Скачать 232.82 Kb.
|
ПОРЯДОК выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ 1.Место и назначение элективных курсов в учебном плане старшей школы Элективные курсы - важнейшая составляющая по организации профильного обучения, это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Главная задача элективных курсов – «удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников», - отмечается в письме Департамента общего и дошкольного образования МО РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. «Элективные курсы в профильном образовании», являющимся единственным официальным документом, регламентирующим организацию элективных курсов в профильном обучении. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 год) определены две функции элективных курсов:
профильном стандартном уровне;
образовательных траекторий. В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану 2004 года говорится уже о трёх основных функциях элективных учебных предметов:
деятельности человека. В Примерных учебных планах для некоторых возможных профилей, предложенных в Концепции профильного обучения, используется понятие «элективные курсы», в Федеральном БУПе-2004 – «элективные учебные предметы» как видовое понятие учебных предметов учебного плана наряду с базовыми и профильными предметами. Понятием «элективные учебные предметы», по сути, обозначается четыре формы обучения:
Среди разработчиков профильного обучения нет единства в том, какой должна быть программа элективного учебного предмета: одни утверждают, что только государственной, другие допускают существование и авторских программ, которые проходят «внутреннюю» или «внешнюю» экспертизы. Несогласованность в терминах, в функциях элективных курсов, в требованиях к программам делает необходимым создание документа, регламентирующего введение элективных курсов в конкретном учебном заведении, каковым и является данное Положение. ^ педагогом профильного класса 2.1. Содержание компонента образовательного учреждения в типовых профилях обучения (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность учащихся) В соответствии с Законом «Об образовании» к исключительной компетенции общеобразовательного учреждения относится определение содержания образования школьного компонента учебного плана (п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому, исходя из выбора профилей обучения и основных задач, решаемых элективными учебными предметами, учебное заведение самостоятельно определяет необходимую направленность и перечень элективных курсов, количество которых должно быть избыточно и объём их в учебном плане должен составлять не менее 20%. Содержание элективного курса должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставлять ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Основными мотивами выбора элективных курсов в 10-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов, относятся:
Содержанием курса может быть:
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов. I. ^ , задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп. 1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно. 2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. 3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. 4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. 5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. 6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). 7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента. II. ^ курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают. ^ Выбор программ элективных курсов зависит от трёх условий: от профиля обучения, от выбора типа и функции электива, которые определяет учитель, и от выбора ученика. На сегодняшний день существует четыре типа программ элективных курсов: 1.Программы, прошедшие конкурсный отбор через Национальный фонд подготовки кадров в 2002-2003 годах и рекомендованные Министерством образования РФ для использования в профильном обучении. 2.Программы или учебные пособия элективных курсов, выпущенные ведущими издательствами учебной литературы: «Дрофой», «Просвещением», «Русским словом». 3.Авторские программы, созданные учителями России, опубликованные в журнале «Профильная школа» и в предметных журналах. 4.Рабочие программы, которые создаются учителями школы ежегодно под существующий профиль обучения и учитывают мотивы выбора элективных курсов старшеклассниками. Детальное изучение существующих программ элективных курсов, проведённое учёными Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена О.Б.Даутовой и И.Б.Готской, позволило им прийти к выводу, решающему большинство проблем с программами элективных курсов: любой элективный курс авторский, что означает следующее:
логически законченные модули);
Алгоритм выбора и разработки рабочей программы элективного учебного предмета: Шаг 1. Если учитель выбирает и имеет в наличии программу элективного курса, рекомендованную МОиН РФ, или изданную в одном из издательств, то на основании её он составляет только календарно-тематическое планирование, указывая в пояснительной записке, на какую программу опирается в своей работе и какие коррективы в неё вносит. Шаг 2.Если учитель не имеет программы элективного курса, но у него есть учебное пособие по элективному курс, изданное в одном из ведущих издательств учебной литературы, то на основании этого учебного пособия он также составляет календарно-тематическое планирование с указанием в пояснительной записке, на основании чего оно составлено В этих случаях ни рецензированию, ни экспертизе программа не подвергается, а только рекомендуется для работы проблемной предметной лабораторией. Шаг 3.Если из-за отсутствия государственных программ элективных курсов учитель берёт за основу авторскую программу, опубликованную в предметных журналах или в журнале «Профильная школа», или составляет свою на основе имеющихся в его распоряжении материалов и с учётом запросов учащихся, то эта программа проходит процедуру экспертизы или рецензирования.. ^ В письме Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 13.11.2003 г. «Элективные курсы в профильном обучении» подчёркивается, «что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы … учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания». В письме Департамента образования и науки Кемеровской области № 2566/03 от 27.06.2007 подчёркивается, что «выбор элективных учебных предметов должен основываться на базе учебников, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и соответствовать стандартам общего образования, целям предпофильной подготовки и профильного обучения». ^ На сегодняшний день однозначно не отработана процедура утверждения элективных курсов. В нашей деятельности по экспертизе элективных курсов мы опираемся на методические рекомендации учёных Российского педагогического университета им. А.И.Герцена, созданные в рамках проекта «Дистанционная поддержка профильного обучения» (2006 год): 1.Уровень общеобразовательного учреждения (внутренний) I этап – Рассмотрение программ элективных курсов методическими объединениями учителей-предметников (ППЛ) или школьным методическим советом, которые выносят свое решение о соответствии программ существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразности их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование - на утверждение педагогическим советом школы (до 1 апреля). ^ (апрель). III этап- Утверждение списка программ элективных курсов, рекомендованных для прохождения экспертизы, на педагогическом совете школы (до 15 апреля). IV этап – Написание рецензий на программы элективных курсов учителями с высшей квалификационной категорией или руководителями ППЛ (методического совета) (до 1 мая) ^ - Утверждение программ элективных курсов на педагогическом совете (до 1 сентября) на основе рекомендаций муниципального экспертного совета. 2. Уровень муниципального органа управления образованием (внешний) Проведение экспертизы учебных программ элективных курсов на основе предоставленных рецензий из школ, а также рецензирование программ специалистами органов управления образованием, методистами районного методического кабинета, руководителями районных МО (до 1 июня). ^ Одним из важных шагов, предполагаемых экспертизой, является рецензирование элективных курсов специалистами на разных уровнях. Помещённые ниже материалы необходимы и составителям программ, и создателям рецензий на эти программы. ^ 1. На каком содержательном материале выстроен курс? 2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса …? 3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен? 4. Какие виды деятельности возможны …? 5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся? 6. Какова доля самостоятельности ученика? 7. Каковы критерии успешности? 8. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? 9. Какова форма итоговой отчетности? |
![]() | Концепция профильного обучения в старшей школе. Изучение предметов на академическом уровне должно обеспечить подготовку учащихся... | ![]() | Разработка учебного плана на I ступени обучения в соответствии с количеством учебных часов, отведенных на преподавание учебных предметов... |
![]() | В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков... | ![]() | Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... |
![]() | «Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин... | ![]() | «Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин... |
![]() | «Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин... | ![]() | Пожалуйста, отметьте соответствующие академические дисциплины, определенные в качестве приоритетных предметов для проектов по реформе... |
![]() | Реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования, программ специального (коррекционного) общеобразовательного... | ![]() | Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального... |