Скачать 80.78 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспринимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу, одномоментно (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному) опознанию, который характерен для осязания (А. Р. Лурия, 1975). Вот почему важным для ребенка, поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде предметов и явлений, оказывается высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием деятельности наблюдения, сопоставления и сравнения объектов окружающего мира, формирования о них полных и правильных представлений и понятий. Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем первоклассникам. Нередко учитель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, отсутствием планомерности, низким уровнем осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированностью навыков выделения деталей и признаков объекта и т.д. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц, ф и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания соответствующей помощи. В целях совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти учитель может использовать следующие виды коррекционно-развивающих заданий.
а) Ю О С Э б) Н И П в) Ь Б Я Р • Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям (Какие слова спрятались за ширмой?). ![]() • Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей (Что неправильно нарисовал художник?). ![]() • Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков (Какие буквы и цифры написаны неправильно? Зачеркните их.).
Развитие и совершенствование координации в системе «глаз-рука» Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработку у учеников навыков точной и четкой координации в системе «глаз— рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Эти задачи можно решить путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, знак, символ, схему и т.д.), выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке). Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала учитель предлагает задания на копирование образцов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения детей, а затем постепенно удаляет и располагает их, например, на классной доске. Находящийся на столе (парте) перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность и механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль. Таким образом, любые виды заданий на точное графическое воспроизведение предложенных объектов (рисунков, узоров, схем, знаков или символов), конструирование по заданному образцу, включенные в программу коррекционно-развивающей работы, будут очень полезны для учащихся и позволят сформировать координированность в деятельности зрительного и двигательного анализаторов, столь важную при овладении навыками письма.
Формирование зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в период обучения грамоте Виды заданий.
Назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, мебель, учебные предметы, одежду, изображенные на картинках.
Предлагаются ряды сходных букв:
А Б В
Формирование зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью ) в период обучения грамоте Виды заданий.
Дополнение недостающего элемента буквы: по образцу; по представлению после кратковременной экспозиции буквы; по речевой инструкции соедини две палочки так, чтобы получилась буква Н.
З-В, Р-Ь.
|
![]() | Нарушение зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений в школьном... | ![]() | Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развития зрительного восприятия не имеют четких количественных и возрастных... |
![]() | ... | ![]() | Оборудование для урока: цветные камешки, карточки с цветным изображением старичка лесовика; индивидуальные карточки с изображением... |
![]() | Работу выполнила ученица 11 класса Уваровской общеобразовательной школы I-III ступеней Бабий Анастасия. Научный руководитель Шатило... | ![]() | Снижение цветовой и световой чувствительности глаз Снижение точности зрительного восприятия пространства и ночного зрения |
![]() | Очки позволяют высокоэффективно проводить профилактику и лечение синдрома зрительного утомления за счет оптических и технологических... | ![]() | Изобразительная деятельность способствует развитию мышления, зрительного восприятия, познанию окружающей действительности, знакомству... |
![]() | В силу этого обстоятельства представители общей психологии забывают о генетической связи перцептивных, мыслительных и исполнительных... | ![]() | Освещение – использование световой энергии солнца и искусственных источников света для обеспечения зрительного восприятия окружающего... |