Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев




Скачать 205.52 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев
страница1/2
Дата публикации13.09.2013
Размер205.52 Kb.
ТипРабочая программа
www.vbibl.ru > Право > Рабочая программа
  1   2


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Психолого-педагогический факультет

Кафедра «Коррекционной педагогики»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.В.17 Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими ЗПР



Направление подготовки: ^ 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Олигофренопедагогика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 4 года

Н. Новгород

2012

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденного «18» января 2010г., номер государственной регистрации 16499.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профилю подготовки «Олигофренопедагогика», утвержденного «__» _____________г.

  3. Примерных программ психолого-педагогических дисциплин в образовательной области «Специальное образование/дефектология» (УГС 050000).


Рабочая программа по дисциплине «» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол № 3 от «19»_ноября 2012 г.
Разработчик: к.психол.н. В.А. Кудрявцев

СОГЛАСОВАНО

Зав.выпускающей кафедрой

«Коррекционная педагогика»

_________________/С.Н. Каштановой/

«____»_______________201__г.


СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/_______________/

«____»_______________201__г.


  1. ^ Цели и задачи дисциплины

    1. Цель ООП бакалавриата по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика»: формирование у студентов комплекса общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, обеспечивающих высокое качество профессиональной готовности к решению профессиональных задач; воспитание гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств.

Цели изучения дисциплины:

- Подготовка студентов к освоению основных психолого-педагогических технологий профессиональной деятельности олигофренопедагога на примере современной организации обучающего и воспитательного процесса для детей с задержкой психического развития.

- Воспитание у студентов внутренней мотивации к изучению профессиональных знаний, формированию у себя профессиональных и личностных качеств и компетенций, необходимых для оказания квалифицированной помощи детям с ЗПР и их родителям.

1.2. Задачи дисциплины

1. Изучить причины и систематику задержек психического развития (ЗПР). Психологические особенности детей с ЗПР дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

2. Рассмотреть вопросы дифференциальной диагностики ЗПР и сходных состояний.

3. Обозначить специфические трудности обучения детей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста с ЗПР.

4. Рассмотреть основные модели коррекции ЗПР в условиях дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ, концепцию коррекционно-развивающего обучения, типовые программы развития и коррекционного обучения

детей с ЗПР.

5. Определить требования к личностным и профессиональным качествам педагогов и воспитателей детей с ЗПР.

6. Рассмотреть основные стратегии, формы и средства построения взаимодействия между субъектами образовательного пространства в системе обчения и воспитания детей с ЗПР.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина Б.3.В.17 «Психолого-педагогические технологии работы с детьми имеющими задержку психического развития» включена в профессиональный цикл дисциплин Б.3. – вариативная часть. Изучается в пятом семестре.

Дисциплина ««Психолого-педагогические технологии работы с детьми имеющими задержку психического развития»» опирается на такие курсы как:

Общая психология.

Специальная психология.

Невропатология.

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности.

Возрастная психология;

Клиника интеллектуальных нарушений.

Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения, речи.

Психолого-педагогическая диагностика.

Освоение дисциплины необходимо студентам для последующего изучения курсов:

Психолого-педагогические технологии работы с детьми со сложными нарушениями развития.

Психолого-педагогическая диагностика и консультирование.

Кроме того, сформированные компетенции необходимы для успешного прохождения учебно-производственных практик.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способности к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • виды, назначение, содержание различных психокоррекционных и развивающих техник;

  • приемы профилактики и преодоления вторичных отклонений социально-личностного характера у детей с ЗПР;

уметь:

  • проектировать программы коррекционно-развивающей помощи ребенку с ЗПР, подбирать формы и конкретные технологии работы;

  • осуществлять медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в различных образовательных условиях, в том числе в условиях инклюзивного обучения;

владеть:

  • методиками и приемами развивающей и психотерапевтической работы;

  • навыками осуществления коррекционно-развивающего процесса на основе личностно-ориентированного подхода к детям с ЗПР.

  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы,72 часа

Вид учебной работы

^ Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 5

Общая трудоемкость дисциплины

2

72

72

Аудиторные занятия

36

36

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

12

12

Лекции

18

18

Практические занятия

18

18

Самостоятельная работа

36

36

Вид итогового контроля

ФПА Экзамен


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

    1. Раздел 1. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза

6

6

12

24

1.1. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза, классификация ЗПР

2



2

4

1.2. Клинико-психолого-педагогические аспекты минимальных мозговых дисфункций. Синдромы ММД.

2




2

4

1.3. Психическое и социальное развитие учащихся с различными формами ЗПР

2

6

8

16

Раздел 2. Концепция коррекционно-развивающего обучения

4

4

8

16

2.1. Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР

2



2

4

2.2. Дифференциальный и индивидуально личностный подход при обучении и воспитании детей с ЗПР


2

2

2

6

2.3. Система обучения и воспитания детей с ЗПР в РФ



2

4

6

Раздел 3. Психолого-педагогические технологии, специфика их применения при работе с детьми с ЗПР

8

8

16

32

3.1. Организация и содержание обучения и воспитания детей с ЗПР дошкольного возраста

2

1

2

5

3.2.Начальное обучение детей с ЗПР

2

1

2

5

3.3. Специфика психолого-педагогического сопровождения С(К)К VII вида на второй ступени обучения

2

2



4

3.4.Технологии компенсирующего обучения







4

4

3.5. специфика построения учебных программ.




2

2

4

3.6. Инновационные технологии в работе с детьми с ЗПР




2

2

4

3.6. Взаимодействие с субъектами образовательного пространства

2




4

6

    1. Итого:

18

18

36

72


^ 5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза

1.1. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза, классификация ЗПР

1.2. Клинико-психолого-педагогические аспекты минимальных мозговых дисфункций. Синдромы ММД.

1.3. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР

Раздел 2. Концепция коррекционно-развивающего обучения

2.1. Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР

2.2. Дифференциальный и индивидуально личностный подход при обучении и воспитании детей с ЗПР

2.3. Система обучения и воспитания детей с ЗПР в РФ

Раздел 3. Психолого-педагогические технологии, специфика их применения при работе с детьми с ЗПР

3.1. Организация и содержание обучения и воспитания детей с ЗПР дошкольного возраста

3.2.Начальное обучение детей с ЗПР

3.3. Специфика психолого-педагогического сопровождения С(К)К VII вида на второй ступени обучения

3.4.Технологии компенсирующего обучения

3.5. специфика построения учебных программ.

3.6. Инновационные технологии в работе с детьми с ЗПР

3.6. Взаимодействие с субъектами образовательного пространства

^ 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ПК-1

+







ПК-6



+

+

ПК-7




+

+


^ 6. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Психолого-педагогические технологии работы с детьми имеющими задержку психического развития» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

    1. Возрастные аспекты психолого-педагогических особенностей детей с различными формами ЗПР.

    2. Анализ перспектив социального развития при различных вариантах ЗПР.

    3. Анализ систем обучения и воспитания детей с ЗПР.

    4. Виртуальная ярмарка учреждений и программ для детей с ЗПР (4ч.)

    5. Программы взаимодействия с субъектами образовательного пространства в рамках обучения и воспитания детей с ЗПР.

Всего: 12 часов
^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

88 / А 239 Агеева И. А. Коррекционные техники в школе/ И. А. Агеева. — СПб.: Речь, 2004. −184 с.: ил. — (Психологический практикум). — Библиогр.: с. 104–110. — ISBN 5-92-68–0301-2.

88 / З-401 Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие: Хрестоматия/ О. В. Защиринская. -2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2007. −166 с. −166 с. — ISBN 5-92-68–0630-5.

88 / М 22 Мамайчук И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: Науч.-практ. руководство/ И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. — СПб.: Речь, 2006. −346 с. — (Детская психология и психотерапия). — Библиогр.: с. 340–346. — ISBN 5-92-68–0298-9.

88 / М 22 Мамайчук И. И. Псикоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Советом по психологии УМО/ И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2006. −400 с. — (Психологический практикум). — Библиогр.: с. 392–399. — ISBN 5-92-68–0166-4.
^ 7.2. Дополнительная литература:

74 / К 689 Коррекционная педагогика: Учеб. пособие/ И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин и др.; Под ред. В. С. Кукушина. -3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: МарТ; Феникс, 2010. −352 с. — (Педагогическое образование). — Библиогр.: с. 343–347. — ISBN 5–241-00979–1.

88 / П 691 Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общ. ред. М. Р. Битяновой. -2-е изд. — М.: Питер, 2009. −303 с.: ил. — (Практическая психология). — Библиогр.: с. 303. — ISBN 5–388-00732–2.

88 / Т 67 Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психологического развития/ Р. Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2008. −192 с. — (Детскому психологу). — ISBN 978–5-91180–957-7.

74 / П 24 Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. спец./ М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; Под общ. ред. В. С. Кукушина. — Изд.4-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: МарТ, 2010. −333 с. — (Педагогическое образование). — Библиогр.: с. 328–333. — ISBN 5–241-00987–6.

74 / С 654 Сорокина Н. А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки/ Н. А. Сорокина. — М.: В. Секачев; ИОИ, 2010. — 256 с. — Библиогр.: с. 253. — ISBN 5-88-923-149–3.

74,2 / С 958 Сычева Г. Н. Нестандартные уроки в начальной школе: Учеб. пособие/ Г. Н. Сычева. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. −381 с. — (Б-ка учителя). — ISBN 978–5-222-16-459-4.

CD74,1 / М 593 Микляева Н. В. Теория воспитания дошкольников: Учеб. пособие/ Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — М.: Академия, 2011. −1 CD. — (Учеб. литература в электронном формате). — Сист. треб.: Windows XP, DVD-Drive.
7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий

^ Электронно-программные средства:

Понятие ЗПР и причины ее возникновения

Глоссарий. http://winalow.ed.ru

Другие мы. http://psy.1september.ru

Дети с задержкой психического развития.

http://www.invalid-detstva.ru

Задержка психического развития, ЗПР. http://www.medportal.ru

Зотова Т. Задержка психического развития. http://www.zotova.ru

Мазурек В.В. Дети с ЗПР. Какие они? http://fio.ifmo.ru

Что такое ЗПР? http://igrushky.al.ru

Особенности формирования психологической готовности к

школьному обучению при ЗПР

Акимова А.С. Подготовка к школе детей с задержкой

психического развития. http://accoona.ru/referat

Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения

Старикова Л. Как помочь ребенку с ЗПР? http://www.mosoblpress.ru
^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
^ 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Патопсихология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум»...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа учебной практики принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики»
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconПрограмма по дисциплине "Психология влияния" принята на заседании...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301. 65 (020400) Психология,...

Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Финансовый анализ» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница