Скачать 89.16 Kb.
|
Технологии уровневой дифференциации В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса. Одним методов обучения, удовлетворяющий этому условию является дифференцированный подход в обучении. Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. Если учить всех одному и тому же, то рассчитывать на успех не приходится. Научить детей физике можно лишь тогда, когда у учеников пробужден интерес к процессу познания, когда учение происходит не по принуждению, а по увлеченности. Сегодня, когда интерес к обучению снижен, с помощью дифференцированного обучения (оно предполагает разноуровневое обучение) можно добиться не только обучающего, но и воспитательного эффекта. Ведь воспитательный аспект (развитие интереса к учебе, самообразованию, творчеству) постепенно может приобрести приоритетное значение. А для того, чтобы привлечь к учебе не только средних и сильных учеников, но и слабых, нужно дать им почувствовать уверенность в своих силах, уверенность в том, что они не безнадежны. Ведь когда перед учеником стоит непосильная задача у него опускаются руки. Следует предоставить ему возможность сначала испробовать свои силы в простейших заданиях, а когда он будет с ними справляться, то он может поднять свою «планку» уровня «познания». В тоже время нельзя забывать и о талантливых учениках, которые должны получить развитие своих творческих способностей. Только дифференцированное обучение позволяет обеспечить оптимальное развитие каждого ученика. Дифференцированный подход своей основе содержит три принципа:
Дифференцация возможна на основе уровневого обучения, учитывающего разницу в психическом и физическом развитии, в уровне подготовки учащихся и других факторов. Только небольшая часть учащихся может овладеть высоким уровнем знаний. Не надо ждать этого от каждого. Как объясняет современная педагогика и психология это сохраняет здоровье и психику учащегося, т.к. изучать все предметы на высоком уровне большинство учеников не могут, да это и не нужно. При этом главная задача учителя – дать возможность детям учиться самими, развивать свои индивидуальные способности, самостоятельно и правильно контролировать и оценивать свои знания и знания товарищей. Уровневое обучение основано на принципе свободы выбора учащихся и предполагает 3 уровня. Механизм уровневого обучения можно ввести такой: Удобно разделить каждую тему на теоретическую и практическую части и распределить часы, отведенные на всю тему, по объему этих частей и их изучать раздельно. Это позволяет пройти теоретическую часть темы быстро, компактно и создать целостное представление о теме. Не обязательно оценивать детей на этом этапе на каждом уроке (можно проводить опрос). Лучше провести в конце теоретической части уровневую зачетную работу. Это сэкономит время на уроке. Вопросы зачетов по уровням вывешиваются с первых уроков данной темы, чтобы каждый ученик заранее планировал свою подготовку к зачету и четко знал, какие знания от него требуются на том или ином уровне. Зачет по данной теме обязаны сдать все ученики. Формы зачетов могут быть разнообразными. Это может быть физический диктант, вариативная письменная работа, работа по карточкам. Перед зачетным уроком удобно дать обобщающий опорный конспект, охватывающий основные понятия и формулы пройденной темы. В этом конспекте выделяются в рамочку формулы и определения обязательного 1 базисного уровня. После прохождения практической части проводится уровневая контрольная работа. Это могут быть тестированные задания, несколько вариантов различного уровня или же в одном варианте оговариваются разноуровневые задания. Защиту практической части также можно осуществить следующим образом. Решенные в течении темы задачи разделить по уровням и ознакомить с этим учеников. И при зачете учение должен суметь решить любую задачу своего уровня. В каждом уровне предлагаются 10-15 задач. Уровневые контрольные задачи помогают дифференцированно подходить к проверке знаний и умений учащихся. Основными критериями сложности физических задач являются: - число рассматриваемых физических явлений - количество формул - степень узнаваемости учащимися физической ситуации, предложенной в задаче. Выбирая произвольный уровень сложности, ученик знает заранее, что оценка учителем его работы будет зависеть от уровня сложности. Оценка должна отражать персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, которые учитель обязан знать, то в виде поощрения он иногда заслуживает высшей оценки, если даже с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный ответ. Оценка оценке рознь, ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки, как средство, убеждающее слабого ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны и задача учителя не вывести всех на некий, хотя бы и государством утвержденный уровень знаний, умений и навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития. Примером уровневого обучения может послужить изучение темы « Основы термодинамики» в 10 классе. На эту тему отводится по плану 10 часов Теоретическая часть – 5 часов. 1 час – «Внутренняя энергия. Работа в термодинамике» включает в себя повторение понятия внутренней энергии тела и два способа ее изменения, ввести формулы внутренней энергии идеального газа, качественное объяснение внутренней энергии реального газа, повторить определение механической работы и вывести формулу работы в термодинамике, ее геометрическое истолкование, как площади фигуры, ограниченной графиком зависимости давления от объема. 2 час - « Количество теплоты» включает в себя повторение определения и формулы расчета количества теплоты при различных тепловых процессах, повторение понятия удельной теплоемкости, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и парообразования, уравнение теплового баланса. 3 час – « Первое начало термодинамики и его применение к различным процессам». 4 час – «Второе начало термодинамики, тепловые машины, КПД теплового двигателя, цикл Карно, пути повышения КПД». 5 час – на этом уроке проводится защита теоретической части темы, зачетные вопросы прилагаются / № 2/ . Для экономии времени и опросе всех учащихся на одном уроке, можно ввести следующий метод проведения зачетного урока. Каждой паре учащихся выдается трафарет с вопросами /№3/ . Один из учеников отвечает, другой ставит оценку. Опрашиваемый и контролирующий ученики должны подбираться по одному уровню. Затем учитель, в качестве проверки, может опросить нескольких учеников. необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне. Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования. Какой уровень изучения выбрать учащийся определяет самостоятельно, изучив по каждому из блоков, раздела физики, уровневые планы теоретического материала и практического задания к ним, а так же какие результаты он должен иметь по выбранному уровню. Уровневые планы, разработанные нами, помогают учащемуся адекватно оценить свои возможности при изучении учебной дисциплины. Кроме того, у учащихся имеется возможность всегда перейти с одного уровня на другой, усвоив содержание более низкого уровня. Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учащихся. Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме. Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка:
Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми. При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Если учащийся желает изучать физику на уровне обязательных требований, а математику на – повышенном (причем не только желает, но и способен), то он имеет такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы ^ Вариант 1 1 уровень
2 уровень
3 уровень
Вариант 2 1 уровень
2 уровень
3 уровень
|
![]() | Использование технологии пцр-реальное время для выявления и дифференциации вирусов папилломы человека высокого канцерогенного риска//... | ![]() | Дц (Дата Центр форекс), где вместе со стандартными рекламными восхвалениями, впрочем, малопонятными обычному человеку, мое внимание... |
![]() | Программное обеспечение автоматизированной информационной системы «Будущий абитуриент» построено по двух уровневой архитектуре, показанной... | ![]() | Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Рассмотрим... |
![]() | Основные критерии дифференциации правового регулирования труда медицинских работников | ![]() | Целью данного конкурса является поддержка инициатив талантливых студентов и аспирантов в развитии проектов по следующим направлениям:... |
![]() | Занятия по автоматизации и дифференциации звуков – по подгруппам (2-3 раза в неделю с каждой группой) | ![]() | Работа выполнена в Институте биологии развития им. Н. К. Кольцова Академии наук СССР |
![]() | Знать основные теоретические сведения из области информационной технологии применительно автоматизированным системам обработки информации... | ![]() | Охватывает 1927 – 1930гг. В это время ученый наряду с другими проблемами изучал процессы дифференциации крестьянства |