Скачать 196.34 Kb.
|
1. Покажите экономическую сущность прибыли и основные направления ее распределения. Как экономическая категория прибыль характеризует результат любой предпринимательской деятельности. Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Законом РФ от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» было предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибыли. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком. Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции, отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда – дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссии денег. Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если сумма выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно, - росту прибыли. Снижение себестоимости должно быть главным условием роста прибыльности и рентабельности производства. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Основные условия формирования и распределения прибыли предприятия определены Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 года и последующими нормативными документами. Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются. Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис.
Резервный фонд предназначается для покрытия непроизводительных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли отчетного года. Фонд накопления предназначается для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансирование строительства новых производственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотных средств и др. Фонд социальной сферы предназначен для финансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы: строительство жилья, культурно-просветительных учреждений, санаториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений и т.д. Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления. Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия. Конкретные направления и суммы распределения прибыли определяются принятой на предприятии дивидендной политикой и политикой развития предприятия. ^ Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам (см. Приложение). Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, которые первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (подземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом на потребителя. Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др. Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в Германии этот показатель составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 % (1995 г.)., 3.Тест: 1. Предельный размер дефицита местного бюджета не должен превышать: 1) 10% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета 2) 15% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета 3) 20% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета Ответ: 1) В соответствии с п.5 статьи 92 Бюджетного кодекса РФ размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. 2. К неналоговым доходам бюджета в соответствии с бюджетной классификацией относятся: 1) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности государства 2) дивиденды и проценты по ценным бумагам, находящимся в собственности государства 3) доходы от внешнеэкономической деятельности государственных органов Ответ:1) К неналоговым доходам относятся: -доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; -доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; -средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; -доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; -иные неналоговые доходы. (п. 4 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 3. Какие из перечисленных налогов относятся к местным? 1) земельный налог, налог на имущество физических лиц 2) налог на прибыль, транспортный налог, земельный налог 3) налог на доходы с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины Ответ: 1) В Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом [4] и пунктом 7 настоящей статьи [12]. (Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: От 31.07.1998 № 146-ФЗ.-В ред. от 17.05.2007.-Ст. 12, п. 4) К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. (Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: От 31.07.1998 № 146-ФЗ.-В ред. от 17.05.2007.-Ст. 15) 4. Что относится к текущим расходам бюджета? 1) закупка товаров 2) строительство новых зданий 3) оплата коммунальных услуг Ответ:2) К текущим расходам бюджета относятся: +расходы на оплату труда госслужащих -расхода на приобретение основных фондов -расходы на строительство зданий и сооружений 5. Что относится к капитальным расходам бюджета? 1) текущие трансферты 2) капитальные вложения в основные фонды 3) создание государственных запасов и резервов Ответ:2) Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п. 6. Из какого бюджета финансируются расходы на национальную оборону? 1) федерального 2) местного 3) регионального Ответ:1) Общую основу планирования расходов на национальную оборону составляет военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации. Военная доктрина определяет основные параметры структуры и численности Вооруженных Сил, оснащение их военной техникой, направления разработки новых видов вооружений, особенности комплектования армии. Расходы на оборону предусмотрены только в федеральном бюджете. |
![]() | Законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности в рсфср” от 25 декабря 1990г предприятие это самостоятельный хозяйствующий... | ![]() | Определение предпринимательской деятельности, зафиксировано в Ст. 2 Гражданского Кодекса РФ |
![]() | Выбор организационной правовой формы для ведения предпринимательской деятельности | ![]() | Актуальность темы. Институт ликвидации является одним из важнейших элементов, позволяющих эффективно функционировать рыночно организованной... |
![]() | ... | ![]() | «Понятие предпринимательской деятельности. Ответственность за ненадлежащею рекламу» |
![]() | С начала 1990-х гг отечественная промышленность оказалась в глубоком кризисе, обусловленном как важнейшими политическими и экономическими... | ![]() | ... |
![]() | Ашингтон, 20 октября 2011 года Новый доклад Международной финансовой корпорации и Всемирного банка подтверждает, что девятый год... | ![]() | Фз "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федеральным... |