Материнству нужно учиться




Скачать 152.15 Kb.
НазваниеМатеринству нужно учиться
страница1/2
Дата публикации05.06.2013
Размер152.15 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Биология > Документы
  1   2



Материнству нужно учиться


Беременность и роды скоротечны, самое главное начинается после того, как ребенок появится на свет. Именно здесь новоиспеченную маму ожидают трудности и к их преодолению надо готовиться во имя здоровья и счастья будущего ребенка.
Когда беременная ходит на курсы дородовой подготовки, ожидая первого ребенка, ей кажется, что когда родится малыш, она сделает для него все самое лучшее и он вырастет удивительным ребенком на гордость маме. Это же так просто, растить детей! Ведь для этого все есть – инстинктивные знания. Ведь все люди как-то выросли, значит, получится и у нее.

На практике, когда появляется младенец, женщина оказывается в растерянности – что бы она с ним не делала, он постоянно кричит, плохо набирает вес, травмирует соски, плохо спит, беспокоится, болеет, в общем – куча неприятностей. А еще раздражение, злость и паника. И уже это маленькое беспокойное существо воспринимается как тиран. И мама начинает думать: «Где же счастливое материнство? Как же женщины все это терпели? Родить второго ребенка – никогда! Материнство – это мука!» Такой вывод делает молодая мама.

Почему же у большинства современных женщин вместо счастливого материнства получается кошмар, о котором хочется забыть и никогда о нем больше не вспоминать? Неужели природа не позаботилась о том, чтобы человеку было удобно выращивать потомство? Может быть, что-то изменилось в нашей биологии? В чем причина?

Чтобы разобраться в том, когда же все началось и почему теперь выращивать детей стало так некомфортно и хлопотно, необходимо вернуться к истокам и понять, что представляет собой материнство. Материнство – это способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, женщине необходим материнский инстинкт, на основе которого формируется материнское поведение.

Многие мамы рассчитывают на то, что они вполне могут опираться только на материнский инстинкт, который у них обязательно обнаружится, а материнское поведение сформируется как-нибудь само собой. Причем материнским поведением современные женщины считают любые действия матери по отношению к ребенку. Однако на практике все оказывается не так легко и просто, как думают многие.
^ Как пробуждается материнский инстинкт.

Материнский инстинкт включается у женщины благодаря нормальным физиологическим родам. Поэтому в родах не должны применяться никакие препараты, роды должны проходить в привычной для женщины бытовой обстановке, роженица должна испытывать минимальные болевые ощущения, как и положено по физиологическим нормам. Если в родах возникает боль, значит, их ход нарушен, и они уже не соответствуют физиологической норме. Но и это еще не все. На включение материнского инстинкта влияет удобство позы во время рождения ребенка и правильно организованный телесный контакт матери и ребенка в течение первых нескольких часов после родов и многое другое. Нельзя не упомянуть о важности первого прикладывания к груди. Женщина должна приложить малыша к груди именно в тот момент, когда он будет готов к прикладыванию, а не в какое-либо другое время. Следует учесть, что при первом прикладывании младенец должен находиться у груди довольно продолжительное время. Если все моменты родов и первых часов после них были проведены в соответствии с биологической нормой, тогда можно с уверенностью сказать, что материнский инстинкт пробудился. К этому можно добавить, что роды в биологически ненормальной обстановке (роды в воду, роды в роддоме) в 100% случаев исключают пробуждение материнского инстинкта.

В этой связи можно вспомнить замечательную серию экспериментов, проведенных над животными. Козам и оленихам вводили разные препараты во время родов. Введение любого препарата вызывало ослабление материнского инстинкта у животных. Самыми пагубными оказались стимуляция и обезболиване – самки отказывались от своих детенышей. После эпидуральной анестезии самки не только уходили от своих детенышей, они даже пытались их убить, если экспериментаторы настойчиво предлагали им обратить внимание на собственное чадо.

Из этого можно сделать скромный вывод, что если женщине не повезло с организацией нормальных биологических родов, то она не может рассчитывать на материнский инстинкт. Он просто не имел возможности включиться. Зато она смело может рассчитывать на то, что ей все время придется бороться с желаем избавиться от собственного чада.
^ Можно ли положиться на материнский инстинкт?

Материнский инстинкт, на который рассчитывают будущие мамы, – замечательное качество, если конечно он имел возможность включиться. Однако, даже если он все-таки работает, без сформированного материнского поведения он почти бесполезен. Если бы для выращивания детей нужен был только инстинкт, то у женщин никогда не возникали многочисленные вопросы по уходу и воспитанию маленьких детей. Материнское поведение формируется только в результате обучения и наблюдения за действиями опытных матерей. Это давно и хорошо известный факт, который родители не хотят признавать. Материнская сноровка – качество, которое не дано женщине от природы. Оно приобретается в результате обучения и последующего накопления опыта в процессе постоянных тренировок.

Бесполезность материнского инстинкта при отсутствии материнского поведения хорошо видна на примере самок шимпанзе, выросших в неволе и никогда не наблюдавших за поведением матерей в природной стае. После родов такая самка берет своего детеныша и носится с ним по вольеру, не догадываясь даже о том, что давно пора перегрызть пуповину и отделить послед. Ни кормить грудью, ни обращаться с младенцем она не может, но ревностно его защищает. Ее инстинкт говорит только о том, что детеныша надо защищать, а что с ним делать он не знает. Работникам зоопарка приходится усыплять самку, чтобы забрать детеныша и спасти его от собственной мамаши.

Основой материнской сноровки является точное знание поведения ребенка и адекватное его толкование. Наверное, никто не будет спорить, что молодая мать, родившая первого ребенка, практически ничего не знает о его поведении, о значении тех или иных его проявлений и может толковать их неверно или неточно. Чтобы выяснить, в чем была причина того или иного поведения малыша ей потребуется множество проб и ошибок. Чтобы избежать пагубных заблуждений молодой матери необходима помощь и обучение у более опытной матери, искушенной в вопросах взращивания детей.

Процесс формирования материнского поведения легко прослеживается на приматах, которые обучаются уходу за своими малышами в процессе постоянного наблюдения за поведением опытных самок. Сотрудникам зоопарков очень хорошо известно, что не наблюдавшей за процессом выхаживания и кормления малыша обезьянке, не удается стать хорошей матерью. Поэтому в некоторых крупных зоопарках для обезьян, которые не жили в стае и не умеют обращаться со своими детьми, создали своеобразные «курсы дородовой подготовки». На большом экране им демонстрируют фильмы о поведении опытных мам в природной стае. Эффективность подобных «занятий» становится заметной, если обезьяна смотрела кино не менее трех месяцев.

Передавать полноценный материнский опыт может только та женщина, которую кто-то ввел в новую роль матери и обучил ее этому. Материнский опыт не может передавать медсестра из поликлиники или инструктор по плаванью и динамической гимнастике. Не может материнский опыт добываться женщиной самостоятельно в результате проб и ошибок или черпаться из книг и фильмов – такой опыт можно справедливо назвать необоснованным экспериментом над собственным ребенком. Даже если у матери 2-ой и даже 5-й ребенок, а ее никто ничему не обучал, она способна только повторять свои собственные ошибки.

Цену материнских ошибок при попытке самостоятельного постижения материнского искусства хорошо иллюстрирует следующий пример из жизни млекопитающих. Обратимся к наблюдениям кинологов. У собак не существует обучения материнскому поведению, как у приматов, поэтому первородящая мамаша может полагаться только на себя. Она осваивает материнское поведение на собственном опыте от помета к помету. Когда у собаки впервые появляются щенки она долго к ним приспосабливается и все время стремится спрятаться от них, перепоручив заботы о своих детях хозяйке. Ее реакцию на щенков можно выразить восклицанием "Боже, кто это!". К щенкам из второго помета она относится с большей заботой, как бы признавая, что это ее дети. Однако, она все равно стремится от них убежать и особой заботы не проявляет. В результате не все щенки из первых двух пометов выживают. Только к щенкам из третьего помета мамаша начинает проявлять трепетную заботу, поэтому выживаемость среди щенков из третьего помета выше, чем из первых двух. Следует отметить, что собаки могут себе позволить пожертвовать несколькими щенками ради процесса обучения, поскольку они щенятся не менее 1 раза в год и приносят по несколько щенков. Практически такая же история происходит у кошек, хомяков и других животных, где обучение материнскому поведению отсутствует. Таким образом, самостоятельно обучаясь ухаживать за детенышами, матери попросту жертвуют их жизнью. Эта трата биологически предусмотрена у тех видов, где материнскому поведению самке приходится учиться самостоятельно.

Человек относится к существам, которые нуждаются в обучении материнскому поведению и специальных знаниях о ребенке и его потребностях. Поэтому если женщина не позаботилась о том, чтобы приобрести знания и навыки обращения с младенцем от непосредственного носителя позитивного материнского опыта, она не может рассчитывать на то, что вырастит полноценного ребенка.

Обращаясь к вышесказанному, остается только спросить: неужели человек хуже обезьяны и меньше заботиться о благополучии своего ребенка? Тогда почему, он не считает нужным учиться уходу, позволяющему не травмировать собственное дитя?
^ Материнские навыки или чему учиться?

Материнское поведение не является абстрактным или произвольным набором действий матери по отношению к ребенку. Дело в том, что рост и развитие новорожденного, как, впрочем, и ребенка первых трех лет жизни тесно связаны с материнским поведением. Элементы материнского поведения определены генетически и передаются в процессе обучения от одной женщины к другой. Перечислим несколько элементов материнского поведения и проиллюстрируем их связь с развитием ребенка. Например:

  • прикладывание к груди и позы при кормлении грудью;

  • ношение ребенка на руках;

  • укачивание;

  • высаживание ребенка и т.д.

От прикладывания ребенка к груди, т.е. от качества его сосания зависит, как сформируется его нижняя челюсть. Немаловажно также и формирование прикуса, постановка нижней губы. Эти "мелочи" зависят как от качества, так и от продолжительности периода грудного вскармливания. Чтобы у ребенка прикус и нижняя челюсть сформировались правильно, он должен сосать не менее 2-х лет.

От способа ношения ребенка на руках и от продолжительности его пребывания на руках зависит рост скелета и развитие мышечного аппарата. Например, если мать носит ребенка на руках неправильно, то у него будет недостаточный мышечный тонус, отставание в моторном развитии и неправильное формирование изгибов позвоночника. Кроме того, у малыша будет неправильно расти тазобедренный сустав, что к 6 месяцам может закончиться лечением врожденного вывиха бедра и помещения ребенка в распорки. Это зависимость очень хорошо известно на примере африканских племен. Там женщины носят на себе детей так, как положено в природе, передавая это искусство от матери к дочери. Поэтому они в принципе не знают о таких явлениях, как "врожденный вывих бедра" и сколиоз.

Ношение ребенка на руках тесно связано с умением укачивать малыша. Ритмичное качания ребенка обеспечивает нормальное развитие вестибулярного аппарата, поэтому у детей, лишенных ношения на руках и укачивания, развитие внутреннего уха будет нарушено.

От умения матери высаживать ребенка и помогать ему отправлять естественные нужды зависит рост и развитие его половых органов и психосексуальное здоровье. Кроме того, этот материнский навык тесно связан с формированием и нормальной функцией почек и надпочечников. Если мать не умеет высаживать младенца, то развитие его половых органов и почек никогда не достигнет нормы. Физические же неблагополучия всегда влекут за собой неблагополучия психические, что всегда является трагедией.

Кроме отдельных конкретных действий матери имеет значение ее общая линия поведения, которая выражает ее материнскую надежность. Если мать не смогла своими действиями доказать ребенку свою материнскую надежность, свою способность быть матерью, она обязательно нарушит его социальную адаптацию. В результате мы никогда не сможем вырастить из младенца полноценного человека. Он будет склонен к криминальным поступкам и социально неадакватным действиям. Интересно, что при ошибках материнского поведения такие нарушения появляются уже к 2-3-хмесячному возрасту и исправить их бывает непросто. Нарушения, возникшие в раннем возрасте можно устранить сравнительно быстро, пусть и при значительных усилиях со стороны матери, но чем позже мать начинает исправлять свои ошибки, тем труднее они поддаются коррекции. Можно со смелостью утверждать, что ошибки материнского поведения, подлежат коррекции до исполнения ребенку 2 –2,5 лет, а далее они приобретают необратимые формы – что-то исправить еще можно, а чего-то уже не исправить никогда.

При ошибках материнского поведения нарушается развитие ребенка и в первую очередь страдает развитие его мозга и нервной системы. Следующими за головным мозгом принимают удар другие органы и системы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материнству нужно учиться iconУчиться, учиться, но чему именно?
В этом году Hansabanka стал единственным банком, получившим право выдавать студентам кредиты с государственным поручительством

Материнству нужно учиться iconХенрик Фексеус Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлять ими
Посвящается Эллиоту и Немо, моим детям, которые каждый день дают мне понять, как многому мне еще нужно учиться

Материнству нужно учиться iconПроект «Создание школьного музыкально – драматического театра»
Чтобы детям было интересно учиться, вовсе необязательно делать каждый урок занимательным, не нужно развлекать детей и придумывать...

Материнству нужно учиться iconКак построить и сохранить
Теоретические вопросы отношений между мужчинами и женщинами мы вкратце рассмотрели. Новичков отсылаю к уже опубликованным статьям:...

Материнству нужно учиться iconНикитина Алла Станиславовна
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний....

Материнству нужно учиться iconСл. 4 Нашу встречу я предлагаю начать с работы в группах, всего групп...
Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу...

Материнству нужно учиться iconКаякентский научно-методический центр о проблемах воспитания подрастающего...
Воспитание дело нелёгкое, ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться

Материнству нужно учиться iconЭто нужно не мёртвым это нужно живым!
Урок, посвящённый 65- летию освобождения Украины от немецко- фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны

Материнству нужно учиться icon22 августа 1939 года я впервые покидал отчий дом. Уезжал учиться...
Уезжал учиться в Омское военно-пехотное училище. Ни мои близкие, ни я тогда не предполагали, что расстаемся на долгие годы и многих...

Материнству нужно учиться iconВопросы Кураторы Афзалова Лилия
В сколько времени нужно, чтобы "проработать" этот первый этап и приступить к 1 импульсу? Как с ними работать? Достаточно ли просто...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница