Урок №25




Скачать 494.77 Kb.
НазваниеУрок №25
страница1/5
Дата публикации20.04.2013
Размер494.77 Kb.
ТипУрок
www.vbibl.ru > Экономика > Урок
  1   2   3   4   5
Урок №25
Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли.
Предмет: экономика.

Класс: 10.

Дата: 15.03.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цель – выяснить, для чего страны торгуют друг с другом, познакомиться с понятием «протекционизм», охарактеризовать структуру экспорта и импорта России, определить основных внешнеторговых стран-партнёров России.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока


  1. Причины возникновения международной торговли.

  2. Регулирование внешней торговли и протекционизм.

  3. Внешняя торговля России и проблемы её развития.




  1. Вводная беседа.




  1. Приветствие.

  2. Контроль численного состава обучающихся на уроке.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Беседа по вопросам:




      1. Чем политика дорогих денег отличается от политики дешёвых денег?

      2. Перечислите основные антиинфляционные меры.

      3. Охарактеризуйте три основные модели инфляции.



  1. Беседа по плану урока.


Единственная прямая выгода от внешней торговли состоит в импорте.
^ Джон Стюарт Милль
Причины возникновения международной торговли
Мы уже упоминали о том, что международная торговля – древнейший вид экономической деятельности.

После долгих исследований учёные-экономисты смогли выделить три основные причины существования международной торговли. Символически они показаны на рис. 11-1, и далее мы обсудим каждую из них более подробно.

Рис. 11-1. Экономические основы международной торговли.
^ Неравное распределение природных ресурсов (благ). Самая первая из причин возникновения международной торговли задана самой природой: она состоит в неравном распределении природных ресурсов между различными странами и народами. Если в одной стране есть месторождения нефти, а в другой – хрома, то, для того чтобы в обеих странах детали для автомобилей могли изготавливаться из хромированных сталей, а на автозаправочных станциях был бензин, эти страны должны торговать друг с другом, меняя нефть на хром. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и чёрную икру, а ввозит бананы и ананасы.

Но эта логика не объясняет, почему страны торгуют и товарами, каждый из которых они могут производить сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них у самих мощная автомобильная и телевизионная промышленность.

Согласно статистике, автомобили составляют 21% американского импорта и 11% американского экспорта. Какой же смысл ввозить зарубежные автомобили, чтобы рассчитываться за их покупку продажей отечественных автомобилей (вполне пристойного качества) иностранцам?

Импорт – покупка жителями одной страны товаров, изготовленных в других государствах.

Экспорт – продажа жителям других стран товаров, произведённых отраслями отечественной экономики.

^ Принцип абсолютного преимущества. В поисках ответа на этот вопрос экономическая наука сначала обратила внимание на абсолютные различия в затратах на производство одинаковых продуктов.

Сравним, например, затраты на производство льна и сахарной свёклы в России и на Украине. Из-за различий в почвенно-климатических условиях выращивание льна на Украине обеспечивает куда меньший урожай с 1 га, чем в России, где, напротив, ниже урожайность сахарной свёклы (не хватает тепла). Если эти страны будут специализироваться каждая на своём, а потом обменяются плодами своих трудов, то оба народа выиграют. Они используют свои пашни наиболее эффективным образом.

Вот почему ещё в рамках СССР Россия специализировалась на выращивании льна, поставляя на Украину льняные ткани, а сахар получала с Украины, где его производили из выращенной на здешних полях свёклы.

На языке экономистов такая основа международной специализации производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.

Принцип абсолютного преимущества – страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами ресурсов, чем её торговые партнёры.

Специализация на основе принципа абсолютного преимущества ведёт к тому, что человечество в целом достигает наивысшей эффективности использования ресурсов Земли. Возникающее в итоге мировое хозяйство обеспечивает производство каждого вида товаров той страной, где на это тратится наименьшее количество ресурсов. Поэтому развитие международной торговли имеет столь важное значение для всех стран планеты и ему уделяется столь большое внимание как правительствами, так и международными организациями.

^ Принцип относительного преимущества. Понять логику международной торговли, зная только о неравном распределении природных благ и сути принципа абсолютного преимущества, всё же невозможно.

Это стало ясно для экономической науки уже в начале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации. Ряд стран при этом оказался в числе лидеров, и у них абсолютные затраты на производство продукции самых различных отраслей стали ниже, чем в менее развитых странах. Если бы международная торговля в этих условиях развивалась на основе только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось.

Следующий шаг к пониманию тайн международной торговли был сделан великим английским учёным-экономистом Давидом Рикардо (1772-1823 гг.). Он сумел увидеть в развитии внешней торговли влияние ещё одного принципа – принципа относительного преимущества.

^ Принцип относительного преимущества – каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цены выбора у неё относительно ниже, чем в других странах.

Чтобы понять смысл этого принципа, изменим условия примера с торговлей между Россией и Украиной. Допустим, что украинские предприятия производят цемент и стекло с большими затратами всех производственных ресурсов, чем российские. Значит ли это, что российским торговым фирмам нет смысла заключать сделки с украинскими коллегами?

Для ответа на этот вопрос нужно подсчитать, НАСКОЛЬКО велико преимущество российских предприятий перед украинскими с точки зрения суммарных затрат на производство каждого продукта.

Предположим, что российские и украинские предприятия используют одни и те же технологии изготовления цемента и стекла и потому затраты сырья и энергии на предприятиях обеих стран одинаковы. Но на российских предприятиях стоят более новые установки, и потому здесь выше производительность труда. Связанные с этим различия в затратах труда (рабочего времени) на производство единицы продукции показаны в табл. 11-1.
^ ТАБЛИЦА 11-1
ЗАТРАТЫ ТРУДА

на производство 1 т цемента и 1 кв. метра стекла в России и на Украине


Страна

Затраты времени на производство (часов)




^ 1 т цемента

1 кв. м стекла

Россия

1

1

Украина

2

4


Если взглянуть на эту ситуацию на основе принципа абсолютного преимущества, то лучше бы производить и цемент, и стекло только в России.

Но, может, всё же есть основания организовать производство товаров на Украине таким образом, чтобы выиграла и украинская, и российская экономика?

Да, говорит нам Давид Рикардо из XIX в., это сделать можно. Необходимо только, чтобы каждая из этих стран специализировалась на производстве того продукта, в изготовлении которого у неё относительное преимущество выше.

Для определения такой рациональной модели специализации проведём несложные расчёты. Допустим, нам нужно увеличить суммарное производство стекла в обеих странах на 1 кв. м, но все рабочие обеих стран уже заняты в производстве (безработицы нет). В этих условиях разумнее всего (исходя из принципа абсолютного преимущества), чтобы Россия увеличила производство стекла, скажем, на 3 кв. м, а Украина снизила – на 2 кв. м. В итоге общее производство стекла, как мы и хотели, возрастёт на 1 кв. м.

А что при этом произойдёт с затратами и ресурсами рабочего времени?

Увеличение производства стекла на 3 кв. м потребовало от России дополнительного расхода 3 часов рабочего времени. Если эти ресурсы рабочего времени были получены за счёт цементного производства (например, рабочие цементного завода перешли на стекольный завод), то это приведёт к сокращению производства цемента на 3 т.

Посмотрим теперь на Украину. Здесь сокращение производства стекла на 2 кв. м привело к высвобождению 8 часов рабочего времени. Но если это время использовать на украинских цементных заводах, то выпуск цемента здесь можно будет увеличить на 4 т (напомним, что в России производство цемента упало на 3 т).

Подведём итог нашего экономического эксперимента. Сориентировав российскую экономику на увеличение производства стекла, а украинскую – на увеличение производства цемента, мы получили любопытный результат. Он состоит в том, что при одной и той же величине ресурсов (в данном случае трудовых) суммарное производство каждого из продуктов в обеих странах возросло:

Россия стала производить настолько больше стекла, что это на 1 кв. м превысило сокращение производства стекла на Украине;

Украина стала производить настолько больше цемента, что это на 1 т превысило сокращение производства цемента в России.

Теперь осталось только организовать торговлю между этими странами, и обе они выиграют, получив больше и цемента, и стекла.

Ключом к столь успешной специализации стала как раз идея относительного преимущества. Выразим её количественно.

^ Россия имеет относительное преимущество перед Украиной в производстве стекла. Действительно, увеличение его выпуска на 1 кв. м требует сокращения производства цемента только на 1 т, тогда как для украинской промышленности увеличение выпуска стекла на 1 кв. м возможно только ценой сокращения производства цемента на 2 т (время производства 1 кв. м стекла = времени производства 2 т цемента).

^ Украина имеет относительное преимущество перед Россией в производстве цемента. Увеличение его выпуска на 1 т требует сокращения производства стекла в этой стране лишь на 0,5 кв. м, тогда как в России для аналогичного увеличения выпуска стекла нужно уменьшить выпуск цемента на 1 т.

Иными словами, каждой стране стоит специализироваться в производстве тех товаров, расширение выпуска которых сопряжено с меньшей ценой выбора, чем в странах, которым она хочет эти товары продавать.

В реальной коммерческой практике никто, конечно, таких научных расчётов не ведёт. Их вполне заменяет анализ соотношений цен на внутренних и зарубежных рынках, поскольку эти соотношения, при прочих равных условиях, соответствуют различиям в относительной эффективности производства товаров.

Представим себе, что цена товаров в рассмотренном нами выше примере определяется только затратами на оплату труда, причём один час рабочего времени оплачивается в России в размере 5 тыс. руб., а на Украине – 10 тыс. карбованцев. Тогда цены 1 т цемента и 1 кв. м стекла в России составят по 5 тыс. руб. На Украине 1 т цемента будет стоить 20 тыс. карбованцев, а стекла – 40 тыс. карбованцев. Если теперь российский купец экспортирует на Украину 1 кв. м стекла, то на выручку (40 тыс. карбованцев) он сможет купить 2 т цемента, тогда как в России – только одну.

Если теперь он импортирует этот цемент в Россию, то получит за него 10 тыс. руб. – в два раза больше, чем он затратил первоначально на производство того количества стекла, что было им экспортировано на Украину. Разница между этими суммами, то есть 5 тыс. руб. (10 – 5), составит прибыль нашего экономически грамотного купца.

Хотя этот расчёт упрощён до предела, но именно на основе такого анализа и строится вся внешнеторговая деятельность. Любой купец рассуждает очень просто: выгодно экспортировать те отечественные товары, на выручку от продажи которых можно за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем аналогичных товаров на отечественном рынке.

Эту логику прекрасно изучили сейчас бесчисленные российские «челноки» - мелкие торговцы, заполнившие в последние годы рынки Турции, Китая, арабских стран, Италии и Греции.

Они везут за рубеж водку, икру, изделия из металла. Продают их там, а на вырученные деньги покупают те товары местного производства (кожаную одежду, обувь, косметику, пищевые товары), которые при продаже по сложившимся в России ценам принесут им в итоге сумму большую, чем было потрачено в России на покупку увезённых за рубеж товаров.

Точно так же строят свою коммерческую практику и огромные внешнеторговые фирмы. Все они руководствуются в своей деятельности принципом относительного преимущества. Эта логика внешней торговли немедленно сказывается на внутриэкономической жизни. Интересы купцов побуждают каждую страну искать такую специализацию своей экономики, которая позволит ей:

  1. наиболее рационально использовать имеющиеся у неё ресурсы;

  2. добиться наивысшего уровня благосостояния своих граждан с помощью операций экспорта и импорта.

Процесс такой специализации создаёт основы не только для развития мирового рынка, но для международного разделения и кооперации труда, то есть организации совместной деятельности фирм различных стран при создании определённых видов конечных благ. О том, насколько глубоко может быть международное разделение труда, можно судить на следующем примере.

Житель США, покупая у американской компании «Дженерал моторс» произведённый ею автомобиль «Понтиак», совершает международную сделку. Он платит за эту машину 10 тыс. долл., которые распределяются следующим образом:

3000 долл. идут Южной Корее, рабочие которой осуществляли простые и трудоёмкие сборочные операции;

1850 долл. идут Японии за купленные у неё моторы, ведущие мосты, электронные устройства;

700 долл. получает Германия за конструирование этой машины;

4500 долл. перечисляются фирмам Тайваня, Сингапура и Гонконга за изготовление мелких деталей;

250 долл. уходят на счета английских фирм за организацию рекламы и сбыта автомобилей;

50 долл. стоят услуги фирм Ирландии и Барбадоса, занимавшихся обработкой данных.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №25 iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок №25 iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Урок №25 iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Урок №25 iconУрок Основной комплекс Лечебное воздействие гимнастики
Этот урок вы должны повторить 2 раза в день (утром и вечером). Повторяя урок вечером, сделайте самое первое упражнение "Ладошки"...

Урок №25 iconУрок как целостная система Типология и структура уроков
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению...

Урок №25 iconУрок является заключительным по теме «Вашингтон»
Урок предназначен для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы

Урок №25 iconУрок у нас сегодня необычный
Урок путешествие. Мы отправляемся в неведомую даль, в страну под названьем букварь

Урок №25 iconПубликации учителей школы
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» «1 сентября». Публикация «Музыка в сказке». Урок музыки в 5 классе

Урок №25 iconУрок №33 Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»
Комунальна установа Сєверо-Гундорівської зош №13 І-ІІІ ст. Краснодонської міської ради Луганської області

Урок №25 iconУрок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот»
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница