Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации»




НазваниеМетодические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации»
страница1/10
Дата публикации15.03.2013
Размер0.76 Mb.
ТипМетодические указания
www.vbibl.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ФГОУ СПО «Волоколамский колледж права, экономики и безопасности»

Методические указания и контрольные задания

по дисциплине «Экономика организации» для студентов - заочников специальности 080114

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Волоколамск 2011 год

Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине

« Экономика организации» по

специальности 080114 Экономика и бухгалтерский

учет (по отраслям) (авт. Бикаева В.Г. 2011 год)

Составитель: В.Г.Бикаева - преподаватель экономических дисциплин ФГОУ СПО «Волоколамский колледж права, экономики и безопасности»

Рецензенты: Б.В.Фокина, Е.Е.Соколова, Э.М.Галстян - преподаватели экономических дисциплин ФГОУ СПО «Волоколамский колледж права, экономики и безопасности»


Введение

При подготовке специалистов в современных условиях делается акцент на формирование общих и профессиональных (специальных) компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

^ Общие компетенции решают общие для различных профессиональных областей задачи, связанные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотрудничать, работать с информацией и т.д., например, умение учиться, сотрудничать и работать в команде, решать проблемы, предупреждать организационно-творческие и поведенческие конфликты и т.д.

^ Профессиональные компетенции относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности и представляют собой готовность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных задач, например, для бухгалтера, специалиста по налогообложению - документировать хозяйственные операции и вести бухгалтерский учет имущества организации, источников его формирования; составлять и использовать бухгалтерскую отчетность; проводить расчеты с бюджетом, различными организациями, внебюджетными фондами; выполнять работы по проведению и учету инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации; осуществлять налоговый учет и налоговое планирование.

С позиций работодателя, компетенция – это соответствие работника занимаемой должности, требованиям рабочего места, и он предпочтет работника, готового к освоению новых профессиональных умений, работающего целенаправленно на получение результата.

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Она может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области экономики и бухгалтерского учета различных отраслей при наличии среднего (полного) общего образования.

Учебная дисциплина «Экономика организации» входит в общепрофессиональный цикл. Она связана с дисциплинами «Основы экономики», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Статистика», «Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и др.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен

уметь:

- определять организационно-правовые формы организаций;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

- рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен

знать:

- сущность организации как основного звена экономики отраслей;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

- методы оценки эффективности их использования,

- организацию производственного и технологического процессов;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их

эффективного использования;

- способы экономии ресурсов, в т.ч. основные энергосберегающие технологии;

- механизмы ценообразования;

- формы оплаты труда;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.

Методические указания составлены с целью облегчения самостоятельного изучения предмета. По каждой теме дисциплины методические указания содержат:

  • требования к знаниям, умениям и навыкам студентов;

  • дидактические единицы;

  • методические указания по изучению темы и выполнению контрольных заданий;

  • вопросы для самоконтроля для оценки степени усвоения темы;

Рекомендуются используемые источники теоретического изучения.

Для текущего контроля самостоятельной работы студентов предусмотрено:

1. проведений консультаций (по учебному плану);

2. выполнение контрольной работы по курсу «Экономика организации».

Итоговым контролем знаний студентов является экзамен.
1. Содержание и методические указания по изучению программы

Введение. Предмет, методы, связь с дисциплинами, значение в практической деятельности.

Студент должен

иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности;

знать:

- предмет изучения макроэкономики и микроэкономики.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

Методические указания. Изучая данную тему, студент должен познакомиться с содержанием дисциплины, связи с другими дисциплинами и роли в процессе подготовки к профессиональной деятельности.

Предметом дисциплины «Экономика организации» является экономическая деятельность организаций, состав ресурсов, необходимых для осуществления этой деятельности, источники формирования ресурсов, экономические показатели деятельности организации и методы их оценки.
^ Вопросы для самоконтроля:


  1. Каково происхождение термина «экономика» и его современное значение?

  2. Какова цель изучения дисциплины «Экономика организации», и с какими предметами она связана?

  3. Что является предметом изучения данной дисциплины?

  4. Какова роль дисциплины в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности?



Литература: Конспект лекций.


Раздел 1. Организация – основное звено экономики отрасли

Тема 1.1. Отраслевые особенности организации в рыночной экономике

Студент должен

знать: - основные аспекты развития отрасли, организации (предприятия);

- факторы, влияющие на отраслевую структуру экономики;

- показатели, характеризующие отраслевую структуру экономики;

- основные признаки организации и классификацию.




Основные принципы построения экономической системы организации. Предпринимательство – составная часть рыночной экономики, состав участников предпринимательской деятельности в России.

Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике, основные признаки организации. Классификация организаций по различным признакам.
Методические указания. Изучая данную тему, студент должен иметь представление о типах экономических систем и основных принципах их построения, а также об особенностях перехода России к рыночной экономике.

Предприятие – это субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнении работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

^ Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое экономическая система? Какие различают типы экономических систем и какими признаками обладает каждый тип?

  2. Какие существуют основные принципы построения экономической системы?

  3. Что понимается под «организацией (предприятием)»?

  4. Какую роль играют предприятия в экономике страны?

  5. Почему при плановой экономике предприятия не могли работать эффективно?

  6. Почему рынок создает более благоприятные условия для работы предприятия?

  7. Какие показатели характеризуют отраслевую структуру, и какие факторы на нее влияют?

  8. Какими признаками обладают юридические лица?

  9. По каким признакам классифицируются организации?

Литература: 1.Л-9, стр.6-33. 2. Конспект лекций.


Тема 1.2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий)

Студент должен

знать:

- организационно-правовые формы организаций (предприятий)

- ассоциативные формы предпринимательства.

уметь:

- составить сравнительную таблицу предприятий различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности по определенным признакам.
Классификация предприятий по организационно-правовым формам.

Основные характеристики и принципы функционирования, достоинства и недостатки. Основные отличия по ряду признаков.

Характеристика ассоциативных (кооперативных) форм предпринимательства и некоммерческих организаций
Методические указания. Изучая данную тему, студент должен различать следующие организационно-правовые формы хозяйствования предприятий:

- хозяйственные товарищества - полные и товарищества на вере;

- хозяйственные общества - с ограниченной и дополнительной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества;

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Студент должен определять основные отличия данных форм по ряду признаков:

  • управление предприятием;

  • порядок формирования уставного капитала;

  • источники формирования имуществом;

  • порядок распределения финансового результата;

  • пределы имущественной ответственности.

А также знать примеры предприятий на практике.

Вопросы для самоконтроля:


  1. Какие различают организационно-правовые формы хозяйствования предприятий в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации?

  2. Какая организационно-правовая форма хозяйствования получила наиболее широкое распространение в мире?

  3. Какие Вы знаете интеграционные формы организаций?

Литература: 1. Л.9, стр.41-57. 2. Гражданский Кодекс РФ.

3.Конспект лекций.


Тема 1.3. Производственная структура организации
Студент должен

знать: - производственную структуру организации;

- типы производства;

- структуру производственного и технологического процессов и циклов;

- сущность технической подготовки;

- понятие качества продукции;

уметь:

- рассчитывать длительность производственного цикла.
Производственная структура организации (предприятия) и ее элементы, совершенствование производственной структуры в условиях рынка.

Типы организации производства: единичное, серийное, массовое.

Производственный процесс: понятие, содержание, структура.

Производственный цикл, его структура, длительность и пути его сокращения.

Понятие качества и конкурентоспособности продукции.
Методические указания. Изучая данную тему, студент должен знать, что производственная структура предприятия — это совокупность производственных подразделений (цехов, участков, рабочих мест), их взаимосвязь и размещение в соответствии с технологическим (производственным) процессом. Существующие типы организации производств - единичное, серийное и массовое существенно отличаются друг от друга.

^ Производственный процесс – это процесс воспроизводства экономических благ, совокупность действий персонала предприятия, в результате которых исходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию.

^ Производственным циклом является промежуток времени от момента запуска изделия в производство до момента полного его изготовления, комплектации, приемки и сдачи на склад. Длительность производственного цикла рассчитывается по формуле: Тц =(Т тех+ Т всп) + Т ест + Т пер; где: Т тех - время технологических операций по изготовлению изделий; Т всп - на выполнение вспомогательных операций; Т ест - время естественных процессов - сушка, остывание, окисление; Т пер - время перерывов - пролеживание на складе, в ожидании обработки.

Вопросы самоконтроля.

1. Дать определения главным элементам, составляющим производственную структуру?

2. Назовите отличительные особенности единичного, серийного и массового производств.

3. Что такое производственный процесс?

4. Что составляет содержание технологического процесса?

5. По каким признакам классифицируются технологические процессы?

6. Какие формы организации производства вы знаете?

7. Что такое производственный цикл? 8. Из каких элементов складывается длительность производственного цикла?

9. Назовите факторы, влияющие на сокращение длительности производственного цикла.

11. Для чего необходима конкурентоспособность продукции в условиях рынка?

Литература: 1. Л.8, стр.36-38. 2. Конспект лекций.

Раздел 2. Материально-техническая база организации (предприятия)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации» iconМетодические указания и контрольные задания к выполнению контрольных...
В методических указаниях приведены программа изучения курса, контрольные вопросы, контрольные задания и методические указания по...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации» iconЭкономика отрасли
В методических указаниях приведены контрольные вопросы, контрольные задания и методические указания по решению отдельных задач

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов...
В методических указаниях приведены контрольные вопросы к изучению отдельных тем курса, контрольные задания и методические рекомендации...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов...
В методических указаниях приведены контрольные вопросы к изучению отдельных тем курса, контрольные задания и методические рекомендации...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности...
Функционально-стоимостной анализ: методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации» iconПрограмма, методические указания и контрольные задания для студентов...
Программа, методические указания и контрольные задания составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации» iconМетодические указания и контрольные задания к выполнению контрольных...
История развития бухгалтерского учёта, анализа и аудита : методические указания и контрольные задания для студентов специальности...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации» iconМетодические указания, программа и контрольные задания для студентов...
Математика. Экономико-математические модели : программа, методические указания и контрольные задания для студентов 4 – 5-го курсов...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономика организации» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности...
Экономика отрасли: методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-50 01 02 “Конструирование и технология...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница