Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа




Скачать 52.45 Kb.
НазваниеТ ема 2 основы теории спроса и предложения программа
Дата публикации19.08.2013
Размер52.45 Kb.
ТипПрограмма
www.vbibl.ru > Экономика > Программа
Тема 2 ОСНОВЫ

ТЕОРИИ

СПРОСА

И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Программа

Спрос и его выражение. Функция спроса. Факторы, влияющие на спрос. Заменяющие и дополняющие блага. Закон спроса. Шкала спроса и кривая спроса. Изменение величины спроса и движение вдоль кривой спроса. Изменение функции спроса и сдвиги кривой спроса.


Предложение и его выражение. Функция предложения. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения. Шкала предложения и кривая предложения. Изменение величины предложения и перемещение вдоль кривой предложения. Изменение функции предложения и сдвиги кривой предложения.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество.

Экономическая динамика и сравнительная статика. Конкуренция покупателей и продавцов и механизм установления рыночного равновесия. Избыточный объем спроса и дефицит. Избыточный объем предложения и избыток. Процедура «нащупывания» равновесия и паутинообразная модель.

Государственное регулирование рыночных процессов и его инструменты. Налоги и субсидии и их влияние на рыночное равновесие. Регулирование цен посредством установления «потолка» и «пола» цены и его последствия. Общие последствия административного контроля над ценами.

^ Основные понятия

Взаимодополняемые (комплементарные) товары – это товары, которые используются потребителем обязательно одновременно. Два товара являются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них понижает объем спроса на другой.

^ Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) – товары, способные удовлетворять одни и те же потребности. Два товара являются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них приводит к росту спроса на другой при любом уровне цен.

^ Закон предложения – зависимость, свидетельствующая о том, что чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести товар и предложить его на продажу (при прочих равных условиях).

^ Закон спроса – зависимость, свидетельствующая о том, что чем ниже цена товара, тем больше то его количество, которое покупатели хотят и могут приобрести (при прочих равных условиях).

^ Избыточное предложение (излишек). Возникает при цене выше равновесной. Если на рынке по каким-то причинам товар продается по цене выше равновесной, то продавцы готовы поставить на рынок больше товара, чем его могут купить потребители.

^ Избыточный спрос (дефицит). Возникает при цене ниже равновесной. Если на рынке по каким-то причинам товар продается по цене ниже равновесной, покупатели готовы купить большее количество товара, чем продавцы могут поставить на рынок.

^ Изменение объема предложения – изменение количества товара, предлагаемого для продажи, в ответ на изменение цены (при прочих равных условиях).

Изменение объема спроса – изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить в ответ на изменение цены (при прочих равных условиях).

^ Изменение предложения – изменение характера зависимости между ценой и количеством товара, предлагаемого для продажи. Это движение всей кривой предложения, обусловленное изменением других (неценовых) факторов, влияющих на предложение.

^ Изменение спроса (изменение характера спроса) – изменение характера зависимости между ценой и количеством покупаемого товара. Это движение всей кривой спроса, обусловленное изменением других (неценовых) факторов, влияющих на спрос.

^ Кривая предложения – график, показывающий отношение между ценой и объемом предложения за некоторый период.

Кривая спроса – графическое изображение закона спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и тем его количеством, которое покупатели хотят и могут купить.

^ Объем (величина) предложения – количество товара, соответствующее каждой цене в таблице предложения.

Объем (величина) спроса – количество товара, которое потребители покупают по некоторой цене (при прочих равных условиях).

Предложение – отношение между ценой товара и тем его количеством, которое продавцы желают и в состоянии продавать.

Равновесие – такой баланс сил, при котором переменные, объясняющие модель, не увеличиваются и не уменьшаются.

^ Равновесная цена – цена, при которой покупатели готовы и могут купить ровно такое же количество товара, которое способны предложить продавцы.

Равновесный объем – такой объем товара, который соответствует желанию и возможности покупателей его приобрести, а продавцов предложить его для продажи на рынке при определенной цене, являющейся равновесной.

^ Рыночное равновесие – состояние взаимодействия спроса и предложения, при котором нет тенденции к изменению цены и количества товаров, обменивающихся на рынке. Если рынок находится в равновесии, то цена товара на этом рынке такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с тем его количеством, которое продавцы хотят предложить для продажи.

^ Спрос – отношение между ценой товара и тем его количеством, которое покупатели желают и в состоянии приобрести.

Сравнительный статический анализ – совокупность логических методов, с помощью которых прослеживается воздействие экономических условий на равновесное значение цены и объема в модели рыночного равновесия.

^ Таблица предложения – табличный способ выражения зависимости между ценой и количеством товара, которое продавцы хотят продать за определенный период времени.

Таблица спроса – таблица, показывающая, как изменяется количество товара, которое потребители покупают в течение определенного периода времени, при изменении цены его.
^

Вопросы для обсуждения


  1. Рыночные операции. Спрос и предложение.

  2. Рыночное равновесие и его характеристики.

  3. Изменения в рыночном равновесии. Влияние экономической политики правительства на равновесную цену и равновесный объем.
^

Проблемы и упражнения


  1. В чем разница между изменением спроса (предложения) и изменением величины спроса (предложения)? Покажите это на графике.

  2. Предположим, что кофе является заменителем чая для потребителя, а сливки дополняют чай в потреблении.

Что произойдет с ценой на сливки, если государство установит верхний предел цены на чай? Поясните свой ответ на графике.

Что произойдет с ценой на кофе, если государство установит верхний предел цены на чай? Поясните свой ответ на графике.

  1. Как известно, существуют большие сезонные колебания в потреблении некоторых благ, например, фруктов или квартир (коттеджей) в зонах отдыха. Объясните, почему цены фруктов в период наибольшего потребления снижаются, а цены сдаваемого внаем жилья растут.

  2. Предположим, что правительство реализует программу поддержания цен на рынке кукурузы.

Какое влияние окажет эта программа на равновесную цену и равновесное количество говядины, учитывая, что кукуруза – один из основных кормовых продуктов в скотоводстве?




Темы для рефератов и дискуссий

  1. Влияние налогов на рыночное равновесие.

  2. Влияние квот и тарифов на характер конкуренции.

  3. Методы неценового нормирования и его последствия.

  4. Методы государственного регулирования цен и его последствия.


Литература

  1. Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов / Пер. с англ.; Под ред. Н. Л. Фроловой. М., 1997. С. 15–34.

  2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. М., 1999. С. 24–44.

  3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. 2 изд., изм. М., 2001. С. 80–95.

  4. Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика / Пер. с англ. М., 2000. С. 37–76.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа iconКонтрольная работа По курсу: Экономика. Зачетная книжка
Тема №12: Закон спроса и предложения. Равновесная цена. Функции равновесной цены. Изменения равновесия при изменении спроса и предложения....

Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа iconТитульный лист
Анализ интересов инвесторов, изучение спроса на финансовые продукты, выявление областей несовпадения спроса и предложения

Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа iconЗакон спроса. Кривая спроса, изменения в спросе
Ординалистский вариант теории полезности (бюджетное ограничение, кривые безразличия, равновесие потребителя)

Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа iconСпроса и конъюнктуры рынка
Одновременно они должны знать состояние всей отрасли в целом, динамику спроса и предложения по всем товарам и услугам есть в данной...

Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа icon«опд. Ф. 06 Основы теории управления»
Учебная дисциплина «Основы теории управления» реализует требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа iconУрок №7
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса

Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа iconА. Н. Туполева в. А. Михайлов основы теории цепей
Михайлов В. А. Основы теории цепей: Учебное пособие по практическим занятиям. /Под ред. Е. Ф. Базлова. Казань: Изд-во Казан гос....

Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа iconПрограмма маркетинга в хозяйственной деятельности предприятия, её...
Российская экономика развивается, опираясь на требования и принципы современной рыночной экономики – саморегулирующегося механизма,...

Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа iconПриложения
По мере реализации возможностей, таящихся в применяемой базисной технологии, серия улучшений наталкивается на пределы со стороны...

Т ема 2 основы теории спроса и предложения программа iconПрограмма и методические материалы освоения дисциплины : «Изучение и прогнозирование спроса»
Разовский Ю. В. «Познавая будущее». Программа и методические материалы освоения дисциплины: «Изучение и прогнозирование спроса» для...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница