Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство»




НазваниеКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство»
страница1/11
Дата публикации02.04.2013
Размер1.35 Mb.
ТипКонспект
www.vbibl.ru > Право > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волжский государственный инженерно-педагогический университет



Социально-экономический институт
Кафедра менеджмента

Конспект лекций по дисциплине
делопроизводство

Нижний Новгород

2009

ББК. 65.050.2

К – 14

Казначеева С.Н. Делопроизводство: Конспект лекций по дисциплине – ВГИПУ, 2009


Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» представляет краткое содержание основных разделов и тем курса в соответствии с рабочей программой дисциплины. Здесь изложены общая характеристика документационного обеспечения; знакомство с унифицированными приемами написания официальных документов; составление и оформление организационно-распорядительных документов.

© ВГИПУ

© Казначеева С.Н.


^ Конспект лекций по дисциплине

«Делопроизводство»
Тема 1. Документационное обеспечение управления
Практически любая сфера человеческой жизни связана с созданием и использованием документов. В сфере социально-экономического управления документы играют исключительно важную роль, т.к. принятие и реализация значительной части управленческих решений связаны с документами. Документы представляют собой специфический предмет и результат управленческого труда.

Упрощенная модель управления в любой системе выглядит следующим образом (рис.1).


Материальные процессы Материальные процессы

Рис.1. Упрощенная модель управления
В качестве субъекта управления выступают соответствующие органы управления и лица, принимающие решение. Объектом также выступают люди – отдельные работники и коллективы. Документы же обеспечивают прямую и обратную связь между субъектом и объектом управления, являясь средством коммуникации, фиксации и накопления информации о функционировании системы управления.

Комплекс документов, создаваемых в конкретной организации определяются:

– кругом вопросов, которые организация решает, ее компетенцией;

– порядком решения вопросов;

– объемом и характером взаимосвязей с другими организациями;

– уровнем автоматизации документационных процессов.

Делопроизводство – это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Первоначально этот термин обозначал «дело производить» Параллельно с этим термином используется термин «документационное обеспечение управления».

Основные понятия: регистрация – запись учетных данных о документе по установочной форме); формирование дела – группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел – систематизированный перечень наименований дел, оформленным в установленном порядке и др.

Документ (в переводе с латинского «свидетельство») – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело»). Понятием «документ» определяется любая информация, записанная любым способом на любом материале, изданная любым физическим или юридическим лицом в любой организации для использования в своей деятельности.

Основными функциями документа являются:

  1. информационная – в документе фиксируются факты, события;

  2. организационная – обеспечивается воздействие на группы людей для организации и координации их деятельности;

  3. коммуникативная – обеспечение внешних связей организации;

  4. юридическая – содержание документа используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами. Ряд документов обладают изначально юридической силой (правовые акты, нотариально заверенные документы). Должностные лица, выпускающие документ обязаны:

– соблюдать при его подготовке действующие нормы законодательства;

– издавать документы только в пределах своей компетентности;

– соблюдать действующие правила составления и оформления документов.

К числу наиболее юридически значимых реквизитов относятся: наименование организации, дата, регистрационный номер, подпись, печать.

  1. воспитательная – дисциплинирует исполнителя, требует повышенный уровень образовательной подготовки.

Процесс создания и оформления документов получил название документирование.

В каждом документе выделяется семантическое поле – пространственная, временная или иная структура, в которой знак (набор знаков) может получить разные значения в зависимости от своего места нахождения. Если ноль находится перед единицей, число читается как «единица». Если после единицы – то как «десять». Очередность расположения подписей в официальном документе свидетельствует о степени ответственности руководителей в иерархической структуре управления.

Принципы синтакционности:

  • целесообразность. Документ должен быть структурирован таким образом, чтобы выбор каждого элемента структуры (формат листа, интервал и т.д.) сообразовывался с целью создания документа. Иначе этот принцип именуется адекватность;

  • рационалистичность. Один из важнейших путей достижения этого принципы – разделить семантическое поле документа на участки, придав каждому собственное значение;

  • аттрактивность. Документ должен обладать притягательной силой, вызывать желание рассматривать его как художественное произведение, получать от него эстетическое удовольствие. В ином случае впечатление от документа будет снижено и, следовательно, достижение цели, ради которой документ создан, окажется затрудненным.

Развитие элементов структуры документов насчитывает многовековую историю. То, что сегодня кажется естественным, в момент его возникновения было настоящим изобретением. К числу изобретений относятся знаки пунктуации, абзац, прописные буквы и т.д.

Делопроизводство в России прошло ряд этапов становления. государственное делопроизводство как система начинает складываться с момента образования централизованного Русского государства в конце 15 века. Первым к началу 17 века в России сложилось приказное делопроизводство. Система этого периода включала следующее (рис.2).


Рис.2. Система приказного делопроизводства
Во главе отдельного приказа стоял приказной судья. В его ведении состояли дьяки – от одного до трех, в ведении дьяков находились подьячие. В приказной избе хранилась государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. Приказная изба делилась на столы. Приказы и приказные избы представляли собой одновременно и присутствие, и канцелярию, и архив. Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные – в сундуках-ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием посетителей.

В 15 веке дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально также привозили из западноевропейских стран. Инструментами письма служили гусиные перья.

В делопроизводстве приказов продолжала использоваться весьма специфическая форма документа – столбец, иначе говоря, свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги. Важные государственные акты могли иметь особенно большие размеры (до 309 метров). Текст в столбцах писался только с одной стороны, оборотная использовалась лишь для проставления помет, резолюции, адреса. Документы хранились свернутыми в свиток или рулон; для особо важных документов изготавливались специальные футляры, но чаще они хранились просто в ларях или сундуках. Столбцовая форма делопроизводства отменена Петром I. Наряду со столбцовой формой документа в приказах зародилась и начала применяться тетрадная форма. Тетрадь – это лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. Особенность приказного делопроизводства – организация основывалась главным образом на нормах обычного права, т.е. на традициях, обычаях, передаваемых из поколения в поколения в устной форме.

В целом, в приказной период постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приемы их составления.

В результате активной преобразовательной деятельности Петра I в России были осуществлены административные реформы. Высшим светским учреждением стал Сенат. Центральные учреждения – приказы заменены коллегиями, преобразованы местные учреждения и созданы бурмистерские избы, городовые магистраты, ратуши, губернские и провинциальные канцелярии.

Данная система получила название коллежской. Главное ее отличие от приказного заключалось в том, что его организация регламентировалась законодательством. Особенно детально разработаны в Генеральном регламенте вопросы регистрации документов и ответственности за принимаемые решения. Организация делопроизводства возлагалась на канцелярию. Центральной фигурой в канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии. В этот период было введено понятие «архив». Все оконченные дела на протяжении 3-ех лет находились в канцелярии, а затем под расписку сдавались в архив. По регламенту учреждалось два архива: один – общий, другой – финансовый. В это время были заведены регистрационные книги-журналы, в которые за весь год кратко записывалось содержание всех дел, решенных в коллегии и четыре регистрационные книги – А, В, С и D. Книги А и В служили для регистрации исходящих документов, С и D – для регистрации входящих. Был установлен порядок пользования печатями. Для многих документов были созданы образцы, по которым следовало составлять документы.

Реформаторская деятельность оказала большое влияние на состав официальных документов и их формуляр. Возникло много новых видов документов. Появился новый вид документа – протокол. Петр I отменил действие столбцов и заменил их тетрадями. Реквизиты стали выделяться из текста и заняли определенным места на листе бумаги. Появились новые реквизиты – регистрационные номера (входящий и исходящий); наименование документа (раппорт, доношение и т.д.). Из текста выделились реквизиты: адресат, подпись, дата составления, регистрационный номер.

В целом, это время делопроизводства характеризовалось значительным увеличением письменной работы и формальностей.

Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, предпринятая Александром I. Новая система управления – министерская (рис. 3), основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления.



Рис. 3. Система министерского делопроизводства
Министры назначались самим императором и были ответственны только перед ним. Канцелярии департаментов имели более простое внутреннее устройство: они возглавлялись правителем канцелярии и имели штат чиновников.

Все документы регистрировали в журналах. Со всех исходящих документов снимались копии, которые со всеми входящими документами сдавались в архив. В формуляре документа XIX в. ясно прослеживается стремление к формализации, определению четких правил расположения и оформления реквизитов.

^ Особенностью организации делопроизводства в этот период является появление обширной делопроизводственной литературы. Для быстро меняющих общественных отношений система министерского делопроизводства продолжала оставаться громоздкой.

Характерным явлением для XIX в. стало стремление к сокращению объема документооборота. Появление телеграфа и телефона привело к возникновению новых видов документов: телеграмм, телефонограмм.

События 1917 г. изменили систему государственных учреждений в России. Несмотря на трудности того времени, присутствовал поиск новых, соответствующих времени форм делопроизводства. Высшим законодательным органом был Верховный Совет СССР. В это время пропагандировалась «безрегистрационная система», базировавшаяся на принципе направления документов непосредственно исполнителям. Но низкая культура работников стала причиной тому, что система не оправдала себя. В 20-е годы развивались системы специальной документации.

В послевоенные годы задача развития государственного делопроизводства в связи с восстановлением разрушенного хозяйства отошла на второй план. Наиболее значимым событием было Постановление правительства СССР, в котором ряду ведомств поручалось разработать единую систему делопроизводства.

Заметную роль в повышении качества подготовки управленческих документов сыграли государственные стандарты. Стандарты установили состав реквизитов, правила их оформления и расположения, требования к бланкам, к тексту документа.

Повышение интереса было в 60-е годы. Первым юридически важным документом было Постановление «О мерах по улучшению архивного дела в СССР». Заметным в истории делопроизводства 70-80-х годов стало создание ГОСТов на управленческие документы.

Внедрение в управление средств вычислительной техники привело к необходимости придать юридическую силу документам на машинописном носителе, поэтому был разработан и внедрен ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицированные системы документации».

^ Нормативно-методическая база делопроизводства.

В настоящее время регламентация документирования, организации и технологии документационного обеспечения управления ведется в нескольких направлениях: законодательное регулирование, стандартизация, разработка нормативных и нормативно-методических документов общегосударственного действия.

Высшей правовой значимостью обладают законы Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» закрепил обязательность документирования информации, установил ряд терминов (информация, информатизация, информационные ресурсы, документированная информация и др.), урегулировал отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, установил обязательность предоставления информации государственным органам.

Об обязательности документирования говорится и в других законодательных актах. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации определил правовые основы не только деятельности юридических лиц, но и ее документирования. Например, ст. 184 и 185 определяют, что коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме, и доверенности, т.е. письменного уполномочия, выдаваемого одним лицом другому.

Эта норма тесно связана с требованиями Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, которые установили, что в Архивный фонд Российской Федерации входят документы, находящиеся на ее территории, независимо от формы собственности организаций, в которых они образовались. Поэтому многие документы учреждений, организаций и предприятий по истечении определенного срока должны передаваться на хранение в государственные архивы в порядке, определенном нормативными документами.

Закон «О языках народов Российской Федерации» (в редакции от 24 июля 1998 г.) (ст. 16) определяет обязательность веде­ния делопроизводства на территории России на русском языке.

Законодательными актами Российской Федерации регулируются требования к документам, пересылаемым с помощью разнообразных средств связи (почта, телеграф, факсимильные и электронные сообщения), требования к защите информации на разных стадиях ее создания и хранения, приданию документам официальности (юридической силы). В них также содержатся основы регулирования процессов информатизации. Законом установлены право собственности на отдельные документы и массивы документации, категории информации по уровням доступа к ней.

Ряд правовых актов содержит нормы, которые необходимо учитывать при составлении и оформлении управленческих документов. К таким актам относятся, например, закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который определяет порядок регистрации эмблемы предприятия, помещаемой на бланке; постановление Правительства РФ «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением государственного герба Российской Федерации» и др.

Общее методическое руководство постановкой делопроизводства в Российской Федерации, как и в большинстве цивилизованных стран мира, осуществляют архивные органы, так как наиболее ценные документы после использования их в оперативной работе передаются на постоянное хранение в государственные архивы.

В Положении «О федеральной архивной службе России», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.1998 г. № 1562, к главным задачам федеральной архивной службы России (Росархив) отнесены: «развитие и совершенствование совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ... делопроизводства, в том числе государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации».

Действующие сегодня общегосударственные нормативно-методические документы по организации делопроизводства должны быть в каждой организации. К ним относятся:

1. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. В настоящее время в соответствии с федеральной целевой программой разрабатывается новая редакция ГСДОУ – системы положений, определяющих основные правила работы с документами в организациях. Система ориентирована и на коммерческие структуры. Она будет состоять из двух частей: нормативной и методической. В нормативной части, как и в существующем сегодня документе, определяются основные задачи и функции, правовое регулирование деятельности службы документационного обеспечения в организации, ее примерная структура; порядок подготовки и оформления документов; все этапы работы с ними: доставка, прохождение, обработка, учет, регистрация, контроль исполнения, информационно-справочная работа, оперативное хранение документов, поиск документов и информации; защита информационно-поисковых систем; подготовка документов в архив; порядок проведения экспертизы ценности документов; организация хранения документов.

Главное отличие новой системы заключается в том, что она будет представлять собой единый комплекс автоматизированного документирования на базе современных текстовых редакторов, автоматизированного документооборота (включая электронную почту), баз данных и автоматизированного хранения и использования документов (в том числе автоматизированные номенклатуры дел, описи дел и т.д.).

2. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации.

Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Она включает как общий порядок подготовки и оформления документов, так и особенности подготовки отдельных видов документов: приказа, указания, инструкции, протокола. В ней расписаны процедура регистрации документов, построение поисковых систем для справочной работы, организация контроля исполнения документов, порядок составления и работы с номенклатурой дел, формирование дел, проведение экспертизы ценности документов, оформление дел, составление описей, оперативное хранение дел и передача их на архивное хранение. В приложении к Инструкции даны формы номенклатуры дел, акта о выделении документов к уничтоже­нию, описей и др. Как видно из краткого перечисления содержания Инструкции, она отражает практически все вопросы организации делопроизводства. Хотя она предназначена в первую очередь для министерств и ведомств, ею могут воспользоваться и найдут много полезного для себя службы делопроизводства организаций любых форм собственности. Она может быть положена в основу при разработке инструкции по делопроизводству конкретной организации.

3. ГОСТ Р 6.30—2003 УСД Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

Стандарт распространяется на «организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД) – постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др…., используемые в деятельности:

 федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая субъекты Российской Федерации, имеющие наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, органов местного самоуправления;

 предприятий, организаций и их объединений независимо от организационно-правовой формы».

^ Тема 2. Служебные документы
Процесс управления характерен разнообразием и повторяемостью рабочих ситуаций. Отсюда большое разнообразие документов вызывают необходимость их унификации и стандартизации.

^ Суть унификации сводится к сокращению неоправданного многообразия документов, приведению к единообразию их форм, структуры, учету, хранению. В настоящее время существуют 8 унифицированных систем делопроизводства.

^ Суть классификации заключается в возведении в норму, обязательную для применения, оптимальных правил и требований по разработке и оформлению документов. Результаты разработки оформляются в виде межгосударственных, государственных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Все документы, обращающиеся в организации, делятся на 2 группы:

  1. документы по общим и административным вопросам, т.е. вопросам общего руководства. Эти документы могут составлять работники всех подразделений предприятия;

  2. документы по функциям управления. Их составляют работники финансовых служб, бухгалтерии и т.д.

Классификация документов.

  1. по наименованию: служебные записки, приказы, протоколы, акты, договора и т.д.;

  2. по месту составления: внутренние и внешние;

  3. по степени сложности: простые (отражают один вопрос) и сложные;

  4. по форме: индивидуальные (имеют свои особенности);

трафаретные (часть документа отпечатана);

типовые;

  1. по срокам исполнения: срочные и несрочные;

  2. по происхождению: служебные (затрагивают интересы предприятия);

личные (конкретное лицо);

  1. по виду оформления: подлинные, копии, выписки, дубликаты.

Подлинник – документ содержит исходящую информацию.

^ Копия – точное воспроизведение реквизитов подлинника, заверенная специальным способом («копия»).

Дубликат – второй экземпляр документа, выданный в связи с его утерей. Форма должна соответствовать форме подлинника (пометка «дубликат»).

Выписка – необходимо указать документ.

  1. по средствам фиксации: письменные, графические, рукописные и т.д.

  2. по юридической силе: подлинные (бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом);

подложные;

  1. по срокам хранения: документы постоянного хранения;

документы временного хранения (они делятся на документы по срокам хранения до 10 лет и свыше 10 лет);

  1. по степени гласности: открытые (несекретные);

документы с ограниченным доступом (секретные, совершенно секретные);

документы для служебного пользования;

конфиденциальные документы;

  1. по степени обязательности: информационные;

директивные (обязательные для исполнения);

  1. по характеру содержания: первичные и вторичные;

  2. по видам деятельности: технологические, управленческие, по личному составу, финансово-отчетные и др.

^ Классификация организационно-распорядительных документов.

Среди всех видов служебных документов ОРД занимают особое место.

ОРД систематизированы по следующим функциям:

– создание организации;

– реорганизация организации;

– ликвидация организации;

– приватизация государственных и муниципальных организаций;

– распорядительная деятельность предприятия;

– организационно-нормативное регулирование деятельности предприятия;

– оперативно-информационное регулирование деятельности предприятия.

ОРД классифицируются:

    1. организационная документация (устав, положение, правила, инструкции, штатное расписание);

    2. распорядительная документация (приказы, распоряжения, решения, указания);

    3. информационно-справочная документация (письма, факсы, акты, протоколы и др.).


^ Кодирование документов.

В РФ существует единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Она представляет собой совокупность всех классификаторов документов.

По области применения различают:

– республиканские;

– отраслевые;

– классификаторы предприятий.
ХХ ХХ ХХХ Х

Класс форм подкласс форм регистрац.номер контрол. число
Класс указывает на принадлежность документа к соответствующей УСД.

Подкласс – отражает общность содержания, множество форм документов и направленность их исполнения.

Пример: 09010046

09 – относится к УСД пенсионного фонда

01 – относится к расчетные документам

004 – регистрационный номер

6 – контрольное число
^ Понятие «реквизит» и «формуляр-образец».

Каждый документ состоит из ряда составляющих его элементов, которые называют реквизитами. Например, дата, название документа. Число реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, самой формой документа. Для многих документов число реквизитов строго определено, отсутствие или неправильное указание какого-либо реквизита в документе делает его недействительным (нет даты, печати). Для документов, выдаваемых органами государственной власти, состав реквизитов установлен в законодательных и нормативных актах. Совокупность реквизитов, из которых состоит документ, называют формуляром документа.

Формуляр-образец – это единая графическая модель или схема построения документа. Документы должны оформляться на бланках предприятия и должны иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения. Расположение реквизитов на бланках должно соответствовать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Требования к оформлению бланков документов». Данный ГОСТ устанавливает три формата служебных бланков документов: А3, А4, А5, допускается использование бланков формата А6. Большая документов оформляется на бланках формата А4.

Бланк документа – это стандартный лист бумаги с реквизитами, идентифицирующими автора официального документа.

ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает, что бланки документов должны иметь поля не менее (мм):

Левое – 20;

Правое – 10;

Верхнее – 20;

Нижнее – 20.

Бланки документов изготавливаются на белой бумаге или бумаге светлых тонов. ГОСТ устанавливает два варианта расположения реквизитов на бланке: угловой и продольный. При угловом расположении реквизиты бланка располагаются в верхнем левом углу, при продольном вдоль верхнего поля документа, например:


^ Бланк письма с угловым расположением реквизитов

РОСАРХИВ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Управление персоналом»
Крупица В. В., Яшкова Е. В., Егоров Е. Е. Управление персоналом: Конспект лекций по дисциплине – вгипу, 2009

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Станченкова Ю. И. Управление персоналом и организационное поведение: Конспект лекций по дисциплине – вгипу, 2009

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» iconКонспект лекций по дисциплине мгуту, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Экономика»
Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает...

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» iconКонспект лекций «Логистика. Конспект лекций»
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» iconКонспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»
Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает...

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» iconКонспект лекций по дисциплине «Банковские электронные услуги»

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» icon«Психодиагностика. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008 isbn 978-5-699-26681-4
Книга предназначена длястудентов-психологов и представляет собой конспект лекций по психодиагностике. Подробное изложение материала...

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» iconКонспект лекций по дисциплине «Программная инженерия»
Охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т д. Эти системы выполняют следующие функции

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» iconКонспект лекций. (Электронный учебник) Минск: бгэу, 2010. Тема 1...
Короленок Г. А. Менеджмент в торговле. Конспект лекций. (Электронный учебник) Минск: бгэу, 2010

Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» iconКонспект лекций по дисциплине «Рекламные коммуникации промышленного предприятия»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница