Отмена крепостного права в России




Скачать 64.45 Kb.
НазваниеОтмена крепостного права в России
Дата публикации09.05.2013
Размер64.45 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Право > Документы


Тема: Отмена крепостного права в России
Ключевые слова: крепостное право, барщина, оброк, месячина, Крымская война 1853-1856 гг., реформа 19 февраля 1861 г., личное освобождение, сельская община, временнообязанные, уставная грамота, выкупные платежи, отрезки.

Цели урока:

  1. Доказать, что к 80-м годам 19 века в России назрела настоятельная необходимость в отмене крепостного права.

  2. Изучить основные направления реформы Александра II.

  3. Показать половинчатость реформы, её незавершенность.

  4. Выделить положительные и отрицательные последствия отмены крепостного права в России.

  5. Развить познавательную активность обучающихся и интерес к истории России.

  6. Развить такие свойства личности как воображение, логическое мышление, память, коммуникативность.

Используемые технологии:

  1. Элементы развивающего обучения (постановка в начале урока проблемно-познавательной задачи).

  2. Элементы информационных технологий.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя: постановка проблемно-познавательной задачи.

  2. Необходимость отмены крепостного права.

  3. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.

  4. Последствия отмены крепостного права в России.

  5. Рефлексия.



  1. Вводное слово учителя:

Проблема: Александр II, прозванный «Освободитель», 19 февраля 1961 года, на 6-летие своей коронации подписал реформу об отмене крепостного права в России.

На Александра II несколько раз устраивали покушения. 1 марта 1881 года в результате террористического акта народовольцев Александр II был убит.

Как соотносятся эти события, факты из жизни одного человека? Мы должны найти ответ на эту проблему в конце урока.

  1. Необходимость отмены крепостного права.

Учитель организует беседу с учащимися по вопросам:

  1. Кто такие крепостные крестьяне?

  2. Кому принадлежала земля в России?

  3. Какие повинности несли крестьяне?

  4. Почему крепостные были плохими работниками?

  5. Хорошие ли покупатели крепостные крестьяне?

  6. Достаточно ли в России было свободных рабочих рук?

На основании беседы делаем выводы вместе с обучающимися:

  1. Крепостное право безнравственно.

  2. Труд крепостных крестьян малопроизводителен, это мешало развитию сельского хозяйства.

  3. Крепостное право тормозило развитие промышленности, т.к.

  • не хватало рабочих рук,

  • крепостные – плохие покупатели, это сужало внутренний рынок.

Для определения ещё одной причины, толкавшей Александра II на отмену крепостного права, знакомимся с фактом: Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявил, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу». Учитель просит ребят прокомментировать это высказывание и сделать вывод.

  1. Александр II опасался крестьянских волнений.

Далее учитель просит вспомнить ребят основные причины поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг. Учитель подводит обучающихся к выводу: крепостное право диктовало стране крайне замедленные темпы развития. В ближайшее время Россия могла перейти в разряд второстепенных держав.

Важное значение на решение Александра II произвела книга И.С. Тургенева «Записки охотника».

Заранее подготовленный обучающийся (это было опережающее задание) зачитывает фрагменты рассказа «Малиновая вода», персонаж Степушка, рассказа «Ермолай и Мельничиха», персонаж Арина.

  1. ^ Основные положения реформы 19 февраля 1961 г.

Данный вопрос урока изучается с использованием презентации, подготовленной обучающимся (опережающее задание). Обучающийся представляет свою презентацию, обращая особое внимание на следующие моменты:

  1. Крестьяне по реформе получили личную свободу.

  2. Реформа определяла гражданские права крестьян.

  3. Образование сельских обществ-общин.

  4. Временнообязанные отношения крестьян.

  5. Составление уставной грамоты. Мировые посредники.

  6. Выкупные платежи и отрезки.

Обучающиеся делают краткие записи в тетрадь (презентация прилагается). Приложение1.

  1. Последствия отмены крепостного права.

Обучающиеся работают со схемой «Последствия отмены крепостного права». На основании схемы составляется таблица «Положительные и отрицательные последствия отмены крепостного права». Приложение 2.

  1. Рефлексия.

Учитель возвращает ребят к проблеме, поставленной в начале урока.

Вместе с ребятами делается вывод:

Отмена Александром II крепостного права в главном оставила всё, как было. Основная масса земли по-прежнему принадлежала помещикам, а крестьянам выделялись небольшие наделы из худших господских земель. И за них надо было платить выкуп, который прикреплял крестьян к этим наделам. Юридически – крестьянин стал свободен. А на деле – нет, т.к. денег на выкуп не было. Понятно почему народовольцы за такую «свободу» тайно приговорили Александра II к казни и 1 марта 1881 года смертный приговор исполнили.

К XX веку крестьянство было доведено до такого голода и отчаяния, до такого безвыходного положения, что ему ничего не оставалось, как начать революцию.

Учитель благодарит ребят, подготовивших опережающие задания. Оценивается работа обучающихся.

Приложение 1

^ Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. (5 марта 1861 г.)

  1. Личное освобождение крестьян, получили личную свободу и гражданские права.

Дееспособность: заключать договоры, вести свободную торговлю, содержать фабрики, торговые лавки, заниматься ремеслом, выступать в судебных процессах, участвовать в собраниях, в выборах. Переходить в другие сословия, выбирать место жительства, поступать в общественные учебные заведения.

  1. Образование сельских обществ – общин.

а) Сельский сход.

б) Староста – выбор должности на 3 года, из крестьян.

в) Несколько общин – волость.

г) Во главе волости – волостной старшина.

  1. Временнообязанные отношения.

  1. Помещичья собственность на землю сохранялась.

  2. Крестьянин пользовался чужой землей  барщина, оброк.

  3. Временнообязанные – лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика.

  4. Временнообязанные отношения сохраняются, пока крестьяне не выкупят землю. По поводу выкупа земель составлялась уставная грамота: документ, в котором указывался размер и цена выкупаемой земли и повинности крестьян.

  5. Составлял мировые грамоты мировой посредник – это третье лицо в отношениях между помещиком и крестьянином. Его назначал Сенат, из дворян. Он подчинялся только закону.

  1. Выкупные платежи и отрезки:

1/5 – сразу единовременно платили крестьяне, остальное банк (49 лет крестьянин расплачивался).

Черноземье – надел на душу населения стал меньше, чем был до реформы. У крестьян уменьшили отрезки (иногда это леса, луга, выгоны).

Вывод:

  1. Обнищание крестьян, т.к. они не могли включится в товарно-денежные отношения.

  2. Нет частной собственности крестьян на землю – нет фермерского хозяйства.

  3. Помещичье землевладение, община – пережитки феодализма.


Приложение 2

Отмена крепостного права в удельной государственной деревне

(Реформы 60-70-х гг. XIX в.)
































Последствия отмены крепостного права



























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отмена крепостного права в России iconРоль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
России. В первую очередь ожидания были связаны с отменой крепостного права, а так же поставлены важные вопросы того времени: о государственной...

Отмена крепостного права в России icon150 лет со дня отмены крепостного права
Стыдно было уже многие десятилетия смотреть в лицо цивилизованной Европе. Россия видела в примерах для своей организации именно западные...

Отмена крепостного права в России iconИдеологический компонент рецепции римского права
России. Автор определяет рецепцию права как заимствование и внедрение идей, правовых институтов, норм, терминологии иностранного...

Отмена крепостного права в России iconВ дореволюционной России крестьян, даже после отмены крепостного...
Этим, наряду с другими обязанностями, занимаются специальные люди, в названии должности которых значится «менеджер персонала». Как...

Отмена крепостного права в России iconОтмена прописки для свободного перемещения в Кыргызстане Краткое изложение
Центральноазиатский институт свободного рынка ”: Отмена прописки для свободного перемещения в Кыргызстане

Отмена крепостного права в России iconI. Муниципальное право России комплексная отрасль права и наука
Предмет муниципального права является определяющим фактором для выделения новой формирующейся отрасли права. Специфика общественных...

Отмена крепостного права в России iconПонятие семейного права и место семейного права в системе отечественного права
Система права – это внутренняя структура права (право в объективном смысле слова)

Отмена крепостного права в России iconИсторическое толкование права
Петрушев Виктор Алексеевич, доцент кафедры теории и истории государства и права Иркутского юридического института (филиала) рпа минюста...

Отмена крепостного права в России iconПримерный перечень вопросов к экзамену пo истории отечественного государства и права
Предмет и периодизация истории отечественного государства и права. Историография истории государства и права России

Отмена крепостного права в России iconАссоциация Адвокатов России за Права Человека
Коррупция в россии: независимый годовой доклад всероссийской антикоррупционной общественной приемной чистые руки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница