Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра?




НазваниеМетодические рекомендации для учителей о чем эта брошюра?
страница1/4
Дата публикации20.06.2013
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.vbibl.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4
В.В. Луховицкий

Как защитить права детей и учителей?

Методические рекомендации для учителей

О чем эта брошюра?

О правах участников образовательного процесса и о том, как учитель может эти права защищать. Автор брошюры, более 15 лет работая в области правового просвещения, постоянно получает от учителей одни и те же вопросы, разбирает на учебных семинарах типичные ситуации нарушения прав детей и учителей. В 2008 году благодаря проекту «Права ребенка в повседневной жизни» появилась возможность обобщить эти вопросы и ситуации и разработать по ним практические рекомендации для учителей.

Сотрудники РОО «Молодежный центр прав человека и правовой культуры» подготовили такие рекомендации и для других участников образовательного процесса: справочники «Что делать в сложной ситуации?» – для детей с 10 до 14 и с 14 до 18 лет и на сайте www.ycentre.ru — для родителей.


Вступление

Почему мы не можем обойтись в школе без правовых отношений?

Б. П., учитель географии из Серпухова, в письме в газету «Классное руководство и воспитание школьников» замечательно точно сформулировал позицию многих учителей: «Я не хочу входить ни с кем в правовые отношения». Образец отношений, в которых право сведено к минимуму, – семейные и дружеские отношения. «Школа – наш дом родной», «Весь наш дружный коллектив – как одна семья». Мы произносим подобные фразы, часто забывая, что это не более чем метафоры. Невозможно всерьез рассчитывать на то, что все отношения между учениками, учителями и школьной администрацией будут идиллически-патриархальными: мудрый отец-директор заботится обо всех членах семьи, все искренне любят и уважают друг друга.

Старшеклассник, которого сгоряча обругал на седьмом уроке усталый учитель, должен отнестись к этому с пониманием: родители дома после работы тоже бывают несдержанны. Но тогда уж и учитель должен с пониманием отнестись к его поведению на том же седьмом уроке. Если же, как это нередко бывает, учитель предъявляет к себе и к ученику разные требования, ученику необходимо защитить себя. Какой способ защиты ребенок изберет? Неправовые способы известны: огрызнется, напишет ругательство на парте или на стене, сорвет урок. Душу отведет, но, понятно, никакого положительного результата не добьется.

Учитель, узнавший 31 августа, что ему неожиданно «срезали» часы, может попробовать действовать вне правового поля: поговорить «по душам» с завучем или директором, поплакаться коллегам, намекнуть на свои большие связи в РУНО или мэрии. Но, скорее всего, он так и останется с маленькой нагрузкой.

Больше всего рассуждать о «семейных отношениях» любят начальники разного уровня (директора, хозяева фирм, генералы), поскольку это оправдывает любое их решение: ведь и детям – до определенного возраста – не приходит в голову оспаривать решение отца семейства! Именно поэтому подчиненным (наемным работникам, школьникам, солдатам), помимо веры в заботливое начальство, необходимы четкие «правила игры», одинаковые для всех.

Что же может лежать в основе правил, регулирующих отношения участников образовательного процесса?

Помимо правовых норм, есть моральные нормы, есть и жизнь «по понятиям». Поскольку на нашей грешной земле апеллировать только к морали невозможно (попробуйте поговорить «по душам» с хулиганом в темном переулке или с милиционером «при исполнении»), то остаются либо право, либо «понятия». И каждому из нас приходится решать, к чему он обратится, оказавшись в беде: к четким, однозначным нормам закона – или к мнению «авторитетного» (сильного, богатого, обладающего властью) человека? Далее мы рассмотрим, какие есть правовые механизмы защиты прав и законных интересов учеников и учителей.

Но сначала еще один немаловажный аргумент в пользу правовых отношений. Б. П. гордится тем, что он «никогда не пытался регулировать отношения между собой и ребенком с помощью устава или какой-то бумаги». Все проблемы решались по-семейному, ни учителю, ни детям не требовалось прибегать к «формальностям». Представим себе, что ребенок после нескольких лет общения с таким замечательным учителем вырос, окончил школу. Он готов к взрослой жизни? Он сможет постоять за себя, своих близких, свои убеждения, наконец? Сколько ошибок он совершит, прежде чем поймет, что, помимо морали, есть право?

^ О правах детей и правах учителей

«Управа на них нужна!», «Слишком много прав заимели!» – такое часто слышишь и от родителей, и от учителей. К сожалению, ни дети, ни взрослые не имеют представления о том, о каких, собственно говоря, правах идет речь.

Начнем с азов. О правах ребенка (как и о правах женщин, инвалидов, национальных меньшинств) заговорили во всем мире не потому, что этим группам решили предоставить нечто большее, чем остальным людям. Достаточно прочитать тексты Конвенции о правах ребенка и любого международного документа по правам человека, чтобы убедиться: взрослые и дети обладают одинаковыми правами и свободами. Никаких привилегий у детей нет. Есть иное: признание простого факта, что ребенку, в силу его физических и психических способностей, сложнее отстаивать свои права (те же самые, что у взрослых!). Взрослый человек может постоять за себя сам — ребенок просто не поймет, что произошло и как надо действовать. Например, ребенку до определенного возраста сложно участвовать в судебном процессе, в котором его действия оценивают судьи, не готовые и не умеющие учитывать особенности детской психики. (Именно поэтому, в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка, во многих странах сейчас развивается ювенальная юстиция1.)

Конвенция о правах ребенка и обращена не к самому ребенку, а к взрослым. Каждая статья Конвенции начинается словами: «Государства – участники признают…», в отличие от формулы международных пактов и деклараций «Каждый человек имеет право…». Знать и соблюдать статьи Конвенции должны родители, педагоги, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и других властных структур. У детей же знакомство с текстом Конвенции может способствовать росту иждивенческих настроений: «Взрослые должны обеспечить мне то-то и то-то…». Именно поэтому многие специалисты в области гражданского и правового образования считают, что с детьми надо говорить не о правах ребенка, а о правах человека.

Следует также иметь в виду, что, в отличие от прав человека, ни у нас, ни на международном уровне не существует до сих пор отлаженного механизма защиты прав ребенка. Взрослый человек, если его право нарушено и он не нашел справедливости в российских судах, находит защиту в Европейском Суде по правам человека. Для детей ничего аналогичного нет. Все заявления на правительственном уровне носят, к сожалению, декларативный характер. Так что завидовать детям, утверждать, что все озабочены защитой их прав, преждевременно.

«Если на уровне ЮНЕСКО прописаны права ребенка, то должны быть прописаны и права учителя. Есть такие права? Нет!» — считают многие учителя. Говоря так, они имеет в виду не права человека, а права-привилегии учителей как профессиональной группы. Эти права подробно прописаны в Конституции РФ2, в Законе РФ 34«Об образовании»3 и в Трудовом кодексе4, конкретизированы во множестве подзаконных актов (полный список дан в обзоре законодательства – см. Приложение).

Многим учителям мешают защищать свои права два широко распространенных предрассудка: что в реальной жизни никто добиться справедливости не может и что «нехорошо», «некрасиво» обращаться за помощью к посторонним людям (журналистам, адвокатам, госслужащим, активистам неправительственных правозащитных организаций). Переубеждать взрослых людей бесполезно, они не поверят даже сотням рассказов об успешной защите чьих-то прав. Поэтому все дальнейшие рассуждения и рекомендации мы адресуем только тем учителям, кто чувствует, что должны быть какие-то документы, регламентирующие правовые отношения в школе, и пытается разобраться в сути этих отношений.

Все конкретные рекомендации мы разделили на четыре тематические группы:

  • ситуации, в которых учитель (классный руководитель) обязан защищать права ребенка;

  • ситуации, в которых учитель (классный руководитель) может вмешаться и защитить права ребенка;

  • ситуации, в которых права учителя нарушаются родителями или учащимися;

  • ситуации, в которых права учителя нарушаются школьной администрацией.

Две первые ситуации относятся к нарушениям прав ребенка и мерам по их защите (глава 1), третья и четвертая – к нарушениям прав учителей и способам их защиты (глава 2).
^ Глава 1

Защита прав ребенка

1.1. Ситуации, в которых учитель (классный руководитель) обязан защищать права ребенка

Начнем с ситуаций, когда учитель просто не имеет права раздумывать, должен ли он что-то делать. В соответствии с современным законодательством, учитель обязан защищать ребенка в нескольких случаях.

1.1.1. Жестокое обращение

Что имеют в виду, когда говорят о жестоком обращении с ребенком?

Жестокое обращение5 — это любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяю­щих, лиц, на которых обязанности по воспитанию ребенка возло­жены по закону, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоро­вью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья. В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку, следует говорить о следующих формах жестокого обращения:

  • физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью);

  • психическое насилие (вред причиняется психическому здоро­вью);

  • сексуальное насилие (нарушается психосексуальное разви­тие);

  • пренебрежение основными нуждами (нарушается психофизиче­ское развитие).

^ Физическим насилием является умышленное при­чинение ребенку телесных повреждений, а также любое иное исполь­зование физической силы (причинение боли, лишение свободы и др.), кото­рое причиняет ущерб его физическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений. Физическое насилие может проявляться и в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

^ Психическим (эмоциональным) насилием являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказы­вание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению выраженных эмоциональных или поведенческих нарушений.

^ Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием, что причинил вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.

^ Пренебрежение основными потребностями – это постоянное или периодическое неисполнение родителями своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению здоровья, нарушению развития или получению травм.

Жестокому обращению ребенок может подвергаться не только в семье. В предисловии к книге Е.И. Цимбала О.В. Зыков – президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании», член Общественной Палаты РФ, кандидат медицинских наук – пишет, что основной фактор, который повышает риск возникновения насилия, – это закрытость среды, в которой пребывает ребенок. О.В. Зыков выделяет три зоны, в которых ребенок может подвергнуться насилию:

  • внутрисемейное насилие;

  • насилие в учебно-воспитательных учреждениях с различной степе­нью закрытости (детские дома, воспитательно-исправительные учреждения ФСИН, кадетские корпуса, элитарные школы и др.);

  • насилие в детских общественных организациях с использованием психолого-педагогических технологий (дет­ские кружки, секции, скаутские и пионерские организации и др.).

^ Есть ли в каких-либо нормативных актах четко прописанные обязанности классного руководителя (учителя) изучать условия жизни ребенка, посещать семьи учащихся?

Сейчас не существует нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанность классного руководителя посещать места жительства учащихся. Однако такая обязанность может быть возложена на классного руководителя должностной инструкцией, с которой он может в любой момент ознакомиться в администрации. Как правило, в инструкциях есть только общая фраза о необходимости тесного взаимодействия с родителями6.

Посещение места жительства несовершеннолетних отнесено к компетенции инспекторов ПДН (подразделений по делам несовершеннолетних), участковых инспекторов, социальных педагогов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра? iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний в начальной школе...
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной...

Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра? iconМетодические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация...
Актуальность работы выводится мной из ведущих принципов реформирования образования гуманизации и регионализации. Методические рекомендации...

Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра? iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...

Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра? iconМетодические рекомендации   по нормам оценок для учителей начальных...
В 1-ом классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком...

Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра? iconМедицинской деятельности санаториев профилакториев методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, а также для врачей физиотерапевтов и курортологов

Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра? iconМетодические рекомендации n 94/209
Методические рекомендации предназначены для врачей различных типов лечебно-профилактических учреждений, использующих в реабилитации...

Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра? iconМетодические рекомендации Утверждаю
Методические рекомендации предназначены для сотрудников гпн мвд россии. Они могут представлять интерес для инженерно-технических...

Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра? iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Методические рекомендации для студентов специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн)

Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра? iconМетодические рекомендации по организации работы методических объединений...

Методические рекомендации для учителей о чем эта брошюра? iconМетодические рекомендации Казань 2010 г
Методические рекомендации предназначены для врачей Роспотребнадзора, профпатологов, специалистов медико-санитарных частей, руководителей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница