Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов




Скачать 218.44 Kb.
НазваниеОсновные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
страница1/2
Дата публикации17.04.2013
Размер218.44 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2


ПРОЕКТ

Основные направления таможенно-тарифной политики
на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее – Основные направления) подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период», в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года.

Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период в целом были определены Основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Вместе с тем, мировой финансовый и экономический кризис, углубляющаяся рецессия в большинстве стран и значительное сужение совокупного мирового спроса, перенос кризисных явлений в экономику России и связанная с этим необходимость разработки эффективных антикризисных мер, создание таможенного союза, состояние переговорного процесса по присоединению к ВТО обуславливают потребность в их корректировке, прежде всего на 2009 и 2010 годы.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.

I этап – до конца 2010 года, характеризующийся, по предварительной оценке, постепенным переходом острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики.

На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансировано защищать интересы отечественных производителей и потребителей.

Важнейшими задачами являются:

  • защита внутреннего рынка и содействие развитию импортозамещающих производств при одновременном поддержании эффективной конкурентной среды;

  • поддержка и стимулирование экспорта;

  • усиление фискального эффекта таможенно-тарифного регулирования с использованием мер и инструментов, не обременительных для потребителей и не ведущих к росту инфляции, при одновременном снижении фискальной нагрузки на социально-значимые товары.

Антикризисная таможенно-тарифная политика должна учитывать новые экономические реалии, обусловливающие ее осуществление, а именно:

  снижение курса национальной валюты, ведущее к существенному удорожанию импорта и соответствующему росту инфляции. Общее повышение конкурентоспособности отечественного производства при снижении обменного курса российского рубля сопровождается одновременным ростом издержек производителей, использующих импортные сырье и материалы. Кроме того, в антиинфляционных целях требуется учет фактора снижения курса национальной валюты при принятии решений о повышении ввозных таможенных пошлин;

  снижение платежеспособного спроса и усиление конкуренции за рынки сбыта в условиях резкого замедления развития глобальной экономики, которые ставят задачу сохранения позиций российских производителей на внешних рынках;

  отток капитала, вызывающий необходимость повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, в том числе путем применения таможенно-тарифных инструментов;

  дефицит федерального бюджета, вызывающий необходимость сохранения фискальной нагрузки на отдельные товары, не являющиеся социально-значимыми.
При этом принимаемые меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных компаний к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его негативных последствий.

II этап – 2011-2012 гг. – стабилизация экономики, переход к поступательному развитию.

Основные задачи этого этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений, определенных в Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.

Целями таможенно-тарифной политики на данном этапе должны стать:

  • содействие преодолению кризисных явлений и посткризисному развитию российской экономики, диверсификации и повышению ее глобальной конкурентоспособности за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного регулирования в сочетании с нетарифными и другими мерами торговой и общеэкономической политики;

  • развитие конкурентной среды на внутреннем рынке, в том числе за счет постепенного снижения уровня таможенно-тарифной защиты;

  • содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передового иностранного оборудования и технологий, повышения инвестиционной привлекательности высокотехнологичных секторов;

  • наращивание экспортного потенциала, последовательная, с использованием таможенно-тарифных инструментов поддержка экспорта и мероприятий по усилению глобальной конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг;

  • обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Необходимо учитывать, что с 2010 года таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу функций применения инструментов регулирования внешней торговли от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза.

В случае присоединения России к ВТО в 2009 г., в ходе переговоров по созданию таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном необходимо стремиться к максимальному соответствию условий его формирования обязательствам России, принятым при присоединении к ВТО.

Конкретный формат таможенно-тарифной политики в 2010-2012 годах будет определяться реальной ситуацией в мировой и российской экономике в эти годы, задачами посткризисного хозяйственного развития нашей страны, реализацией планов по формированию таможенного союза, статусом России в ВТО, международными обязательствами России во внешнеэкономической сфере.
^ 1. Итоги реализации таможенно-тарифной политики в 2008 году
В 2008 году развитие сферы внешней торговли характеризовалось высокой динамикой, усилением ее влияния на внутренние экономические процессы в стране.

По данным ФТС России, объем импорта товаров в 2008 году составил 266,9 млрд. долларов США против 199,8 млрд. долларов США в 2007 году (прирост - 33,6%), в том числе, из стран дальнего зарубежья – 230,3 млрд. долларов США, из стран-участников СНГ – 36,6 млрд. долларов США. Индекс физического объема импорта из всех стран составил 113,5 %, индекс контрактных цен - 117,8 %.

Доля импорта в ВВП в 2008 году составила 16,0% против 15,4% в 2007 году.

Объем поступлений в федеральный бюджет от взимания ввозных таможенных пошлин составил 625,58 млрд. руб. по сравнению с  488,05 млрд. руб. в 2007 году (прирост – 28,2%).

В 2008 году были изменены ставки ввозных таможенных пошлин по 576 тарифным позициям, из них 323 – товары сельскохозяйственной группы.

По данным ФТС России, средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин в 2008 году составила с учетом льгот и преференций - 11,5%.

Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин с учетом льгот и преференций в 2009 году прогнозируется в диапазоне 10,6% - 11,0%, в 2010 году – 10,6% - 10,9%. Вместе с тем, уровень средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины для целей прогнозирования доходной части федерального бюджета в 2010-2012 годах должен определяться с учетом реальной ситуации в экономике, уточненных прогнозов импорта и сроков действия таможенно-тарифных мер антикризисного пакета.

Среднеарифметическая ставка ввозных таможенных пошлин в 2008 г. составила 10,68% против 10,63% в 2007 г. и 10,88% в 2006 г. (по ставкам постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»).

Среди наиболее чувствительных в отношении импортозависимости для Российской Федерации следует выделить рынки автомобильной техники, черных металлов, мясной и молочной продукции и ряд других. Доля импорта на таких рынках в 2008 (2007) году составляла: легковые автомобили - 59,8% (57,9%), грузовые автомобили – 41,2% (35,8%), автобусы – 14,5% (15,8%), трубы из черных металлов – 14% (17,7%), прокат черных металлов – 17,6% (18,8%), цемент – 14% (4,9%), мясная продукция – 32,2% (33,7%), молоко – 16,7% (14,9%), сыры -38,7% (36,9%), сливочное масло – 32,1% (29,9%), растительное масло – 4,1% (2,4%).

Объем экспорта товаров в 2008 году составил 468,1 млрд. долларов США против 352 млрд. долл. США в 2007 году (рост 133,0%). В том числе в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд. долларов США (прирост 33,1%), в страны-участники СНГ – 69,9 млрд. долларов США (прирост 32,7%). Индекс физического объема экспорта во все страны составил 96,8%, индекс средних контрактных цен -137,4%.

Доля экспорта в ВВП в 2008 году составила 28,1 % против 27,1% в 2007 году.

Объем поступлений в федеральный бюджет от взимания вывозных таможенных пошлин составил 2859,3 млрд. руб. по сравнению с 1834,9 млрд. руб. в 2007 году (прирост – 55,8 %).

Объем тарифных льгот за 2008 год составил при импорте - 33,3 млрд. руб. (5,4% объема поступлений платежей от ввозных таможенных пошлин), при экспорте – 123,4 млрд. руб. (4,3 % объема поступлений платежей от вывозных таможенных пошлин). При этом объемы тарифных льгот в 2008 году возросли по сравнению с 2007 годом при импорте товаров на 9,7 %, при экспорте товаров – на 30,2%. Рост объемов тарифных льгот в импорте был вызван увеличением на 17,4% льгот по товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции, на 10% - льгот по товарам, ввозимым в Особую экономическую зону Калининградской области, на 31,4% - льгот по товарам, ввозимым по международным договорам. Рост объема льгот по вывозным пошлинам был вызван увеличением на 42,6% льгот по товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции.

Среди наиболее экспортоориентированных следует выделить производства нефти, нефтепродуктов, газа, лесоматериалов необработанных, металлургической продукции, удобрений, автомобилей, зерна и ряд других. Доля экспорта в их производстве в 2008 (2007) году составляла: нефть сырая – 49,9% (52,7%), нефтепродукты – 49,9% (49%), прокат – 37,6% (38,6%), сталь – 26,3% (22,1%), трубы из черных металлов – 18% (16%), газ природный – 29,5% (29,4%), уголь каменный – 68,3% (72,2%), лесоматериалы необработанные – 46,2% (54,4%), азотные удобрения – 53% (52,5%), калийные удобрения – 87,9% (83,3%), автомобили легковые – 9% (10,2%), автомобили грузовые – 17,5% (19,3%), зерно – 8,9% (13%).

Принимаемые меры в области таможенно-тарифного регулирования реализовывались на базе Основных направлений таможенной политики на 2008-2010 годы, одобренных Правительством Российской Федерации 2 марта 2007 г., с учетом антикризисных мер в рамках реализации Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 6 ноября 2008 г. № 4863п-П13.

1. В целях удовлетворения внутреннего спроса и расширения производства отечественной готовой продукции:

  снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на продукцию металлургической (лом и отходы чёрных металлов, алюминий, отдельные виды холоднокатаного проката), нефтехимической (полимеры этилена, полиэфирные нити, полистирол вспенивающийся) и электронной (цифровые камеры, видеоприставки, микросхемы, аккумуляторы, коаксиальные кабели) отраслей промышленности, сельскохозяйственную продукцию (инкубированное яйцо и племенной молодняк, черенки и отводки винограда), некоторые виды машин и оборудования (металлообрабатывающее и медицинское оборудование, самолеты, вагоны для высокоскоростных поездов), комплектующие для «промышленной сборки» моторных транспортных средств;

  введены или повышены ставки вывозных таможенных пошлин на продукцию химической (минеральные удобрения и сырье для их производства), лесной (необработанная древесина) отраслей промышленности и сельского хозяйства (зерно);

  в аграрном секторе были применены нетарифные меры в виде запрета экспорта зерна (в начале 2008 года) и специфические тарифные инструменты (сезонные пошлины на сахар-сырец, тарифные квоты на импорт мясной продукции).

2. В целях повышения эффективности и гибкости таможенно-тарифного регулирования в структуре таможенного тарифа в процессе его детализации появилось 200 новых товарных позиций (запчасти и оборудование для авиации, самолеты, комплектующие для «промышленной сборки» моторных транспортных средств, спиртосодержащая продукция, соки для детского питания, пластиковые карты для банкоматов).

3. В целях обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей:

  продлены с 1 января 2009 года до 2013 года изъятия по сахару из режима свободной торговли с Украиной (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1042);

  продолжалось действие изъятий из режима свободной торговли с Украиной по спирту и спиртсодержащей продукции;

  действовали ограничения по ввозу на территорию Российской Федерации из Белоруссии сахара белого;

  продолжена практика анализа товарных потоков во взаимной торговле России и Белоруссии и утверждение балансов по наиболее чувствительным товарам;

4. В русле активизации защиты отечественной промышленности от недобросовестного или резко возросшего импорта:

  введена антидемпинговая мера в отношении подшипников качения из Китая;

  проведено специальное расследование в отношении импорта нержавеющих труб, завершившееся предложением о целесообразности введения меры;

  завершается специальное защитное расследование в отношении импорта зерноуборочных комбайнов;

Проводились антидемпинговое расследование в отношении полиамидных технических нитей из Украины, антидемпинговое расследование в отношении проката с полимерным покрытием из Китая, Южной Кореи, Бельгии, Финляндии и Казахстана, а также специальное защитное расследование в отношении импорта столовых приборов.

По результатам ранее проведенных расследований применялись защитные меры в отношении трехфазных асинхронных электродвигателей, швеллеров, некоторых видов стальных труб, дрожжей пекарных сухих, ламп накаливания, труб большого диаметра, никельсодержащего проката, машиностроительного крепежа.

Кроме того, по результатам ранее проведенных соответствующих расследований действовали соглашения с Украиной об урегулировании поставок на таможенную территорию Российской Федерации прутков для армирования железобетонных конструкций, плоского холоднокатаного проката и некоторых видов стальных труб

5. В рамках реализации Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, в целях поддержки ключевых, системообразующих отраслей российской экономики (металлургия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспорт, аграрный и лесной секторы) приняты следующие меры:

– повышены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды труб и металлопроката, автомобили, автобусы, спецтехнику, комбайны, на молочную продукцию;

– отменены вывозные таможенные пошлины на никель нелегированный и медные катоды, отдельные виды минеральных удобрений;

– обнулены ввозные пошлины на комплектующие для производства плазменных и жидкокристаллических телевизоров;

– продлены на 2009 г. сроки действия ставок вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину, действовавших в 2008 году;

– снижены на 2009 год размеры тарифной квоты в отношении мяса птицы на 300 тыс. т, повышены ставки ввозных таможенных пошлин при внеквотном ввозе мяса птицы с 60% до 80%, свинины – с 60% до 75%.

В условиях начавшегося мирового финансового кризиса, переросшего в кризис в реальных секторах экономики, были приняты дополнительные меры по повышению эффективности и оперативности таможенно-тарифного регулирования:

– внесены поправки в Закон Российской Федерации «О Таможенном тарифе», предусматривающие переход на ежемесячный мониторинг и расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также сокращение сроков введения в действие и действия ставок вывозных таможенных пошлин. Упрощена процедура согласования вопросов корректировки ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты;

– внесены изменения в положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, предусматривающие внесение проектов решений в Правительство России без оформления протокола Комиссии в случае отсутствия разногласий;

– проводится ежемесячный внешнеторговый мониторинг и мониторинг состояния внутреннего рынка ряда чувствительных промышленных и сельскохозяйственных товаров, а также еженедельный мониторинг экспорта и импорта леса, угля, товаров черной металлургии, автомобилей, продовольственных товаров, стройматериалов;

– проводится мониторинг антикризисных мер, принимаемых другими государствами, с размещением его результатов на официальном сайте Минэкономразвития России.

6. В целях стимулирования развития производственно-технологической кооперации путем применения экономических таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления подготовлены проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающие возможность продления сроков переработки товаров свыше двух лет в отношении вооружений и военной техники, а также об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления для производства узлов и агрегатов моторных транспортных средств.

Упрощен порядок таможенного оформления воздушных судов, сроки операций по ремонту которых не превышают 30 календарных дней, а также запасных частей и оборудования, необходимых для проведения ремонта воздушных судов.

7. В целях определения реальных объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию, разработаны методические рекомендации по проведению сопоставительного анализа данных внешнеторговой статистики России и ее торговых партнеров.

Проведена значительная работа по формированию основ договорно-правовой базы таможенного союза, создаваемого Российской Федерацией, Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан: приняты и ратифицированы ключевые документы, определяющие его институциональную структуру, компетенцию органов управления в области регулирования торговли с третьими странами, принципов применения инструментов внешнеторговой политики.

Следующим этапом является разработка и согласование Единого таможенного тарифа, системы мер нетарифного регулирования, принципов и правил таможенного администрирования, осуществления контроля на внешней границе, формирования единого торгового режима с третьими странами, решение вопросов международной правосубъектности таможенного союза.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов iconI. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов iconПроект Основные направления налоговой политики Российской Федерации...
Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования...

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов iconОсновные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы...

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов iconОтраслевые аспекты таможенно-тарифной политики в 2010 году
Конкретные отраслевые аспекты таможенно-тарифной политики будут определяться в зависимости от уровня конкурентоспособности отраслей...

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов iconБюджетный процесс в сми за период 29. 11 – 05. 12. 2010
Совет Федерации одобрил закон о бюджете России на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов iconОт 08 декабря 2011 года №42 г. Куртамыш о районном бюджете на 2012...
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Устава Куртамышского района, рассмотрев представленный Администрацией Куртамышского...

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов iconОсновные направления бюджетной и налоговой политики Пермского муниципального...
Пермского муниципального района на 2012-2014 годы подготовлены во исполнении статьи 184. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации...

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов iconРоссийская федерация федеральный закон о бюджете
Статья Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период...

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов iconДепартамент налоговой и таможенно-тарифной политики минфина РФ письм о
...

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов iconОсновные направления бюджетной и налоговой политики Горнозаводского...
Льного района на 2012-2014 годы подготовлены во исполнение статьи 184. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 25 решения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница