Скачать 119.74 Kb.
|
Государственная (итоговая) аттестация по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Вариант 1118 Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа (A1 - А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. А1 Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? 1) семья, этнос 2) мораль, философия 3) свобода слова, неприкосновенность жилища 4) деньги, собственность А2. Социальные условия жизни влияют прежде всего на формирование у человека 1) наследственной предрасположенности 2) особенностей темперамента 3) внешней индивидуальности 4) качеств личности А3 Засушливое жаркое лето в регионе Z стало причиной лесных пожаров. Жители многих населённых пунктов были эвакуированы. Этот пример иллюстрирует прежде всего 1) воздействие природы на жизнь общества 2) нарушение правил поведения в лесу З) влияние культуры на жизнь общества 4) неустойчивость общественного развития А4 Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно. Б. Человеку, как и животным, свойственны социальные потребности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А5 По окончании 11 класса общеобразовательной школы Марианна поступила в колледж, чтобы получить профессию дизайнера. На какой ступени образования находится Марианна? 1) высшее профессиональное образование 2) полное общее образование 3) среднее профессиональное образование 4) основное общее образование А6 Верны ли следующие суждения о религии? А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил. Б.Религия объясняет принципы и механизмы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А7 В рыночной экономике, в отличие от командной, 1) принимаются государственные планы, обязательные для производителей 2) все рёшения по вопросам производства принимаются центральными органами управления экономикой 3) правительство разрабатывает государственный бюджет 4) решение о том, что производить, принимает производитель А8 Доход в денежной форме, получаемый наёмным работником за предоставление определённой трудовой услуги, называют 1) дивидендом 2) прибылью 3) зарплатой 4) стимулом А9 Работники машиностроительного комбината получают доходы от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данное предприятие? 1) кооперативную 2) индивидуальную частную 3) государственную 4) акционерную А10 Верны ли следующие суждения о налогах? А. Акциз — вид косвенного налога. Б. Подоходный налог взимается с промышленных предприятий. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А11 Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку? 1) горожане 2) христиане 3) офицеры 4) либералы А12 Родители заботятся о материальных условиях жизни ребёнка: качественном и своевременном питании, хорошей одежде и игрушках. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?
3) обретение детьми правоспособности 4) организацию хозяйственно-бытовой сферы А13 Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение всегда носит негативный характер. Б. К наиболее опасным формам отклоняющегося поведения относят преступные деяния. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А14 К демократической процедуре выборов относят 1) предоставление дополнительного голоса сотрудникам правоохранительных органов 2) свободное и добровольное участие в выборах 3) наличие образовательного ценза для избирателей 4) выдвижение на выборах одного, наиболее достойного кандидата А15 Производители детских товаров создали и зарегистрировали свою ассоциацию, которая выступает в защиту их интересов и предлагает правительству своё видение налогообложения малого предпринимательства и развития производства. Этот пример иллюстрирует
А16Верны ли следующие суждения о демократическом государстве? А. В демократическом государстве источником власти является народ. Б. Глава любого демократического государства избирается парламентом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А17 Гражданин Н. в нетрезвом виде в вагоне метро нецензурно выражался, пытался остановить поезд. Этот пример иллюстрирует административное правонарушение против 1) личности 2) порядка управления 3) общественного порядка 4) институтов государственной власти А18Право на труд относится к группе прав 1) политических 2) личных (гражданских) 3)социально-экономических 4) культурных А19. Совершеннолетние граждане обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа? 1) отсутствие собственного жилья 2) жених состоит в другом браке 3) несогласие родителей девушки 4) низкие доходы жениха и невесты А20 Верны ли следующие суждения о нормах права? А. Нормы права реже нуждаются в изменении, корректировке, чем моральные нормы. Б. Нормы права устанавливаются государством. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны ^ При выполнении заданий с кратким ответом (В1 В5) ответ необходимо записать в указанном в тексте задания месте. В1. На уроке обществознания учитель рассказывал учащимся о различных видах юридической ответственности. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
В2. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ ^
Б) общение с друзьями 2) социальные
Г) самосохранение Д) достижение карьерного роста Запишите в таблицу выбранные цифры. Ответ:
В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)В государстве Z периодически проводятся парламентские выборы, однако на них представлены только кандидаты от правящей партии. (Б)Вызывает опасение то, что в средствах массовой информации представлена только позиция правительства. (В)Вероятно, в стране Z установлен антидемократический режим. Определите, какие положения текста
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. Ответ:
Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4, В5. Социологические службы стран Z и Y провели опрос общественного мнения. Участвующим в опросе был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. В4. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ:____________________ В5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ:____________________ Часть 3 Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему. Прочтите текст и выполните задания С1—С6. Взаимная выгода есть основа любого добровольного обмена. Стороны соглашаются на обмен, рассчитывая на увеличение своего богатства. Торговля, под которой экономисты понимают всякий добровольный обмен, является производительной деятельностью: она позволяет каждой стороне получить больше того, что та имела. Есть три основные причины, по которым торговля продуктивна, т, е. увеличивает благосостояние людей. Торговля предоставляет товары и услуги в распоряжение тех, кто ценит их в наибольшей степени. Товар не обладает ценностью в силу своего существования: он становится богатством только в руках того, кто его ценит. Предпочтения, кругозор и цели людей весьма разнообразны, и товар, который практически ничего не стоит для одного, может стать драгоценностью для другого. Одновременно благодаря обмену возрастает благосостояние как участвующих в нём партнёров, так и страны в целом, поскольку товары перемещаются от людей, которые их ценят меньше, к тем, кто ценит их больше. Обмен позволяет торгующим партнерам выигрывать от специализации на производстве тех вещей, которые они делают лучше остальных. Специализация увеличивает совокупное производство. Ассоциации людей, регионы или целые страны способны производить больше, когда они специализируются на товарах и услугах, производимых ими с низкими издержками, а выручку от их продажи используют для покупки товаров, в производстве которых их затраты высоки. Экономисты называют этот принцип «законом сравнительного преимущества». Свободный обмен позволяет извлечь выгоду из разделения труда и массового производства. При отсутствии обмена производственная деятельность была бы ограничена натуральным хозяйством. Обмен даёт возможность осуществлять производственный процесс как последовательность независимых операций, что приводит к колоссальному росту производительности труда. Разделение труда позволяет людям извлекать выгоды из различий в их способностях и навыках, а работодателям — распределять задания между рабочими в соответствии с их квалификацией. Лишь при разделении труда становится возможным применение сложных, требующих массового производства технологий, немыслимых в условиях натурального хозяйства. (Р. Строуп, Дж. Гвартни) С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. С2 Что авторы называют торговлей? Какова основная цель торговли? Что выступает противоположностью обмена? СЗ Какие три причины, способствующие продуктивности торговли, рассмотрены авторами? С4 Как авторы объясняют сущность «закона сравнительного преимущества»? Проиллюстрируйте двумя примерами действие этого закона. С5 В современной экономике углубляется разделение труда. В чём преимущества и опасности этого процесса? Используя обществоведческие знания, укажите два преимущества и две опасности. С6 Существует мнение, что активная торговля необходима для благополучия государства. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение этого мнения. |
![]() | Основной смысл маркетинга заключается в том, чтобы производить только то, что будет продаваться и покупаться, и не производить то,... | ![]() | Взаимосвязь проблем. Что производить? Как эти продукты и услуги производить? Для кого производить? |
![]() | Главные вопросы экономики – что производить? Как производить? Для кого производить? | ![]() | Все технические данные, приведенные в настоящем руководстве, не имеют обязательной силы и могут быть изменены производителем без... |
![]() | Компания «эггер» – крупнейший производитель мебельной продукции – принимает участие в международной выставке «Мебель-2011». Следуя... | ![]() | |
![]() | Ооо «никс» принимает на себя обязательства о том, что данная коммерческая информация, полученная в рамках данного документа, является... | ![]() | Безопасная эксплуатация заключается в том, что если вы выберете сечение не соответствующее его токовым нагрузкам, то это приведет... |
![]() | Вопросы что, как и для чего (кого) производить решались, исходя из народных обычаев | ![]() | Вас оптимальное решение связи. Мы уверенны в том, что в мире не бывает ничего одинакового, именно поэтому, уделяем особое внимание... |