Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства»




НазваниеКурсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства»
страница1/12
Дата публикации31.05.2013
Размер0.98 Mb.
ТипКурсовая
www.vbibl.ru > Финансы > Курсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Курсовая работа по дисциплине:

Финансы организации на тему:

«Финансы малого предпринимательства»

Выполнила: студентка 4 курса

ФК, вечер, город

№ личного дела

Преподаватель: Юдкина

Лариса Вениаминовна

Г.Архангельск, 2007 г.
Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства

    1. Понятие предпринимательства

    2. Понятие субъектов малого предпринимательства

    3. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации

    4. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

^ Глава 2. Организация финансов малого предприятия

    1. Денежные фонды и резервы предприятия

    2. Финансовые ресурсы предприятий

    3. Принципы организации финансов

    4. Результаты финансовой деятельности предприятия

^ Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства

    1. Экономическая обоснованность льгот, предоставляемых малым предприятиям

    2. Налоговые льготы

    3. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства

^ Глава 4. Расчетная часть

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие рыночной экономики в России тесно связано с созданием и эффективным функционированием малого предпринимательства.

Тема моей курсовой работы очень актуальна, так как для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, создание которых определяется многими факторами.

В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования.

Также можно отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства создает прекрасные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор и т.д.

Целью исследования в работе являются финансы малого предприятия.

Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить сущность и критерии малого предпринимательства;

  • Рассмотреть организацию финансов малого предприятия;

  • Проанализировать способы государственной поддержки малого предпринимательства.

Во второй главе работы был проведен анализ финансов предприятия. Объектом данного исследования является предприятие «Благовест-лада».

При написании курсовой работы использовались учебники, периодические издания, правовые документы.

Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства.

  1. 1. Понятие предпринимательства

Предпринимательство – это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель.

Государство же как субъект предпринимательского процесса может играть различную роль в зависимости от общественных условий, ситуаций, складывающихся в сфере деловой активности, и тех целей, которые ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства).

Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?

Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

  1. общеэкономической теории;

  2. конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

  3. количественных методов в предпринимательстве, т.е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких либо предпринимательских проектов.

В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех вспомогательных структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.


    1. ^ Понятие субъектов малого предпринимательства в российском законодательстве

Конституцией Российской Федерации установлены права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, регулирует гражданское законодательство.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношения могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 124 Гражданского кодекса).

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются также к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и коммерческие организации, одновременно удовлетворяющие следующим требованиям:

  • Доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;

  • Доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

  • Средняя численность работников за отчетный период в зависимости от вида деятельности не превышает предельного уровня, указанного в таблице 1.

Таблица 1 Виды деятельности и предельная численность работников.

^ Виды деятельности

Предельная численность работников для отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, человек

промышленность

100

Строительство

100

Транспорт

100

Сельское хозяйство

60

Научно-техническая сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения

30

Прочие виды деятельности

50



В целях налогообложения данное определение субъектов малого предпринимательства действует с начала 1996 г. – после введения в основные налоговые законы ссылки на Федеральный закон РФ «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного предприятия.

В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.



    1. ^ Развитие малого бизнеса в Российской Федерации

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования.

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Также малые предприятия являются самым угнетаемым элементом в российской бизнессистеме, тогда как в цивилизованном мире малые предприятия – основа экономики. В России малые предприятия составляют 12%, а в развитых странах этот показатель больше 50%. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90 – е годы стабильно росла доля малого предприятия в общем объеме ВВП. Это весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 01.01.1996 г в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек, а с учетом вторичной занятости – 13,8 млн.человек.

1992 год – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них. Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза.

В то же время в 1992 году в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли малого предпринимательства в сфере материального производства.

Феноменальный рост числа малых предприятий в 1992 году имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского спроса торговое малое предпринимательство активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов быстро превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля очень быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми точками стали вырастать элитные торговые центры, владельцы которых нередко начинали с «челночной» деятельности.

Рывок малого предпринимательства в сторону торговли и посреднической деятельности стал закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. Налоговая политика Правительства РФ была направлена на изъятие 70-90% доходов малых предприятий. При этом правительство не надеялось на то, что кто-нибудь будет платить налоги в полной мере, подталкивая тем самым предпринимателей к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.

В экономике России получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия становились первой жертвой поглощений. Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых точек возникли хорошо оформленные торговые павильоны принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами, поэтому вынуждены были прекратить свою деятельность.

На кардинальное замедление роста числа малых предприятий в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою деятельность просто ликвидировались. Фактор перерегистрации и ликвидации неработающих предприятий проявил себя в полной мере в 1995 году в связи с введением в практику хозяйственной деятельности нового Гражданского кодекса. В соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имеющие формы товариществ (а это очень распространенная форма малых предприятий), должны переоформить свои учредительные документы, приняв другие, предусмотренные Гражданским кодексом хозяйственные формы.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства.

Для закрепления и развития позитивных тенденций роста малого предпринимательства требуется активизация государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирование его инвестиционной деятельности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности малого предпринимательства в интересах развития всех сфер российской экономики.

    1. ^ Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, так как ему свойственны определенные преимущества:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

  • независимость действий субъектов малого предпринимательства;

  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

  • относительно не высокие расходы на осуществление деятельности, особенно затраты на управление;

  • большая возможность для реализации своих идей, проявления способностей;

  • возможность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятий. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местом рынке, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. В большинстве стран малые и средние предприятия по сравнению с крупными занимают доминирующее положение, как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, указанию услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и недостатки, среди которых выделяют самые существенные:

  • более высокий уровень риска, поэтому более неустойчивое положение на рынке;

  • зависимость от крупных компаний;

  • недостатки в управлении делом;

  • слабая компетентность руководитель, высокая чувствительность к изменению форм хозяйствования;

  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

В регулярных опросах проводимых в США главными причинами неудач в деятельности малого предприятия чаще всего называют:

  • некомпетентность;

  • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

  • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, так как коллективное принятие решений более профессионально. На деятельность малых фирм также оказывает влияние финансирование на первом этапе. Чем выше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у неё больше возможности сохранения деятельности в кризисных ситуациях.

Также к основным проблемам малого предпринимательства относится несовершенство налогового законодательства, что является одной из причин, по которым в последние годы рост числа малых предприятий приостановился и даже сократился. Тяжелый налоговый пресс привел к тому, что большая часть отечественного малого бизнеса находится в теневой сфере экономики. По данным экспертов, около 50% от всего объема движения денежных средств находятся в «тени».1 Сегодня очевидно, что без реформирования системы налогообложения малых предприятий не обойтись.

Подавляюще число предпринимателей жалуются на величину налогов, которые, по их мнению, не дают малому бизнесу не только развиваться, но и выживать. Поэтому, как уже отмечалось ранее очень высокая заинтересованность в снижении налогов и специальных налоговых льготах для малого бизнеса, которые сейчас достаются только отдельным предприятиям в особых случаях.

Среди налогов многие предприниматели считают существенным снижение налога на добавленную стоимость, который ограничивает возможности реализации продукции и услуг. Также необоснованно жестокое налогообложение заработной платы, мешающее «нормально» платить работникам. Предпринимателям, поскольку они как раз и создают новые рабочие места, кажется несправедливым необходимость уплаты отчислений в Фонд занятости. Поэтому многие были обрадованы введению Единого социального налога (гл.25, ст. 286-293 НК).

Объектом критики стала и налоговая система в целом.

Прежде всего, это нестабильность налогового законодательства, постоянные изменения в практике взимания налоговых платежей, штрафов и т.п. При этом некоторые изменения часто вводятся «задним числом».

Стабильность системы налогообложения предприниматели считаю одним из важных факторов нормального развития малого бизнеса, общей стабильности и предсказуемости экономики.

Негативно воспринимается и практика различного рода местных налогов, список которых постоянно растет. Здесь широкое поле для произвола чиновников, которое практически не контролируется федеральными властями и не регулируется законодательством.

Некоторые руководители жаловались на механизм взимания налогов. Видов налогов много, постоянно вводятся новые, их расчет и оплата ведутся по-разному. Для совсем небольших предприятий, особенно начавших свое дело с нуля, приспособиться и понять этот механизм трудно. Предприниматели заинтересованы в том, чтобы система налогообложения была понятной и начинающему.

Существенным особенно для малого бизнеса становится вопрос о своевременном информировании, об изменениях налогового законодательства, порядка взимания налогов. Сейчас никто, в том числе и налоговые службы, не предоставляют малым предприятиям подробной информации.

Обычно предприниматели сами отслеживают информацию, пользуясь периодикой. К платным консультациям по налогам и финансовым вопросам прибегают редко. Многим они не нужны, у других нет средств. Последние поэтому обращаются к помощи знакомых, работников государственных предприятий, коллег-предпринимателей. Наличие проблем с бухгалтерией более характерно для небольших предприятий, новичков бизнесе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства» iconКонтрольная работа по дисциплине «Финансы организаций» на тему «Финансы...
Целью настоящей работы является комплексное исследование финансов малого бизнеса в условиях рынка

Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы»
Объектом данной курсовой работы являются финансы организаций, их организация и особенности функционирования

Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы» Вариант 18 На тему «Бюджетная система рф»

Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему «Особенности социальных внебюджетных фондов»
Введение стр. 3

Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему «Мировые финансы:...
«Мировые финансы: особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами»

Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства» iconКурсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Налоговая система»
Структура и динамика регионального бюджета Липецкой области за 2004-2006год

Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему «Сбалансированность бюджета»
I. Механизм эффективного перераспределения ввп в пользу государства с помощью централизованных финансов. 4-17

Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства» iconКурсовая работа по дисциплине «финансы организаций» на тему «финансирование...
Особенности инвестиционной политики на современном этапе развития экономики

Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства» iconКурсовая работа по дисциплине: финансы на тему №46
«Повышение эффективности бюджетного планирования в системе финансового планирования в рф»

Курсовая работа по дисциплине: Финансы организации на тему: «Финансы малого предпринимательства» iconКурсовая работа по дисциплине «финансы» на тему «Пенсионный фонд...
Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе Российской Федерации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница