Скачать 4.45 Mb.
|
НОУ ВПО «Московский институт рекламы, туризма, шоу-бизнеса.» Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования в учебном процессе студентами МИРТШБ. Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), ЗАПРЕЩЕНО В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебное пособие ББК 65.290-5-21я73 Д 73 Реце н з енты: Доктор технических наук, профессор, и.о. директора филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства В.И. Чернецов Кандидат технических наук, доцент, декан факультета экономики и управления Пензенского технологического института В.М. Фролов Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Д 73 Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2007. 189 с., 36 ил., 5 табл., библиогр. 13 назв. Учебное пособие представляет собой краткое изложение курса по управлению инновациями на предприятии. Содержит основные понятия инновационного менеджмента, классификацию инноваций, описание рынков инновационной деятельности, технологию управления инновационным процессом, методы экспертизы и оценки рисков и эффективности инновационных проектов, методы активизации творчества. Основной упор сделан на управление инновациями посредством разработки и реализации инновационных проектов. В пособии отражены также вопросы управления научно-исследовательской деятельностью на предприятии. Пособие предназначено для предпринимателей, работающих в сфере малого инновационного бизнеса, менеджеров, управляющих инновационными процессами на предприятиях, студентов, изучающих вопросы управления инновациями. ББК 65.290-5-21я73 Издательство Пензенского государственного университета, 2003 В.Д., Дорофеев В.Д., В.А. Дресвянников, 2003 3 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 6 Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 8 1.1. Новизна как главный фактор конкурентных преимуществ фирмы............ 8 1.2. Инновация и инновационный процесс ........................................................ 10 1.3. Основные понятия инновационного процесса............................................ 12 1.4. Виды инновационного процесса ............................................................... 13 1.5. Субъекты инновационной деятельности ..................................................... 14 1.6. Классификация инноваций............................................................................ 16 1.6.1. Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны......................................................................................................................................17 1.6.2. Классификация с учетом сфер деятельности организации .........................................19 1.6.3. Классификация инноваций в зависимости от характера использования...................19 1.6.4. Классификация инноваций по иерархическим уровням организации.......................20 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ...................................................................................................21 ^ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ 23 2.1. Источники инновационных идей ................................................................. 23 2.2. Оценка инновационного потенциала организации .................................... 28 2.3. Оценка целесообразности проведения инноваций..................................... 29 2.4. Обзор методов исследования и анализа источников инноваций.............. 33 2.4.1. Теория больших циклов хозяйственной конъюнктуры...............................................33 2.4.2. Методы выявления тенденций технического прогресса .............................................35 2.4.3. Метод анализа жизненных циклов объектов................................................................35 2.4.4. Метод анализа проблем организации............................................................................37 2.4.5. Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).................................................39 2.4.6. Метод анализа бизнес-процессов...................................................................................45 2.5. Разработка инновационных стратегий......................................................... 50 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ...................................................................................................53 ^ ПРОСТРАНСТВЕ 55 3.1. Жизненный цикл инноваций (фазы инновационного процесса) .............. 55 3.1.1. Экономические расчеты прибыльности и длительности инновационного процесса.....................................................................................................................................62 3.2. Три рынка инновационной деятельности.................................................... 65 3.2.1. Рынок интеллектуального продукта (инвенций и новаций) .......................................66 3.2.2. Рынок инноваций.............................................................................................................73 3.2.3. Рынок капитала (инвестиций) ........................................................................................74 3.3. Государственная политика в инновационной деятельности ..................... 81 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ...................................................................................................85 4 Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ^ 4.1. Проектирование и планирование нововведений ........................................ 87 4.1.1. Инновационный проект ..................................................................................................87 4.1.2. Научно-исследовательский проект................................................................................88 4.1.3. Технический проект ........................................................................................................89 4.1.4. Управление инновационным проектом.........................................................................93 4.2. Инновационный план..................................................................................... 97 4.2.1. Продуктово-тематическое планирование .....................................................................97 4.2.2. Программно-целевое планирование ..............................................................................98 4.2.3. Объемно-календарное планирование ..........................................................................102 4.2.4. Нормирование труда .....................................................................................................105 4.3. Управление затратами и ценообразованием в инновационной деятельности ........................................................................................................ 106 4.3.1. Цели и задачи управления затратами ..........................................................................106 4.3.2. Факторы, влияющие на величину затрат ....................................................................109 4.3.3. Методы расчета бюджета НИОКР...............................................................................111 4.3.4. Управление инновационными затратами....................................................................112 4.3.5. Определение цены на инновационную продукцию...................................................116 4.3.6. Методы прогнозирования себестоимости нового изделия........................................118 4.4. Организация инновационной деятельности.............................................. 120 4.4.1. Некоторые особенности системы управления инновациями....................................121 4.4.2. Построение организационных структур научно-исследовательских и проектных работ ......................................................................................................................122 4.4.3. Специальные организационные структуры в инновационной деятельности..........128 4.5. Координация инновационной деятельности ............................................. 134 4.6. Контроль в инновационной деятельности................................................. 135 4.7. Управление персоналом в инновационной деятельности ....................... 138 4.7.1 Состав персонала............................................................................................................138 4.7.2 Значение и основные вопросы кадрового планирования ...........................................139 4.7.3 Системы кадровой работы.............................................................................................140 4.7.4 Учет личностных и творческих аспектов в кадровом планировании .......................142 4.8. Система мотивации...................................................................................... 145 4. 8.1 Преодоление сопротивления переменам.....................................................................146 4.8.2 Штатно – окладная система оплаты труда...................................................................151 4.8.3 Контрактная система найма работников......................................................................152 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.................................................................................................153 ^ 5.1. Экспертиза инновационных проектов ....................................................... 155 5.2. Проблема риска в инновационной деятельности ..................................... 163 5.2.1. Виды рисков. Методы оценки рисков .........................................................................163 5.2. 2. Методы уменьшения риска .........................................................................................166 5.3. Общая оценка эффективности инновационной деятельности ................ 168 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.................................................................................................170 5 ^ ТВОРЧЕСТВА 171 6.1. Получение научного знания........................................................................ 171 6.2. Методы научных исследований.................................................................. 173 6.3. Философия и психология проектирования................................................ 176 6.4. Управление творческими процессами ....................................................... 178 6.4.1. Классификация методов творческого мышления.......................................................178 6.4.2. Общая технология творческого процесса ...................................................................179 6.4.3. Приемы и методы мышления.......................................................................................181 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.................................................................................................189 ^ 6 ПРЕДИСЛОВИЕ В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы. Для управления инновационной деятельностью необходимо привлекать менеджеров, имеющих комплексное образование, хорошо знающих предметную область инноваций, умеющих решать технические и производственные вопросы с учетом экономической целесообразности, коммерческой выгоды. Такие руководители могут управлять как отдельными этапами инновационной деятельности – научными исследованиями, проектированием новых объектов и процессов, внедрением новых технологий, освоением новых изделий и их сбытом, так и обеспечивать согласованность, непрерывность, динамику инновационной деятельности предприятия на всем ее протяжении – от идеи до реализованного материального продукта. Управление инновационной деятельностью имеет особенности по сравнению с традиционной, рутинной. Прежде всего, это обусловлено наличием научно-исследовательских и проектных работ. Управление научными коллективами и коллективами высокопрофессиональных разработчиков предъявляет специфические требования к менеджеру. Это связано с самим характером научных работ, с социально- психологическими особенностями научных коллективов, с важностью учета личностной составляющей в результате научного труда, с непредсказуемостью этих результатов и т.д. Отсюда следуют отличительные особенности управления научным коллективом в организации рабочего дня, системы мотивации, контроля, коммуникаций, в подборе персонала и формировании трудового коллектива, обучении и повышении квалификации, организации рабочих процессов, использовании того или иного стиля управления. Другой особенностью инновационной деятельности по сравнению с традиционной является ее рискованность. На любом этапе создания новых потребительских продуктов и образцов техники возможно появление неожидаемых, не видимых ранее проблем, которые могут привести к 7 нарушению сроков, перерасходу ресурсов, к недостижению запланированных целей или даже к закрытию инновационного проекта. Таким образом, от менеджера по инновациям требуется умение стратегически мыслить, творчески решать нестандартные проблемы, находить возможности для мобилизации сил и ресурсов с тем, чтобы довести инновационный процесс до конца и получить положительный результат. Кроме того, инновационная деятельность требует от менеджера умения создать определенную инфраструктуру, без которой невозможно создание нового. Эти и другие особенности управления инновациями обуславливают выделение инновационного менеджмента в самостоятельную дисциплину, изучение которой поможет сформировать особый тип менеджеров - менеджеры по инновациям. Представленное учебное пособие направлено на достижение этой цели. 8 |
![]() | Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено | ![]() | Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |
![]() | Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено | ![]() | Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |
![]() | Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено | ![]() | Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |
![]() | Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено | ![]() | Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |
![]() | Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено | ![]() | Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |