Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный




НазваниеАктуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный
страница1/7
Дата публикации20.05.2013
Размер0.8 Mb.
ТипДиплом
www.vbibl.ru > Экономика > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7




Введение
Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный рост интереса ведущих менеджеров к проблеме культуры делового общения. Становится ясно, что сегодня одним из важнейших конкурентных преимуществ фирмы в условиях рыночной экономики является развитие эффективных коммуникационных технологий в сфере корпоративного общения. Важность изучения специфики делового общения заключается в том, что это самый массовый вид социального общения, поскольку с ним сталкивается каждый человек. Сложность и многоаспектность проблемы делового общения исходит из того, что оно представляет собой сферу пересечения коммерческих, корпоративных, административно-пра­вовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. В данном дипломном исследовании основной акцент будет сделан именно на анализ делового общения в сфере корпоративных отношений, то есть в рамках организации.

В условиях перехода к рыночной экономике новые экономические и социальные условия побудили к ком­мерческой и организаторской деятельности широкие массы населе­ния. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам и культуре делового общения, необходимость повыше­ния лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистичес­кая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муни­ципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней, а также всех сотрудников компании.

Сегодня умение успешно вести деловые беседу и переговоры, грамотно, с точки зрения делового общения, составить текст документа, умение работать с деловыми документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения, а также значимые условия эффективности работы персонала в целом.

Важность исследования технологий делового общения для российских предприятий заключается в том, что низкая речевая культура персонала организации напрямую связана с низкой эффектив­ностью совещаний, а следовательно, это приводит к плохой производительности всего трудового коллектива.

Известно, что высокая рече­вая культура делового общения и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффектив­ность экономики.

Любой западный менеджер считает обучение речевым формам делового общения делом не только полезным, но и престижным. В России же часто можно еще услышать недоуменные вопросы: "Зачем нам учиться? Говорить-то мы умеем". Практика показывает, что для современного, успешного дела этот ответ является неуместным.

Потребность в деловом общении относится к числу основных факторов успешной работы персонала. Кроме того, в целом общение — необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Таким образом, актуальность дипломного исследования очевидна.

Проблема делового об­щения в отечественной литературе остается практически неизучен­ной, что нельзя сказать про западных авторов, исследующих данный вопрос. Среди российских авторов особо следует отметить работы В.Н. Лавриненко, М.В. Колтуновой, Г.А. Бороздиной и др. В их трудах в основном рассматривались социально-психологические аспекты делового общения. Например, в работе “Психология и этика делового общения” В.Н. Лавринеко исследует особенности делового общения в рабочей группе, которые нами затронуты во второй главе работы.

Цель исследовательской работы – доказать, что культура делового общения является важным фактором успешной работы трудового коллектива.

Для достижения цели дипломного исследования поставлены следующие задачи:

    1. изучить понятие и факторы эффективности работы персонала;

    2. определить сущность и характеристику “общения”;

    3. разъяснить структуру и стили общения;

    4. определить понятие и специфику делового общения;

    5. рассмотреть роль коммуникативной связи между сотрудниками организации в формировании эффективного корпоративного (делового) общения;

    6. исследовать организационно-психологические аспекты развития делового общения в сфере отношений между работником и руководителем;

    7. определить общую характеристику культуры делового общения в ЗАО “ЛУЧ”;

    8. проанализировать коммуникационные барьеры делового общения в ЗАО “ЛУЧ” и предложить пути их преодоления.

Объектом дипломной работы является эффективность работы персонала.

Предметом исследования является анализ культуры делового общения в организации как фактор эффективности работы персонала.

Практическая значимость работы – применение теоретических основ культуры делового общения на практике на примере торгового предприятия ЗАО “ЛУЧ” и разработка практических рекомендаций.

Методы исследования: сравнения, обобщения, абстрагирования, графический.




1. Факторы эффективной работы персонала
1.1. Понятие и факторы эффективности работы персонала
В экономической науке сложилось к настоящему времени достаточно определенное представление о сущности понятия «эффективность», о способах измерения его показателя и о факторах, влияющих на него. В общем представлении эффективность (с лат. – действенный, производительный, дающий результат) характеризует различные процессы, явления, системы.

Под эффективностью разными экономистами и учеными понимаются: и результативность, и интенсивность функционирования системы, и степень достижения цели, и уровень организованности системы, и уровень результативности в сопоставлении с производственными затратами, и др. Это свидетельствует о многогранности понятия категории эффективности.

В процессе оценки эффективности работы персонала необходимо различать два важных понятия: «эффект» и «эффективность».

Эффект является отражением результата деятельности, то есть состояния, к которому стремиться экономический объект. Понятие «эффект» и «результат» можно воспринимать как тождественные категории и ориентировать на него построение конкретной управленческой системы, в нашем случае корпорации.

Всякое управление, получившее в международной практике наименование «управление по результатам», направлено на количественный прирост результирующих показателей, хотя и подразумевает в определенной степени изменение качественных характеристик.

«Эффективность», в отличие от «эффекта», учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и рассматривает условия, при которых он достигнут. Эффективность есть сравнительная оценка результата деятельности, отражающая не только ее возможность к обеспечению экономического роста, но и способность стимулировать прогрессивные структурно-качественные изменения.

Эффективностькомплексное понятие (четкого, общепринятого определения этого термина нет), описываемое такими характеристи­ками, как целесообразность, результативность, качество, полезность и пр.

^ Эффективность в системном смысле характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременности достиже­ния ее целей, развития системы в запланированном направлении при выполнении определенных критериальных показателей и ограничений.

В более узком смысле эффективность системы характеризует со­отношения затрат (в широком смысле затрат неких ресурсов) и резу­льтатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально экономической, социа­льной, технологической, экологической эффективности.

Эффективность предполагает возможность оценки, сравнения аль­тернатив результатов, путей развития и т. д. хотя бы в качествен­ных категориях — лучше-хуже, качественно-некачественно и т.д. Оценка и сравнение возможны при наличии критериальных показа­телей и ограничений. Аспект сравнительности очень важен — эффек­тивность не абсолютна для организации, она всегда оценивается с точки зрения как организации, так и общества и в сравнении с дру­гими организациями.

Таким образом, эффективность существует при наличии:

  • определенной точки отсчета, базы и критериев для сравнения и
    оценки;

  • установленной системы (иерархии) целей развития системы;

  • установленных ограничений (условий) внутренней и внешней по
    отношению к системе среды, которые задают определенный диапазон развития системы, результатов ее функционирования, альтернатив.

^ Эффективность организации как управляющей системы в широ­ком смысле – это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилучшую результативность деятельности управляемой систе­мы организации, реализацию целей и стратегий, достижение опреде­ленных качественных и количественных, экономических результатов.

Эффективное управление организацией – это сложный акт балан­сирования различных величин и интересов, предполагающий намеренные жертвы, когда это необходимо для общего блага организации (и/или окружающей среды). Поэтому управление, нацеленное па успех в сложном динамическом мире, требует к себе определенного подхода, например ситуационного или интегрированного.

Существуют разные способы решения проблемы подходов к эф­фективности организации. Однако они, хотя и помо­гают осознать сложность проблемы, в большей степени освещают разнородность критериев эффективности и, в конечном счете,— глубинную философию, нежели экономическую логику, спо­собную подвести организацию к выбору именно этого критерия, а не другого.

Каким бы ни был избранный критерий, эффективность организации в динамике характеризует рост организации, т. е. изменение границ между организациями и между организациями и рынком.

^ Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп се участников. Для внут­ренней эффективности организации окружение предстает как естественная среда чисто внешнего свойства. Однако в экономике среда определяется прежде всего выбором, который совершают организации в рамках отношений взаимозависимости.

^ Внешняя эффективность организации показывает, насколько организация соответствует требованиям и ограничениям внешней среды, общества, экономики.

Деятельность организации в рыночной экономике связана, прежде всего, с разработкой и принятием управленческих решений разного рода и характера под влиянием комплекса факто ров окружающей среды. При этом вопрос, о характере выбора решения является ключевым моментом для понимания проблемы эффективности организации.

^ Итак, главным признаком эффективности организации является степень достижения целей деятельности организации.

Достижение любых целей требует определенной деятельности сотрудников организации, т. е. совокупности поступков, активного по­ведения. Деятельность характеризуется такими чертами, как пространственно временная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность и т. п.

Если деятельность полностью или частично приводит к достиже­нию поставленных целей, она считается эффективной. Приблизительно эффективность может быть определена еще до начала деятель­ности как потенциальная эффективность. Реальная эффективность зависит от степени достижения целей, т. е. от полученных на практи­ке результатов. Поскольку для достижения эффективности применяются разные способы, правомерно также говорить и об их эффектив­ности.

Теперь исследуем факторы, влияющие на эффективность работы персонала. Среди таких факторов можно выделить следующие:

1. способность организации достичь цели с наименьшими усилиями;

2. способность персонала к нововведениям, обеспечивая, тем самым, конкурентоспособность организации в постоянно меняющихся условиях;

3. степень развития лояльности персонал по отношению к организации;

4. доступность персонала к информационным ресурсам, средствам специальных технических средств;

5. система мотивации персонала;

6. компетентность персонал и его способность к общению, т.е. умение вести деловые переговоры, умение слушать и правильно изъяснять свои мысли.

Таким образом, вышеизложенное позволяет нам говорить, что среди основных факторов эффективной работы персонала культура делового общения занимает значительное место.
^ 1.2. Сущность и характеристика “общения”: анализ понятия и содержания
Прежде чем перейти к исследованию фактора делового общения в сфере управления персоналом, целесообразно рассмотреть теоретические основы делового общения. Этому вопросу и посвящена данный раздел дипломного исследования. Начнем с анализа определения общения и его характеристики.

Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия, психология и этология, социоло­гия, менеджмент, в том числе наука об управлении персоналом. Каждая из них вкладывает в понятие "обще­ние" свое содержание.

Сложность достижения единства в понима­нии того, что же такое общение, с одной стороны, связана с ее сущностью, а с другой стороны, – попытки охватить всевоз­можные составляющие понятия "общение".

К сожалению, научные представления об общении достаточно противоречивы. Имеется большое количество монографий и научных исследований по проблеме общения. Существование множества различных определений понятия "об­щение", прежде всего, связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение:

Общение — сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов между людьми, порождаемый потребностями совмес­тной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание дру­гого человека.1

На практике часто путают или отождествляют два понятия "об­щение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Таким образом, понятие “общение” шире понятия “отношение”.

Говоря об основах общения нельзя не заметить вопроса о средствах и механизмах процесса общения. В этом смысле, главным средством общения является язык.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосоз­нания личности.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, собы­тие), который выступает в качестве указания и обозначения и исполь­зуется для приобретения, хранения, переработки и передачи инфор­мации.

Так, слово "стол" — это знак. Все знаки данного языка (напри­мер, русского) образуют систему знаков: слова "стол", "стул", "диван" и т.д. объединены общим представлением о мебели.2

То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, люди усваивают значение знаков.

Усваивая значения знаков и способы их организации для переда­чи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения, средством установления вза­имопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надежда­ми, страхом, иными чувствами.

Когда общение формализовано, в словах и поступках людей наи­более важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей професси­ональной деятельности юристы, дипломаты и ученые заботятся о строгости формулировок. В принципе это очень важно в любой про­фессиональной сфере деятельности. Если же в общении человек выступает как индивид и выражает собственные взгляды и чувства, то для собеседника, помимо общепринятого значения поведения, становится важным его личностный смысл.

Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем, только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно, лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

Не все знаки, с помощью которых люди сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявления­ми организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дро­жание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или сим­птомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведе­ний передается одним человеком другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению.

С этой точки зрения знаки подразделяются следующим образом:1

  1. интенциональные — специально производимые для передачи ин­формации;

  2. неинтенциональныенепреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать призна­ки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть. Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего). Неинтенциональные знаки могут содержать в себе информацию не только об эмоциональном состоянии партнера.

Так, акцент и едва заметные особенности произношения могут стать показателем места происхождения и жизни человека, а также социальной среды, в которой он воспи­тывался. Частые ссылки в речи на мнение какого-либо лица могут показать, на кого ориентируется в своих суждениях говорящий.

Поскольку неинтенциональные знаки, прежде всего, говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать.

Говоря об основных характеристиках общения, важно, на наш взгляд, также в общих чертах коснуться классификации видов общения. В этом смысле, различают два вида общения:

  • вербальное;

  • невербальное.

Обще­ние, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. 1При невербальном общении средством переда­чи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллекту­альные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно ис­пользуется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие:

^ 1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общее движение различных частей тела (рук — жестикуляция, лица — мимика, позы — пантомима). Они отображают эмо­циональные реакции человека. Именно эти особенности и называ­ются кинетикой.

^ 2. Паралингвистика или просодика – особенности произноше­ния, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы меж­ду словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, осо­бенности организации контакта.

Паралингвистика — это качество голоса, его диапазон, тональ­ность. Экстралингвистика — это включение в речь пауз, покашли­вания, смеха, а также темп речи.2 Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представ­ляют собой "добавки" к вербальному общению.

^ 3. Визуальное общение — контакт глаз.

Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддер­жания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хоро­шо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.

Возможности невербального общения:

  1. они способны указать собеседнику на особенно важ­ные моменты сообщения. Например, человек медленно, с паузами произносим номер телефона, который записывает собеседник.

  2. невербальные средства общения дополняют содер­жание высказывания.

  3. невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.

  4. невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Рассмотрим их подробнее.

Идентификация выражает простой факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобле­ние себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реаль­ных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по обще­нию строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и дру­гим близким по содержанию явлением — явлением эмпатии. Эмпатия — это способность к постиже­нию эмоционального состояния другого человека в форме сопережи­вания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмыс­ление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например партнера по обще­нию, не столько продумывается, сколько прочувствуется.

Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязатель­но означает отождествить себя с этим человеком. Если человек отождеств­ляет себя с кем-то, то это значит, что он стрит свое поведение так, как строит его другой. Если человек проявляет к собеседнику эмпатию, он просто принимаю во внимание его линию поведения, но свою собственную — может строить совсем по-иному. И тот и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет понимать своего собеседника? От этого будет зависеть процесс взаимодействия.

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает, своеобразный удвоенный процесс зеркальных от­ношений друг с другом.

Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение. В самом общем виде его можно определить как бес­сознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу опреде­ленного эмоционального состояния. Например, аплодисменты на выступлении популярного актера могут сыграть роль импульса, за которым ситуация будет развиваться по законам "заражения".

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее ее отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма "заражения".1

Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении осуществ­ляется процесс передачи информации, основанный на ее некрити­ческом восприятии. Внушение производится путем непосредственного прививания определенных состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике. Внушение — это эмоцио­нально-волевое воздействие. Эффект внушения зависит от возраста: дети лучше под­даются внушению, чем взрослые. Более внушаемы утомлен­ные, ослабленные физически люди.

Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логическо­го обоснования добиться согласия от человека, принимающего ин­формацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздей­ствие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внуше­ния, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный iconАктуальность темы исследования состоит в следующем. Производственно-хозяйственная...
Целью дипломной работы является исследование бухгалтерского учета основных средств на примере ОАО «Сибнефтегазпереработка»

Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный iconАктуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность...
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации...

Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный iconАктуальность темы. В последние годы наблюдается рост травматизма...
Фактическая производительность современных отечественных зерноуборочных комбайнов составляет 40 от паспортной

Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный iconАктуальность темы исследования. Последние десятилетия XX века отмечены...
В условиях, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с...

Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный iconАктуальность темы исследования. Актуальность темы исследования, на...
...

Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный iconАктуальность темы исследования. Портовые комплексы (ПК) как территории...
Актуальность темы исследования. Портовые комплексы (ПК) как территории особого типа в современных условиях предполагают изучение...

Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный iconАктуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в экономике...
Актуальность проблем рационализации природопользования в Республике и недостаточная их изученность определили выбор темы этой диссертационной...

Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный iconМетодика структуризации финансовых потоков на российских предприятиях  
Уникальность разрабатываемой методики состоит в том, что она применима к предприятиям любого региона, так как легко позволяет определить...

Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный iconАктуальность рассматриваемой в данной работе темы заключается в том,...
Ость приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой...

Актуальность и значимость исследования рассматриваемой темы дипломной работы состоит в том, что на современных российских предприятиях наблюдается значительный iconКурсовая работа По дисциплине «Финансы» на тему «Управление государственным долгом»
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации с 2000г наблюдается исключительно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница