Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза




Скачать 80.78 Kb.
НазваниеРазвитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза
Дата публикации06.04.2013
Размер80.78 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Астрономия > Документы























^ РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспринимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу, одномоментно (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному) опознанию, который характерен для осязания (А. Р. Лурия, 1975).

Вот почему важным для ребенка, поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде предметов и явлений, оказывается высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием деятельности наблюдения, сопоставления и сравнения объектов окружающего мира, формирования о них полных и правильных представлений и понятий.

Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем первоклассникам. Нередко учитель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, отсутствием планомерности, низким уровнем осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированностью навыков выделения деталей и признаков объекта и т.д. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц, ф и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания соответствующей помощи.

В целях совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти учитель может использовать следующие виды коррекционно-развивающих заданий.


  • Узнавание учениками реальных предметов и их изображений с последующим называнием.

  • Узнавание стилизованных изображений предметов (Догадайтесь, какие товары продаются в каждом из отделов магазина.).

  • Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов (Какие предметы изображены? Назовите их.)

  • Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

  • Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.

  • Запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда (игры типа «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» и т.д.).

  • Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (Найдите и зачеркните все многоугольники.).

  • Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях (Найдите семь отличий в этих рисунках.).

  1. Расчленение буквенного или цифрового знака на составляющие элементы с последующим анализом.

  2. Выделение в предметах (их изображениях, геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе (Чем похожи эти буквы?).

а) Ю О С Э

б) Н И П

в) Ь Б Я Р

• Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям (Какие слова спрятались за ширмой?).



• Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей (Что неправильно нарисовал художник?).



• Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков (Какие буквы и цифры написаны неправильно? Зачеркните их.).

  1. Преобразование фигур, букв или цифр.

  2. Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта (Какие буквы написаны? Сколько их?).

  3. Поиск среди предложенных вариантов или зарисовывание по памяти после кратковременной экспозиции геометрических фигур, символов, знаков и т. д.

Развитие и совершенствование координации в системе «глаз-рука»

Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработку у учеников навыков точной и четкой координации в системе «глаз— рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Эти задачи можно решить путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, знак, символ, схему и т.д.), выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).

Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала учитель предлагает задания на копирование образцов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения детей, а затем постепенно удаляет и располагает их, например, на классной доске. Находящийся на столе (парте) перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность и механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.
Таким образом, любые виды заданий на точное графическое воспроизведение предложенных объектов (рисунков, узоров, схем, знаков или символов), конструирование по заданному образцу, включенные в программу коррекционно-развивающей работы, будут очень полезны для учащихся и позволят сформировать координированность в деятельности зрительного и двигательного анализаторов, столь важную при овладении навыками письма.

  • Рассмотрите внимательно фигуры. Перерисуйте их в тетрадь.

  • Продолжите в тетради узоры по образцу.

  • Выложите из цветных палочек точно такой же узор.

Формирование зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в период обучения грамоте

Виды заданий.
  1. ^

    Игровые упражнения.

Назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, мебель, учебные предметы, одежду, изображенные на картинках.

  1. Игра «Торопливый художник».

^

Игровая ситуация. Художника попросили нарисовать картины для ребят, но он очень торопился и не закончил работу.

Предлагается:


  • назвать контурные изображения различных предметов;

  • назвать перечеркнутые контурные изображения;

  • выделить контурные изображения, наложенные друг на друга (у художника остался последний лист бумаги, а нарисовать хотелось многое);

  • определить недорисованную часть предмета на картинке, например: собака без хвоста, рыба без плавников и т.д.

  1. Игра «Буквы играют в прятки». Найти букву среди ряда других букв (после длительной экспозиции и после кратковременного предъявления).

Предлагаются ряды сходных букв:

Л

ЛМ

АД

ЛД

АМ

ЛА

ЛБ

ИЛ

ЗЛ

НЛ

Х

КХ

ЖК

ХА

КЖ

АХ

ЖХ

КЖ

АЖ

ХК

В

ВР

БВ

ЬВ

РВ

ЗВ

ВБ

ВЬ

ВЗ

ЭВ




  1. ^ Игра «Буквенный маскарад». Учитель говорит, что на маскарад буквы стараются, чтобы их не узнали: придумывают себе разные платья, надевают маски, становятся с ног на голову.

  • соотнести одни и те же буквы, но выполненные разным шрифтом (печатным и рукописным);

  • определить букву в неправильном положении


  • назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями:


А Б В


  • выделить буквы, наложенные друг на друга;


  • обвести контур букв по трафарету, шаблону выложить контур буквы семечками, нитками, проволокой: П, Б, Т, Г, Б Т, К, Г Ш, Т, О, Г, С




  1. Упражнение. Раскрасить лист в крупную клетку так, чтобы получились буквы.

  2. Упражнение. Соединить точки так, чтобы получились буквы.


Формирование зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью ) в период обучения грамоте

Виды заданий.

  1. Ощупывание букв (картонных или из наждачной бумаги с закрытыми газами. Определить какая буква в руках, назвать придумать слова с этой буквой, положить на стол так, чтобы она отражала верное написание.

  2. Определить букву, написанную на спине, на ладони (с закрытыми или открытыми глазами), в воздухе.

  3. Аппликации – « рванки» из отщипанных кусочков бумаги по нанесенному контуру буквы.

  4. Игра «Чего не стало?»

  5. Игра «Что изменилось?».

  6. Игра «Картинка сломалась».

  7. Складывание фигур из палочек, спичек (сначала по образцу, затем по памяти).

  8. Срисовывание фигур, букв по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.

  9. Игра «Зазеркалье». Найди заданную фигуру среди двух изображений.



  1. Найди по памяти заданную фигуру в ряду подобных:



  1. Найди «правильные» буквы среди правильно и зеркально изображенных.

  2. Конструирование букв из элементов

Дополнение недостающего элемента буквы: по образцу; по представлению после кратковременной экспозиции буквы; по речевой инструкции соедини две палочки так, чтобы получилась буква Н.

  1. Игра «Волшебники». Переделать, «превратить» одну букву в другую, добавляя недостающий элемент: из А-Л-Д, из Ь-В-, из К-Ж, из И-М, из Г-Б,

З-В, Р-Ь.

  1. Преобразование букв, изменяя пространственное расположение элементов буквы: из Р-Ь, И-Н, И-П, Н-П, Г-Т

  2. Определение различий и сходств фигур, букв, отличающихся лишь одним элементом: З-В, Р-В

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза iconПриемы педагогической коррекции внеречевых процессов
Нарушение зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений в школьном...

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза iconМетодика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5...
Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развития зрительного восприятия не имеют четких количественных и возрастных...

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза iconНарушения зрительного анализатора
...

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза iconРазвитие зрительного восприятия
Оборудование для урока: цветные камешки, карточки с цветным изображением старичка лесовика; индивидуальные карточки с изображением...

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза iconИллюзии зрительного восприятия
Работу выполнила ученица 11 класса Уваровской общеобразовательной школы I-III ступеней Бабий Анастасия. Научный руководитель Шатило...

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза iconВоздействие оксида углерода на организм человека
Снижение цветовой и световой чувствительности глаз Снижение точности зрительного восприятия пространства и ночного зрения

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза iconОчки для профилактики и лечения синдрома зрительного утомления
Очки позволяют высокоэффективно проводить профилактику и лечение синдрома зрительного утомления за счет оптических и технологических...

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза iconПредлагаемая книга «Основы рисунка» может стать полезным пособием...
Изобразительная деятельность способствует развитию мышления, зрительного восприятия, познанию окружающей действительности, знакомству...

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза iconФормирование зрительного образа
В силу этого обстоятельства представители общей психологии забывают о генетической связи перцептивных, мыслительных и исполнительных...

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа и синтеза iconПлан: Общие сведения. Основные физические характеристики. Гигиенические...
Освещение – использование световой энергии солнца и искусственных источников света для обеспечения зрительного восприятия окружающего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница