Информатики




Скачать 120.64 Kb.
НазваниеИнформатики
Дата публикации24.03.2013
Размер120.64 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Информатика > Документы
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ

ИНФОРМАТИКИ
Федорова Э.А., преподаватель

информатики и математики
«Не нужно доказывать, что образование

самое великое благо для человека.

Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны»

Чернышевский Н.Г.

Мы живем и трудимся в суверенном Башкортостане, который имеет прекрасную природу, богатые ресурсы, мощную промышленность и сельское хозяйство. Прошедшие века оставили нам в наследие глубочайшие духовные ценности, созданные нашими народами, немеркнущие образцы высокой культуры.

Укрепление и совершенствование правового государства, существование высокоинтеллектуального общества зависит от духовных и нравственных ценностей, которые достигаются путем образования. Система образования является важнейшим звеном общества и государства в целом, перед которым стоят такие задачи:

  • Повысить уровень благосостояния граждан;

  • Сохранить культурные ценности;

  • Обеспечить социальную стабильность, безопасность граждан;

  • Создать стабильный рынок - квалифицированных кадров;

  • Обеспечить конкурентоспособность российской экономики.

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья населения. Серьезность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие нынешнее молодое поколение будет определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал.

Как преподаватель информатики и математики медицинского колледжа рассматриваю «медицинскую информатику» как предмет, изучающий вопросы создания, внедрения и эксплуатации новейших информационных технологий в образовательный процесс и в практику клинических, научных и административных подразделений.

При массовой компьютеризации и информатизации учреждений здравоохранения весьма актуальна задача подготовки медработников, владеющих новейшими информационными технологиями сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности.

Задачи образовательного процесса:

  • внедрение био - и медицинской информатики;

  • превратить информатику из теории в практику в полном диапазоне потребностей здравоохранения;

  • дальнейшее распространение и обмен знаниями, информацией и технологиями в практике медицинского работника;

  • способствовать образованию и этическому поведению специалистов.

Для решения этой задачи в медицинском колледже имеются два современных компьютерных зала по 11 рабочих мест и информационный центр с выделенным каналом Internet.

Для свободной ориентации в информационных потоках современный медицинский работник должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и внедрения информационных технологий в практическую деятельность.

Ввод медицинской информации в компьютеры, организация баз данных по медицине, обмен медицинской информацией по сетям, организация дистанционного доступа к различным видам медицинской информации, создание учебных компьютерных программ, доступ в Internet – все это позволяет оптимизировать учебный процесс.

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподавании». ( Руссо Жан Жак). Информатика – дисциплина, ориентированная на освоение компьютерной техники, приучает студентов к самостоятельности, работа преподавателей становится интереснее, процесс обучения – более эффективным.

Применение компьютерной технологии на уроке информатики - еще один инструмент исследования, источник дополнительной информации по предмету, способ самообразования.

В процессе обучения студенты должны научиться квалифицированно использовать вычислительную технику для учебных, научных, информационных, диагностических и лечебных целей. Основная цель курса - дать студенту - медику основные сведения по информатике и вычислительной технике, научить использовать пакеты прикладных программ на уровне квалифицированного пользователя.

Концептуальные подходы к обучению:

  1. классическое лекционное обучение;

  2. обучение с помощью УЭ (учебных элементов);

  3. метод проектов;

  4. практическая работа по заданиям;

  5. самостоятельная работа студентов.

Лекционные занятия необходимы для передачи понятий, ключевых представлений информатики, научной терминологии. Лекционные занятия провожу по темам: «Понятие об информации», «Методы работы с информацией», «Системы счисления», «История развития ВТ», «Классы компьютеров», «Устройство ЭВМ», «Организация хранения информации в компьютере», «Представление об информационных технологиях, программном обеспечении» и др. Компьютер используется как средство для сопровождения объяснения преподавателем.

Восприятие лекционного материала происходит через программные средства:

  1. Демонстрационный – компьютер, как средство для сопровождения объяснения. В этом случае можно использовать мультимедийный проектор, позволяющий передать информацию с дисплея на экран. Могут быть использованы презентации по любой дисциплине, подготовленные в Power Point, энциклопедические и другие мультимедийные программные средства.

  2. Синхронный – студенты одновременно выполняют за компьютером одни и те же действия (набирают одни и те же команды, наблюдают одинаковые результаты). Текущий взаимоконтроль может быть проведен сразу после синхронной работы с целью закрепления полученных знаний.

Для проверки усвоения лекционного материала использую компьютерное тестирование или практическое применение знаний при работе на компьютере, которое позволяет увеличить количество опрошенных и представить данные проверки в виде информативных диаграмм и графиков.

Мною созданы тестовые задания по темам (как на бумажном носителе, так в электронном варианте – ):

  • «Техника безопасности»,

  • «Информация. Устройство компьютера»,

  • «Устройство ввода. Файловая система»,

  • «Операционная система MS DOS»,

  • «Работа с Norton Commander»;

  • «Медицинская информатика».

Обучение с помощью учебных элементов (УЭ). Сегодняшние пользователи начинают изучение предмета с работы с готовыми программами. Это операционные системы, редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных. Практическая сторона обучения состоит в приобретении умения решать свои проблемы с помощью готового программного обеспечения. Изучение программного обеспечения происходит от простого к сложному: от простейших графических редакторов к текстовым, затем к электронным таблицам и СУБД.

Метод обучения по УЭ – это метод освоения материала на примере, объединение словесного и наглядного. Управление учебно – познавательной деятельностью идет от преподавателя к обучаемому через УЭ и компьютер.

Приоритеты метода УЭ:

  • содержательное изложение материала;

  • системность учебного процесса;

  • интенсивность обучения;

  • прочность знаний;

  • активность студентов, его умение концентрироваться на изучаемой задаче;

  • сознательность и самостоятельность в работе обучаемого.

Применение УЭ позволяет

обучаемому:

  • выбирать индивидуальный темп усвоения и продвижения в обучении, что вызывает положительные эмоции;

  • вести обучение в режиме интерактивного диалога обучаемого с компьютером;

  • усваивать материал последовательно, в полном объеме;

преподавателю:

  • обеспечить порционность подачи материала;

  • дать возможность пообщаться, проконтролировать каждого ;

  • быстро вникнуть в возникшие проблемы, найти ошибки, исправить и подсказать.

Метод проектов. Метод проектов один из эффективных методов обучения современной молодежи, « Поколения Next».

Многочисленные области применения информационных технологий требуют от будущих специалистов высокой меры готовности и гибкости для вхождения в работу в новые области приложений. Это требует коммуникабельности, способности к коллективной работе, при этом важно не только разработать техническое решение, но и уметь наглядно представлять эти решения и убеждать в их правильности других людей.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Основной формой работы на уроке является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп.

В ходе проектного урока присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта:

1. В процессе беседы или дискуссии формируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы.

2. Посредством «мозгового штурма» выдвигается гипотеза исследования.

3. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе. 4. Студенты, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.

5. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде отчета, плана и т.д. Вид отчета оговаривается до начала выполнения работы.

6. Каждая группа представляет результаты своей работы и в виде устного сообщения.

7. Подводятся итоги работы и дается оценка деятельности каждой группы.

Проекты по практической реализации проблем, возникающих при изучении новых информационных технологий, позволяют студентам применить полученные теоретические знания на практике и глубже понять, как работают различные алгоритмы в автоматизированных системах обработки информации (информационно-вычислительных комплексах, программах, системах и сетях).

Накопленный практический опыт позволит студентам на старших курсах более ответственно и профессионально подойти к изучению курсов «Информационное обеспечение профессиональной деятельности».

Практические занятия. В отличие от УЭ, практические задания имеют профессиональную направленность каждой специальности. Практические задания ориентированы на предметы анатомия, биология и другие клинические дисциплины, в результате чего происходит стимулирование к более глубокому усвоению. Такое установление межпредметных связей – условие повышения уровня знаний студентов, развития интереса и творческих способностей, цельности формирования профессиональных знаний и навыков.

В помощь студенту при самоподготовке к практическим занятиям разработаны электронные учебные пособия по технологии создания презентаций PowerPoint. В этих пособиях использованы все возможности, предоставляемые PowerPoint: текстовая и графическая информация, звук, видеоклипы, эффекты анимации, управляющие кнопки, гипертекстовые ссылки, скрытые слайды.

Все практические работы построены под углом изучения и использования применительно к будущей профессиональной деятельности. Например, в MS Excel студенты создают таблицы и производят расчет суточного рациона питания, а в MS Access разрабатывают базу данных «Лекарственные растения».

Для обогащения и пополнения знаний, развития интереса у студентов к изучаемым медицинским дисциплинам, применяю компьютерные программы: «Большой анатомический атлас», «Большая медицинская энциклопедия».

На практических занятиях закрепляю знания, полученные после освоения УЭ, т.е. использую репродуктивный метод многократного повторения. Для достижения прочности знаний в заданиях даю как только, что изученное, так и повторение старого материала.

На практических занятиях применяю «безбумажную» форму проведения. Традиционные инструкции заменены пошаговыми сценариями, т.е. пособиями, а тетради – магнитными дисками.

Сами сценарии готовятся в текстовом редакторе Word и хранятся на персональном ЭВМ. Мне, например, очень удобно использовать для этой цели сервер сети. Чтобы не потерять информацию, ввела имя пользователя и пароль. На сервере и находятся файлы – сценарии.

Перед проведением практических заданий я копирую нужные файлы из личной папки в папку на сервере, которая доступна каждому студенту – пользователю сети. Из папки загружаются задания на экран и здесь же открывается инструментальное средство, в среде которого выполняется работа. В процессе работы студентам представляется возможность составлять «электронный конспект» на личном магнитном диске. Его при желании можно распечатать или просмотреть на экране. Изучение пошаговых сценариев заканчивается выполнением индивидуального задания. При таком подходе появляется возможность варьировать задания в зависимости от способностей и навыков студентов.

Практически каждому человеку, применяющему компьютер в своей работе, приходится в той или иной мере использовать системы подготовки текстов. Поэтому не случайно одним из ключевых компонентов освоения компьютерной грамотности является изучение текстовых редакторов Microsoft Word.

Практические задания в текстовом редакторе, разбиваю на группы:

☼ работа с клавиатурой (тренажер-клавиатура – компьютерная программа);

☼ набор и редактирование текста (русская и английская раскладка, знаки препинания и специальные символы);

☼ исправление ошибок;

☼ копирование и перемещение текста;

☼ форматирование текста;

☼ поиск и замена.

На уроках использую игры – задания, направленные на развитие креативности – способности к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта.

Задание. Антиреклама.
Записать (набрать в текстовом редакторе Microsoft Word) как можно больше аргументов в пользу курения (пьянства, принятия наркотиков, тунеядства и т.д.). Поменять местами студентов, прочитать предложенные им аргументы и набрать свой текст, в котором постараться опровергнуть аргументы соседа. Затем зачитываются тексты.

В задании деятельность студента выполняется в Microsoft Word, т. е. использование становится не самоцелью, а лишь средством достижения некоторого промежуточного результата игры.

Особое внимание уделяю на практических занятиях умению в "Интернете" найти нужную для учебного процесса информацию, используя поисковые системы и серверы медицинских вузов, научно-исследовательских институтов, и использовать статистические методы и критерии, применяемые в медицине.

В результате проведенного обучения студент учиться пользоваться глобальными сетями медицинской информации и овладевает поисковыми возможностями "Интернет", понимает смысл статистических выводов, приведенных в медицинской учебной литературе для доказательства выводов.

Самостоятельная работа (домашнее задание). Для активизации познавательной деятельности студентов и углублению полученных знаний особое место принадлежит самостоятельной работе.

Человеческий мозг подобен мышце: если его не тренировать, он слабеет, поэтому важно приучить думать самостоятельно, а не повторять за преподавателем информацию, изложенную в учебнике. Самостоятельная работа студента позволяет проявить элемент творчества и высокой активности.

Самостоятельную работу веду по следующим направлениям:

☼ получение знаний по литературному источнику, написание рефератов;

☼ умение самостоятельно разобраться с новыми программами, такими как Paint, Power Point. При изучении программы Power Point студенты самостоятельно выполняют творческую работу на тему: «Моя семья», «ЗОЖ», «Профилактика вредных привычек» (создание графического изображения).

☼ проблемно - поисковые задания – задания с элементами новизны.

В помощь студенту при самоподготовке к практическим занятиям разработаны электронные учебные пособия по технологии создания презентаций PowerPoint. В этих пособиях использованы все возможности, предоставляемые PowerPoint: текстовая и графическая информация, звук, видеоклипы, эффекты анимации, управляющие кнопки, гипертекстовые ссылки, скрытые слайды.

На 3-м курсе провожу конкретизацию полученных знаний применительно к задачам практической деятельности медицинского работника. Лекционный курс рассчитан на изучение терминологии по медицинской информатике: автоматизированное рабочее место медработника; автоматизированные системы управления (АСУ "Поликлиника", "Стационар"); база данных; база знаний; экспертные системы, телемедицина, автоматизированные системы клинической информатики; алгоритм; вычислительная техника; математическая модель.

Взаимосвязанное изучение информатики и математики позволяет познакомить студентов с элементами математической исследовательской деятельности и применить компьютер в качестве рабочего инструмента исследования. Такой подход в изучении дает возможность осуществить интеграцию учебной и организационной деятельности студента и преподавателя, осуществить сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной учебной деятельности, учитывая уровневую дифференциацию.

Использование математических моделей позволяет перейти к широкому использованию компьютерных технологий. Например: создание математических моделей сердечно-сосудистой системы; математическое моделирование при создании новых лекарственных средств.


Список литературы


  1. Логутова Н.В. Информационное обеспечение учебного процесса. СПО № 8, 2002г.

  2. Лебедева Е.Н. Использование Web технологий. С № 4, 2002г.

  3. Козонюк Т.В. Использование современных технологий обучения. С № 7, 2001г.

  4. Григорьева Г.В. Компьютерные технологии в учебном процессе С № 5, 2000г.

  5. Зайцев В.Е. и др. Современные сетевые технологии в образовании. С № 6, 2000г.

  6. Пали Л. В. Компьютерное тестирование С № , 2000г.

  7. Компьютеризация и учебно-методическая работа к составлению тестовых вопросов. С № 3,1992 г. С.

  8. Пакет обучающие – контролирующих программ. С № 10, 1991 г.

  9. Компьютерный интегративный практикум – новая форма обучения. С № 2, 1991г.

  10. Самойленко П.Н., Сергеева А.В. Тесты как инструмент измерения уровня знаний С № 5-6, 1994г.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информатики iconМетодика преподавания информатики
Учебное пособие предназначено студентам педагогических вузов, изучающим систематический курс методики преподавания информатики. В...

Информатики iconТема «Развитие профессиональных компетентностей учителя информатики...
Анализ работы ммо учителей информатики в 2009-2010 учебном году (Николаева Л. П., руководитель ммо учителей информатики)

Информатики icon1. Понятие и задачи информатики Предмет и основные разделы информатики....
Изу окружающего мира. Информатика изучает свойства информации, методы и средства ее получения, преобразования, передачи и хранения....

Информатики iconПлан работы методического объединения учителей математики и информатики
Нормативное и учебно-методическое обеспечение преподавания математики и информатики

Информатики iconУрок информатики и русского языка на тему "Слитное и раздельное написание...
Показать целесообразность межпредметных связей уроков русского языка и информатики

Информатики iconПоложение о студенческом самоуправлении на факультете математики, информатики и физики
Креативный Совет студентов факультета математики, информатики и физики (сокращенно ксс фмиф) – орган общественной самодеятельности,...

Информатики iconЗаседание (7 сентября). Присутствовали 23 человека. Тема: «Современные...
Анализ работы ммо учителей информатики в 2009-2010 учебном году (Николаева Л. П., руководитель ммо учителей информатики)

Информатики iconI. назначение кабинета информатики
Настоящий документ разработан в кабинете информатики городского института повышения квалификации и переподготовки кадров системы...

Информатики iconПлан работы районного методического объединения учителей информатики...
Тема «Пути повышения эффективности работы учителей информатики и икт в условиях обновления образовательного пространства»

Информатики iconПрограмма элективного курса по информатике для 10-11 классов составители:...
Алгоритмы имеют первостепенное значение как в научной, так и в технической сфере. Изучение общих идей проектирования алгоритмов в...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница