Административная реформа в России




НазваниеАдминистративная реформа в России
страница1/40
Дата публикации13.08.2013
Размер5.36 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Административная реформа в России

Мой комментарий

Административная реформа в России. Научно-практическое пособие (под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я.). - "ИНФРА-М", 2006 г.
Руководитель авторского коллектива - Хабриева Т.Я., заместители руководителя авторского коллектива - Тихомиров Ю.А., Ноздрачев А.Ф.
Авторский коллектив
Волчинская Е.К. - кандидат юридических наук

Игнатюк Н.А. - кандидат юридических наук

Казанцев Н.М. - доктор юридических наук, профессор

Калмыкова А.В. - научный сотрудник отдела административного законодательства Института

^ Минашкин А.В. - кандидат юридических наук

Нарышкин С.Е. - кандидат экономических наук

Ноздрачев А.Ф. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

^ Собянин С.С. - кандидат юридических наук

Спектор Е.И. - кандидат юридических наук

Сухарева Н.В. - кандидат юридических наук

Терещенко Л.К. - кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации

^ Тихомиров Ю.А. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии сравнительного права

^ Хабриева Т.Я. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Чеснокова М.Д. - научный сотрудник отдела социально-культурного законодательства и социологии права

Штатина М.А. - кандидат юридических наук
Принятые сокращения
1. Нормативные правовые акты
АПК РФ *(1) - Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 с последними изменениями от 27.12.2005 (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012; РГ. 2005. N 296)

Бюджетный кодекс РФ - Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 с последними изменениями от 27.12.2005 (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; РГ. 2005. N 296)

Водный кодекс РФ - Водный кодекс РФ от 16.11.95 с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471; РГ. 2005. N 297)

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30.11.94 с последними изменениями от 21.07.2005 (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3120)

Градостроительный кодекс РФ - Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16; РГ. 2005. N 297)

КоАП РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1; РГ. 2005. N 297)

Лесной кодекс РФ - Лесной кодекс РФ от 29.01.97 с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610; РГ. 2005. N 297)

Семейный кодекс РФ - Семейный кодекс РФ от 29.12.95 с последними изменениями от 28.12.2004 (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 11)

УК РФ - Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 с последними изменениями от 19.12.2005 (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954; 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5574)

Таможенный кодекс РФ - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 с последними изменениями от 18.07.2005 (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066; 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3101)

Трудовой кодекс РФ - Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 с последними изменениями от 09.05.2005 (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3; 2005. N 19. Ст. 1752)

Закон о государственной гражданской службе - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с последними изменениями от 02.02.2006 (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636)

Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с последними изменениями от 02.07.2005 (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431; 2005. N 27. Ст. 2722)

Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) - Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436; 2006. N 1. Ст. 17)

Закон о лицензировании отдельных видов деятельности - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430; РГ. 2005. N 297)

Закон о Правительстве РФ - Федеральный конституционный закон от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с последними изменениями от 01.06.2005 (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 2005. N 23. Ст. 2197)

Закон о техническом регулировании - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с последними изменениями от 09.05.2005 (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140; 2005. N 19. Ст. 1752)

Закон о финансово-промышленных группах - Федеральный закон от 30.11.95 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697)

Закон об акционерных обществах - Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с последними изменениями от 05.01.2006 (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2006. N 2. Ст. 172)

Закон об информации, информатизации и защите информации - Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" с последними изменениями от 10.01.2003 (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167)

Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ - Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последними изменениями от 15.02.2006 (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; РГ. 2006. N 35)

Закон об общих принципах организации местного самоуправления - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последними изменениями от 15.02.2006 (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; РГ. 2006. N 35)

Закон об основах социального обслуживания населения - Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" с последними изменениями от 22.08.2004 (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872; 2004. N 35. Ст. 3607)

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последними изменениями от 10.01.2006 (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 3. Ст. 280)

Указ N 314 - Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" с последними изменениями от 23.12.2005 (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; 2005. N 52 (ч. III). Ст. 5690)

Указ N 649 - Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" с последними изменениями от 03.10.2005 (СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023; 2005. N 41. Ст. 4119)

Указ N 824 - Указ Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" (СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046)
Настоящее научно-практическое пособие подготовлено сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, других научных организаций и руководящими практическими работниками на основе анализа нормативных правовых актов и практики их применения в процессе осуществления административной реформы. В нем сформулированы предложения по совершенствованию ее проведения, по правовому статусу федеральных органов исполнительной власти и их компетенции, уточнению процедур регулирования экономики, порядка взаимодействия государства и гражданского общества по вопросам государственного управления, реформированию исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
Издание предназначено для практических работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, а также для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников
^ Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 20 февраля 2006 г.
Предисловие

В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ним. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.

Реформирование управления - это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости "потери" важных и необходимых обществу функций.

Проводимые преобразования должны способствовать сокращению административного давления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство. Эффективность деятельности государства определяется не столько широтой охвата контролируемых им сфер, сколько реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.

Административная реформа в Российской Федерации еще далека до завершения, однако по определенным ее результатам уже можно сделать ряд выводов. В результате реализации начального этапа административной реформы в России созданы необходимые условия для комплексной модернизации системы управления. Учитывая сказанное, а также то, что реформа системы управления является одним из важных условий социально-экономического развития страны, распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р были одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и план мероприятий по ее проведению. В них определены цели, задачи, сроки и этапы реформы. Основная ответственность за реализацию административной реформы по-прежнему ложится на Правительственную комиссию по проведению административной реформы.

Предлагаемая читателю книга дает представление об основных направлениях реформы системы управления в России, о возникших в ее ходе проблемах, позволяет оценить научную мотивированность проведенной работы и на этой основе продолжить поиск оптимального пути дальнейшего проведения административной реформы в интересах всего общества.

Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации -

Министр Российской Федерации, кандидат экономических наук

С.Е. Нарышкин

Введение

Проведение административных реформ в России имеет длительную историю. Перестройки центрального аппарата государственного управления проводились и в Российской империи, и в годы советской власти. Но после распада СССР предстояло по-новому осмыслить положение и роль исполнительной власти, преодолеть упрощенный взгляд на государство как совокупность органов и учреждений, понять, что исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, неразрывно связанной с интересами общества, и вся ее работа должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения. В связи с этим к концу 90-х гг. прошлого века окончательно утвердилась мысль о необходимости проведения в России реформ и, прежде всего, реформы административной.

Общеизвестно, что для проведения масштабной реформы необходимо определить ее цель, что подлежит реформированию, этапы проведения реформы, необходимые средства.

Под "административной реформой" принято понимать преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в "автоматическом режиме" в интересах общества. Объектом реформы стали федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные организации при органах исполнительной власти, иные системы управления, обладающие государственно-властными полномочиями. Административную реформу предполагалось проводить в несколько этапов.

В 2004 г. вновь была утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой количество федеральных органов исполнительной власти существенно сократилось. Ранее Президентом РФ были созданы семь федеральных округов и проведены крупные мероприятия по усилению единства исполнительной власти. В дальнейшем была проведена специализация федеральных органов исполнительной власти и создана их новая типология. Появились федеральные министерства, основной целью деятельности которых являются определение государственной политики в порученной им сфере деятельности и нормотворчество; федеральные службы, основной функцией которых являются государственный контроль и надзор; федеральные агентства, призванные организовать оказание государственных услуг и управление государственным имуществом. В результате наряду с сокращением числа федеральных органов исполнительной власти произошло перераспределение полномочий между ними, упразднена часть дублирующих и избыточных функций этих органов власти.

Включенные в работу материалы были подготовлены в разное время коллективом Института для решения задач, выдвинутых в процессе проведения административной реформы и оптимизации механизма управления. Их содержание позволяет глубже понять сущность и последовательность проводимых преобразований в сфере государственного управления, дает представление о том, как продвигалась административная реформа, какие вопросы удалось решить, над чем еще предстоит серьезно работать. Авторами рассматривается не весь круг вопросов проведения административной реформы, а только те, в обсуждении которых они непосредственно участвовали.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Административная реформа в России iconАдминистративная реформа на местах: стимулы и принуждения
В этой связи интересным представляется пронаблюдать за теми инструментами, которые задействует федеральный центр как инициатор административной...

Административная реформа в России iconКурсовой проект на тему: "земельная реформа в россии и эффективность...
Земельная реформа в россии и эффективность использования земельных угодий на примере опх "белоусовское" калужской области"

Административная реформа в России iconЛитература: А. А. Данилов, Г. Косулина «История России. XX век»
Выяснить с какой целью проводилась реформа, каковы были основные задачи реформы и ее реальные итоги

Административная реформа в России iconОтмена крепостного права в России
Ключевые слова: крепостное право, барщина, оброк, месячина, Крымская война 1853-1856 гг., реформа 19 февраля 1861 г., личное освобождение,...

Административная реформа в России iconВладимир Якунин Десять шагов к эффективности. Какая реформа железнодорожного...
Именно поэтому сегодня, на мой взгляд, стоит поговорить о том, какая модель железнодорожной отрасли эффективна для России

Административная реформа в России iconОтчетности в России Литература: Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие
В. Д., Пономарева Л. В. Комментарии к новым формам бухгалтерской отчетности организации. – М.: Инфра-м, 2003. – 190 с., Реформа бухгалтерского...

Административная реформа в России iconЗакон принципиально изменяет принципы размещения заказов. Так в законе предусмотрено
Административная ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов

Административная реформа в России iconКонституционная реформа
А. Н. Маремкулов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Кабардино-Балкарской Республики

Административная реформа в России iconУрок по обществознанию на тему «Процессуальное право: административная...
Цель: познакомиться с особенностями административной юрисдикции; рассмотреть сущность, структуру и основные принципы конституционного...

Административная реформа в России iconАналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в...
Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница