1. Теория структурно-функционального анализа 3




Скачать 207.53 Kb.
Название1. Теория структурно-функционального анализа 3
страница1/3
Дата публикации18.05.2013
Размер207.53 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Содержание
1. Теория структурно-функционального анализа 3

2. Теория социального конфликта 12

3. Технологический детерминизм 14

Список используемой литературы 17

1. Теория структурно-функционального анализа

Функциональный подход, функционализм – один из наиболее развитых и детально (от метатеории до эмпирических исследований) разработанных подходов в социогуманитарном знании 20 в., задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов (на уровнях общества, социума и культуры, личности, любого социального «объекта» – группы, общности, института, организации) как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности). Соотносится со структурным подходом (структурализмом), имеет с ним общие «генетические» корни и теоретико-методологические основания. В середине 20 в. структурный и функциональный анализы были переосмыслены в рамках «объединяющего» их системного подхода как два различных аспекта системного анализа, т.е. исследования систем как целостных единств, и две взаимодополняющие и взаимопроникающие друг в друга (пересекающиеся) стратегии их исследования. Это дало основания универсализировать функциональный и структурный подходы как воплощающие всеобщие принципы любого научного познания, однако релевантной им областью остается, все же, социогуманитарное знание. При этом если структурный анализ в различных своих версиях активно проникал в гуманитарное знание (а во многом и зарождался в нем) – прежде всего в лингвистике и литературоведении, то собственно структурно-функциональный анализ и возник, и локализовался, прежде всего, в социальном знании (главным образом, в социологии и британо-американской антропологии). В социологии структурный подход акцентирует аспект социальной структуры (целостность взаимосвязанных элементов, процессы воспроизводства), а функциональный – аспект социальной организации (принципы соотнесения и функционирования элементов) социума, общества как системы в целом.

Центральным для структурно-функционального анализа является понятие функции, которая рассматривается в нем в двух аспектах:

1) как «назначение» («роль») «одного» из элементов некоторой целостности по отношению к «другому» или к целостности (системе) в целом;

2) как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения «одного» оказываются производными (функцией) от изменений «другого» (на уровне прикладных и (или) статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношения зависимой и независимой переменных).

В этом (втором) случае вводится понятие функциональных (функционально-организационных) связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных, генетических связей внутри системы, а также между системами, системой и средой. Соответственно выделяются и процессы функционирования (поддержания организации-организованности, порядка) наряду с процессами производства (ресурсов), воспроизводства (структуры), в совокупности обеспечивающие стабильное существование системы (целостности) и соотносимые с процессами ее изменения и развития (как в результате «естественной» эволюции, так и вследствие специально предпринимаемых («искусственных») усилий.

В своем развитии структурно-функциональный анализ прошел ряд этапов становления и представлен несколькими основными версиями:

1) предысторию структурно-функционального анализа связывают с идеями органицизма в социологии, прежде всего с именем Спенсера;

2) основы структурно-функциональный анализ («его прообраз»), его исходные методологические принципы заложил Дюркгейм и его школа;

3) так называемый «ранний» функционализм представлен Британской школой антропологии (прежде всего Радклиф-Брауном и Малиновским);

4) собственно классический американский структурный функционализм стал формироваться с 1930-х под влиянием круга идей Сорокина (прежде всего Парсонсом); в это же время конституируются методологически близкие ему статусно-ролевые теории личности;

5) в конце 1940-х основные идеи структурно-функционального анализа были переинтерпретированы в терминах системного подхода;

6) 1950–1960-е – время доминирования структурно-функционального анализа в социологии в виде двух его основных версий: функционального императивизма Парсонса и функционального структурализма Мертона; в это же время происходит экспансия методологии структурно-функционального анализа далеко за пределы социологии и антропологии, она начинает трактоваться не только как «подлинно» социологическая, но и как общенаучная методология (например, Хоманс рассматривал ее как новый язык описания в социогуманитарном знании, а Гемпель трактовал ее как широкую исследовательскую программу); основное оппонирование структурно-функциональный анализ встретил в это время со стороны социологии конфликта (Козер, Дарендорф) и «критической теории» Франкфуртской школы;

7) со второй половины 1960-х нарастает критика структурно-функционального анализа с разных теоретико-методологических позиций как внутри социологии (в меньшей мере – в антропологии), так и в общенаучной методологии. Особенно характерно в этом отношении возникновение различных версий «альтернативной» и «радикальной» социологии (Миллс, Гоулднер, социология контркультуры, «новые левые»), а прежде всего усиление тенденций к конституированию методологических разработок внутри так называемой «гуманистической перспективы» (концепция конструирования реальности Бергера и Лукмана, этнометодология, когнитивная социология и т.д.); условно этот период можно назвать «фальсификационным» по отношению к версиям классического структурно-функционального анализа;

8) в эти же годы (с середины 1960-х) происходит кардинальное переосмысление основ структурно-функционального анализа с позиций социологии социальных изменений (Турен, П.Штомпка и др.), что привело к замене системно-организационных моделей описания социума системно-процессуальными, влиятельными в 1970–1980-е не только внутри социологического знания, но и пытавшимися предложить новую методологию социального познания в целом; потенциально возможность «процессуального» прочтения функционализма была предзадана еще в интегральной социологии Сорокина и в теории социального действия Парсонса;

9) в постклассической перспективе (особенно с 1980-х) установки структурно-функционального анализа оказались в целом «сняты» в различных версиях постструктуралистски ориентированной социологии (Фуко, Бурдье, Гидденс и др.), методологического индивидуализма (Р.Будон), теории коммуникативного действия (Хабермас), поздней философской антропологии (в этом отношении показательна творческая эволюция Х.Шельски); наиболее же адекватно ряд принципиальных положений структурно-функционального анализ воплотился в перспективе постклассической социологии в концепции референции Лумана, которую иногда трактуют как особую разновидность функционализма; однако, если в теоретических дискурсах структурно-функциональный анализ (во всяком случае в своем классическом виде) утратил к настоящему времени сколь-нибудь заметное влияние, то прикладная методология, разработанная в его рамках, продолжает занимать доминирующие позиции в конкретных эмпирически ориентированных социологических исследованиях (успешно конкурируя с методами качественного анализа и методическими разработками, конституированными в традиции этнометодологии и близких ей направлений).

В историко-социологической ретроспективе, восстанавливая определенные «линии» преемственности (точнее – наследования), можно с достаточным на то основанием утверждать, что «линия структурно-функциональный анализ» является в социологии фактически дисциплинообразующей. Она охватывает (в неэксплицитном виде) весь период классической социологии (от Спенсера до Дюркгейма), эсплицитно – весь период неклассической социологии (от Радклиф-Брауна и Малиновского через Сорокина к Парсонсу и Мертону), а частично «проникает» и в постклассический период ее развития (системо-процессуальные модели, концепция Лумана). Она наиболее адекватно воплотила в себе конституирующий для социологии принцип социологизма, впервые отчетливо артикулированный Дюркгеймом, и в этом отношении иные теоретико-методологические версии социологии могут быть осмыслены как в разном отношении и с разной степенью последовательности оппонирующие ей (вплоть до наиболее радикального противостояния ей, задаваемого «линией» понимающей, а затем и феноменологической социологии). Это положение сохранялось вплоть до перехода социологии в постклассическую фазу ее развития. Более того, теоретико-методологические кризисы, которые переживала эта «линия» развития социологии воспринималась как изнутри, так и вне социологии как кризис социологии как таковой, вплоть до постановки под вопрос самой возможности ее конституирования как отдельной научной дисциплинарности (кризис классической позитивистско-дюркгеймовски ориентированной социологии в 1920-х; кризис собственно структурно-функционального анализа в конце 1960-х – 1970-е, который воспринимался как неоклассика в рамках неклассической социологии). При этом социологизм в целом и структурно-функциональный анализ, в частности, в историко-социологической ретроспективе воспринимаются как дискурсы «стабилизационного», а не «кризисного» сознания.

О роли и «весе» структурно-функционального анализа в истории социологической мысли свидетельствует то, что он стал чуть ли не основным «мальчиком для битья» в постклассической перспективе со стороны современных социологически ориентированных дискурсов (будучи в этом качестве мифологизирован наряду с «позитивизмом» и «натурализмом» и встроен в единый с ними ряд, презентирующий то, как не должна строиться современная теоретическая социология). Здесь, собственно, содержательный анализ структурно-функционального анализа отходит на второй план и в «пылу» полемики часто забывается, что и для современных теоретических дискурсов структурно-функциональный анализ (при его расширительном понимании как «звена в цепи» «линии» социологизма) является «родовым пятном» в смысле конституирования основных концептов социологических дискурсов как таковых, что можно обнаружить именно (и только) в содержательных анализах. В этом случае обнаруживается, что «ведущаяся уже в течение века дискуссия по поводу функционализма уходит корнями в неявный органицизм, сопутствовавший этой концептуальной перспективе. Количество неявных организационных допущений зависело лишь от того, чья схема подвергалась рассмотрению». Согласно Тернеру, из органицизма структурно-функциональный анализ наследовал представления об обществе как:

1) органической саморегулирующейся системе, стремящейся к гомеостазису и равновесию;

2) аналогичной организму самообеспечивающейся системе, обладающей определенными базисными потребностями и нуждами, без удовлетворения которых невозможно его выживание, сохранение гомеостазиса или равновесия;

3) целостности, пребывающей в состоянии постепенного (и непрерывного) наращивания своей сложности и дифференциации своих частей (и функций);

4) состоящем из взаимозависимых частей, когда изменения в одной части влекут за собой изменения в других частях.

Эти теоретические допущения Спенсера были переинтерпретированы Дюркгеймом в духе социального реализма о приоритете целого над его частями и дополнены тезисом о «нормальных» и «патологических» (аномических) состояниях целостностей с точки зрения их «функциональных потребностей», что предполагает введение допущения о наличии точек равновесия в системах, вокруг которых и осуществляется их нормальное функционирование. Тезис функционализма был дополнен Дюркгеймом тезисом социологизма, требовавшим объяснять социальное, исходя из самого социального, не прибегая к «внешним» причинам (и к редукции социального к психологическому или индивидуальному), а также концепцией органической и механистической солидарности (вводящей представление о разных типах самих функциональных связей).

Лидером функционального анализа в антропологии явился Радклиф-Браун, стремившийся преодолеть телеологизм предшествовавших анализов смещением их акцентов на аспект структурности общества (он ввел сам термин «социальная структура»). Функциональные отношения трактовались им как направленные на поддержание необходимой минимальной интеграции частей общества, обеспечение отношений солидарности внутри целостностей (тезис функциональной совместимости элементов в системе или постулат универсальной функциональности). Жизнь общества («социальной системы», замененной в его более поздних работах понятием «культура») в ее динамике трактовалась Радклиф-Брауном как результат взаимосоотнесения взаимодействий индивидов (уровень «социальной структуры») и взаимодействий деятельностей (уровень «социальной организации»), порождающий импульс к развитию общества (как смене им своего типа).

Другой основоположник Британской антропологической школы – Малиновский – ввел в оборот сам термин «функционализм» и сместил фокус анализа с собственно социума на культуру. Сама культура при этом трактовалась как собрание артефактов (продуктов деятельности) и организующих социальную жизнь традиций (предписывающих адаптивные нормативные образцы поведения), формирующих индивидов и позволяющих группам поддерживать интегрированность и преемственность, т.е. целостность общественной жизни. По сути, работы Дюрк-гейма, Радклиф-Брауна и Малиновского обозначили основные рамки и перспективы (видения и их горизонты) всего функционализма 20 в., акцентировав проблематику поддержания равновесия в устойчивых системах (и задав, тем самым, «дискурс стабилизационного сознания»).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Теория структурно-функционального анализа 3 iconКалендарно-тематическое планирование 11 класс
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей....

1. Теория структурно-функционального анализа 3 iconСтрукурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель
Целью данной статьи является описание особенностей структурно-диалектического метода построения и анализа психологического знания...

1. Теория структурно-функционального анализа 3 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине...
Рабочим планом по направлению 080200 «Менеджмент» предусмотрено выполнение контрольной работы по дисциплине «Теория анализа финансово-хозяйственной...

1. Теория структурно-функционального анализа 3 iconУчебно-научный центр "синтез"
Тема Общие вопросы теории колебательных спектров, концепция характеристичности, как основа функционального анализа

1. Теория структурно-функционального анализа 3 icon2. Методологические основы функционально-стоимостного анализа
Сущность функционального подхода и классификация функций в функционально-стоимостной анализ

1. Теория структурно-функционального анализа 3 iconБаканов М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник
Это и обусловило актуальность выбранной темы. Цель работы – раскрыть проблемы учета и анализа доходов и расходов предприятия. Для...

1. Теория структурно-функционального анализа 3 iconКонтрольная работа по дисциплине «Теория экономического анализа»
С помощью анализа изучается тенденция развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, основываются...

1. Теория структурно-функционального анализа 3 iconКонтрольная работа дисциплина «Теория экономического анализа» На тему:
С помощью анализа изучается тенденция развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, основываются...

1. Теория структурно-функционального анализа 3 icon1. История функционального программирования. Основные свойства функциональных...
...

1. Теория структурно-функционального анализа 3 iconПредельный переход от модернизации к реконструкции промышленных предприятий
В статье рассмотрены вопросы модернизации технологии и реконструкции производства на основе экономико-математического моделирования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница