Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки




НазваниеУчебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки
страница1/67
Дата публикации20.03.2013
Размер6.86 Mb.
ТипУчебное пособие
www.vbibl.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67
OCR: Ихтик (г. Уфа)

ihtik.lib.ru, Ihtik@ufacom.ru

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с. (Серия "Высшая школа")

ББК А5я72-1

Ф 56
Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек

Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев
Редактор Т. И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

ISBN 5-222-03697-9


(c) Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003

(c) Оформление, изд-во "Феникс", 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................................3
Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества............ 5

1. Предмет философии.................................................5

2. Специфика философского знания..........................9

3. Основные части (структура) философии.............. 18

4. Место и роль философии в культуре....................21
Глава II. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития...27

1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения).... 27

2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии........30

3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития..............................73
Глава III. Бытие и материя.....................................90

1. Понятие "бытие": философский смысл................90

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия........90

3. Бытие: единство мира............................................92

4. Многообразие мира как проблема...................... 100

5. Материальное единство мира и его многообразие....................... 106
Глава IV. Диалектика...................................................130

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.................... 130

2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции...... 133

3. Детерминизм и индетерминизм.......................... 150

4. Закон. Динамические и статистические закономерности........................... 162

5. Границы, сфера действия диалектического метода....................................... 172

6. Метафизика и ее значение для познания........... 180
Глава V. Человек..........................................................190

1. Понятие человека. Человек и природа............... 190

2. Биосоциальная (дуальная) природа человека .... 206

3. Смысл человеческого бытия................................214

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах...........218
Глава VI. Человек и его сознание.................................229

1. Проблема сознания в истории западной философии...........................229

2. Гносеологический смысл сознания.....................233

3. Этический смысл сознания.................................235

4. Онтология сознания.............................................240

5. Язык, общение, сознание....................................243

6. Сознание, память, самосознание........................249

7. Диалектико-материалистическая концепция сознания...................257

8. Сознание и бессознательное................................275
Глава VII. Общество....................................................287

1. Общество и его структура.................................... 287

2. Общество как саморазвивающаяся система.......298

3. Гражданское общество и государство..................308

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..................... 312
Глава VIII. Человек и общество....................................332

1. Человек в системе социальных связей................ 332

2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие...........................................................335

3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право 344

4. Религиозные ценности и свобода совести..........353

5. Личность: проблемы свободы и ответственности.........................362
Глава IX. Познание......................................................375

1 Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм............. 375

2. Познание, творчество, практика......................... 388

3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности......399

4. Единство чувственного и рационального...........407

5. Истина и заблуждение..........................................415

6. Действительность, мышление, логика, язык......425

7. Понимание и объяснение....................................432

8. Вера и знание........................................................441
Глава X. Научное познание и знание.............................448

1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448

2. Структура научного познания, его уровни и формы.................................461

3. Методы научного исследования..........................472

4. Рост научного знания...........................................484

5. Научные революции и смена типов рациональности...................496

6. Общество, наука, техника....................................503
Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира......................515

1. Взгляд науки .........................,.,.............................515

2. Философия: человек и мир.................................. 520

3. Религиозные версии мироздания........................ 523
Глава XII. Будущее человечества..................................531

1. Человечество как субъект истории................... 531

2. Мировая ситуация начала XXI столетия............. 537

3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней...................................542

4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур................. 557
Заключение................................................................571

ВВЕДЕНИЕ
XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.
В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.
Авторы учебного пособия ставили перед собой задачу выйти на мировой уровень философского знания, рассмотреть новые проблемы и их решения, характерные для современной философии.
Любой учебник по философии имеет один существенный недостаток: в нем излагается определенная сумма знаний, итоги философствования того или иного мыслителя без прояснения пути, ведущего к ним. Это бесспорно обедняет философское содержание, затрудняет пони-

3
мание того, что такое подлинная философия и философствование. И хотя освободиться от подобного недостатка полностью невозможно, авторы тем не менее попытались смягчить его. С этой целью многие разделы книги написаны в жанре размышлений о какой-либо проблеме, оставляющих место для вопросов и дискуссий. По многим темам и проблемам представлены различные точки зрения, с тем чтобы пригласить читателя к участию в их обсуждении. Содержание данного учебного пособия, форма его изложения строились таким образом, чтобы разрушить стереотип восприятия философии как свода готовых, устоявшихся истин, которые надлежит неукоснительно заучить, а затем, часто бездумно и некритически, воспроизвести.
И наконец, авторы стремились к открытому и честному философскому анализу проблем и противоречий общества и человека, как тех, которые унаследованы от прошлого, так и возникших в наше время. Вызвать озабоченность будущих специалистов глобальными перспективами развития мировой цивилизации, судьбой человечества, входящего в новый виток развития, - с такой надеждой писалось настоящее учебное пособие.
Авторский коллектив: доктор философских наук, профессор И. В. Ватин (гл. V, гл. VIII, § 5, гл. X, § 6); доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В. Е. Давидович (гл. XII); доктор философских наук, профессор Л. В. Жаров (гл. VII, гл. VIII, § 1-4); доктор философских наук, профессор Е. В. Золотухина (гл. XI); доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский (гл. IV, гл. IX, § 1, 2, 3 (в соавторстве), 4, 5, 7, 8, гл. X, § 1-4); доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш (Введение, гл. III, гл. VI, гл. IX, § 3 (в соавторстве), гл. X, § 5); доктор философских наук, профессор Е. Е. Несмеянов (гл. I, § 1, гл. II, § 2); доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев (гл. I, § 2-4, гл. II, Заключение).

Глава I

^ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
1. Предмет философии. 2. Специфика философского знания. 3. Основные части (структура) философии. 4. Место и роль философии в культуре
1. Предмет философии
В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1. Зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня. 2. Определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований. 3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872-1970), "представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно".
И сегодняшнее значение философии в том, "что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384-322 до н. э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень
5
"общего". Философия занимается более общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания". Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др. [1]
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие \"Философия\" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  iconУчебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1

Учебное пособие \"Философия\" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  iconПрактикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...

Учебное пособие \"Философия\" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию

Учебное пособие \"Философия\" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  icon«Экономика отрасли»
Программа самостоятельной работы составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки...

Учебное пособие \"Философия\" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  iconГоу спо «Кировский областной колледж культуры»
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0518...

Учебное пособие \"Философия\" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  iconУтверждено
Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины. Составленной в соответствии с государственными требованиями...

Учебное пособие \"Философия\" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  iconРабочая программа дисциплины: «Уголовное право» Для специальности
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030503 «Правоведение»

Учебное пособие \"Философия\" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  icon021400 «Журналистика»
Учебный план специальности 021400 – Журналистика составлен в полном соответствии с содержанием государственного образовательного...

Учебное пособие \"Философия\" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  iconУчебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской...
Сурков И. М., Коротеев В. П. Резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства (методика расчета и мероприятия по...

Учебное пособие \"Философия\" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  iconУчебное пособие для вузов
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница