1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития




Скачать 50.25 Kb.
Название1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития
Дата публикации26.05.2013
Размер50.25 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Экономика > Документы

http://antibotan.com/ - Всеукраїнський студентський архів

1.1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны? как они создаются? функционируют и изменяются? почему члены организаций действуют именно так, а не иначе?

Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей.

Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

^ Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

Организацией как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология и другие науки. Каждая из этих дисциплин рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Психология изучает психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений. Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Так, теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как самостоятельной новой науки. Она призвана интегрированно подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.

Таким образом, теория организации – одна из серии управленческих наук, основой которой служит теория управления (рис. 1.1).

http://www.standard-company.ru/_01.jpg
Рис. 1.1. Место теории организации в системе управленческих наук

Теория организации, обособившись, сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на законодательно-правовую базу. Связь теории организации с другими науками наглядно показана на рис. 1.2.

http://www.standard-company.ru/1-2.jpg
Рис. 1.2. Связь теории организации с другими науками

Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация – это поиск своей ниши (своего предмета и объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают перспективность трех путей ее развития:

  • создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;

  • выделения своей локальной области исследования части организации и развития ее;

  • формирования трехступенной схемы развития (рис. 1.3).

http://www.standard-company.ru/_1-3.jpg
Рис. 1.3. Схема развития теории организации

Определенной трудностью для развития теории организации является проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время в основном оперируют качественными измерениями: хороший, плохой, высокий, средний, низкий, большой, маленький; эффективный, неэффективный. Например, организация обладает высоким научным потенциалом.

Из числа эффективных методов исследования в теории организации могут использоваться дедукция и индукция. Дедукция предусматривает исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные и групповые события. Индукция предусматривает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм. Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

  • осмысленность введенных терминов, категорий и понятий;

  • непротиворечивость дефиниций одного и того же предмета или явления;

  • достоверность выводов, т.е. возможность проведения проверки или повторения результатов;

  • возможность обобщения на другие классы событий;

  • наличие ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и т.д.);

  • возможность объяснения происходящих событий и их прогнозирования.

Развитие теории организации включает три конкретных этапа, которые в свою очередь могут быть поделены на соответствующие подэтапы:

1) сбор и обработка информации:

  • • сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений, легенд и мифов о существовании или функционировании организаций (как явления), особенностях организации (как процесса);

  • • систематизация информации и составление типологии, например, по времени, по эффективности, по характеру организационных отношений, по сфере деятельности;

2) создание теорий и методик:

  • • создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы;

  • • привлечение научного багажа других наук для более полного понимания своих собственных проблем, например теории управления, разработки управленческих решений, кибернетики Виннера, функционально-стоимостного анализа;

  • • нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов и закономерностей, например нормы управляемости персоналом в зависимости от характера деятельности, закон развития, закон самосохранения, закон синергии;

3) апробация теорий и методик:

  • • практическое апробирование разработанных теорий и методик;

  • • обобщение теоретических разработок и практических результатов применения отдельных положений теории организации, накопление статистических данных.

Перечисленные этапы выполняются циклически друг за другом, совершенствуя на каждом очередном витке знания в области теории организации.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития iconВопросы к экзамену по дисциплине «Экономика организации»
Предмет и субъект науки «экономика организации». Место экономики организации в системе экономических наук

1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития iconКалендарно-тематическое планирование год (экстернат) Класс 8 Предмет
Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. Расы. Краткая история развития знаний о строении и функциях...

1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития iconВопросы к экзамену по курсу «Психология личности и межличностных отношений»
Современная психология, ее определение, задачи и место в системе наук. Психика как предмет психологии. Житейская и научная психология....

1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития iconМетодические указания по контрольной и курсовой работам для студентов...
Учебная дисциплина «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)» изучается в...

1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития iconНаправления научных исследований кафедры
Материалы с популярным изложением научных исследований на доступном для абитуриентов уровне с акцентом на перспективность получения...

1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития iconСодержание 1 введение 2
Экологическая ситуация "зеркало", в котором отражается уровень социально-экономического развития страны и вместе с тем уровень научных...

1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития iconКонтрольные вопросы по курсу «Социология»
Объект и предмет социологии как науки. Место социологии среди других научных дисциплин

1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала (экстернатная...
Повторение изученного в 8-9 классах, теория литературы, жанры, направления, стили

1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития iconПредмет дисциплины физическая экология. Цель дисциплины и ее основные...
Цель дисциплины и ее основные задачи. Место дисциплины в научных основах природопользования. Важная роль дисциплине физическая экология...

1. 1 Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития iconПредмет дисциплины физическая экология. Цель дисциплины и ее основные...
Цель дисциплины и ее основные задачи. Место дисциплины в научных основах природопользования. Важная роль дисциплине физическая экология...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница