Высшее образование




НазваниеВысшее образование
страница1/50
Дата публикации03.06.2013
Размер6.52 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
1

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ




Д. Б. ЭЛЬКОНИН

ДЕТСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ

Редактор-составитель Б. Д. Эльконин

Допущено
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению и специальностям психологии

4-е издание, стереотипное

Москва

Издательский центр «Академия»

2007

2

УДК

159.922.7(075.8)

ББК

88.8я73
Э533

Серия «Классическая учебная книга»

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор К. Н. Поливанова;
доктор психологических наук, профессор ^ Л. Ф. Обухова

 

Эльконин Д. Б.

Э533

Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

 

ISBN 978-5-7695-4068-4

 

В пособие включены широко известная, но до настоящего времени не переиздававшаяся работа Д. Б. Эльконина «Детская психология» (в свое время — первый в нашей стране учебник по этой дисциплине), а также его избранные статьи. В основной части книги охарактеризованы предмет и методы детской психологии, подробно рассмотрено психическое развитие ребенка с рождения до семи лет. Приведены результаты наблюдений и экспериментальных исследований отечественных ученых, давно ставшие хрестоматийными для курса возрастной психологии. Дополнительно включенные в книгу статьи призваны ознакомить читателя с более поздними разработками Д. Б. Эльконина: его концепцией возрастной периодизации, важнейшими достижениями в изучении психологии детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

 

Для студентов вузов, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть интересно и полезно педагогам, психологам, родителям.

УДК 159.922.7(075.8)

ББК 88.8я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается

 

© Правопреемник Немировская Ш. Ц., 2004

 

© Эльконин Б. Д., составление, предисловие, 2004

 

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2004

ISBN 978-5-7695-4068-4

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2004

3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед вами, глубокоуважаемые читатели, замечательная книга замечательного психолога-исследователя и педагога. Я не буду обосновывать своей оценки. Скажу лишь, что выпущенная в 1960 г. Учебно-педагогическим издательством как учебник, она не просто и не столько учебник. Это одновременно и монография, в которой последовательно проводятся авторские идеи, которая изобилует поворотами мысли и нетривиальными суждениями. Эта книга в первую очередь интересна и созидательна и лишь во вторую — полезна и назидательна.

Даниил Борисович Эльконин родился в 1904 г., умер — в 1984. Он прожил долгую, счастливую, как говорил сам, и нелегкую жизнь. Таких, как он (и его друзья-коллеги), Даниил Гранин в одноименной повести назвал «зубрами». Эти люди в течение почти века нашей очень тяжелой истории на себе и собой удержали и умножили силу созидательного мышления и действия. Это дорого им стоило, но они смогли.

Даниил Борисович Эльконин родом из села Малое Перещепино Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, которую пришлось оставить в 1920 г. в связи с тяжелым материальным положением семьи. Работал делопроизводителем военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 г. по командировке Наркомпроса УССР поступил на психолого-рефлексологический факультет Ленинградского института социального воспитания, впоследствии реорганизованного и объединенного с ЛГПИ им. А. И. Герцена. Будучи студентом, вел научную работу по физиологии нервной системы под руководством проф. Л. Л. Васильева (первая печатная работа Д. Б. Эльконина «Локальное действие постоянного электрического тока на спинномозговую иннервацию мышц» вышла в 1929 г.).

После окончания в 1927 г. педологического отделения педагогического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена Д. Б. Эльконин работал педологом-педагогом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. А. И. Герцена, где и проработал до 1937 г. С 1932 г. он также был заместителем директора по научной работе Ленинградского научно-практического педологического института.

В этот период определилась сфера научных интересов Д. Б. Эльконина — детская и педагогическая психология. С 1931 г. в сотрудничестве

4

с Л. С. Выготским и под его руководством он разрабатывал проблемы психологии игры и проблемы обучения и развития.

В 1936 г. вышло постановление ЦК РКП(б), осуждавшее педологию — попытку комплексного изучения ребенка с точки зрения социологии, генетики, психологии, физиологии и педагогики. Оно коснулось Д. Б. Эльконина самым непосредственным образом: он был уволен отовсюду. А после того, как стало известно, что он отказался каяться, заявив лично Жданову (первому секретарю Ленинградского горкома РКП(б), что «...не привык менять убеждения за 24 часа», его вообще никуда не принимали на работу. С большим трудом удалось устроиться учителем начальных классов в школу, где учились его дочки: хорошо знавший Даниила Борисовича директор школы пошел на риск.

В 1938 г. Д. Б. Эльконин снова преподает в вузе (ЛГПИ им. Н. К. Крупской) и по совместительству работает в школе и в Ленинградском отделении Учпедгиза в качестве методиста-консультанта, выступает автором учебников русского языка для народностей Крайнего Севера.

В июле 1941 г. Д. Б. Эльконин добровольно вступил в ряды народного ополчения, участвовал в обороне и освобождении Ленинграда и Прибалтики в составе войск 42-й армии Ленинградского фронта. В 1942 г. под Кисловодском фашисты расстреляли его жену и двух дочерей.

По окончании войны Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако в 1952 г. началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом.

Заседание комиссии, посвященное «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 г., но умер Сталин, и оно было отложено, а затем отменено. Подполковник Д. Б. Эльконин был уволен в запас.

В сентябре 1953 г. Д. Б. Эльконин стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни.

Характерным для Даниила Борисовича было очень глубокое, внутреннее и проникновенное отношение к своему Учителю — Л. С. Выготскому. Всю жизнь он перечитывал его работы, каждый раз делая пометки разными по цвету карандашами. В докладе на ученом совете НИИ дефектологии АПН СССР, посвященном 50-летию со дня смерти Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин говорил: «Я уже не первый раз выступаю с докладом о Льве Семеновиче Выготском и

5

должен сказать, что каждый раз, когда я делаю тот или иной доклад о его трудах и о нем самом, то всегда испытываю некоторое волнение, связанное прежде всего с тем, что я в последние годы его жизни работал с ним, так сказать, рядом, очень хорошо его знал, в известном смысле даже дружил с ним, если можно назвать дружбой отношения учителя и ученика. Вместе с тем при чтении и перечитывании работ Льва Семеновича у меня всегда возникает ощущение, что чего-то я в них до конца не понимаю. И я все время стараюсь найти и отчетливо сформулировать ту центральную идею, которая руководила им с самого начала его научной деятельности до самого ее конца».

Такие же отношения связывали его с друзьями — А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным, Л. И. Божович. Деятельностная психология была создана ими вместе, при этом каждый из них был абсолютно самостоятелен, своеобразен и продуктивен. Пожалуй, общий их подход к делу Даниил Борисович выразил от своего лица в последнем выступлении на заседании, посвященном его 80-летию: «Честно говоря, я в детской, педагогической психологии, да и вообще в психологии до сих пор остаюсь человеком военным. Я терпеть не могу никаких компромиссов, я терпеть не могу никакой пошлятины в науке, я терпеть не могу никакого житейского опыта, я терпеть не могу никакой необоснованности, нелогичности, я терпеть не могу ничего такого, что привносится в науку, кроме ее собственной внутренней логики».

Три фундаментальных принципа проходят через всю работу Д. Б. Эльконина.

^ Первый принцип — это принцип развития и историзма. Даниил Борисович говорил: «Существуют только законы изменения, законы возникновения нового. Никаких других законов в человеческом обществе и в человеческой природе нет. И поэтому тот, кому чужды проблемы развития (не только детского, я говорю вообще, в принципе), тот в науке ничего... не получит и не найдет. Поэтому я считаю, что основное, что сделал в своей жизни — это есть проповедь... и попытка исторического понимания процессов детского развития».

Более того, в 1960 г., редактируя текст «Детской психологии», он записал в своем дневнике афоризм: «Человек является человеком до тех пор, пока он не стал человеком; а как только он стал человеком, он перестает им быть». Смысл здесь в том, что лишь развитие, становление является собственно человеческим способом жизни. Изучать человека и ребенка как человека значит изучать его как развивающегося, т. е. в постоянном развитии.

^ Второй принцип принцип деятельности. Деятельность понималась Д. Б. Элькониным как воссоздание имеющихся форм, построение новых и преодоление ставших форм, и в первую очередь форм собственного поведения. Лишь в деятельности созидается

6

личность, и лишь деятельностный тип жизни личностей. В его научных дневниках записано: «Пролегомены ко всякой будущей теории деятельности: личность — высшая психологическая инстанция организации и управления собственным поведением, заключающаяся в преодолении самого себя!»

Деятельностный подход требовал понимания детской жизни как принципиально неадаптивной. Приспособление ребенка к наличным и готовым обстоятельствам вовсе не существенная черта детского развития, а частный, ограниченный тип социальной и педагогической практики, требующий преодоления.

^ Третий принцип понимание детского развития как изменение форм общности детей и взрослых. По сути развивается не индивид — ребенок, а детско-взрослая взаимность. Приведу цитату из «Детской психологии»: «Всякая новая ступень в развитии самостоятельности, в эмансипации от взрослых есть одновременно возникновение новой формы связи ребенка со взрослыми, с обществом. Отношение между тенденцией к самостоятельности и потребностью в общении со взрослыми, в совместной жизни с ними является одним из внутренних противоречий, лежащих в основе развития личности ребенка».

Приведенные принципы помогают понимать тексты Д. Б. Эльконина, в которых они не всегда (и даже редко) формулируются прямо. Например, когда речь идет о том, что в ролевой игре детьми моделируются отношения взрослых, то ни в коем случае не имеется в виду копирование этих отношений или подражание им. Моделирование означает выделение, экстракцию, выпячивание и вынесение на первый план случаев из взрослой жизни — превращение этих случаев в события.

Когда речь идет о появлении предмета — игрушки или о замещении действия словом, то это не просто замена одного другим, а коренное преобразование содержания действий.

Но... всего не предвосхитишь и не подскажешь. Книгу надо читать и лучше — если вдумчиво. Книга вышла более 40 лет назад, однако актуальна и современна. Это редкая для наших дней попытка действительно авторского учебника, собирающего все поле детской психологии с одной теоретической позиции.

При подготовке книги к изданию из оригинального текста были изъяты явно устаревшие материалы, не принадлежащие исследованиям самого Д. Б. Эльконина: некоторые куски I и II главы, а также вся III глава, называющаяся «Развитие нервной системы и высшей нервной деятельности в детском возрасте». В книгу также помещены работы, в которых содержатся результаты исследований Д. Б. Эльконина, проведенных в последующие после написания «Детской психологии» годы.

Б. Д. Эльконин

7

 

Памяти моего доброго учителя
Льва Семеновича Выготского посвящаю

^ ОТ АВТОРА

В этой книге сделана попытка обобщить накопленные материалы о психическом развитии ребенка от рождения и до поступления его в школу.

Мне посчастливилось начинать преподавательскую и исследовательскую работу под руководством замечательного советского психолога Л. С. Выготского. Его идеи исторического развития психики, ведущей роли обучения и воспитания в формировании психики ребенка и некоторые другие я старался развивать. После смерти Л. С. Выготского на протяжении вот уже более 25 лет моими товарищами по работе в области детской психологии являются А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и Л. И. Божович. В общении и совместной работе складывались взгляды, представленные в этом учебном пособии.

В книге дан общий очерк хода психического развития ребенка в главнейших его чертах. Некоторые вопросы, по которым нет исследований, не освещены вовсе. Таковы, в частности, вопросы о развитии эмоциональной и волевой сферы ребенка, об индивидуально-психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста и ряд других.

Если эта книга послужит делу повышения качества преподавания детской психологии, я буду считать свою задачу выполненной.

Большую работу по редактированию рукописи этой книги и подготовке ее к печати провел В. В. Давыдов, приношу ему искреннюю благодарность.

10 июля 1960 г.

Д. Эльконин

8

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшее образование iconСтенограмма заседания Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации»
Ключевые слова: высшее образование, профессиональное образование, школьное образование

Высшее образование iconМы приветствуем Ваше желание присоединиться к дружной команде
Образование среднее, среднее профессиональное, незаконченное высшее (не менее 3х курсов), высшее

Высшее образование iconРезюме ф. И. О
Образование высшее гражданское: 1971-1975 – Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище пво. Специальность – инженер по...

Высшее образование iconОбразование
...

Высшее образование icon10. Образование (в т ч. школа, курсы повышения квалификации) □ высшее,...

Высшее образование iconМуниципальное образование город Черногорск
Шаркова Людмила Михайловна, председатель ук, 1963 года рождения, образование высшее профессиональное, директора техникума профессиональных...

Высшее образование iconПравила приема в крымское республиканское профессионально-техническое...
Ское республиканское профессионально-техническое учебное заведение "Симферопольское высшее профессиональное училище сервиса и дизайна"...

Высшее образование iconКернес Геннадий Адольфович, 07. 08. 1959г рождения, уроженец и житель...
Кернес Геннадий Адольфович, 07. 08. 1959г рождения, уроженец и житель г. Харькова, прописан по ул.( ), образование неоконченное высшее...

Высшее образование iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности...
Функционально-стоимостной анализ: методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и...

Высшее образование iconЗаключение специалиста-психолога
Я, нижеподписавшийся, специалист-психолог Волочай Сергей Павлович, образование высшее

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница