Вопросы и задания




НазваниеВопросы и задания
страница1/50
Дата публикации04.05.2013
Размер5.37 Mb.
ТипУчебное пособие
www.vbibl.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50






Мастюкова Е. М., Московкина А. Г.

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

ISBN 5-691-01100-6.

Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях вос­питания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нару­шениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройства­ми, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-во­левой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обо­снования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

УДК 37.0(075.8) ББК74.90я73
Оглавление

Введение.......................................................................................... 3

Глава I. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии..................................................5

Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи...................6

Структура семьи .............................................................7

Модели семейных взаимодействий.....................................9

Жизненный цикл семьи .................................................17

Семейные функции........................................................18

Вопросы и задания................................................................. 20

Глава II. Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.......21

Исторический аспект.....................................................22

Современные подходы к проблеме семейного воспитания.....28

Концепция нормализации семейной жизни.......................30

Концепция семейного воспитания «Особые дети в России»..................................33

Вопросы и задания................................................................. 36

Глава III. Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.................................3 7

Информация, которую можно получить от родителей .............38

Информация, которую можно получить от ребенка..............45

Информация, которую можно получить при обследовании семьи .......................48

Вопросы и задания................................................................. 52

Глава IV. Семья нестандартного ребенка....................................53

Интеграционные тенденции............................................54

Реакции родителей........................................................55

Общие проблемы...........................................................58

Семьи группы риска ......................................................73

Семейный алкоголизм и алкогольный синдром плода (АСП)............................73

Особенности воспитания ребенка в многодетной семье............. 74

Семья ребенка с шизофренией.........................................75

Приемный ребенок в семье.............................................. 76

Семья аутичного ребенка................................................78

Одаренный ребенок в семье .............................................80

Проблема жестокого обращения с ребенком в семье..............81

Вопросы и задания.........................................................89

Глава У. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии...........................................91

Психотерапия детей дошкольного возраста.......................92

Арттерапевтические методы психотерапии и психокоррекции..........................94

Психотерапевтическая работа с семьей........................... 101

Психогигиена семейного воспитания.............................. 104

Другие виды помощи семье........................................... 111

Медико-генетическое консультирование (МГК)................ 111

Общественные организации, центры ранней помощи........... 115

Вопросы и задания............................................................... 118

Глава VI. Основы компенсирующего воспитания в семье детей с отклонениями в развитии..............................................119

Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка............. 120

Основные положения коррекционной работы................... 121

Новые технологии обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии............................-.............. 123

Основные формы взаимодействия специалистов и родителей................................ 135

Задачи и формы коррекционного воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье ........................137

Режим для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии ....................... 145

Развитие у ребенка навыков самообслуживания............... 148

Обучение малыша навыкам опрятности.......................... 149

Развитие сенсорных функций и различных видов памяти ..153

Развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения......................... 158

Развитие игровых навыков........................................... 160

Помощь ребенку в совершенствовании двигательных функций и ориентации в пространстве............................ 164

Формирование предпосылок к обучению чтению и письму .... 167

Психомоторно-ориентированное стимулирование при помощи лечебно-педагогической вольтижировки.....168

Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии..................................171

Вопросы и задания............................................................... 174

Глава VII. Ребенок с проблемами интеллектуального

развития в семье..........................................................................175

Положение ребенка в семье........................................... 176

Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей ....178

Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье.............182

Основные направления в работе специалистов с семьей...... 184

Формы психокоррекционной работы специалистов ГОУ с семьями, имеющими детей с нарушениями интеллекта ... 186

Информация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта .,....................,...................188

Особые формы отклонений в развитии: синдром Дауна (188); синдром Рубенштейна-Тейби (205); синдром Нунан (208); синдром Вильямса(«лицо эльфа») (211); синдром Корнелии де Ланге (212); синдром Ретта.......................................213

^ Вопросы и задания...............................................................218

Глава VIII. Ребенок с нарушением зрения в семье....................219

Нарушение зрительных функций на первом году жизни .... 220

Позиция родителей детей с нарушенным зрением .............226

Помощь специалистов родителям..................................229

Общие стратегии нормализации жизни семьи ..................234

Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка ..........................234

Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения........................................236

Особенности интеллектуального развития ......................238

Работа специалистов детского сада с родителями .............241

Вопросы и задания...............................................................241

Глава IX. Ребенок с нарушением слуха в семье........................243

Причины нарушения слуха...........................................244

Особенности реакции на звук в младенческом возрасте ... 245

Особенности моторики.................................................246

Особенности игры........................................................247

Особенности поведения................................................247

Особенности интеллектуального развития и речи.............248

Дополнительные нарушения.........................................250

Подходы и методы коррекционного воспитания...............251

Семейное воспитание...................................................252

Общие закономерности развития при дефектах сенсорной сферы ....................255

Вопросы и задания...............................................................257

Глава X. Ребенок с нарушением коммуникативного поведения в семье............259

Развитие общения в раннем возрасте..............................260

Аутизм................................................................262

Негативизм................................................................271

Темы бесед с родителями аутичногоребенка ....................275

Взаимодействие специалистов и родителей в работе

С аутичными детьми ....................................................279

Опыт клубной работы с детьми с нарушениями общения в ИКП РАО ............283

Ранняя детская шизофрения.........................................287

Воспитание в семье ребенка с дефицитом внимания и гиперактивным поведением........................................289

Вопросы и задания...............................................................302

Глава XI. Ребенок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в семье....................................303

Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом ......................304

Ребенок с миодистрофией Дюшенна в семье.....................331

Вопросы и задания...............................................................335

Глава XII. Ребенок с нарушениями речевого развития в семье..............................337

Причины речевых нарушений .......................................338

Основные функции речи...............................................339

Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста (информация для родителей)...........340

Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития .. 345

Логопедическая работа ................................................350

Вопросы и задания...............................................................352

Приложения................................................................................353

I. Обследование коммуникативного поведения.................354

П. Вопросы интервью для исследования структуры

семейной системы........................................................355

III. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.... 356

IV. Медикаментозное лечение остаточных явлений органического поражения ЦНС и психических расстройств у детей........,.............................................361

V. Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии...........................................375

VI. Примерная учебная программа для студентов высших учебных заведений по дисциплине Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии».................................385

Литература..................................................................................397

Введение
Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с осо­бенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечеб­но-педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Одна­ко было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, ро­дители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.

В большинстве случаев родителям, не получившим специ­альную подготовку, очень трудно оценить возможности ребен­ка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребен­ку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, про­явить творчество и изобретательность в деле воспитания свое­го ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помо­щи ребенку.

Большая ответственность за результат коррекционно-воспи­тательной работы лежит на специалистах дефектологах, вра­чах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.

Нередко учителя и воспитатели массовых учреждений про­являют нетерпимость к «нестандартному» ребенку. Они не мо­гут оказать квалифицированную помощь родителям, наладить отношения «особого» ребенка с детским коллективом. Един­ственным желанием у них является изолировать не такого как все ребенка от сверстников, направив его в какое-либо учрежде­ние для аномальных детей.

Действительно, в ряде случаев это правомерно, так как имен­но в этих учреждениях детям с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, моторики могут обеспечить наиболее эффективную коррекционную помощь.

Однако далеко не каждый ребенок с особенностями в разви­тии должен воспитываться только в специальном детском уч­реждении. Существует много категорий детей с нерезко выра-

3

женными дефектами, а также детей, у которых отклонения в развитии сочетаются с различными заболеваниями внутрен­них органов, что требует определенного ухода. Для таких де­тей необходимо домашнее воспитание, не исключающее в то же время посещения массовых дошкольных и школьных уч­реждений . В настоящее время имеется гибкая система интег­рации «особого» ребенка в массовые детские учреждения. В зависимости от состояния здоровья ребенка и возможностей семьи она бывает частичной, полной, комбинированной, что предоставляет родителям свободу выбора оптимальных усло­вий развития ребенка, а сделать этот выбор помогут специали­сты.

Необходимость учебного пособия, посвященного проблеме вза­имодействия специалистов и семьи в воспитании детей с особен­ностями в развитии, определяется более ранним и активным уча­стием родителей в коррекционной работе. Это связано с тем, что в настоящее время социально приемлемым является воспитание «особых» детей в семье с самого их рождения.

Специалисты имеют уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности лю­дей — родителей, которые становятся их партнерами.

Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, не­обходимым для эффективной помощи собственным детям.

Цель настоящего пособия — помочь будущим специалистам в области специальной психологии и педагогики овладеть зна­ниями и навыками, необходимыми для работы с семьей.

Книга может быть полезна педагогам-дефектологам, воспи­тателям специальных и общеобразовательных учреждений, ло­гопедам, психологам, врачам-психоневрологам, семейным вра­чам, родителям и широкому читателю.

^ Пособие состоит из 12 глав, имеет теоретические и практи­ческие разделы, как общие, так и посвященные конкретным формам отклонений в развитии, и методам их компенсации при совместной работе специалистов и родителей.

4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы и задания iconЗадания для зачета по истории
Для сдачи зачета рекомендуется пользоваться учебником: Н. В. Загладин §35-39 Вопросы и задания

Вопросы и задания iconКонтрольные вопросы и контрольные задания для студентов специальности...
Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятии отрасли: контрольные вопросы и контрольные задания для студентов специальности...

Вопросы и задания iconМетодические указания и контрольные задания к выполнению контрольных...
В методических указаниях приведены программа изучения курса, контрольные вопросы, контрольные задания и методические указания по...

Вопросы и задания iconПермский государственный технический университет
Выполните задания 1-4 с помощью двойного интеграла, задания 5-7 с помощью тройного интеграла, задания 8-11 с помощью криволинейных...

Вопросы и задания iconВопросы и задания
Понятие о методологии педагогики, ее уровнях и прин-ципах

Вопросы и задания iconКонтрольные вопросы и задания 22
Основные идеологические течения о путях разрешения социально-политических конфликтов 40

Вопросы и задания iconРезюме Ключевые понятия Вопросы и задания
Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-дана, 2005. — 383 с

Вопросы и задания iconВопросы и задания
Методологические принципы преподавания вокала и работы с вокальным ансамблем как отрасли музыкально-педагогического знания

Вопросы и задания iconТест по биологии часть I задания с выбором одного правильного ответа....
Задания с выбором одного правильного ответа. При выполнении задания после номера задания (А1-А25) поставьте номер, соответствующий...

Вопросы и задания iconВариант 8 Изучить вопросы и выполнить задания. Вопросы: Понятие организованной преступности
Ндс в размере 20%. Впоследствии вся сумма ндс указанному ОАО возмещалась из государственного бюджета согласно закону. Физические...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница