Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год




Скачать 325.75 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год
страница1/2
Дата публикации01.04.2013
Размер325.75 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.vbibl.ru > Математика > Методические рекомендации
  1   2

Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений

администрации МО ГО «Воркута»


Методические рекомендации по технологии составления

Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год
Составление методических рекомендаций по осуществлению анализа деятельности учреждения за учебный год и составлению Годового плана работы образовательного учреждения обусловлено наличием типовых нарушений, выявленных при проведении Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми плановых проверок государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Коми в 2011 году, а именно нарушений ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании», п.27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2008 г. №666 в части «некачественного осуществления анализа и планирования деятельности образовательного учреждения в части определения конкретных сроков выполнения планируемых мероприятий, отсутствие аналитического обоснования поставленных задач и управленческих решений по итогам внутреннего контроля».

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом образовательного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Закону РФ “Об образовании”, Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, федеральному, республиканскому, муниципальному законодательству, муниципальной программе развития системы дошкольного образования, Годовому плану работы Департамента социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации МО ГО «Воркута», Программе развития образовательного учреждения. План должен основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии. Годовой план работы образовательного учреждения позволяет создать единое образовательное пространство, координируя деятельность всех участников образовательного процесса, общественных организаций, субъектов социума, являясь документом коллективного творчества.

^ Критериями оптимальности Годового плана являются:

  • единство целей и средств их достижения, правомерность избранных форм воплощения планируемой работы;

  • общественная значимость задач и содержания мероприятий, определенных в плане на предстоящий период работы;

  • реалистичность, выполняемость плана;

  • комплексность, аналитичность построения плана;

  • краткость, содержательность, конкретность плана;

  • научная обоснованность избранных путей решения проблем.

Годовые планы работы могут быть многовариантными, учитывающими специфику и индивидуальные особенности образовательного учреждения. В основу определения структуры Годового плана может быть положен принцип планирования по коллективам (компоненты - система работы с педагогическими кадрами, система работы с воспитанниками, система работы с родителями и общественностью, система работы с администрацией и т.д.), по процессам (компоненты - образовательный процесс, воспитательный процесс, процесс взаимодействия и сотрудничества, процесс управления учреждением (планирование, организация, контроль, регулирование и др.), по видам деятельности (педагогическая деятельность, диагностико-коррекционная деятельность, познавательная деятельность, развивающая деятельность, игровая деятельность, научная деятельность, трудовая деятельность, управленческая деятельность и т.д.), по направлениям деятельности (работа по обеспечению образовательной подготовки воспитанников, социальная защита воспитанников, система работы с педагогическими кадрами, повышение их квалификации, система воспитательной работы, совместная работа учреждения с родителями и общественностью, финансово-хозяйственная деятельность, укрепление материально-технической базы учреждения, система контроля, организационно-педагогические мероприятия и др.). Планы инновационных образовательных учреждений предполагают введение в их структуру таких разделов как «Управление инновационными процессами», межведомственные, научные и международные связи и др.

В данных методических рекомендациях планирование работы образовательного учреждения на учебный год выстроено по направлениям деятельности, где в основу определения направлений положены цели и задачи деятельности образовательного учреждения, одни из которых изложены в Уставе образовательного учреждения, другие – поставлены нормативным законодательством федерального, регионального, муниципального уровней. Годовой план работы образовательного учреждения устанавливает способы и средства достижения цели, задач деятельности учреждения, определяет темп работы коллектива на весь учебный год.

Структура Годового плана работы образовательного учреждения на учебный год:

    1. Краткая информационная справка.

    2. Анализ работы образовательного учреждения за прошедший учебный год.

    3. Годовые задачи по основным направлениям деятельности образовательного учреждения.

    4. Мероприятия по реализации основных направлений деятельности образовательного учреждения:

    1. Обеспечение комплексной безопасности всех участников образовательного процесса.

    2. Сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников.

    3. Реализация новых требований к содержанию и организации образовательного процесса.

    4. Осуществление физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития воспитанников.

    5. Развитие системы поддержки талантливых и одаренных детей.

    6. Развитие педагогического потенциала.

    1. Приложения (Программа развития образовательного учреждения, Образовательная программа, в том числе Учебный план, статистические материалы, использованные для построения анализа, планы работы коллегиальных органов управления, планы-графики повышения квалификации педагогических работников, планы-графики аттестации педагогических работников, планы работы структурных подразделений, психолого-педагогических, медицинских служб и др.).


^ Содержание структурных компонентов Годового плана:
Раздел 1. Информационная справка

В информационной справке должно быть представлено описание деятельности образовательного учреждения, сравнительная характеристика описываемых процессов, динамика изменений, тенденции.

Предполагаемая структура и содержание информационной справки:

  • краткая характеристика микрорайона, тенденции;

  • общие сведения об образовательном учреждении: наименование, наличие учредительных документов, организационно-правовая форма, режим работы, сменность, прием, зачисление, структура и наполняемость групп, ресурсное обеспечение (кадры, финансы, материально-техническое оснащение), учебный план, дополнительное образование, используемые образовательные, здоровьесберегающие технологии, технологии управления, в том числе инновационные и т.д.;

  • конкурентное преимущество образовательного учреждения, авторитет учреждения в микрорайоне: результаты образовательного процесса, достижения администрации, педагогов, воспитанников, рейтинг в городе, социализация выпускников и др.


Раздел 2.Анализ работы образовательного учреждения за учебный год

Цель анализа работы образовательного учреждения – сформировать аналитическое обоснование для планирования, цели и задачи на предстоящий год, для чего необходимо вычленить факторы и условия, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты деятельности.

^ Аналитическая компетентность руководителя образовательного учреждения является основным компонентом управленческой деятельности. Руководитель образовательного учреждения должен ЗНАТЬ структуру и содержание аналитического процесса и понимать, в чем его смысл, каковы цели, с помощью каких операций осуществляется аналитический процесс (анализ, исследование происходящих процессов, синтез как обобщение детально проанализированных позиций).Руководитель должен УМЕТЬ организовать аналитический процесс, целесообразно и рационально делегировать часть функций по организации образовательного процесса и контролю. Руководитель должен НЕСТИ ответственность за результаты аналитического процесса в образовательном учреждении.

^ Аналитическая деятельность руководителя осуществляется ради реального осмысления и понимания управленческой и исполнительской командами проблем и противоречий, возникающих в процессе функционирования и развития образовательного учреждения. Аналитическая деятельность является одним из показателей эффективности управленческой деятельности.

^ Аналитические действия руководителя должны быть направлены на выявление реальных проблем и причин их возникновения, на постановку задач и их ранжирование с позиций реальных возможностей обеспечения их решения с учетом конкретных условий образовательного учреждения, учебного года, контингента воспитанников, материально-технических и других условий.

^ Аналитические операции должны соответствовать целям и направленности аналитических действий, реальным кадровым, мотивационным и организационным условиям образовательного учреждения. Итоги аналитической деятельности – четкость поставленных целей и задач, от чего и будет зависеть результативность их выполнения.

Образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом в целях предоставления качественного дошкольного образования, реализации содержания и организации образовательного процесса, направленного на формирование общей культуры воспитанников, развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников.

Для достижения целей деятельности учреждения в Уставе определены основные задачи как шаги по реализации цели. Следовательно, анализ работы образовательного учреждения по достижению цели обеспечения качественного дошкольного образования и оптимальных образовательных результатов воспитанников должен содержать информацию о результатах решения поставленных задач, а в Годовом плане работы на новый учебный год необходимо запланировать мероприятия по достижению качественного дошкольного образования, мероприятия, способствующие решению проблем в рамках реализации основных задач.

В ходе анализа работы по каждому направлению деятельности (по каждой задаче) необходимо дать характеристику:

- организационно-управленческой деятельности,

- работы коллегиальных органов управления,

- методической работы;

- работы с детьми,

- работы с родителями,

- работы по взаимодействию и сотрудничеству с общественными организациями, социумом,

- финансово-хозяйственной деятельности и развития программно-методического обеспечения, материально-технической базы (программное обеспечение, учебно-методическая литература, технические средства обучения, предметно-развивающая среда, технологическое оборудование и пр.),

- контрольно-аналитической деятельности,

и ответить на вопросы:

- на каком уровне в течение учебного года реализованы основные задачи по достижению цели деятельности образовательного учреждения,

- какой уровень качественных показателей достигнут,

- какова степень и качество выполнения мероприятий, определенных Программой развития учреждения.

Для этого требуется определить критерии оценки и качественные показатели реализации каждой задачи, провести анализ работы, определить качество проведенных мероприятий, причины как оптимального уровня реализации задачи для определения материала для трансляции лучшего опыта работы образовательного учреждения, так и причины недостаточного уровня решения поставленной задачи и низких качественных показателей. После определения возможных причин недостаточного уровня показателей, необходимо выстроить гипотезу по достижению оптимального результата и сформулировать задачу на новый учебный год. Использование табличных, графических форм, диаграмм должно сопровождаться сравнительным анализом цифр, процентных показателей, выводами и определениями причин сложившейся ситуации.

В Годовом плане работы образовательного учреждения должна обеспечиваться внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа, задач и мероприятий. Содержание аналитической части Годового плана должно глубоко, убедительно и полно рассматриваться в связи с итогами прошедшего года. Недостаточно серьезное отношение к анализу итогов учебного года приводит к планированию случайных и порой ненужных мероприятий. В аналитической части плана необходимо четко сформулировать выводы с применением количественных показателей и качественных характеристик.

В процессе составления аналитической части Годового плана следует придерживаться общих требований к анализу:

  • глубина, конкретность;

  • четкость построения по разделам Годового плана;

  • логическая последовательность изложения;

  • аргументированность и точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования;

  • установление причинно-следственных связей;

  • доказательность суждений;

  • динамика, сравнение с итогами предыдущего года;

  • обязательное применение таблиц, графиков, диаграмм.


Аспекты анализа и качественные показатели реализации направлений деятельности образовательного учреждения (задач деятельности образовательного учреждения):


  • Обеспечение комплексной безопасности всех участников образовательного процесса.

Анализ условий труда сотрудников и условий образовательного процесса. Анализ реализации планов в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг по обеспечению комплексной безопасности, улучшения условий жизнедеятельности всех участников образовательного процесса. Система мер по охране труда и технике безопасности.

Качественные показатели (в сравнении с прошлым годом, в сравнении с городскими показателями, в сравнении с ожидаемыми результатами):

- выделение необходимых ресурсов на обеспечение комплексной безопасности;

- реализация программы повышения устойчивости образовательного учреждения к воздействию чрезвычайных ситуаций;

- плановое обучение персонала и воспитанников;

- количество случаев травматизма воспитанников за учебный год;

- количество случаев травматизма работников за учебный год;

- соответствие условий жизнедеятельности всех участников образовательного процесса СанПиН (исполнение предписаний Роспотребнадзора, ДСК и ДОУ, пожарного надзора);

- соответствие оснащения ДОУ действующим нормативам противопожарной и антитеррористической безопасности (по результатам проверки ГПН и ГОЧС).

^ Вывод:

Определение проблемы:

Гипотеза:

Формулировка задачи:



  • Сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников.

Информация о соблюдении гигиенических требований к режиму образовательного процесса в ДОУ. Исполнение предписаний Роспотребнадзора, Пожнадзора, ДСК и ДОУ. Анализ организация питания в ДОУ. Анализ медицинского обслуживания воспитанников ДОУ. Охват периодическим медицинским обследованием воспитанников ДОУ за год. Анализ уровня заболеваемости воспитанников, педагогов. Количество выявленных заболеваний по результатам углубленного осмотра (в сравнение с предыдущим годом, причины роста). Анализ показателей (групп здоровья, физического развития, количество дней пропущенных одним ребёнком по болезни, количество детодней, процент детей ЧДБ, травматизм). Анализ работы ДОУ по охране, укреплению и коррекции здоровья воспитанников. Анализ специальной оздоровительной работы с часто и длительно болеющими детьми, коррекционной поддержки детям, имеющим отклонения в развитии(количество детей), программы «Здоровье». Анализ используемых здоровьесберегающих технологий. Организация обучения педагогических и медицинских работников по вопросам здоровьесбережения.

Качественные показатели (в сравнении с прошлым годом, в сравнении с городскими показателями, в сравнении с ожидаемыми результатами):

- посещаемость детей в ДОУ;

- индекс здоровья;

- снижение заболеваемости воспитанников (пропуски по болезни 1 ребенком в год в среднем);

- наличие в режиме работы ДОУ здоровьесберегающей среды;

- соответствие организации питания воспитанников требованиям СанПиН;

- наличие в ДОУ лицензии на медицинскую деятельность, медицинского персонала, оборудованного медицинского кабинета;

- соответствие групповых, хозяйственных и сопутствующих помещений (пищеблок, прачечная, продуктовый склад и др.) требованиям СанПиН по воздушно-тепловому режиму, освещению, водоснабжению.

^ Вывод:

Определение проблемы:

Гипотеза:

Формулировка задачи:


  • Реализация новых требований к содержанию и организации образовательного процесса.

Анализ основной образовательной программы, нормативно-правового, финансово-экономического, кадрового, организационно-методического, информационного и материально-технического обеспечения с целью определения соответствия Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральным государственным требованиям к условиям реализации программы. Анализ проведенной за учебный год работы по реализации новых требований, подходов, принципов организации образовательного процесса.

Качественные показатели:

- соответствие основной образовательной программы ФГТ;

- соответствие программно-методического оснащения (программы, методические комплекты, учебные пособия) целям и задачам основной образовательной программы во всех образовательных областях;

- соответствие средовых ресурсов реализации задач, заявленных в ФГТ;

- осуществлено повышение квалификации всех воспитателей по вопросам введения ФГТ.

^ Вывод:

Определение проблемы:

Гипотеза:

Формулировка задачи:


  • Осуществление физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития воспитанников.

Анализ качества образовательных результатов и проводимой работы в образовательном учреждении по освоению воспитанниками обязательной части основной образовательной программы, части, формируемой участниками образовательного процесса, дополнительных программ. Реализация учебного плана. Наличие контроля по обеспечению полноты реализации образовательной программы дошкольного образования, контроля за качеством освоения образовательных областей образовательной программы. Анализ работы по обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта по осуществлению образовательной деятельности, активности педагогов в методической работе на муниципальном, республиканском, федеральном уровнях. Обоснование выбора используемых образовательных технологий, анализ результатов. Анализ работы с родителями по вопросам воспитания, обучения, развития детей. Анализ результатов мониторинга освоения воспитанниками образовательных областей программы. Анализ показателей уровня и качества подготовки выпускников ДОУ, уровня сформированности интегративных качеств личности ребенка в соответствии с моделью выпускника ДОУ. Анализ показателей уровня психолого-педагогической готовности выпускников ДОУ к началу школьного обучения (по результатам ПМПК в сравнении с предыдущим годом и городскими показателями).Анализ системы работы педагогического коллектива по подготовке детей к школе. Информация о продолжении обучения выпускников ДОУ по программе начального общего образования. Анализ работы по преемственности дошкольного и начального общего образования. Исполнение планов работы, результативность.
Качественные показатели (в сравнении с прошлым годом, в сравнении с городскими показателями, в сравнении с ожидаемыми результатами):

- соответствие учебного плана реализуемым образовательным программам (соответствие видовой направленности ДОУ и лицензии), расписания занятий учебному плану ДОУ и санитарно-гигиеническим требованиям к условиям образования дошкольников;

- выполнение в полном объеме количества занятий, предусмотренных на реализацию программы;

- соответствие требованиям содержания рабочих программ по образовательным областям программы;

- уровень освоения воспитанниками образовательных областей программы;

- уровень освоения образовательной программы выпускниками ДОУ;

- уровень психолого-педагогической готовности выпускников к обучению в школе;

- соответствие методических, дидактических пособий, оборудования и средств обучения, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;

- укомплектованность педагогическими кадрами, соответствие педагогов образовательному цензу;

- оказание родителям консультативной и информационно-методической помощи;

- соответствие предоставляемых образовательным учреждением услуг дошкольного образования ожиданиям потребителей.

^ Вывод:

Определение проблемы:

Гипотеза:

Формулировка задачи:


  • Развитие системы поддержки талантливых и одаренных детей.

Анализ организационно-управленческой, методической работы в образовательном учреждении по выявлению, поддержке, развитию талантливых и одаренных детей. Анализ работы педагогического коллектива по предоставлению дополнительного образования. Повышение квалификации педагогов по вопросам организации работы с талантливыми и одаренными детьми. Анализ работы с родителями воспитанников по выстраиванию индивидуальной траектории развития способностей ребенка. Создание условий для проявления индивидуальных способностей воспитанников.

Качественные показатели (в сравнении с прошлым годом, в сравнении с городскими показателями, в сравнении с ожидаемыми результатами):

- наличие системы работы в образовательном учреждении по развитию способностей и талантов воспитанников;

- охват воспитанников дополнительным образованием;

- количество воспитанников – участников муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсов, олимпиад;

- количество воспитанников – победителей муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсов, олимпиад.

^ Вывод:

Определение проблемы:

Гипотеза:

Формулировка задачи:


  • Развитие педагогического потенциала.

Анализ уровня квалификации педагогических работников. Анализ процесса аттестации педагогических работников (качество аттестационных материалов, результативность). Участие образовательного учреждения в целом и педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах инноваций, конкурсах муниципального, республиканского, федерального уровней.

Качественные показатели (в сравнении с прошлым годом, в сравнении с городскими показателями, в сравнении с ожидаемыми результатами):

- наличие педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории;

- повышение квалификации педагогических и руководящих кадров;

- количество педагогов – участников муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсов;

- количество педагогов – победителей муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсов;

- результативность участия образовательного учреждения в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах.

^ Вывод:

Определение проблемы:

Гипотеза:

Формулировка задачи:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год iconФинансово-хозяйственная деятельность мбоу сши №3 за 2011-2012 учебный год
Финансирование образовательного учреждения осуществлялось за счет средств областного бюджета на обеспечение деятельности школ-интернатов,...

Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год iconИнформационно-аналитическая справка о выполнении годового плана работы...

Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год iconПо итогам деятельности учреждения За 2011-2012 учебный год
Основные направления развития гимназии на 2012-2013 гг. Общая характеристика образовательного учреждения

Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год iconПрограмма управленческой деятельности предшкольной группы мбоу «сош №34»
Об утверждении годового плана дошкольной группы и плана контроля и анализа организации учебно-воспитательного процесса дошкольной...

Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год iconПлан учебно-воспитательной работы муниципального казенного образовательного...
Расстановка педагогических кадров и распределение обязанностей между педагогами

Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год iconПубличный отчёт о результатах деятельности муниципального казенного...
Публичный отчёт о результатах деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка...

Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год iconОтчет о результатах самообследования деятельности за 2011 2012 учебный год
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №121 компенсирующего вида

Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год iconМетодические рекомендации по организации воспитательно-образовательного...
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного...

Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год iconПлан методической работы учреждения на 2012-2013 учебный год методическая...
Мкоу дод ддт через оказание информационно-методической, консультативной и научно-методической помощи в функционировании образовательного...

Методические рекомендации по технологии составления Годового плана и анализа деятельности образовательного учреждения на учебный год iconЗакон РФ от 10 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (ст. 7, ст32)
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №21 (недельный) на 2011 – 2012 учебный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница