№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования




Скачать 220.41 Kb.
Название№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
страница1/2
Дата публикации30.05.2013
Размер220.41 Kb.
ТипРеферат
www.vbibl.ru > Экономика > Реферат
  1   2


Тема № 15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..……3

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции……………………………………………………………………...…….5

2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………………..10

3. Балансирование госбюджета и его особенности в России…………………15

Практикум……………………………………………………………………....20

Заключение……………………………………………………………………...22

Список литературы…………………………………………………...………..24

Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Цель заключается в рассмотрении и изучение государственного бюджета, как инструмента государственного регулирования.

В данной курсовой работе рассмотрены следующие задачи:

  • Рассмотреть структуру государственного бюджета,

  • Изучить основные макроэкономические функции государственного бюджета,

  • Изучить профицит и дефицит бюджета,

  • Изучить мультипликатор сбалансированного бюджета,

  • Рассмотреть балансирование госбюджета и его особенности в России.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Уровень государственных расходов и налогов, несомненно, играет ведущую роль в определении объема выпуска продукции и занятости в экономике.

^ 1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.(1,23)

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

В определении отражены три существенных признака бюджета:

1) Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он – смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.

2) Бюджет представляет собой финансовый план государства.

3) Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

Государственный бюджет – это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.(6,15)

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.

Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

1) Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы.

2) Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование.

  1. Налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:

  1. Потребление в государственном секторе.

  2. Государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов.

  3. Трансферты частному сектору включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи.

  4. Проценты по государственным долгам.(3,54)

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом:

Расходы:

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели – 40-50%.

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих – 5-10%.

Платежи по государственному долгу – 7-8%.

Доходы:

Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор – 75-85%.

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли – 5-8%.

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы – 10-12%.(10,37)

В 2006г. по доходам бюджет исполнен в сумме 6,277 трлн.руб., что 1,7 превышает утвержденную роспись, больше всего в бюджет принесли налоговики и таможенники (2,999 трлн.руб. и 2,864 трлн.руб. соответственно). Поступление доходов на 2006г. по финансированию расходов исполнен в сумме 4,366 трлн.руб., это 98,2 % от уточненной бюджетной росписи, кассовое исполнение расходов еще меньше – 96,2 % от плана, ВВП РФ за 2006г. составил 2,708 трлн.руб.

Объем стабилизационного фонда в рублевом эквиваленте на 1 января 2007г. составил 2,343 трлн.руб., годом ранее он был равен 1,237 трлн.руб.

При это в августе 2006г. на досрочное погашение долга перед парижским клубом из стабилизационного фонда было перечислено 0,616 млрд.руб.

Из выше изложенного можно сделать выводы, что в 2006 году было идеальное исполнение государственного бюджета.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.(2,112)

^ 2. Профицит и дефицит бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета
Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы превышают доходы. Большинство правительств как в развитых, так и в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой не могут покрыть доходами своих расходов, сводя государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный избыток (профицит).

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств – к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к ряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.(8,15)

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

· спад общественного производства

· рост предельных издержек общественного производства

· массовый выпуск «пустых» денег

· излишне, неоправданно раздутые социальные программы

· возросшие затраты на финансирование ВПК

· оборот «теневого» капитала в огромных масштабах.(4,89)

Когда у правительства возникает дефицит бюджета, оно должно занимать деньги у населения, чтобы оплатить свои счета. Для этого правительство выпускает облигации, представляющие собой долговые обязательства, т.е. обещание заплатить деньги в какой-то определенный момент в будущем. Государственный долг (накопленная сумма задолженности правительства) – это денежная ценность правительственных облигаций, принадлежащих обществу (домохозяйствам, банкам, предприятиям, иностранцам и другим неправительственным учреждениям).

Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путем заимствования на внутреннем и (или) внешнем финансовом рынке. При этом заимствование у денежных властей (кредиты Центрального банка правительству или приобретение им государственных ценных бумаг) является инфляционным.

В большинстве развитых стран преобладают неэмиссионные формы финансирования дефицита государственного бюджета, не приводящие непосредственно к росту инфляции. Приемлемый уровень бюджета в краткосрочном периоде определяется в этом случае прежде всего спросом на государственные ценные бумаги и готовностью предоставления кредитов, которые в свою очередь зависят от предлагаемого государством дохода (процентов) и от степени доверия к нему со стороны потенциальных кредиторов.(11,7)

Бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Ежегодный балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызывает уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающими по своему характеру: каждая из них еще больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет.

Ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю привлекательность, является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета – второстепенный. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.(4,155)

Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину.

Мультипликатор сбалансированного бюджета редко открыто используется как инструмент фискальной политики, так как увеличение налогообложения повсюду является непопулярной мерой.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный...
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный...
Мнения зачастую настолько противоречивы, что захотелось разобраться в сложном бюджетном механизме и определиться в собственном отношении...

№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования iconГосударственный бюджет как инструмент
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования iconГосударственный бюджет важный инструмент государственного ре­гулирования...
Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих со­держание и...

№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования iconВ любой стране государственный бюджет-это ведущее звено финансовой...
Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного...

№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования iconГосударственный бюджет. Понятие “дефицит и профицит” бюджета
Государственный бюджет представляет собой роспись государственных доходов и расходов за определенный период, утвержденную в законодательном...

№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования iconВопросы к экзамену по курсу «Стратегическое планирование» для эт...
Прогнозирование и планирование как важнейший инструмент государственного регулирования. Предмет курса, его целевая установка, значение...

№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования icon1 Понятие инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности. Законодательная...
Теоретические основы государственного регулирования инвестиционного процесса 4

№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования iconСистема государственного регулирования и самоуправления рынка ценных бумаг
Реформирование системы государственного регулирования рцб россии и перспективы его развития

№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования iconСостав, показатели и классификации государственного бюджета
Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы – бюджеты разных уровней государственного управления:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница