Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов




НазваниеУчебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов
страница1/57
Дата публикации18.07.2013
Размер6.11 Mb.
ТипУчебное пособие
www.vbibl.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

С. Н. Шаховская Р. Лалаева

Логопатопсихология: учебное пособие




Текст предоставлен правообладателем

«Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. »: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011

ISBN 978-5-691-01726-1

Аннотация



В пособии приведены тексты и извлечения (выдержки), раскрывающие психолого-педагогические особенности детей с различными речевыми нарушениями и определяющие пути коррекционного психолого-педагогического воздействия. Из работ, большинство которых носит классический характер и является библиографической редкостью, отобраны преимущественно методические материалы для углубленного изучения психофизиологических и психолого-педагогических особенностей детей. Рассмотрены научно-теоретические основы логопатопсихологии, показывающие истоки психолого-педагогической науки в их развитии, что отвечает содержанию современных программ учебных курсов, связанных с речевой патологией.

Пособие адресовано студентам, психологам, педагогам-дефектологам и социальным работникам.

^

Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская

Логопатопсихология




От авторов-составителей



Настоящее пособие предназначено в первую очередь студентам дефектологических факультетов (факультетов коррекционной педагогики) институтов и университетов. Книга может быть интересна педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений и школ разного вида. Это мотивируется тем, что в практике работы педагогов встречаются дети с разными нарушениями речевой деятельности и обусловленными этими нарушениями специфическими личностными особенностями. Актуальность издания связана с возрастающим числом детей с отклонениями в развитии речи и речемыслительной деятельности и необходимостью поиска направлений, методов, приемов и средств коррекционно-воспитательной работы над их речью и личностью в целом.

Пособие отвечает требованиям модернизации образования, развития системы специального образования и подготовки психолого-педагогических кадров, содержательно соответствует Стандартам образования, учебным планам и программам вузовской подготовки дефектологов.

Книга пополняет комплект учебников и учебных пособий по курсу логопедии и является практически первым пособием по курсу специальная психология детей с нарушениями речи. В логопедии это издание аналогов не имеет.

Являясь членами авторских коллективов учебника «Логопедия» (5 изданий), пособий «Хрестоматия по логопедии» и «Методическое наследие», авторы-составители настоящей книги остро ощущают необходимость пополнения фонда литературы по специальности, ориентированной на исследования особенностей личности детей с нарушениями речи и определение путей коррекционного психолого-педагогического воздействия. Представленные в учебном пособии материалы пополняют арсенал теоретических и методических знаний в этом плане, публикация пособия представляется закономерной и актуальной.

У детей с нарушениями речи, особенно тяжелыми, зачастую отмечаются особенности личности, связанные с первичным нарушением – несформированностью или поражением речевой или языковой, речемыслительной деятельности. Практически во всех работах по логопедии методические материалы предваряются в разной степени развернутыми описаниями особенностей речи и личности ребенка с тем или иным нарушением.

В основу пособия положена концепция максимального поиска и отбора преимущественно методических материалов, направленных на изучение личностных особенностей детей и определение путей их коррекции. Материалы прошлого, ставшие библиографической редкостью, дополнены извлечениями (выдержками) разной степени полноты из более свежих работ, однако авторы-составители преднамеренно ограничили временные рамки работ 2000 годом.

Для дальнейшего развития теории и практики логопедии и специальной психологии представляется исключительно важным оценить, переосмыслить, подытожить достижения прошлых лет. Это дает специалистам возможность интерпретировать исторический опыт в контексте современности.

Продолжая дидактическую линию изучения и коррекции психофизиологических и психологических особенностей детей с нарушениями речи, приводимые в издании материалы подчеркивают, что знание личностных особенностей детей определяет коррекционную психолого-педагогическую, а следовательно и социальную направленность воздействия.

Книга отвечает принципам системности, преемственности и интегративности учебных курсов в системе подготовки кадров дефектологов и практических психологов.

Учебное пособие состоит из трех частей. В I части представлены научно-теоретические основы логопатопсихологии.

Идеи Л. С. Вьгготского, Н. И. Жинкина, А. Р. Лурия и др. явились определяющими для концепций, раскрытых в трудах В. И. Лубовского, Р. И. Лалаевой, О. Н. Усановой и других исследователей.

В числе фундаментальных проблем раскрыты вопросы соотношения речи и мышления в онтогенезе и при дизонтегенезе, общие и специфические закономерности развития речи и психики детей и др. Охарактеризована специальная психология детей с речевыми нарушениями как наука в системе научных дисциплин.

Во II части анализируются психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи. Раскрыты проблемы их психолого-педагогического изучения, диагностики интеллектуальных и речевых нарушений (О. Н. Усанова, Г. С. Гуменная, С. И. Маевская и др.), показаны особенности памяти, зрительного восприятия (Л. С. Цветкова, Е. М. Мастюкова и др.).

Рубрикация разделов во II части книги содержит материалы об особенностях детей с алалией, дизартрией, заиканием.

В III части содержится материал психолого-педагогической коррекции особенностей личности детей с нарушениями речи. Показаны пути и средства воспитания у детей произвольного внимания (Н. А. Чевелева, Ю. Ф. Гаркуша и др.), формирования логических операций (Н. В. Серебрякова), аналитико-синтетической деятельности (Р. И. Лалаева, А. Гермаковска), преодоления амнестических явлений (Г. С. Гуменная) и других личностных особенностей детей с речевыми нарушениями.

Пособие включает словарь наиболее важных понятий логопа-топсихологии.

Авторы-составители с вниманием, уважением и благодарностью примут замечания и рекомендации коллег, рассматривая их как дружеское желание улучшить книгу.

Профессор Лалаева Р. И. Профессор Шаховская С. Н.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»

Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов iconКраткий курс лекций по управленческой психологии учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного технологического и торгового отделения спо. Пособие включает алгоритмизированный...

Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов iconПрезентация в бизнесе Текст предоставлен правообладателем «Имидж и самопрезентация в бизнесе.»
Практическое пособие по имиджелогии. В книге представлены современные знания и эффективные технологии, необходимые менеджерам любого...

Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию

Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов iconШнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологи­ческих и психологических факультетов университетов, готовящих себя...

Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов iconЛитература § Организация и содержание работы медико-педагогических...
Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб пособие для студентов дефектол фак пед ин-тов. М.:...

Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов iconУчебное пособие для студентов и преподавателей Творческий
Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: Тц...

Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов iconСитаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений...
Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол авторов; под ред. Н. В. Бордовской. М.: Кнорус, 2010. 432 с

Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов iconУчебное пособие по чтению математических
Учебное пособие предназначено для студентов математических факультетов неязыковых педвузов, изучающих английский язык. Пособие состоит...

Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов iconУчебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов технических и химико-технологических вузов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница