Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества




Скачать 146.9 Kb.
НазваниеОстановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества
страница1/2
Дата публикации08.08.2013
Размер146.9 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Математика > Документы
  1   2
Обращения ученых к народу и властям России
ОСТАНОВИТЬ РАЗРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАЖДАН РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Качество фундаментального образования – основа национальной безопасности, устойчивого развития России в XXI веке

Система педагогических вузов России – ее национальное достояние!

Сельской школе и крестьянскому образованию – высший приоритет

Остановить разрушение системы высшей школы России

1. Качество фундаментального образования – основа национальной безопасности, устойчивого развития России в XXI веке

В образовании акцент на прагматизацию российского образования под ширмой компетентностного подхода и ориентации на формат Болонского соглашения в Европе под лозунгом «студентоцентризма», «ученикоцентризма» и практической ориентации российской школы, привел к резкому падению качества фундаментальной подготовки учеников и студентов, к разрушению основ естественнонаучной, в первую очередь физико-химической, и математической подготовки, чем славилась российская школа на протяжении XIX и ХХ веков. Именно высокое качество отечественного естественнонаучного и математического образования дало России ученых мирового уровня Д.И.Менделеева, Н.Е.Жуковского, И.П.Павлова, К.Э.Циолковского, Н.А.Морозова, В.В.Докучаева, В.И.Вернадского, С.П.Королева, И.В.Курчатова, Ж.И.Алферов и их современную плеяду. Фактически, по непонятным соображениям, исходя из «ложных стандартов», Минобрнауки фактически уничтожает именно базовый комплекс дисциплин, определяющих качество среднего образования в России. Резко уменьшено, в разы, количество часов на физику, химию и математику. Под громкие разговоры о компьютеризации средней школы, которая, конечно, необходима, во многих школах разрушены кабинеты физики и химии. Появился дефицит в учителях физики, химии и математики. Понизилось качество обучения по географии, истории, ботаники, биологии, экологии. Это не могло не сказаться на резком падении качества абитуриентов, идущих на инженерные специальности и направления. А без резкого повышения качества инженерного корпуса России ни о каких технологических прорывах, и тем более о высоком технологическом уровне обеспечения безопасности при эксплуатации еще сохраняющихся сложных технических систем, речи не может идти.

Складывается впечатление, что некоторые представители правящей «элиты» думают, что с помощью правовых и рыночных механизмов можно управлять развитием образования, переводя даже базовые формы подготовки в школе на платную основу.

Имеется закономерность, что, чем беднее государство, тем значительнее доля экономического участия государства в развитии всего, что относится к категории общественных благ. А образование есть основополагающее, стратегически ключевое общественное благо и не подчиняется рыночным регуляторам. Его качество определяется не качеством образовательных услуг, хотя это и важно, но вторично, а качеством системы всей образования. Уровень бюджетного финансирования образования, если мы хотим сохранить Россию в XXI веке, должен быть не ниже 10% от национального дохода.

В XXI веке – особые требования к качеству человека, потому что произошло усложнение мира, возросла системность мира людей, возросла сложность технологических инфрасистем, энергетической, транспортной и информационной структур, возникла первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, которая требует восстановления гармонических отношений с Природой Земли. Фактически, возникла новая парадигма профессионализма – проблемно-ориентированного, энциклопедического, широкого профиля, о которой академик АН СССР В.А.Легасов писал еще в январе 1987 года по «урокам» Чернобыльской катастрофы. Иными словами, в XXI веке, на новом уровне осмысления, оказался востребованным императив всестороннего, гармоничного развития человека. Первый директор Римского Клуба Аурелио Печчеи в книге «Человеческие качества», исходя из императивов решения экологических проблем, еще в середине 70-х годов ХХ века заявил о «человеческой революции» и необходимости широкой базовой подготовки, особенно в области естественнонаучного образования, профессионалов.

На этом фоне сокращение естественнонаучного и математического образования в России представляет ошибочной, невежественной и футурологически опасной политикой. Ее авторы, судя по всему, не понимают, в каких реалиях живут они и Россия.

Недавно издана книга Лауреата Нобелевской премии, всемирно известного ученого-физика, гордости России, Жореса Ивановича Алферова «Власть без мозгов. Отделение науки от государства», в которой он сделал вывод: «…если отвлечься от политики в пользу любимой реформаторами экономики, то нельзя не видеть: ликвидация СССР сразу отбросила страну в экономическом отношении на десятилетия назад». Судя по всему, теперь реформаторы – рыночники отбрасывают сложившуюся уникальную систему образования на многие века назад, особенно в области естественнонаучного и математического образования, в области фундаментализации всех ступеней непрерывного образования в России, исходя из ложного лозунга якобы «свободного рынка», как результата: «Пусть выживает сильнейший!»

Во-первых, рынок не обладает регуляционно-оптимизационными свойствами. Это ложь. Еще Норберт Винер в 60-х годах ХХ века указывал, что рынок не обладает гомеостатическими свойствами и требует управления.

Во-вторых, мы еще раз это подчеркнем, образование не может подчиняться рынку. На этом пути Россия будет ускоренными темпами из образовательной и научной державы превращаться в интеллектуальную и культурную, а вслед за этим – и в экономическую, колонию транснационального капитала, мировой капиталократии.

Качество образовательной политики тестируется темпами подъема качества образования в России, и в первую очередь – естественнонаучного и математического образования – важнейшей составляющей фундаментальной подготовки в системе качества человека XXI века.

Мы призываем российский народ и Президента России, Правительство и Совет Федерации сделать все, чтобы изменить ситуацию в области фундаментальной подготовки выпускников школ и вузов. Нужно провести широкое обсуждение складывающейся ситуации в этой области. Нужна целевая Федеральная Программа по фундаментализации всей системы непрерывного образования в России.
^ 2. Остановить разрушение системы высшей школы России!

В течение 20-лет, с того момента, как власти новой России взяли курс на рыночные реформы, тотальную приватизацию собственности, созданной трудом 4-х поколений советских людей, идет процесс непрекращающихся образовательных реформ, конечным итогом которых является падение качества всей системы высшего образования, признаки угрожающей деинтеллектуализации субъектов российского общества.

2012-й год ознаменовался новым витком образовательных реформ, смысл которого – сокращение числа государственных вузов, за счет так называемых «неэффективных вузов», к которым причислены в недавно опубликованном списке более ста вузов страны, и в первую очередь – региональные вузы, вузы гуманитарного профиля и педагогические вузы. Все это происходит на фоне того, что вузовская инфраструктура по плотности вузовской сети в России приблизительно в 7 раз ниже, чем в США.

В теории управления по У.Эшби есть особый род ошибок – «ошибка ложной цели», которая делает неэффективной всю систему управления, делает ее не только «нулевой», а в целом стратегически опасной обществу и государству. Похоже, что именно над официальной политикой Министерства образования и науки довлеет «ошибка ложной цели». Фактически, исходя из ложного принципа рыночного фундаментализма и вытекающего из него рыночной эффективности образования, на протяжении последних двух десятилетий, особенно после присоединения к Болонскому процессу, осуществляется, под видом заботы о качестве, целенаправленное снижение качества высшего образования; под видом заботы об омоложении кадров – вытеснение из сферы высшего образования тех профессионалов, кадров высшей квалификаций, чей интеллект, чьи научные школы составляют поистине национальное достояние российского общества.

Во время Великой Отечественной войны открылась Академия педагогических наук, открывались многие новые вузы, после войны сформировалась целая система уникальных педагогических вузов, благодаря чего страна вышла по качеству высшего образования на первое место в мире, что было признано Конгрессом США после запуска первого спутника (4 октября 1957 года). В современной России под «разговоры» об инновационных стратегиях, «модернизации» происходит целенаправленное сокращение вузовской сети страны и уничтожение уникальных научных школ. Слияние вузов – это уничтожение научных школ, сложившихся коллективов в тех вузах, которые лишаются самостоятельности. В Санкт-Петербурге к таким вузам причислили «Военмех», кораблестроительный институт, Санкт-Петербургский государственный университет физкультуры и спорта им. П.Ф.Лесгафта и другие, имеющие глубокие исторические традиции вузы. Принятые критерии определения «эффективности» вузов, по которым опубликован список, с позиций науки об измерении и оценке качества любых объектов и процессов в сфере человеческой деятельности – квалиметрии, – не выдерживают критики. Например, разве важно – сколько иностранных студентов учится в каком-либо региональном вузе. Его миссия в другом. Он выступает для региона своеобразным центром культуры, науки и образования, его системно-социальное качество измеряется тем, как он влияет на качество воспроизводства кадров в регионе, на развитие социокультурной среды, на воспитание молодежи и в целом поколений граждан общества.

Образование со второй половины ХХ века перестало быть «сферой услуг». Это рыночное определение образования – ложное и социально опасное. Появился новый тип экономик – наукоемких, интеллектоемких, образованиеемких экономик. Образование в условиях глобализации жизни общества превратилось в «базис базиса» духовного и материального производства, и в этом качестве оно – основа национальной безопасности, экономической и политической конкурентоспособности страны. Высшее образование – основа воспроизводства всей системы непрерывного образования, науки, культуры, в целом – общественного интеллекта страны. Главное в качестве системы высшей школы России – это рост качества населения, его духовного и интеллектуального потенциала, роста образовательного ценза граждан, опережающее развитие качества человека, личности, включая духовно-нравственную, мировоззренческую и культурную составляющие – основы жизнеспособности общества в меняющемся мире XXI века.

Государства современного человечества переживают первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Выход из экологического тупика требует особого качества человека, – человека с высшим образованием, с высокой естественнонаучной подготовкой, с эколого-ноосферным мировоззрением, то есть готового решать возникающие проблемы с высокой гражданской и профессиональной ответственностью перед отечеством. Развитые страны начинают переходить к всеобщему высшему образованию, и Россия не должна оставаться на периферии процесса.

Экономисты-экологи с мировыми именами во главе с Гудлендом, Дейли и Эль-Серафи в 1991 году подготовили по заказу Мирового банка доклад, в котором сформулирован вердикт: в экологически насыщенной нише, которую занимает человечество, рынок давно исчерпал себя. В 2010 году к этому выводу пришел известный экономист США Бернанке. Мы утверждаем: по отношению к высшей школе, ко всей системе образования рынок не является ни заказчиком, ни критериальной базой по отношению к его качеству.

В 2000 году в США был опубликован «Доклад Национальной комиссии соединенных Штатов Америки по преподаванию математики и естественных наук в 21-м веке», во главе которой стоял астронавт Джон Гленн. В нем сформулирована программа подготовки учителей по математике и естественнонаучным дисциплинам, чтобы США к 2011 – 2012 годам вышли на первое место в мире. Они понимают: уровень математической и естественнонаучной подготовки населения – основа экономической конкурентоспособности страны. Может быть, нужно от сокращения высшей школы, ее вузовской сети, перейти к государственной программе ее расширения, развития, резкого повышения качества математической и естественнонаучной подготовки, в целом фундаментализации содержания высшего образования? Мы утверждаем, да!

В 2002 году под редакцией ректора МГУ имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего вышла книга «Образование, которое мы можем потерять». Ж.И. Алферов и В.А.Садовничий предупреждают, что «большую опасность может представлять подход к системе образования, основанный на непрерывном понимании ее сущности, роли и месте в процессе рыночных реформ экономики. Систему образования ни в коем случае нельзя превращать в поле действия прямых рыночных экономических механизмов. Недопустимо также экономить на этой сфере». Но это предостережение авторитетных ученых реформаторы – приверженцы рыночно-фундаменталистской политики – не услышали. Есть еще один аспект проблемы. На уровне растущей безработицы среди молодежи высшая школа выполняет роль «социального демпфера» и социального лифта, спасает молодежь от ее вовлечения в преступный мир. «Тюремные университеты» обходятся обществу дороже, чем обучение студентов в вузах. Не пора ли соединить молодежную и образовательную политику в единую систему с целенаправленным вектором на воспитание патриотов России, на повышение качества кадрового потенциала страны?!

Сам по себе факт обнародования списка «неэффективных» вузов есть критерий бюрократической формы мышления в Минобрнауки, когда действует принцип «управляй сложным как простым». Это говорит о том, что качество управления развитием образования в России намного ниже качества самого высшего образования, которым это «управление» призвано управлять. Невежество лежит в основе свободы – заявил Хайек полвека назад. Неужели российская демократия решила в основу своего бытия положить такую невежественную свободу? И этим руководствуется образовательная политика?!

Почему от выработки стратегии развития образования отстранены Российская академия наук. Российская академия образования, другие государственные и общественные академии наук!? Почему отстранены от этого съезды Российского Союза ректоров, учебно-методологические объединения вузов?! Почему судьба образования России и судьба в целом российской цивилизации зависит от желаний, воли, решений нескольких лиц, далеких от понимания проблем стратегии развития России?!

Как тут не вспомнить предупреждения известных мыслителей ХХ века Питирима Сорокина и Станислава Лема о том, что судьба человечества находится в руках функционально безграмотных верхов, вследствие деинтеллектуализации власти в странах мира и инфантилизма их сознания. Станислав Лем в 1992 году на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро говорил: «…общая тенденция, заметная повсюду, в том числе в США такова, что возрастающей сложности государственных, социальных, технических, наконец, глобальных проблем соответствует явное снижение уровня компетенции правящих». Не этот ли процесс мы наблюдаем в России, который проявился в явном падении качества самой образовательной политики государства российского?!

Мы предлагаем собрать Всероссийское собрание работников образования и науки и обсудить Национальную Доктрину их развития. Обращаемся к Президенту России с требованием - поставить проблему стратегии развития высшего образования на обсуждение Всероссийского собрания работников образования и науки. Ведь именно образование, и особенно высшее образование, переход России к становлению образовательного общества определяет ее будущее, развитие экономики, судьбу проектов модернизации, национальную безопасность и ее геополитическое место в мире.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества iconО проведении ІІ этапа Всеукраинского конкурса-защиты
Ман отделения филологии и искусствознания (далее – конкурс) проводится с целью интеллектуального и творческого развития учащихся,...

Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества iconРазвитие интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка
России образовательный процесс в школе предполагается строить не на предметно-ориентированной концепции, а за счет «развития личности...

Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества iconУправление образования и науки
Т. Г. Шевченко, утверждения его духовных заповедей как важного фактора консолидации общества, активизации воспитательной и патриотической...

Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества iconПоложение о проведении I этапа Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских...
Малой академии наук Украины проводится с целью духовного, творческого, интеллектуального развития детей Украины, воспитания их в...

Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества iconВоспитательная работа
Цель: Развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала

Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества iconВследствие экономических, социальных и культурных преобразований...

Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества iconМ. А. Бахир ргпу им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Образовательные учреждения работают над повышением интеллектуального потенциала учащихся, развитием их творческой инициативы, способности...

Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества iconКультурно-образовательной среды гимназии
Цель мбоу «Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» г. Перми в рамках проекта цио пггпу «Развитие интеллектуального потенциала учащихся в...

Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества iconБирюкова Екатерина Красильникова Т. Г. Роль связей с общественностью...
Роль связей с общественностью в социальных процессах трудовых коллективов современного российского общества

Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества iconОценка ресурсного потенциала водных объектов
Решить эту проблему можно путём оценки ресурсного потенциала территории водосбора водного объекта

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница