Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений




Скачать 100.21 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений
Дата публикации07.04.2013
Размер100.21 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Биология > Документы

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Кубанский государственный университет

Кафедра биологии и экологии растений



Рассмотрена на заседании кафедры


Протокол № 2 от 16 сентября 2005 г.

Заведующий кафедрой

Профессор Нагалевский В.Я.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРДИНАРНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ»
для студентов ОДО-II биологического факультета,

специализирующихся на кафедре биологии и экологии растений,

специальность 110901 – «Водные биоресурсы и аквакультура»

на 2005 – 2006 уч. гг.
(лекций – 36 ч., практических занятий – 36 ч., экзамен)

^

Утверждена на заседании

Учёного Совета биологического факультета


Протокол № _____ от «_____» __________ 2005 г.

Декан Нагалевский В.Я.




Краснодар 2005

Введение


Предмет, методы и задачи биологии и экологии. Связь экологии с другими биологическими дисциплинами. Системный подход в изучении живого. Уровни организации живой материи. Надорганизменные биологические и биокосные системы: популяции, сообщества, биогеоценозы, биосфера. Краткий очерк истории биологии и экологии. Значение работ Гумбольда А., Дарвина Ч., Геккеля Э. и др. Развитие биологии и экологии в России (Паллас, Рулье, Северцов и др.)………………………………………………………………………..………………………………... – 2 часа.
^ Тема 1. Экология особей. Среда и условия существования организмов

    1. Организм и условия его обитания. Представление об экологических факторах, их классификация. Экологическая пластичность. Экологическая ниша. Совместное действие экологических факторов. Закон минимума Либиха. Толерантность. Зоны оптимума и пессимума. Закон толерантности Шелфорда……………………………………………………………………………………….…………………... – 2 часа.

    2. Климат и среды обитания. Общая характеристика климата Земли. Мезоклиматы и микроклиматы. Горный мезоклимат. Микроклимат почвы и связанных с ней мест обитания. Климат и водная среда. Действие температур. Границы толерантности стеномерных и эвритермных видов. Морфологические, физиологические, экологические и этологические адаптации к крайним температурам. Правила Тиннемана, Аллена и Глобера…………………………..………………………………………………………...………. – 2 часа.

    3. Действие влаги. Классификация живых организмов в зависимости от их потребности в воде. Водный баланс организмов: источники получения и потери воды. Механизмы защиты организма от обезвоживания: уменьшение потери воды. Экологическая и этологическая адаптация. Действие света. Прямая и рассеянная радиация. Экологические группы растений по отношению к свету. С-4 растения. Биологические ритмы: сезонные, циркадные и лунные. Значение их в жизни живых организмов………………….. – 2 часа.

    4. Особенности действия абиотических факторов в водной среде. Физические и химические свойства воды. Действие отдельных факторов на водные организмы. Границы толерантности для некоторых водных организмов в условиях действия этих факторов. Физические факторы среды. Атмосферное электричество, шум, магнитное поле Земли и ионизирующее излучение. Действие этих факторов на живые организмы………………………………………………………………………………………………………….. – 2 часа.

    5. Наземно-воздушная среда жизни. Световой, водный режим. Географическая поясность и зональность. Физиологические адаптации организмов. Водная среда жизни. Экологические группы гидробионтов. Температура, плотность, световой режим, солёность, рН воды. Адаптации организмов к водной среде…………..…………………………………………………………………………………………...…... – 2 часа.

    6. Почва как среда жизни. Основные типы почв. Химизм почв. Влажность и аэрация. Экологические группы животных. Роль эдафических факторов в распределении растений и животных. Живые организмы как среда жизни. Классификация паразитов. Стационарный и временный паразитизм. Адаптации паразитов к жизни в теле растений и животных……………………………………………………………….. – 2 часа.

    7. Биотические факторы (зоогенные, фитогенные и антропогенные). Гомотипические и гетеротипические реакции. Жизненные формы организмов: растений и животных. Классификация Раункиера, Сукачёва и др…………………………………………………………………………………………………………. – 2 часа.


^ Тема 2. Экология популяций

Понятие о популяции для экологии, систематики и генетики. Признаки популяции: плотность, возрастной и половой состав, рождаемость, смертность, характер распределения в пределах территории. Генетические характеристики популяций: способность к адаптации, репродуктивная приспособленность и устойчивость. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения в популяциях, гомеостаз и экологические стратегии…...……………………….. – 2 часа.
^ Тема 3. Экология сообществ и экосистем

    1. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Состав биоценозов: автотрофы и гетеротрофы. Характер взаимосвязей в биоценозах: пространственные, пищевые, симбиотические, конкурентные и др. Классификация биоценозов. Биомы. ассоциации. синузии или микроассоциации. Яруса и другие более мелкие подразделения. Краевой эффект и понятие экотона, континуума. Разграничение биоценозов. Свойства биоценозов: обилие, частота, постоянство, доминирование, периодичность…………………... – 2 часа.

    2. Развитие биоценозов. Причины развития биоценозов: акция, реакция, коакция; климатические факторы; геологические факторы; геологические и эдафические факторы; биологические факторы. Структура сообществ. Пищевые цепи, их типы. Консорции наземных и водных биоценозов. Особенности взаимодействий между растениями и животными в наземных ценозах. Пищевые взаимоотношения между водными организмами. Сукцессии. серии. климакс…………………….………………………………………... – 2 часа.

    3. Биогеоценозы. Основные принципы функционирования биогеоценозов. Понятие об экосистемах. Трофические уровни. Трансформация энергии на различных трофических уровнях. Трофическая структура биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Экологические пирамиды биомасс, чисел, энергии. Продуктивность биоценозов. Первичная и вторичная продуктивность. Валовая и чистая первичная продуктивность……………………………………………………………………………………………..… – 2 часа.

    4. Особенности потока энергии и круговорота элементов в экосистемах различных водоёмов. Основные экологические группы организмов водных экосистем, их роль в продуцировании и потреблении органического вещества…………………………………………………………………………………………….. – 2 часа.


^ Тема 4. Учение о биосфере. Экологические основы охраны природы

    1. Определение понятия «биосфера». Границы. Составные части. Состав. Структура. Принципы функционирования биосферы. Значение работ Вернадского В.И. в разработке представлений о биосфере. Система: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. Роль живого вещества в биохимическом круговороте. Функции живого вещества: окислительно-восстановительная, концентрационная, газовая, биохимическая, антропогенная……………………………………………………………………………………………... – 2 часа.

    2. Задачи и проблемы охраны биосферы. Перспективы изменения биосферных процессов в связи с ростом народонаселения и избыточным поступлением антропогенной энергии. Загрязнение атмосферы. Характеристика качества и охрана атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы………………………………………………………………………………………………………..…. – 2 часа.

    3. Загрязнение почв. Химизация сельского хозяйства. Экологические последствия. Пестициды. Использование химических веществ в рыбном хозяйстве. Распространение токсических элементов. Меры химической гигиены Земли………………………………………………………………………………………. – 2 часа.

    4. Загрязнение водоёмов. Экологическое нормирование загрязнений гидросферы. Охрана и рациональное использование вод. Радиоактивное загрязнение. Пути распространения радиоактивных веществ, опасных для человека и животных; промышленные загрязнения биосферы……………………………… – 2 часа.

    5. Значение изучения природных и заповедных популяций. Роль заповедных участков как резерваторов генофондов. Стратегия охраны природы. Охрана природы в России: конституционные и законодательные акты. Всемирная стратегия охраны природы…………………………………………………………….– 2 часа.


Всего – 36 часов.
Рекомендуемая литература

  • Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.

  • Грин Н., Стаут У.., Тейлор Д. Биология. М., 1990.

  • Дажо Р. Основы экологии. М., 1975.

  • Израэль Ю.А. Экология и контроль природной среды. Л., 1984.

  • Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. Л., 1979.

  • Одум Ю. Экология. М., 1986.

  • Окружающая среда /Энциклопедический справочник по охране природы/. М., 1993.

  • Радкевич В.А. Экология. Минск, 1977.

  • Стадницкий Г.В. Экология. М., 1988.

  • Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. М., 1983.


Профессор

кафедры биологии и экологии растений Сергеева В.В.
^

Утверждён на заседании


кафедры биологии и экологии растений

Протокол № _____ от «_____» __________ 2005 г.

Заведующий кафедрой

Профессор Нагалевский В.Я.

^



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



лабораторных занятий
СПЕЦКУРСА «БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ»
для студентов ОДО-II биологического факультета,

специализирующихся по ботанике,

специальность 110901 – «Водные биоресурсы и аквакультура»

на 2005 – 2006 уч. гг.


п/п

Тема

Кол.

часов

1

История развития биологии и экологии. Предмет, методы и задачи экологии. Уровни организации живой материи. Надорганизменные биологические и биокосные системы

2

2

Организм и условия его обитания. Экологические факторы, их классификация. Законы Либиха и Шелфорда. Совместное действие экологических факторов

2

3

Абиотические факторы среды: температура, свет, влажность и др. Физические факторы среды: атмосферное электричество, шум, магнитное поле, ионизирующее излучение

2

4

Водная среда жизни. Экологические группы гидробионтов. Адаптации организмов к водной среде

2

5

Наземно-воздушная среда жизни. Географическая поясность и зональность. Физиологические адаптации организмов

2

6

Почва как среда жизни. Основные типы почв. Химизм почв. Экологические группы животных

2

7

Живые организмы как среда жизни. Классификация паразитов. Адаптации паразитов

2

8

Понятие популяции для экологии, систематики и генетики. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения в популяциях. Гомеостаз и экологические стратегии

2

9

Признаки популяции: плотность, возрастной и половой состав, рождаемость и смертность. Генетические характеристики популяций: способность к адаптации, репродуктивная приспособленность и устойчивость

2

10

Понятие о биоценозе. Классификация биоценозов. Краевой эффект, экотон. Свойства биоценозов: обилие, частота, доминирование и периодичность

2

11
^

Структура сообществ. Пищевые цепи. Смена биоценозов во времени (сукцессии). Понятие серии и климакса


2

12
^

Биогеоценозы и экосистемы. Биотический круговорот. Трофический уровень. Экологические пирамиды


2

13

Особенности состава, строения и функционирования водных экосистем. Круговорот веществ и использование энергии в водных экосистемах. Особенности потока энергии и круговорота элементов в экосистемах различных водоёмов

2

14

Учение о биосфере Вернадского В.И. Границы биосферы и составные части. Взаимосвязи и взаимодействия

2

15

Живое вещество биосферы, его функции. Роль антропогенного воздействия на биосферу. Ноосфера

2

16

Загрязнение вод, почв, атмосферы

2

17

Задачи и проблемы охраны природы. Пути охраны окружающей среды от загрязнения в условиях научно-технического прогресса. Рациональное использование природных ресурсов

2

18

Методы контроля за качеством окружающей среды

2

Всего


36


Рекомендуемая литература

  • Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.

  • Грин Н., Стаут У.., Тейлор Д. Биология. М., 1990.

  • Дажо Р. Основы экологии. М., 1975.

  • Израэль Ю.А. Экология и контроль природной среды. Л., 1984.

  • Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. Л., 1979.

  • Одум Ю. Экология. М., 1986.

  • Окружающая среда /Энциклопедический справочник по охране природы/. М., 1993.

  • Радкевич В.А. Экология. Минск, 1977.

  • Стадницкий Г.В. Экология. М., 1988.

  • Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. М., 1983.


Кандидат Профессор

кафедры биологии и экологии растений Сергеева В.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений iconНовосибирский государственный университет
Министерство образования и науки Российской Федерации новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра...

Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений iconРоссийской Федерации Тульский государственный университет кафедра...
Ознакомление с технологическим процессом и приобретение практических навыков лужения и пайки

Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений iconКнига (Яблоков А. В., Остроумов С. А. Охрана живой природы. М., 1983)...
«биология с основами экологии» для для студентов биологического факультета Кубанского гос университета, специализирующихся на кафедре...

Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений iconФилонов Алексей Борисович
Кубанский Государственный Технический Университет г. Краснодар – не полное высшее, факультет экономики; спец. Бух. Учет

Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений iconГбоу впо «Сургутский государственный университет хмао-югры» кафедра «управления персоналом»
Сургутский государственный университет был основан в 1993 году. Сегодня Сургу молодой, мобильный, развивающийся университет, который...

Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений iconМинистерство Образования Российской Федерации Карельский Государственный...
Характеристика показателей скоростно-силовой подготовленности баскетболистов 12 – 13 лет и школьников, не занимающихся спортом”

Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений iconКубанский государственный университет
Структура и динамика биржевой сети и биржевой торговли

Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений iconРоссийской Федерации Ульяновский государственный университет Юридический...
Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. 64

Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений iconН ижегородский государственный педагогический университет кафедра...
Нижегородский государственный педагогический университет, Главный корпус (Нижний Новгород, ул. Ульянова,1)

Российской Федерации Кубанский государственный университет Кафедра биологии и экологии растений iconРоссийской Федерации Тульский государственный университет кафедра...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница