Конституционная реформа




НазваниеКонституционная реформа
страница1/36
Дата публикации25.04.2013
Размер5.48 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАЛЬЧИКСКИЙ ФИЛИАЛ

З.Л. Шхагапсоев

Ж.А. Тенгизова

А.В. Урумов

А.В. Хамуков

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА

В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ

Нальчик

НлФ КрУ МВД России

2011

УДК 342.4(470.64) Одобрено

ББК 67.400.1(2Р.К-Б) Советом Нальчикского филиала

К 65 Краснодарского университета

МВД России
Рецензенты:

А.Н. Маремкулов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Кабардино-Балкарской Республики;

^ Н.Г. Канунникова, кандидат юридических наук, доцент.

Шхагапсоев З.Л., Тенгизова Ж.А., Урумов А.В., Хамуков А.В.

К 65 Конституционная реформа в Кабардино-Балкарской Республике: Монография / З.Л. Шхагапсоев, Ж.А. Тенгизова, А.В. Урумов, А.В. Хамуков. – Нальчик: Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД России, 2011. – 407 с.
ISBN 978-5-91733-032-7
В коллективной монографии на основе анализа федерального законодательства, конституционного законодательства Кабардино-Балкарской Республики, судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, широкого круга научных источников и архивных данных органов государственной власти Кабардино-Балкарии последовательно исследуются основные этапы пересмотра и модернизации (новеллизации) Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Дана общая теоретико-правовая характеристика реализации конституционного статуса Кабардино-Балкарской Республики. Особое внимание уделяется конституционным проблемам закрепления прав и свобод человека и гражданина в Кабардино-Балкарской Республике, конституционным основам организации государственной власти и местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике. Осуществлен подробный анализ основных особенностей Конституции Кабардино-Балкарской Республики 1997 года и ее последующих новелл.

Для специалистов в области конституционного права, аспирантов (адъюнктов) и студентов (курсантов) юридических вузов и факультетов, работников органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами конституционного законодательства Кабардино-Балкарской Республики и проблемами российского федерализма.

ISBN 978-5-91733-032-7 © З.Л. Шхагапсоев, Ж.А. Тенгизова,

А.В. Урумов, А.В. Хамуков, 2011

© Нальчикский филиал Краснодарского

университета МВД России, 2011

^ THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
OF THE RUSSIAN FEDERATION

THE KRASNODARIAN UNIVERSITY

THE NALCHIKSKY BRANCH


Z.L. Shkhagapsoev

Z.A. Tengizova

A.V. Urumov

A.V. Khamukov

THE CONSTITUTIONAL REFORM

^ IN THE KABARDINO-BALKARIAN

REPUBLIC

Nalchik

The NalBr of the KrU of the M of IA of the Russian Federation

2011

Abstract
The collective monograph has been made on the basis of the analysis of the federal legislation, the constitutional legislation of the Kabardino-Balkarian Republic, a wide range of scientific sources and the archival data of the bodies of the state. The whole field-work have been used in order to investigate the main stages of the revising and modernization of the Constitution of the Kabardino-Balkarian Republic, carried out during the constitutional reform in the country, as far as the general theoretico-legal characteristics of Kabardino-Balkaria constitutional status. The special attention has been attended to the problems of fastening of some human rights and liberties into the Constitution of Kabardino-Balkarian Republic. Besides, we made an attempt to research the constitutional bases state authority organization and the model of self-administration in Kabardino-Balkaria. The detailed analysis of the basic features of the Constitution of the Kabardino-Balkarian Republic of 1997 and its subsequent novels have been carried out.

This monograph may be beneficial to the experts, specialized on the field of a constitutional law, it may be useful to post-graduate students (of a military academy) and students (cadets) of legal high schools and faculties, to workers of public authorities and local government, deputies, and also for a wide range of laymen, who are interested in questions of the constitutional legislation of the Kabardino-Balkarian Republic and problems of the Russian federalism.

^ 90-летию государственности Кабардино-Балкарской Республики

и грядущему 15-летию Конституции Кабардино-Балкарской

Республики посвящается
Введение
Конституционная реформа в Кабардино-Балкарской Республике – необходимая составляющая процесса реформирования российского конституционного законодательства. Пересмотр и модернизация (новеллизация) Конституции Кабардино-Балкарской Республики 1997 года в нормативно-правовой форме зафиксировали общие результаты трансформации политической системы. Конституционная реформа в Кабардино-Балкарии осуществлялась не только в ходе собственных процессов эволюции общественно-политической жизни, но фактически являлась продолжением развития федерального конституционного законодательства, а именно процесса «преобразования» Конституции Российской Федерации. Реформа совершенно по-иному расставила акценты в вопросе сбалансирования и статусного наполнения органов государственной власти Кабардино-Балкарии, создала новую схему взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Детерминологическая связь процесса «преобразования» Конституции Российской Федерации и конституционной реформы в Кабардино-Балкарской Республике подтверждается не только результатами пересмотра самой Конституции Кабардино-Балкарии, но и модернизацией всей системы законодательства республики, проведением комплексного процесса реформирования (конституционной реформы1, административной реформы1, реформирование органов местного самоуправления2).

Что касается способов, форм пересмотра Конституции Кабардино-Балкарской Республики 1997 года, то он осуществлялся как способом модернизации (новеллизации), т.е. вносились поправки, так и способом реформирования, т.е. путем пересмотра конституционных положений основного закона республики. Поэтому вполне обоснованно можно говорить, что модификация Конституции Кабардино-Балкарской Республики осуществлялась в виде конституционного преобразования.

Применительно к Конституции Российской Федерации необходимо указать, что она была подвергнута в основном нетекстуальной модификации, приведшая к смысловому изменению (порой существенно) отдельных конституционных положений. Федеральная власть без вмешательства в текст Конституции Российской Федерации 1993 года посредством принятия соответствующих законодательных актов и посредством толкования органами конституционной юстиции создала ряд новых правовых положений, которые существенно изменили фундаментальные характеристики отечественной политической системы и содержание некоторых положений основного закона. Было осуществлено изменение порядка формирования Совета Федерации Российской Федерации посредством удаления из него руководителей регионов, учреждены федеральные округа и институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах, внедрена новая схема разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами, отменены прямые выборы руководителей регионов, изменен правовой статус автономных округов, проводится реформа местного самоуправления. Поэтому процесс преобразования Конституции Российской Федерации имеет смешанную, то есть нормативно-интерпретационную природу.

Все эти обстоятельства потребовали существенного пересмотра Конституции Кабардино-Балкарской Республики, которая имела противоречивый характер. С одной стороны, приведение основного закона республики в соответствие с федеральным законодательством гармонично инкрустировало её в иерархическую «корону» российского законодательства и нивелировала имевшие коллизии, с другой авторитет конституционных норм республики был девальвирован, а «чистка» Конституции республики исключила ряд особенностей, которые подчеркивали её оригинальность. Кроме того, процесс «преобразования» самой Конституции Российской Федерации в отечественной науке воспринимается неоднозначно, наряду с определенными преимуществами указываются и негативные факторы, искажающие действительный смысл определенных норм основного закона.

Затрагивая проблемы конституционной реформы в Кабардино-Балкарской Республике, авторы настоящего издания не стремились раскрыть все положения её проведения и не претендовали на исключительность своих взглядов и выводов. Перед ними стояла иная цель – приоткрыть страницу данной проблематики, сфокусировать внимание читателя на ряд существующих проблем конституционного развития как Российской Федерации, так и ее субъектов (на примере Кабардино-Балкарской Республики).

^ Глава 1. Теоретико-правовые основы конституционного статуса республики в составе Российской Федерации
Теоретико-правовые и практические вопросы конституционного статуса субъектов Российской Федерации являются одним из самых дискуссионных в отечественном конституционном праве. Несмотря на наличие определенных исследований по данному вопросу, по-прежнему одним из актуальных направлений в области государственно-правовых исследований остается анализ происхождения и развития конституционного статуса республики в составе Российской Федерации.

В этой связи отдельное изучение конституционного статуса республики в составе Российской Федерации и, в частности, Кабардино-Балкарской Республики представляется востребованным, интерес к которому не ослабевает и по сей день. Этот вывод исходит из концепции российского конституционализма, предполагающего наличие в нем двух пластов – федерального и субъектного, а также из самой исторически сложившейся уникальной конструкции российского федерализма. Каждый субъект Российской Федерации, и Кабардино-Балкарская Республика не исключение, имеет внушительный массив своего конституционного законодательства. Наряду с общими направлениями конституционно-правового регулирования общественных отношений, характерными для Российской Федерации в целом и для других субъектов Российской Федерации, у республики есть свои особенности, нашедшие отражение в Конституции Российской Федерации и конституциях республик в составе Российской Федерации. Между тем в последние годы эти конституционные особенности, характеризующие конституционный статус республики в составе Российской Федерации, получили новое осмысление, как в теории конституционного права, так и в конституционной судебной доктрине. Данное обстоятельство, на наш взгляд, несмотря на то, что какие-либо изменения в текст Конституции Российской Федерации не вносились, позволяет исходя из концепции «живого права» говорить о новом содержании, эволюции конституционного статуса республики в составе Российской Федерации.

Построение и обоснование системы научных взглядов на существующее в действительности правовое явление предполагает создание внутренне согласованной и структурированной умозрительной конструкции, основу которой наряду с основными идеями, теоретическими выводами образуют общепринятые юридические категории1. Поэтому для уяснения содержания конституционного статуса субъекта Российской Федерации представляется необходимым осуществление анализа общетеоретических основ статуса субъекта федеративного государства и характеристики общепринятых в науке конституционного права понятий «субъект федерации», «конституционный статус субъекта федерации».

Большинство ученых-государствоведов при формулировании понятия «субъект федерации» акцентируют внимание на том, что субъект федерации является участником федеративных отношений: «субъект федерации – государственное (государственноподобное) территориальное образование в составе федерации, являющееся участником федеративных правоотношений»2.

В научной литературе отмечается, что серьезным пробелом в Конституции РФ является то, что она практически не дает представления о содержании правовых норм, определяющих статус субъекта Российской Федерации, о том, что понимается под изменением статуса, а также чем статус субъекта Федерации, упоминаемый в статье 66 Конституции РФ, отличается от конституционно-правового статуса субъекта Федерации, упоминаемого в статье 137 Конституции РФ. Конституция РФ в статье 66 ограничивается лишь указанием, что статус субъекта Федерации определяется Конституцией РФ и, соответственно, конституцией или уставом субъекта Федерации3.

Следует согласиться в связи с этим с мнением о том, что необходимо в интересах стабильности федеративного устройства государства максимально четко определить, что федеральные законы или другие акты органов государственной власти Российской Федерации не могут изменять правовой статус субъекта Российской Федерации1.

Обоснованным представляется вывод, что субъекты федерации можно признать субъектом федеративных отношений как сложного комплекса властеотношений по поводу децентрализации государственной власти и вытекающих из них широкого спектра иных отношений, связанных с реализацией компетенций федерации и ее субъектов, что предполагает наличие у последних значительного числа дополнительных признаков, являющихся производными от вышеуказанных признаков. В зарубежных федерациях субъектам присуще наличие своей конституции (в России она есть у республик), парламента, правительства, иногда особой судебной системы и военизированных формирований, своего гражданства, государственной символики2.

В Конституционно-правовой науке выделяют различные признаки субъектов федерации. В частности авторы коллективной работы «Основы теории и практики федерализма» перечисляют четырнадцать позиций, характеризующих субъект федерации:

1) субъект федерации состоит в федерации, поэтому они в своих внутренних и внешних делах должны исходить из того, что они являются частями федеративного государства;

2) статус субъекта федерации определяется субъектами совместно с федерацией;

3) статус субъекта федерации, прежде всего, выражается в объеме полномочий, в способах разграничения предметов ведения;

4) субъекты федерации имеют свой основополагающий акт – конституцию, устав или статут;

5) субъект федерации имеет свою систему органов государственной власти;

6) субъект федерации имеет свою территорию, которую нельзя изменить без его согласия;

7) территория федеративного государства является единым экономическим пространством;

8) статус личности в федеративном государстве в принципе является единым;

9) в федеративном государстве единое ведение государственных дел, единый государственный и общественный порядок;

10) для федеративных государств характерна централизация вооруженной охраны территории государства;

11) вопрос участия субъектов федерации в международных и внешнеэкономических отношениях решается по-разному;

12) субъекты федерации имеют право на сотрудничество друг с другом;

13) в определенных случаях объекты федерации могут создаваться по национально-территориальному или языковому принципу;

14) субъекты федерации имеют свои государственные символы – герб, флаг, гимн, столицу (либо административный центр)1.

Крылова Е.Г. выделяет следующие признаки субъектов федерации:

1) территория федерации субъектов состоит из территории субъектов федерации и в политико-административном отношении представляет собой единое целое;

2) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, они не имеют права на сецессию (односторонний выход из федерации);

3) наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федеративной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральной конституцией и конституционными законами;

4) у субъектов федерации могут быть свои конституции и своя система законов, которые не должны противоречить федеральной конституции и системе права;

5) субъект федерации имеет самостоятельный бюджет;

6) гражданин считается гражданином федерации и может считаться гражданином соответствующего субъекта федерации;

7) субъект федерации представлен в федеральном парламенте1.

По мнению В.Е. Чиркина, множество указанных признаков можно укрупнить следующим образом:

1) субъекты федерации – системообразующие элементы, то есть юридически федерация определяется через «субъекты», их отношения между собой и с федерацией;

2) субъекты федерации обладают государственной властью, подчиненной по отношению к власти федерации, и, следовательно, имеют свою систему органов государственной власти;

3) субъекты состоят в федерации, соответственно они не могут в одностороннем порядке изменять свой статус, то же самое не может и федерация;

4) субъект федерации обладает самостоятельностью и ее конституционными гарантиями. Эти гарантии связаны с его территорией, системой его государственных органов, закреплением за ним сферой исключительных предметов ведения и т.д.;

5) законодательно устанавливается и фактически осуществляется обязательное участие субъектов федерации в федеральных делах;

6) субъект федерации подлежит контролю со стороны последней и в отношении него может быть использовано федеральное принуждение, данные права обусловлены верховенством федерации;

7) субъекты федерации вправе заключать соглашения и союзы с другими субъектами данной федерации, с субъектами других федераций, а также участвовать в иных международных отношениях1.

Гашокин И.А. и Хачеритлов М.Ж. выделяют следующие признаки субъектов федерации:

1) территория субъекта федерации является неотъемлемой частью территории федерации;

2) субъекты федерации обладают территориальной целостностью;

3) субъекты федерации имеют ограниченную политическую самостоятельность;

4) субъекты федерации не обладают суверенитетом;

5) субъекты федерации не обладают правом выхода (сецессии) из состава федерации2.

Все вышеуказанные признаки субъекта федерации в правовом смысле трансформируются в комплекс соответствующих прав и обязанностей, характеризующих субъект федерации как субъект права, обладающий определенным правовым статусом. Следовательно,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конституционная реформа iconАдминистративная реформа в России
Административная реформа в России. Научно-практическое пособие (под ред. Нарышкина С. Е., Хабриевой Т. Я.). "Инфра-м", 2006 г

Конституционная реформа iconСубъекты рф: конституционная характеристика, типология и основы организации
Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ

Конституционная реформа iconОфициальное название страны
Форма правления Конституционная монархия. Главой государства является король, который по представлению премьер-министра утверждает...

Конституционная реформа iconИстория развития
Государственный язык английский. Основная религия христианство. Денежная единица австралийский доллар. Основные статьи экспорта золото...

Конституционная реформа iconКурсовой проект на тему: "земельная реформа в россии и эффективность...
Земельная реформа в россии и эффективность использования земельных угодий на примере опх "белоусовское" калужской области"

Конституционная реформа iconАналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в...
Аналитический отчет, раздел а подготовлен для проекта “Реформа в сельском хозяйстве, улучшение законодательно-нормативной базы” (usaid...

Конституционная реформа iconПротокол совещания международного молодежного клуба управленцев (ммку) №5
Цдп – Конференция жилищно – коммунальная реформа. Роль малого предпринимательства…

Конституционная реформа iconНовости | Новости хт
События в Бишкеке, аграрная реформа и перспективы демократии в центральноазиатском регионе (29. 12. 2010)

Конституционная реформа iconЛитература: А. А. Данилов, Г. Косулина «История России. XX век»
Выяснить с какой целью проводилась реформа, каковы были основные задачи реформы и ее реальные итоги

Конституционная реформа icon«Гайгэ» это реформа по-китайски
Ноябрьский 3-й пленум 11-го созыва 1978 г явился своеобразным водоразделом между плановой моделью развития советского образца и современной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница