Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс




Скачать 303.27 Kb.
НазваниеКравченко А. И. Обществознание. 10 класс
страница1/2
Дата публикации09.05.2013
Размер303.27 Kb.
ТипПояснительная записка
www.vbibl.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мирнинская средняя общеобразовательная школа

Тайшетского района Иркутской области


Рассмотрено

на заседании МО

__________________

№ от «__» _____ 2012 г.

Согласовано

зам. директора по УВР

__________________

от «__» ______ 2012 г.

Утверждена

приказом директора школы

__________________

№ от «__» _____ 2012 г.


Рабочая программа учебного предмета

«Обществознание»

^ 10 класс, базовый уровень

2012-2013 учебный год

Разработана

Кожемякиной Натальей Юрьевной

учителем истории

второй квалификационной категории

Пояснительная записка
Федеральный компонент обществознание

Количество часов в неделю по учебному плану – 2

Общее количество часов в соответствии с программой – 68

^ Основание для планирования: образовательный региональный стандарт

Учебники, по которым работают учащиеся

Кравченко А.И. Обществознание. 10 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС»

Программа, по которой работает учитель

Обществознание 10-11 класс (68 часов). Автор: Кравченко А.И. – 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008

^ Внесены изменения: увеличение часов с 39 до 68: добавлены 1 час в разделе «Введение»; добавлены 8 часов в разделе 1 «Научное познание общества», 1 час на контроль знаний и 1 час на проведение семинарского занятия; добавлены 3 часа в разделе 2 «Развитие общества» и 1 час на контроль знаний; добавлены в разделе 3 «Рыночная экономика» 1 час на семинарское занятие; добавлены 1 час в разделе 4 «Сфера производства» и 1 час на проведение семинарского занятия; добавлены 3 часа в разделе 5 «Политическая система общества» и 1 час на семинарское занятие; добавлены 4 часа в разделе 6 «Политическая жизнь общества», 2 часа на семинарское занятие; добавлены 2 часа на итоговое тестирование и проведение годового зачета.

^ Изменения связаны: с увеличением количества часов в региональном стандарте.

Цель изучения

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

^ Учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;


Формы контроля ЗУН (ов);

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • тестирование

  • контрольная работа;

  • понятийный диктант

  • творческие задания


Содержание курса «Обществознание»




раздела/

темы

Содержание разделов и тем

Всего часов




Введение

Вводное занятие

Задачи, структура и содержание курса. Основные источники знаний.

^ Происхождение и природа человека

Понятие антропогенеза. Основные теории происхождения человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

2

1.

Научное познание общества

Познание окружающего мира

Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. Понятие относительной истины. Практика как критерий истины. Инструменты познания. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм. Эмпирический и теоре­тический уровни научного исследования, его основные компо­ненты. Основные формы и элементы философского постиже­ния мира.

^ Истина и ее критерии

Роль общественно-исторической практики в процессе познания. Истина относительная и абсолютная. Процесс исследования. Индукция и дедукция. Уровни и методы познания.

^ Ненаучное познание

Мифология. Жизненный опыт. Народная мудрость. Паранаука. Искусство.

Социальное познание

Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Социальные факторы: сущность, интерпретация и оценка.

Самопознание

Самооценка. Самовосприятие, формирование образа «я».

^ Урок систематизации и обобщения знаний

История воззрений на общество

Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад английских, немецких и французских философов XVI-XVIII веков в развитие обществознания. Влияние идей А. Смита и Д. Рикардо на развитие экономики. Вклад Н. Макиа­велли в развитие политической мысли. Сравнительные иссле­дования культуры Э. Тейлора, Л. Моргана, Дж. Фрезера. О. Конт и зарождение социологии.

^ Строение общества

Понятие о биологических сверхорганизмах. Общество как высокоорганизованная форма совместной деятельности лю­дей. Общество как социальная иерархия и как совокупность раз­личных сфер. Общество как совокупность социальных институ­тов. Четыре главных института общества, их характеристики и роль в становлении человеческого общества. Институт как сово­купность социальных организаций.

^ Цивилизация и общество

Цивилизация как интегральное понятие. Сходство и различие между культурой и цивилизацией. Взгляд на цивилизацию О. Шпенглера. Цивилизация как глобальная система ценностей. Роль религии как критерия выделения цивилизации. Цивилиза­ция как степень социального и культурного развития страны. Важнейшие признаки цивилизации.

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Культурное своеобразие России. Основные концепции цивили­зации в современной науке: теория стадиального развития ци­вилизации и теория локальных цивилизаций. Комплексный под­ход к пониманию цивилизации. Понятие менталитета.

Повторение. Формирование основ научного мышления в познании общества и социальных явлений

Семинар «Формирование основ научного мышления в познании общества и социальных явлений»

15

2.

Развитие общества

Современное общество

Три стадии в истории человеческого общества: общество охотников и собирателей, аграрное и индустриальное общест­ва. Хронологические рамки и зарождение современного обще­ства, его отличительные черты. Урбанизация и индустриализа­ция как факторы изменения современного общества. Переход к постиндустриальному обществу и его характерные признаки.

Модернизация

Сущность теории модернизации. Понятие социального про­гресса как стержня процесса модернизации. Роль технического прогресса в модернизации общества. Культурное своеобразие и универсальность в развитии различных стран. Особенности заимствования отставшими в своем развитии странами запад­ных технологий и капиталовложений. Специфика органической и неорганической модернизации. Понятие о «догоняющем» раз­витии. Особенности модернизации в России.

^ Глобализация человеческого общества

Постиндустриальное общество как надмировое сообщество. Наднациональные органы управления и союзы. Процесс глобального разделения труда. Процесс приобщения к единому культурному опыту. Международная миграция. Роль компьютер­ных технологий в глобализации общества. Воздействие телеви­дения на современное общество.

^ Мировая система

Понятие о мировой системе и мировом сообществе. Теория мировой системы И. Валлерштайна. Мировое разделение труда. Характеристика обществ, входящих в мировое ядро. Государст­ва полупериферии и периферии. Социально-экономические и политические особенности стран «третьего» мира.

Новый подход к объяснению структуры мирового сообщест­ва. Понятие о «транснациональном мире». Постиндустриальный Север, высокоиндустриальный Запад, развивающийся новый Восток, сырьевой Юг. Геополитическая перестройка мира. Ха­рактерные тенденции нового международного пространства.

Повторение. Особенности модернизации российского общества на современном этапе

10

3.

Рыночная экономика

Рыночное общество

Влияние денег на потребности, желания и поведение потре­бителей. Плюсы и минусы рыночной экономики. Обмен - нача­ло рыночной экономики, его зарождение и эволюция. Конкурен­ция и дефицит. Экономические блага и их распределение. Труд как дефицитный ресурс. Общественное производство в рыноч­ном обществе.

Процесс и условия организации бизнеса. Закон убывающей доходности. Возрастание доходности и увеличение масштабов производства. Основные тенденции развития массового произ­водства. Феномен массового потребителя и расширение по­требностей.

^ Эволюция капитализма

Зарождение рыночного общества из института торговли. Обмен и торговля. Развитие торгового капитализма. Зарожде­ние и развитие промышленного капитализма. Капитализм в сельском хозяйстве. Роль промышленности в накоплении ка­питалов.

Особенности капитализма в современной России и период первоначального накопления. Современный капитализм как тип смешанной экономики, ее структура и особенности. Современ­ные формы капитализма. Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Интернационализация хозяйственной жизни и влияние международных экономических организаций на развитие российского общества.

^ Отношения между трудом и капиталом

Сущность капиталистического производства. Различие между работой, занятием и трудом: определение понятий. Ос­новные параметры работы: субъект, объект, средства, рабочее место, рабочее время, задание, процесс труда. Наемные ра­ботники и наниматели. Труд как товар при капитализме. Воз­награждение и заработная плата. Цена рабочей силы и базис вознаграждения. Рынок труда и контроль рыночного предло­жения.

Определение квалификации и квалификационного разря­да. Квалифицированный и неквалифицированный труд. Про­стой и сложный труд, характер задания. Оценка профессиона­лизма работника, формальная и реальная квалификация. Качество работы. Интеллектуальное разделение труда между работниками преимущественно физического и умственного труда.

Повторение. Историческая эволюция капитализма и его черты в современном российском обществе

Семинар «Историческая эволюция капитализма и его черты в современном российском обществе»

8

4.

Сфера производства

Производитель на рынке

Материальное производство как процесс создания матери­альных благ и услуг. Отрасль промышленности, критерии ее вы­деления. Понятие валового национального продукта, его струк­тура и роль в экономике. Добывающая и обрабатывающая отрасли. Производство средств производства и производство предметов потребления, их роль в экономике страны.

Предприятие как исходная клеточка отрасли и юридическое лицо. Государственные, акционерные и частные предприятия. Функции предприятия. Специализация внутри предприятия и производственные цеха. Фирма как экономический и юридиче­ский агент.

^ Предпринимательство и бизнес

Производство как техническое и экономическое понятие. По­явление и сущность предпринимательства. Разграничение меж­ду предпринимательством и бизнесом. Понятие о малом бизне­се и его отличительные черты.

Роль малого бизнеса в решении проблем занятости и удов­летворении потребительского спроса. Малый бизнес как эконо­мическая основа демократии. Преимущества малых предприя­тий над крупными. Проблемы малого бизнеса. Представление о семейном бизнесе.

Организационные особенности большого (корпорации) и ма­лого бизнеса (предпринимательство). Формы организации биз­неса. Организационные, экономические и юридические особен­ности корпорации. Роль акционеров в корпорации, их права и возможности.

^ Инфраструктура рыночной экономики

Рынок, биржа и банк как основа финансовой инфраструкту­ры. Биржа как экономический институт, история ее развития. Биржа как канал концентрации рыночной информации. Задачи и функции банков в рыночной экономике. Банки в роли финансо­вых посредников. Коммерческие кредиты и ссуды. История формирования банковских институтов. Понятие о финансовом капитале. Банковский процент и банковские резервы. Покупка и продажа акций банками. Законные и незаконные формы пове­дения банков в экономике. Слияние банков.

^ Роль государства в экономике

Задачи государства по руководству экономикой. Основные экономические функции государства в современном обществе. Налогообложение и бюджет. Функции налогов. Основные виды налогов. Особенности налогообложения в России. Государственные и личные бюджеты как финансовые планы. Понятие о де­фиците бюджета.

Внутренний и внешний государственный долг. Представле­ние о государственном банкротстве. Российский государствен­ный долг. Статьи государственных расходов. Повышение нало­гов как способ пополнения госбюджета. Субсидирование социальной сферы.

Повторение. Малый бизнес и предпринимательство, экономическая инфраструктура производства

Семинар «Малый бизнес и предпринимательство, экономическая инфраструктура производства»

9

5.

Политическая система общества

Политическая власть

Типология видов власти М. Вебера. Происхождение и осо­бенности харизматической власти. Характер традиционной вла­сти, многообразие форм проявления. Легальная власть и ее юридическая основа. Легальная власть и демократическое госу­дарство.

^ Сущность и организация государства

Государство как важнейший элемент политической системы общества. Французские просветители и договорная теория го­сударства. Территориальная организация государства. Государ­ство как политическая организация общества. Автономии, мест­ные власти, политическое пространство.

Типология форм территориального устройства государства. Унитарная форма государства и однонациональная страна. Фе­деративное устройство и многонациональные страны. Неста­бильность конфедерации, ее исторические формы.

^ Местное самоуправление

Исторические культурные варианты самоуправления. Исто­рия самоуправления в России. Круг прав местного самоуправ­ления, состав и структура руководящих органов. Функции мест­ного самоуправления в демократическом обществе. Отличие местного самоуправления от государственного управления. Са­моуправление и территориальная община в современной Рос­сии.

^ Повторение. Федеративное устройство российского госу­дарства, его специфика и проблемы развития.

Семинар «Федеративное устройство российского госу­дарства, его специфика и проблемы развития»

10

6.

Политическая жизнь общества

Условия политической жизни

Представление о политической жизни общества, ее участни­ки и субъекты действия. Факторы, влияющие на участие граж­дан в политической жизни общества. Понятие о политическом режиме. Черты авторитарного режима. Современные разновид­ности тоталитарного государства.

Отличительные характеристики демократического режима. Политические права и свободы в демократическом обществе. Гражданство как обязательное условие участия в политической жизни общества. Всеобщая декларация прав человека. Полити­ческая активность и пассивность.

^ Формы и механизмы политического участия

Понятие о механизмах политического участия и его формах. Политические партии и движения. Институт гражданства. Изби­рательное право и голосование. Процедура голосования. Аль­тернативная и безальтернативная формы выборов. Референдум как-способ волеизъявления населения, механизм всенародного голосования.

Политическая партия как механизм выражения и защиты ин­тересов социальных групп. Формы и виды партийной деятель­ности. Внутренняя организация и структура партии. Функции и признаки политической партии. Содержание и роль политиче­ской программы. Основные типы политической философии: коммунизм, либерализм, консерватизм и фашизм.

^ Субъекты политической жизни

Классификация субъектов политической жизни. Различие между группами давления и группами интересов. Функции груп­пы интересов и способы их осуществления. Законные и неза­конные формы деятельности групп интересов.

Прямые и непрямые формы давления на власть. Лобби как группы давления. Функции и формы деятельности лоббистских групп в России. Элементы лоббистской тактики. Элита и истеб­лишмент, их состав и функции. Различные виды элиты. Феномен «четвертой власти». Особенности российской элиты.

Повторение. Специфика партийной борьбы за власть в российском обществе

Семинар «Специфика партийной борьбы за власть в российском обществе»

12




Итоговое занятие. Зачет. Тестирование.

2
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс iconКравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 6 класс
Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 6 класс. – М.: Ооо «тид русское слово – рс»

Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс iconКравченко А. И. «Обществознание» для 8 класса общеобразовательных учреждений
А. И. «Обществознание» для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2006

Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс iconВ этом году вашим детям предстоит пройти государственную (итоговую)...
Алгебра и начала анализа): 11 класс в форме егэ, 9 класс в традиционной форме. Также выпускники 9 класса сдают два экзамена по выбору...

Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс iconУрок обществознания: «Право в жизни человека, общества, государства....
«Введение в обществознание». Учебное пособие для 8-9 классов. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М. 1997

Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс iconТемы Элементы антикоррупции Дата проведения история 7 класс морозова Татьяна Юрьевна 1
...

Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс iconПрограмма для абитуриентов бгарф базовый учебник: Учебник для учащихся...
Дополнительный учебник: «Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под ред. Л. Н....

Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс iconРабочая программа по Истории России 7 класс предмет, класс и т п
Составлено на основе программы А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России 6-9 класс» (2009 г.)

Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс iconИ. Кравченко
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник)

Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс iconСнижения уровня ионизирующих излучений естественных радионуклидов в строительстве
Научно-производственной фирмой "роса" (Горицкий А. В. к т н.; Сабалдырь В. П., к т н.; Захарчук Н. И., инж; Кравченко Л. С., инж.)                                   ...

Кравченко А. И. Обществознание. 10 класс iconЛидия Кравченко, бессменный директор Рижской украинской школы, поделилась...
Когда начинать школьное обучение? Этот вопрос, постоянно муссируется в педагогической среде

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница