Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ




НазваниеСущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ
страница1/4
Дата публикации25.03.2013
Размер0.66 Mb.
ТипРеферат
www.vbibl.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….2

Глава 1. Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ………………………..………………………………..4

    1. Экономическая сущность, назначение и состав региональных финансов ………………………………………………………………………….4

    2. Организационно-правовые основы региональных бюджетов ….9

    3. Особенности управления региональными финансами.…………15

Глава 2. Анализ динамики бюджета Тульской области на 2009-2012 годы……………………………………………………………………………….21

2.1. Анализ и оценка динамики доходов бюджета ……………………21

2.2. Анализ и оценка динамики расходов бюджета……………………26

2.3. Дефицит регионального бюджета …………………………….……30

Глава 3. Перспективы развития региональных бюджетов на примере Тульской области………………………………………………………………...34

3.1. Основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики в регионе………..………………………………………34

3.2. Внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области………………………………………………….37

Заключение………………………………………………………………..44

Список литературы…………………………………..…………….……..47

Приложения……………………………………………………………….51

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе в Российской Федерации повышается роль региональных органов власти. Выполнение возложенных на территориальные органы власти функций по обеспечению населения жилищно-коммунальными и социально-культурными услугами зависит от уровня развития их финансовой базы.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что вопрос состояния территориальных финансов затрагивает прежде всего интересы населения страны и поэтому является не локальным, а общегосударственным. Изучение территориальных финансов, знание проблем в этой области помогает их решению, укреплению на этой основе региональной экономики, а значит, и поступательному развитию экономических и социальных процессов в стране.

Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.

  • Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.

  • Выявить особенности управления региональными финансами.

  • Провести анализ динамики бюджета Тульской области на 2009-2012 гг. для оценки состояния бюджетного процесса на региональном уровне.

  • Охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики Тульской области .

  • Раскрыть особенности внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области.

Объект исследования – региональные финансы.

Предметом исследования является организация системы региональных финансов на примере Тульской области и основные направления их совершенствования на уровне субъекта Российской Федерации.

Теоретическая часть основана на анализе законодательных и нормативно-правовых источников, учебников, монографий, статей таких авторов, как Поляк Г.Б., Ковалев В.В., Матузов Н.И., Романовский М.В. и др. Аналитическая часть – на анализе Закона Тульской области «О бюджете Тульской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

В работе использованы такие общенаучные методы исследования как системный подход, анализ, синтез, группировка, сравнение и др. Расчеты и оформление их результатов выполнены с использованием ПО MS Excel.

Исследование содержит введение, основное содержание, включающее 3 главы, заключение, список литературы и приложения. Первая глава раскрывает сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ. Во второй главе проводится анализ динамики бюджета Тульской области на 2009-2012 годы. Третья глава освещает перспективы развития региональных бюджетов на примере Тульской области.

^ ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РФ


    1. Экономическая сущность, назначение и состав региональных финансов


В XXI в. во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является территориальное самоуправление, главная черта которого заключается в том, что его осуществляет само население, через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на региональные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают бюджеты субъектов РФ, средства региональных внебюджетных фондов и кредитные ресурсы, используемые для удовлетворения потребностей бюджета субъекта РФ. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных главным образом с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется часть стоимости валового внутреннего продукта на экономическое и социальное развитие субъекта Российской Федерации.

Региональные финансы являются одной из частей финансов государства, и им присущи многие из их черт. Условием существования в экономике финансов является наличие денег и денежного обращения. Финансы призваны обеспечивать потребности субъектов хозяйствования и органы управления в денежных средствах для выполнения ими хозяйственных и административных функций.

Этим предопределяется объективная необходимость существования региональных финансов.

Поэтому региональные финансы функционируют в форме денежных средств, поступающих в денежные фонды: бюджеты субъектов РФ (республик, областей, краев, автономных областей и краев, городов федерального значения), территориальные внебюджетные фонды.

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

  1. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

  2. Распределительная функция. На основе действия этой функции распределяется и перераспределяется стоимость валового продукта, часть национального дохода и территории обеспечиваются финансовыми ресурсами, необходимыми для их экономического и социального развития.

  3. Контрольная функция позволяет контролировать: складывающиеся пропорции в распределении средств между центральными и региональными фондами финансовых ресурсов; формирование фондов денежных средств субъектов РФ; достаточность финансового обеспечения территорий; эффективность использования денежных средств; реализацию региональной финансовой политики и т.д. [22, с.6].

Через финансы субъектов РФ государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование большей части народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы.

В соответствии с распределительной функцией финансов они активно используются и для регулирования экономического развития территорий, т.е. регулирования воспроизводственного процесса и деятельности субъектов хозяйствования. Органы власти, используя финансы, могут регулировать экономические процессы, протекающие на подведомственных территориях. Этого они добиваются на основе проведения региональной налоговой, бюджетной и инвестиционной политики путем предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, налогового кредита, бюджетных ассигнований, введения финансовых санкций и др.

В целях комплексного, пропорционального экономического и социального развития регионов финансы используются для экономического стимулирования развития отраслей и предприятий. Для этого территориальные органы власти создают целевые финансовые фонды, средства которых используются для поощрения развития предприятий и производства нужной продукции, для проведения социальных природоохранных мероприятий и т.д.

Функции региональных финансов проявляются при осуществлении территориальными органами власти финансово-бюджетной политики.

Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Региональная финансово-бюджетная политика выражается в следующих действиях: обеспечение детерминированных (предопределенных) расходов бюджета субъекта РФ; участие региональных бюджетов в эффективных инвестиционных проектах; финансовая поддержка предприятий и организаций, продукция и услуги которых необходимы территории; размещение на предприятиях и в организациях заказов на поставку продукции и выполнение услуг.

В современных условиях органы власти субъектов РФ все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно усиливается их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

Состав региональных финансов может быть представлен на рис. 1.1.


Региональные финансы




^ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ

ФИНАНСЫ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ



Финансы коммерческих предприятий

Бюджетные средства




Территориальные государственные внебюджетные фонды



Финансы некоммерческих предприятий



Финансы домашних хозяйств

Государственный кредит


Рис. 1.1. Состав региональных финансов РФ [25, с.30, 26, с.34]

Региональный бюджет — центральное звено финансовой системы субъекта РФ. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах субъекта РФ. На региональном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики, выбор бюджетных приоритетов.

Компонентом региональных финансов являются внебюджетные фонды субъектов РФ. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования [1].

Другой компонент финансов субъекта РФ — государственный кредит, т.е. средства, полученные или предоставляемые субъектами Российской Федерации юридическим и физическим лицам.

По экономическому содержанию и социальному назначению к региональным финансам можно отнести и средства субъектов хозяйствования: финансы коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций. Во-первых, это средства муниципальных предприятий и учреждений, находящихся в собственности территориальных органов власти, поэтому и результаты финансовой деятельности являются их собственностью. Во-вторых, это финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими для финансирования социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Наконец, составной частью региональных финансов являются финансовые ресурсы, создаваемые в результате деятельности населения в рамках домашнего хозяйства. Таким образом, региональные финансы включают два блока: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы - система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Централизованные финансы региона представлены бюджетом субъекта РФ, бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, а также государственным кредитом.

Децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан [24, с.57].

Далее в курсовой работе рассмотрим организационно-правовые основы региональных бюджетов, так как они являются основной составной частью региональных финансов.


    1. Организационно-правовые основы региональных бюджетов



Правовой основой функционирования территориальных финансов в Российской Федерации являются законодательные акты, изданные в стране с момента образования РФ. Многие из данных актов были изданы еще в середине 90-х годов ХХ века, вследствие чего к настоящему времени претерпели многочисленные изменения и поправки.

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетных правоотношений и регламентирует их. В статье 14 Бюджетного кодекса РФ закреплены организационно-правовые основы региональных бюджетов.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджетному Кодексу РФ принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетных правоотношений в России. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, не могут противоречить Бюджетному кодексу (рис. 1.2), который базируется на приоритете международных правовых норм.


Акты, регулирующие

бюджетные правоотношения

Акты, принятые

на соответствующий год

Бюджетное законодательство РФ



Бюджетный кодекс РФ

Федеральные законы о

федеральном бюджете и о бюджете государственных внебюджетных фондов



Законы субъектов РФ

Федеральные законы

Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов





Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления

Нормативно-правовые акты органов местного

самоуправления о местных бюджетах



Рис. 1.2. Структура бюджетного законодательства РФ [1]

Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ: федеральном, региональном и местном (рис. 1.3). Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти. Именно посредством проведения грамотной правовой политики регламентируется бюджетная сфера отношений, обеспечивается проведение финансовых реформ [20, с.495].

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

Местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты городских и сельских поселений

Бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения

Федеральный бюджет

I

II

III

Рис. 1.3. Бюджетная система РФ [23, с.36].

Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства [28, с.86].

Бюджетный федерализм – принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы федерации с интересами ее субъектов и органов местного самоуправления.

Для эффективного управления регионами органам государственной власти особенно важно соблюдать принципы бюджетного федерализма, под которыми понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

  • самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства);

  • разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;

  • соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;

  • наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

В рамках своей компетенции органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями по совершенствованию законодательства в сфере бюджетного устройства, бюджетного процесса, налогов, экономической и инвестиционной политики региона.

Так, в Тульской области, рассмотрение и принятие основного финансового документа, определяющего жизнь региона, является главным в работе законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъекта РФ. Помимо работы над бюджетом в регионе принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих финансовое, налоговое и бюджетное законодательство на уровне субъекта. К ним относится:

  1. Закон Тульской области от 9 июня 2008 года № 1015-ЗТО «О бюджетном процессе в Тульской области»;

  2. Закон Тульской области от 11 ноября 2005 года № 639-ЗТО «О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области»;

  3. Закон Тульской области от 29 декабря 2006 года № 782-ЗТО «О порядке предоставления отдельных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области»;

  4. Закон Тульской области 15 мая 2006 № 696-ЗТО «О бюджетных кредитах, предоставляемых из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области»;

  5. Закон Тульской области от 3 ноября 2006 года № 751-ЗТО «Об Областной целевой программе «Реформирование финансов Тульской области на 2006 – 2008 годы»;

  6. Закон Тульской области от 27 февраля 2007 года № 801-ЗТО «О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года»;

  7. Закон Тульской области 17 декабря 2007 года № 928-ЗТО «О публичной независимой экспертизе законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства»;

  8. Закон Тульской области от 24 ноября 2003 года № 414-ЗТО «О налоге на имущество организаций»;

  9. Закон Тульской области от 7 июля 2008 года № 1032-ЗТО «О льготном налогообложении в 2009, 2010 и 2011 годах»;

  10. Закон Тульской области от 9 августа 2005 года № 615-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области»;

  11. Закон Тульской области от 7 июля 2008 года № 1033-ЗТО «О внесении изменений в Закон Тульской области «О транспортном налоге».

  12. Закон Тульской области от 26.11.2008 № 1147-ЗТО «О счетной палате Тульской области».

Для выполнения возложенных на территориальные органы власти (ТОВ) функций они наделяются соответствующими правами, имущественной базой, материальными и финансовыми ресурсами.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

Далее целесообразно рассмотреть структуру доходов и расходов региональных бюджетов.

Согласно ст.6 БК РФ доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета; расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами доходов бюджетов являются: налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

В соответствии со ст.56 Бюджетного Кодекса РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;

  • налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;

  • транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

Пунктом 2 статьи 56 БК РФ устанавливаются иные налоговые доходы от налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов, также подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

  • платежи при пользовании природными ресурсами

  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов

  • административные платежи и сборы

  • штрафы, санкции, возмещение ущерба и т.д.

Безвозмездные поступления в бюджет субъекта включают в себя безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций.

В прил.1. приведены данные о структуре и динамике доходов бюджета Тульской области на 2009-2012 гг.

В бюджете Тульской области на 2010-2012 гг. наибольший удельный вес занимают налоговые доходы – около 69%, далее следуют безвозмездные поступления – 29% и неналоговые доходы – менее 1%

В соответствии со ст. 21 БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами классификации расходов бюджетов являются: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

В прил. 2. приведены данные о структуре и динамике расходов бюджета Тульской области на 2009-2012 гг.

Здесь следует отметить, что в структуре расходов бюджета Тульской области 2010-2012 годов превалируют отрасли социального блока: образование, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальная политика, которые занимают от 36,1% в 2010 году до 44,6% в 2012 году от общего объема расходов бюджета.

Наличие у каждого из субъектов РФ бюджета укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге все это расширяет возможности в наиболее полном и всестороннем удовлетворении нужд населения.

Итак, в современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.



    1. Особенности управления региональными финансами


Управление финансами – это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами. Управление региональными финансами находится в тесной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, действующим финансово-бюджетным механизмом [22, с.426].

Одним из важнейших элементов управления является финансовый контроль, который предопределяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с работой над основным финансовым документом региона – бюджетом. Финансовый контроль и анализ бюджета региона является главным в работе органов государственной власти субъектов РФ.

Региональный финансовый контроль – это проверка территориальными уполномоченными органами государственной власти соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных требований законодательства, норм. Правил, установленных властью [22, с.440].

К задачам финансового контроля относятся:

  1. Проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых, и материальных ресурсов предприятий и учреждений.

  2. Выявление резервов роста финансовых ресурсов.

  3. Проверка правильности составления и исполнения бюджета.

  4. Проверка правильности ведения бухучета.

  5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц.

Объектами финансового контроля в региональной финансовой системе являются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитных и заемных средств, а также использования этих средств.

Контроль является функцией управления и может присутствовать на всех стадиях бюджетного процесса. Он осуществляется и законодательными, и исполнительными органами власти.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Начиная с 2004 г. в Российской Федерации в активную стадию вошла реализация реформы бюджетного процесса. Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 - 2006 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249, предусмотрено проведение радикальных изменений существующих процедур бюджетного планирования с целью внедрения в бюджетный процесс методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), или, как его еще называют, программно-целевого бюджетирования. Его суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов бюджетных ресурсов [10].

Основные этапы бюджетного процесса представлены на рис. 1.4.

Составление проектов бюджетов, бюджетное планирование и прогнозирование

Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов

Исполнение бюджетов

Государственный и муниципальный финансовый контроль

Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Рис.1.4. Стадии бюджетного процесса [23, с.48]

Государственный и муниципальный финансовый контроль в научной литературе выделяется в отельную стадию бюджетного процесса. Под ним понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти [16, с.57].

В зависимости от стадии проведения контроля законодательными (представительными) органами власти выделяются следующие формы:

  • предварительный контроль — проводится на этапе составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета законодательным (представительным) органом власти. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;

  • текущий (оперативный) контроль — осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм и порядка, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере;

  • последующий контроль — это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана [23, с.57-58].

Новацией Бюджетного кодекса является создание в органах исполнительной власти подразделений внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), которые будут осуществлять разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета.

Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса.

Участники бюджетного процесса, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном и региональном уровнях представлены на рис. 1.5.


Участники бюджетного процесса


Региональный уровень

  • губернатор области;

  • Тульская областная Дума;

  • администрация области;

  • финансовый орган исполнительной власти области;

  • Управление Федерального казначейства по Тульской области;

  • Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Тульской области;

  • Счетная палата Тульской области;

  • главные распорядители (распорядители) средств бюджета области;

  • орган управления Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования;

  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета области;

  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета области;

  • получатели средств бюджета области

  • Президент Российской Федерации;

  • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

  • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

  • Правительство Российской Федерации;

  • Министерство финансов Российской Федерации;

  • Федеральное казначейство;

  • Центральный банк Российской Федерации;

  • Счетная палата Российской Федерации;

  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

  • органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

  • главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

  • главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ

Федеральный уровень

Рис. 1.5. Участники бюджетного процесса, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном и региональном уровнях [1; 3]

К наиболее важным учреждениям, участвующим в управлении региональными финансами относятся: региональные подразделения центральных органов исполнительной власти, органы законодательной (представительной власти) субъектов РФ, территориальные органы исполнительной власти (финансовые органы, контрольно-ревизионные подразделения) [22, с.428]. Центральное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате РФ, Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Федеральному казначейству.

Региональные исполнительные органы власти органы обеспечивают: разработку и реализацию единой финансовой политики администрации субъекта РФ, составление и исполнение регионального бюджета, исполнительно-распорядительные функции в сфере управления финансами территорий. В соответствии с основными задачами они осуществляют следующие функции:

  1. В области формирования единой финансовой политики: совершенствуют систему управления финансами территорий и систему аккумуляции финансовых ресурсов; определяют порядок формирования и использования территориальных внебюджетных фондов, формируют региональную бюджетную политику, определяют порядок мобилизации доходов и финансирования расходов.

  2. В области решения задач финансового воздействия на оптимизацию развития экономики и социальной сферы территории: осуществляют разработку финансового, налогового и кредитного механизмов, финансово-экономических мер по развитию рыночных отношений, повышению эффективности экономики региона; участвуют в прогнозировании финансовой базы социально-экономического развития на финансовый год, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

  3. В области управления бюджетным процессом: формируют проекты бюджетов, обеспечивают их исполнение, корректировки бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в бюджет, осуществляют контроль за исполнением бюджета, целевым и рациональным использованием средств, выделяемых из регионального бюджета.

  4. В области обеспечения доходов бюджета: готовят предложения по совершенствованию регионального налогового законодательства.

Не менее важную роль играют органы законодательной (представительной) власти субъекта РФ. Так, например, Тульская областная Дума, как орган, участвующий в управлении региональными финансами: устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта бюджета области, утверждения и исполнения бюджета области, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении; рассматривает и утверждает бюджет области; рассматривает и утверждает отчет об исполнении бюджета области; определяет порядок направления в доходов бюджета области; устанавливает порядок и условия предоставления бюджетных кредитов [3].

Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Тульской областной Думой, является Счетная палата Тульской области. Задачами счетной палаты являются: 1) организация и осуществление финансового контроля за исполнением бюджета Тульской области и бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования; 2) проведение финансовой экспертизы проектов бюджета области и бюджета фонда, нормативных правовых актов бюджетного законодательства Тульской области; 3) организация и осуществление оценки эффективности расходования средств бюджета области; 4) анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета области и бюджета фонда и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также совершенствование бюджетного процесса в целом [15].

Успех бюджетной реформы, предполагающий наделение бюджетных менеджеров широкими полномочиями по управлению расходами и контролю за результатами, будет зависеть от создания и укрепления институтов, регулирующих их иерархическую и публичную подотчетность, открытость для общественности всех операций и решений в рамках выполнения конкретных функций, поддержание и совершенствование систем внешнего контроля, создание систем внутреннего контроля и аудита [21, с.7].

Важнейшим элементом управления региональными финансами на каждом этапе является анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики и других параметров. В ходе анализа выявляются приоритеты бюджетной политики с целью информирования общественности и воздействия на бюджетную политику, встраивания инициативных программ и проектов.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ iconВ учебниках 2002г выводятся др функции финансов
Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп

Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ iconВ учебниках 2002г выводятся др функции финансов
Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп

Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ iconЭкзаменационные вопросы по Правоведению для студентов 3 курса (2-е...
Понятие права. Его роль в социально-экономическом развитии общества Правовые отношения. Субъекты, содержание, юридические факты Источники...

Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ iconПрограмма дисциплины «финансы и кредит» Раздел I. Финансы тема Сущность,...
Социально-экономические идеи и финан­сы России*. Марксистско-ленинское учение о сущности финансов. Теоретические положения школ и...

Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ iconКурсовая работа на тему “Роль государства в экономическом развитии страны (на примере России)”
Необходимость существования стратегии экономического развития на долгосрочную перспективу

Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ iconМеждународная Программа сми стратегии в социальном развитии
Сми стал сильным инструментом, взяв на себя широкую социальную роль, присуждая статус общественным проблемам, людям, организациям...

Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ iconТемы рефератов управленческие ценности, традиции, приоритеты в отечественной...
Особенности отечественного переходного периода управления к новой социально-экономической реальности

Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ icon“особенности становления международной финансовой системы”
Анализ понятия финансов и их роль в развитии мировой финансовой системы 6

Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ iconПлан работы. Введение Причины возникновения и виды государственного...
Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине...

Сущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ iconФинансы предприятий и корпораций
Сущность финансов предприятий. Значение финансов и финансовой работы на предприятии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница