Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других




Скачать 121.07 Kb.
НазваниеБедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других
Дата публикации02.07.2013
Размер121.07 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > География > Документы
В последние годы любимая тема для разговоров - российская бедность. Приводятся ошеломляющие цифры - две трети и даже 90% населения находится за чертой бедности, качество и уровень жизни безнадежно падают, особенно в регионах. И очень обидно, что так бедно живет население богатой страны.

Изложить свою точку зрения на российский феномен «бедности» и пути его преодоления согласился заведующий кафедрой психотерапии Новосибирского мединститута, главный психотерапевт области Владимир Юрьевич ЗАВЬЯЛОВ, Для него мир не замкнут рамками врачебного кабинета, студенческой аудитории. На протяжении многих лет он как действующий врач вдумчиво, всесторонне исследует эту чисто российскую проблему.
^ «БЕДНОСТЬ - ЭТО БОЛЕЗНЬ»

Богатство и нищета с точки зрения психотерапевта
Понятия «бедный» и «богатый», по моему мнению, нуждаются в пересмотре, поскольку время очень быстро меняется. В газете «Аргументы и факты» рубеж между бедностью и богатством проводится по заработку, но это условная оценка, выявляющая лишь границы неких социальных типов.
^ Бедность - категория поведенческая

Раньше признаком богатства считалось владение. А сейчас богатым можно назвать человека, который управляет деньгами, недвижимостью, собственностью. Госслужащий, который управляет большими потоками материальных ресурсов, - богатый, хотя ничем не владеет и формально ничего не имеет. Бывают и «бедные богачи», которые, наоборот, имеют богатство, но не могут им управлять, им не дано право распоряжаться этим по каким-либо причинам. Сегодня богат тот, кто управляет большими потоками материальных ресурсов.

Если человек духовно богат, то он управляет большими потоками информации, образов. Получается, что сейчас значение слова «богатство» расширилось, распространившись на многие явления, и главный его признак - управление. Психическая бедность при депрессиях обусловлена тем, что человек ничем не распоряжается, превращается в ноль.

Бедный - тот, кто отказывается управлять даже тем, чем может, что имеет. Человек обладает землей, какими-то средствами, лошадь у него есть, взял бы потихонечку и работал, но нет — сидит, как Аленушка на пеньке, в депрессии, головушку свесил и твердит: «Бедный я, бедный...»

Психотерапевты, занимающиеся не мифическими комплексами, а реальным поведением человека, утверждают, что его основа — выбор. Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других. Но за всем этим стоит сознательный выбор.

Поэтому я акцентирую внимание на том, что бедность - категория поведенческая, а не экономическая или политическая. Надо менять поведение людей, потому что другого способа улучшить ситуацию нет, мы уже все попробовали. Ресурсы у нас в изобилии, знания есть, культура - чего только нет в России! Чего же не хватает? Порядка? А порядок - в голове!

Поэтому важно, чтобы новые экономические программы бьши ориентированы на человека и новые законы создавались для того, чтобы раскрыть его потенциал и дать возможность вести себя экономически верно, привить вкус к нормальному экономическому поведению, отучить людей от попрошайничества. Потому что большинство привыкло быть как бы нищими. Как бы...

Нищий - тот, кто выпрашивает, ждет, когда ему дадут. Тот, кто дает, может дать или отказать, и тем самым осуществляет внешний контроль поведения.

Экономический успех зависит от того, смогут ли люди пользоваться внутренним контролем. Внешний же контроль побуждает к действиям под влиянием принуждения, страха, как при Андропове, соблазна, как при Горбачеве. Но все ресурсы манипулирования уже истощены, ничего нового нельзя придумать. Как еще воздействовать?

Зачастую предприниматели жалуются, что и зарплата не является у работников стимулом для активности. Помню, до перестройки экономисты рассуждали: плати больше, заинтересуй материально - и человек начнет работать. Ничего подобного! Зарплата сама по себе никак не влияет на качество труда.

Более того, у тех, кто получает большие деньги ни за что, цинизм крайне развит. Они оценивают себя правильно, реалистично и понимают, что их усилия незначительны.

^ Поэтому стимулирует человека только возможность реализовать свои потребности в жизни, работе, развлечениях. Труд не за деньги дает, как говорят сейчас на Западе, способ определить свое место в обществе, ответить на вопрос: кто я такой? На Западе люди, по моим впечатлениям, работают не столько за деньги, сколько за престиж. За то, чтобы заниматься тем, чем хочется. И общество должно быть устроено таким образом, чтобы каждый обрел возможность делать то, что хочет, не нарушая прав и свобод других.

Тогда общество переходит с внешнего контроля на внутренний. И не надо никого подгонять, соблазнять, запугивать. Необходимо создать такие институты, которые бы помогали определить: как выразить свои желания, найти способ реализации потребностей.

^ Угодны ли бедняки Богу?

Почему в России появилось так много бедных людей, которые во всем винят правительство, всех подряд, ложатся на рельсы? За этим - тысячелетний груз истории. Бедняки и попрошайки появились в период крещения Руси.

Существует точка зрения, что Византия пала под тяжестью нищенства, позднее оно стало распространяться и на Руси. Христианская религия не только допускала такой образ жизни, но и поддерживала идейно. Потому что жить по Христу - означало уйти от мирской суеты, ничего не делать, отказаться от имущества и ничем не владеть. Духовное очищение начинается с отказа от всякого управления. Я раб Божий. Блаженны нищие духом, поскольку снимают с себя ответственность всякую, душа ни о чем не болит, я не отвечаю за то, что творится вокруг. Человеку же спокойнее, когда он полномочия передает кому-то другому.

Христианская идеология позволяла раздавать нажитое порой просто так, чтобы отмолить грехи.

Есть такое выражение - «Как у Христа за пазухой». Это состояние, когда вы ни о чем не думаете, сознание спит, у вас все есть. Как в утробе матери, когда ребенок ничего не делает, не дышит и все имеет. Вот вам идеал жизни и... рай.

Существует психоаналитическая теория, которая трактует: человек формируется и живет в утробе матери, как Адам, все имея, но ничего не знает, не вкусив с древа познания. Потом его мозг развивается, он уже начинает что-то познавать, и тут — роды, изгнание из рая. Первый гневный крик — это попытка управлять, руководить, рождающийся человечек уже берет какую-то ответственность на себя.

Духовная основа предпринимательства - протестантизм. Появление протестантизма способствовало началу борьбы с обнищанием. Протестанты не стеснялись богатеть и не раздавали нажитое. В Россию это вероучение проникло еще до революции и сформировало слой деловых людей, которые создали начальный капитал, но потом началась революция...

Если обратиться к истории, то можно проследить, как в XVI-XVIII вв. в Европе шла активная борьба с нищенством. Петр хотел подключиться к этому процессу, но ему не позволило высокое духовенство. Поэтому, чтобы сегодня капитализм успешно развивался, надо устранить нищенство, его исторические и духовные корни.
^ Бедность - болезнь, от которой можно излечиться

Я как психотерапевт могу сказать, что мои пациенты не могут выстроить нормальное экономическое поведение. Они не работают, не умеют строить деловые отношения, вступать переговоры. А что такое нормальное, эффективное жизненное поведение? Это когда человек осознал, чего он хочет, видит, где в обществе находится тот ресурс, который позволит осуществить желание, достичь цели. Я учу пациентов управлять своим поведением изнутри, а не извне. Учу их поисковой активности, чтобы они все ресурсы для своей жизни отыскивали сами и учились организовывать свою среду таким образом, чтобы было хорошо и им самим, и тем, кто рядом. Брать от жизни столько, сколько нужно для здорового существования. Потому что нормальное поведение — это еще и умение не злоупотреблять, а использовать только необходимое для многостороннего, полноценного развития. Это и есть здоровье.

Бедный человек - тот, у которого чего-то не хватает. Бедность - это состояние человека, а не наличие у него каких-то ресурсов. Если у меня нет машины и я не хочу ее иметь, что же я - неимущий?! Нет. Я живу так, как хочу. Чего-то, может, и не хватает, но могу прожить и без этого хорошо, меня это не смущает.

По степени нужды нельзя определить: бедный человек или богатый. У богатых денег нет никогда, они пущены в оборот, в производство. У них большая нужда в деньгах, чем у бедняка, которому надо для жизни меньше. Бедные люди - те, которые таковыми себя считают, и зачастую их несостоятельность надуманная. Они идут к имущим выпрашивать, жаловаться. А жалобы на жизнь — основа поведения бедняка. Он, получив подачку, считает, что отдавать не нужно, и даже идеологию под это подводит я - бедный, со мной обязаны делиться...

Это психология агрессивного бедняка, люмпена, маргинала. Таков Шариков в «Собачьем сердце». На Руси эго калики перехожие - убогие люди, самая агрессивная часть нищих. Они приходили с угрозами, требовали: если не дашь, тебя Бог покарает!

Нагнетание страстей по поводу низкого уровня жизни — политическая игра тех, кто хочет создать конфронтацию в обществе. Тем, кто хочет захватить власть, надо опереться на какие-то социальные слои, и тогда начинают рекрутировать в свои ряды под лозунгом: «Мы - бедные, а это - зажравшиеся богатые».

У богатых и бедных одни и те же психологические проблемы - детали разные, жизненные ситуации, события, а переживания похожи. Но у богатых более эффективное поведение - у них не бывает болезней бедности. Когда человек управляет чем-то в жизни, у него практически не бывает неврозов. Если наоборот -он страдает от неврозов и многих других идущих из того же корня болезней. Человек чувствует себя бедным, несчастным, вынужден выпрашивать, выклянчивать, вымаливать подаяние, снисхождение... Вместо того чтобы договариваться, самому планировать свое поведение, он снимает с себя ответственность и считает, что кто-то должен ему помочь

Хотя и управляющий может выпрашивать, но уже на другом уровне. Губернатор из бедного региона, хочет он этого или не хочет, выступает в роли попрошайки.

Наша Новосибирская область относится к разряду регионов, бедных ресурсами. Но ведь ум, интеллект, информация — самое большое богатство! И никак нельзя нашу область называть бедной, она — богатейшая по интеллектуальному потенциалу и возможностям, нужно только их быстрее использовать, получать прибыль - и ничего не надо будет просить.

Сейчас самые богатые люди - продавцы не полезных ископаемых, автомобилей, стали, нефти, а информации. Взять того же Гейтса, владельца «Микрософта»... Он продает интеллектуальные изобретения, информацию.

Поэтому Новосибирск должен стать самым богатым городом России, а область — выделиться из остальных регионов. А мы ведем себя, как нищие. Еще Антон Павлович Чехов в свое время говорил, что надо выдавливать из себя раба по капле. Но срабатывают стереотипы поведения, которые заставляют нас прибедняться, выклянчивать, «ломать шапку», унижая свое достоинство. Быть рабом.

Нужно не выпрашивать, не ложиться на рельсы, а менять формы поведения, договора с работодателями. Шахтеры не смогли договориться с руководством и стали требовать. Между «требовать» и «просить» большой разницы нет. Государство не должно давать, нельзя обращаться к правительственным органам за подачкой, это неправильно. До сих пор многие думают: «Вот приедет барин и все даст. Руководство плохое, главный виновник всему - Ельцин...»

Шахтеры опять получили какие-то деньги. Но ведь многие из них уже поняли: подачки ничего не изменят. Потому что все они снова окажутся в том же положении. Нужна немедленная реструктуризация отрасли, сами себя люди сокращать не могут. Шахты нерентабельные, но никто ничего не хочет менять. И думать не желают, что за рубежом уголь дешевле. Скоро будут покупать уголь там, а не у нас.

Безответственное поведение, когда человек не признает реальности, не хочет жить, считаясь с действительностью, - в конечном итоге тоже ведет к нищенству. Стать богатыми можно, только трезво глядя на реальность. Пальмы у нас в Сибири не растут и обогатиться на выращивании кокосового ореха невозможно. Но зато другое растет, и надо искать поле для применения сил, пути выхода из кризиса, а не виновных.

Поиски ответа на вопрос: «Кто виноват?» - ничего не дают. Следом возникает еще один чисто российский неконструктивный вопрос: «Что делать?»

У криминалитета основной вопрос, цементирующий всю деятельность сверху донизу: «Кто кому должен?» И получается, что у них хорошо организованная деятельность. Они самые сплоченные, несмотря на потери. И обучаться им долго не надо было. А почему? Потому что правильные вопросы задают. Жизненные. Они не могут позволить себе фантазировать.

Сейчас многие в панике, не знают, что делать. Такое случается, если человек в тревоге. Он не успевает создать план, потому что не понимает, что он делает и в какой ситуации находится. Некоторые даже гордятся тем, что никак не могут выйти из круга извечных вопросов интеллигенции: «Что делать?» и «Кто виноват?». Но если я плохо живу, то кто, кроме меня, виноват в этом?

Наблюдая за молодежью, можно заметить, что она не мучается, как люди старшего поколения. А почему? Потому что не тащит за собой груз прошлого, не пытается повторять то, что было раньше. Молодежь не заражена старыми идеалами и знает, что нужно и можно делать. У молодых нет наших комплексов. Их рефлексия позитивная, незамутненная, отражение того, что они делают.

Не зацикливайтесь на том, чего нет!

Я не верю, что большинство людей живут так ужасно, как это преподносится во многих средствах массовой информации. На самом деле все не так. Все как-то приспосабливаются. Более того, я вижу - многие испытывают удовлетворение от жизни... Нет такого уныния, как десять лет назад. Несмотря на кризис, нет картины всеобщего несчастья, страдания, нищеты! Сегодня идешь по Новосибирску, смотришь - выросли красивые здания, город строится, народ прекрасно одет. Я же

помню, как в 60-е годы даже молодые ходили в фуфайках!

Жизнь реальная не похожа на отраженную в средствах массовой информации. Журналисты, особенно телевизионщики, создают не отражение мира, а свой мир, виртуальный, показывают зрителю свое видение мира, в конечном счете, свое отражение.

В прошлом году я специально ходил на майскую демонстрацию, организованную профсоюзами. Люди постояли, покричали, стали расходиться. А я смотрел со стороны, хорошо одетые люди, сытые, ни у кого не было признаков истощения. И это как-то не вяжется с лозунгами на транспарантах, которые они несут.

Другое дело - бедность как состояние души. По-моему, она схожа с депрессией: и в том и в другом случае сознание человека фиксировано на том, чего нет. А что есть - того не видят. Как в сказке о рыбаке и рыбке: рыбка исполнила все желания, а удовлетворения нет. Чего не хватало старухе? Я так предполагаю - любви, иначе сидела бы она у своего корыта и была бы довольна. И даже без корыта. А когда нет того, что ей на самом деле нужно, то никакие хоромы не заменят ей этого.

Поэтому общий признак бедности и депрессии - фиксация, сосредоточение на том, чего нет, - на пустоте. Нет у меня чего-то - и все, трагедия!

Я как психотерапевт могу вылечить таких людей, переводя их внимание на то, чем они обладают. И наши правители вместо того, чтобы сказать: давайте посмотрим, что у нас есть - тоже говорят о том, чего нет. Предлагают взять кредиты, утверждают: надо это достать, там что-то попросить - и сами впадают в иллюзию. И так без конца. Ситуация повторяется.

Я считаю, что через 100 лет страна будет богатой, процветающей. Но все равно кто-то будет кричать: бедность, бедность!

Я недавно прочел последнюю статью А. И. Солженицына и ужаснулся. Ну все плохо! Какой вывод после его выступления - идти и всем топиться? Потому что все плохо, погибаем, рождаемости нет. Что за взгляд такой? Думаю, что за этим стоит жуткий пессимизм. Не видеть наши позитивные изменения - вот что страшно. Не надо кричать и причитать о России, которую мы потеряли. Ничего мы не потеряли.

Богатый человек, как я внушаю своим пациентам, это тот, кто тщательно, скрупулезно оценивает свои ресурсы. Человеку 40 лет — это ресурс: накоплено много знаний, опыта. Квартира есть - стоит столько-то, образование... Еще минимум 20 лет хорошей жизни впереди, 20 лет еще можно работать. Вывод: он — богатый человек. А бедный говорит: ой, мне уже 40 лег, а ничего нет.

Я своих больных заставляю писать резюме, в котором они проводят как бы полную инвентаризацию всего, что имеют. Все они сейчас здоровы, вышли из депрессии. И не надо никакой магии, изысканных психотехник, разных наворотов. Когда человек все правильно оценит, он никак не сможет сказать о себе: я — бедный.

Человека, осознавшего свои желания и склонности, ничто не сможет остановить на пути к цели. Я не знаю случаев, чтобы люди, страстно желавшие изменить свою судьбу, ничего не добивались. Всегда добиваются, хотя осуществление намеченного может растянуться во времени. Но это хорошо - жизнь удлиняется. Вы всегда в форме, активны, ищете пути, ведущие к цели, расслабляться некогда. Если надо, будете 30 лет трудиться и, уверяю вас, - успешно!

А синдром короткой жизни у тех, у кого нет цели. Они быстро сгорают. Поэтому невозможно вылечить наркомана, запретив ему колоться. Возродить его можно, если пробудить в нем стремление чего-то достичь, поставив, какую-то жизненную цель. Только тогда срабатывает план ответственного поведения
^ Цивилизованная «жизнь взаймы»

...И завершая наш разговор, хочется напомнить об одном действенном средстве выхода из бедности. Это важное в современном цивилизованном мире умение жить в кредит, которому человек должен обучаться. Хотя идеологически это у нас подается неправильно - «жизнь взаймы» и прочее. Но это тоже хитрость. Не давая человеку сразу то, что ему нужно для нормальной жизни, его ставят в положение нищего, крепостного.

А взяв кредит на много лет, человек будет лучше работать и сразу начнет жить в хороших условиях. Какая разница для государства - сейчас дать или потом, через 30 лет?

Вот, например, молодой человек закончил вуз, родители порядочные, их семья известна - почему бы банку не дать ему официально кредит на 20 лет? Необременительный, с началом выплаты через 5 лет? Вот это и есть цивилизованная жизнь взаймы. Но чтобы дать такой кредит, к человеку надо хорошо относиться, верить ему, считать, что человек - главная ценность, а не здания, земля, векселя. Но у нас совсем другая психология.

Если экономика устойчивая, кредит возвращается с прибылью. Но не напрямую, а через эффект мультипликации. Скажем, на полученные кредиты люди строят жилье. Сразу запускается производство домов, на полном ходу работает строительная промышленность. В свою очередь, требуется оснащение, его производят... Купив дом в кредит, люди приобретают бытовую технику, мебель... И, получается, кредит запускает всю рыночную экономику. Но для этого необходимо, чтобы государство обеспечило жесткие гарантии банкиру, поскольку он не только дает деньги, но и обеспечивает рабочие места для всех.

...В 2000 году я проголосую за того кто предложит выход из поведенческого тупика.

Беседовала Н. И. ИВАНОВА

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других iconКласс. Тема Политико-правовая сфера жизни общества
Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод), организации, стоящие на защите прав и свобод человека (оон, Европейский...

Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других iconЗаметки по поводу
«Являясь слабым основанием, ремантадин действует за счет повышения ph эндосом, имеющих мембрану вакуолей, которые окружают вирусные...

Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других iconМодельный релиз для совершеннолетних
Модель также соглашается на использование любого текста, аудио, звука, действия, видео, программы, эффекта и пр., что так или иначе...

Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других iconПервая
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных...

Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других iconПервая
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных...

Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других iconТрудовой кодекс российской федерации
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных...

Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других iconШкола экономии Как не быть дурой и отказаться от фигни Банки учит своих клиентов экономить
Пресс-фото. На пресс-конференции по поводу планирования. Алла Петропавловская вторая слева

Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других iconНациональная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г
I. Республика Узбекистан по пути демократического обновления, обеспечения верховенства Конституции и закона, надежной защиты прав,...

Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других iconХ. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности
Параллельно множится ряд теоретических подходов, зачастую несопоставимых друг с другом. В итоге картина активности субъекта жизнедеятельности...

Бедный отказывается от активности, от осознания ситуации, от своих прав и свобод и прибедняется, позволяет себе быть слабым, несчастным, становится управляемым, идет на поводу у других iconБюллетень Европейского Суда по правам человека
Бурдова, но и других заявителей по аналогичным нарушениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее Конвенция). Европейский...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница