-ва, слишком богатые и бедные). Присвоение торговой и ростовщической прибыли – это нарушение обмена по справедливой цене (зло) => теотетич. требование запретить крупную торговлю и ростовщичество. Крупн. торговля (внешняя) и ростовщичество процветало, так. обр. эк.теория вошла в противоречие с практикой, к-рое снял в 13в. Фома Аквинский (Томас Аквинат) – монах доминиканского ордена, он сформулировал 5 док-тов о сущ-нии бога. В 19в. католическая церковь объявила его вечным авторитетом.

В эк-ке: он ввел понятие рав-ва пользы в рамках учения о справедл. цене: «Бывают случаи, когда вещь можно продать дороже, чем она стоит. Прибавка к стоим-ти лишь компенсирует тот ущерб, к-рый наносит себе продавец, расставаясь со своей собств-тью. Также нужно учитывать транспорт, риски, и важно, чтобы обе стороны были довольны условиями сделки и чувствовали выгоду для себя, т.е. завышенная цена оправдывалась, если покупатель получал выгоду». Постыдное совершает не тот, кто продает купленное дороже, а тот, кто специально покупает для того, чтобы дороже продать. Назвал ростовщичество – постыдным ремеслом (ислам и христианство запрещали ростовщичество в отличие от иудаизма), считал греховным обложение ростовщиков налогами, т.к. это есть соучастие в их греховных доходах.
^ 30. ЭК. МЫСЛЬ В РОССИИ В 20 В.

20в. – все многообразие школ сведено на нет, а установилась одна школа – марксизм.

В период 1917-1921гг. развитие отечественной эк. мысли характеризуется резкой ее политизацией. Кондратьев – автор теорий «теория больших циклов конъюнктуры» и «теория труд. крест. хоз.». В них, сами крестьяне являются и рабочими, и управляющими. Он установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождавших большие циклы такие как «повышательная волна». 20-е гг. по праву можно считать «золотым десятилетием» российской эк. науки. В значительной мере это определяется переходом от политики военного коммунизма к новой эк. политики. Отечественные экономисты решали задачи освоения НЭПа. Чаянов – разработал систему натурально вещественного (безденежного) учета. Был лидером организационно-производственной школы. Немчинов – организовал 1-ую в стране лабораторию ЭММ и модели. В 65-67 гг. была предпринята попытка эк. реформы, основанная на хоз. методах руководства.

У двух высших классов 1-го и 2-го не д.б.большой личной собственности. Собств-тью должны владеть те, кто непосредственно ее производит. К накоплению денег относился отрицательно, также как и к ростовщическому капиталу.

3) Аристотель (4в. до н.э.). Критиковал теорию ид. гос-ва Платона: «Все идеальное по определению не достижимо, а сильное гос-во построить можно, но не нужно, т.к. м.б. подавлена личность со всеми ее правами». Предложил свой вариант: «Умеренность во всем, чувство меры – наилучшая форма правления, т.е. население не большое и не маленькое, достаточное, но легко обозримое, территория – также, д.б. определенным образом расположено. Кроме того, гос-во опирается на средний класс, только такое гос-во устойчиво, т.е не д.б. слишком богатых и бедных». Он проанализировал проблему рабства – как эк. явления из природы чел-ка, а не из внешн. обстоятельств (войны, захват рабов). Он вывел вывел рабство и природу чел-ка. Люди от природы не равны. Если человек не м.б. господином самому себе (заставить себя делать то, что надо делать, т.е. собств. волю), значит он обретен на то, чтобы выполнять волю другого, т.е. быть рабом.

Аналогичный подход у него к частн. собств-ти. Вывод: частн. собств-ть – есть категория вечная. Негативно относился к деньгам и признавал их право на сущ-ние, если они способствовали обмену товара на товар. Не признавал денег, когда они выступали в роли торгового капитала:

деньги -> товар -> деньги’. И не признавал в роли ростовщического капитала: деньги -> деньги’. Искусство делать деньги из денег (хрематистика) считал противоестественным для чел. природы.

Рим.

Более прагматична, чем греческая.

1) ^ Катон Старший (3-2вв. до н.э.). Осн. внимание на получение прибыли и утверждает, что при прочих равных условиях прибыль м.б. достигнута при хорошей организации труда, как важнейшего фактора эк. развития. Эл-том хорошей организации труда явл-ся непосредственное участие хозяина в упр-нии, во все вникать.

2) Цицерон (1в. до н.э.). Автор формулы правового гос-ва (под действие закона должны попадать все); разработал концепцию естественного права, ее суть: каждый чел-к по своему естеству имеет ряд неотъемлемых прав на жизнь, на свободу (свобода выбора, перемещения…), на собственность и частн. собств-ть священна и неприкосновенна и любое посягательство на нее есть нарушение справедливости и законности. Даже к рабам подходит с позиции законности, т.е. относится к ним как к наемникам, требовать от них работу, предоставляя им то, что полагается. Он признавал частую несправедливость ростовщических операций, но доказывал их необходимость, говорил: «Гос-во, более чем на чем бы то ни было держится на кредите, к-рый не будет возможен, если уплата денег, взятых взаймы, не будет обязательна». Эта теория оказала влияние на всю мысль средневековой Европы и в сер. 20в. базовые идеи этой концепции были положены в основу док-та «Всеобщая декларация прав чел-ка» (1948г.).

больше работать и меньше потреблять. Обмен должен быть эквивалентным и не допустимо что бы в результате обмена выгоды одних были больше чем у других. В целом народ должен трудится одинаково, и потреблять все поровну. То гос-во будет богатым, в к-ром каждый чел-к строго исполняет свою роль, т.е. четкое разделение общественно-эк. ф-ций – есть основа эк. процветания. Гос-во – это высшая ценность для народа. Гос-во должно оказывать влияние на все сферы жизни, в т.ч. на эк-ку, а именно гос-во должно регламентировать произв-во, распределение и потребление продуктов в стране.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по«Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...

История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений icon1. Предмет и методология истории экономических учений. Особен
Семахин Е. А. Методические рекомендации для выполнения практических занятий по дисциплине «история экономических учений» для специальности...

История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на...
Общие положения классической школы и возможность применения для современной России

История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений iconКраткий курс Москва 2002 А. Г. Войтов Москва 2002 Войтов А. Г. История...
Раткий курс предназначен для тех, кто впервые ее познает. Обычно это студенты экономических специальностей. Более конкретно ее дают...

История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений icon1 Предмет и задачи истории экономических учений
Иэу изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах истории и в разных странах, причины их изменения, а также влияние...

История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине...
История экономических учений. Методические указания для выполнения контрольной работы./Сост. Семахин Е. А. Н. Новгород: вгипу, 2010....

История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений icon1. Предмет истории экономических учений
Данная наука не ограничивается изучением ис­точников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся эко­номистов; она стремится...

История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений iconКонтрольная работа по дисциплине: «История экономических учений»
Карл Маркс (1818—1883) как один из завершителей классичес­кой политической экономии оставил заметный след в истории эко­номической...

История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений icon«История экономических учений»
Развитие экономической мысли в России во второй половине XIX века, до 1917 года

История Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений icon«История экономических учений»
«Укажите различия в подходе к предмету и методу экономической науки в классической и исторической школах»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница