Скачать 45.69 Kb.
|
Воспитание мальчика - будущего семьянина в младшем школьном возрасте Минеева О.И., учитель начальных классов, МБОУ Лицей "Эврика",г. Саяногорск, пгт Черёмушки, тел. 8(39042) 3 - 16 - 93 "Семья - это среда, где человек должен учиться творить добро!" В. Сухомлинский В последнее время одной из целей образования стало воспитание школьника как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии, потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми. В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма, аксиологии. Гуманизация нашего общества немыслима без гармоничных отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Проведённый мониторинг среди семей учащихся показал, что только в 56,5% воспитанием детей занимаются оба родителя. В 44,5% семей вопросы воспитания решаются только одним родителем (зачастую матерью). А если в такой семье растёт мальчик, чувствующий, что мать не принимает в нем его мужскую часть? Ведь и мать и отец (даже если вдруг папа с семьей не живет) для него одинаково важны, и в нем самом заложены качества и отца и матери – он их сын, их дитя в равной степени. А перед таким мальчиком стоит столько задач! Главное из них – умение брать на себя ответственность. Мальчика нужно учить быть самостоятельным, учить принимать решения, и поощрять моменты, когда он берёт на себя ответственность и говорит, я справлюсь, я сам. И даже если он дерётся, это воспитание умения защищаться в будущем. С этой целью целесообразно проведение занятий по семейному воспитанию в рамках курса "Мир семейного очага", рассчитанного для детей 7 - 11 лет. Цель данного курса:
Для достижения целей применяются следующие методы:
Реализация программы курса происходит в условиях раздельного обучения мальчиков и девочек. Это позволяет строить занятия с учетом специфики пола детей, способствовать становлению личности мальчика или девочки с развитым чувством осознания своей половой принадлежности, пониманием своих специфических особенностей, формирует установки на полоролевое поведение в семье. Темы занятий курса "Мир семейного очага" объединены в блоки:
Каждое занятие начинается с чтения сказки. Этот литературный жанр очень близок младшим школьникам. Рассматривание семейных ситуаций через сказочные образы помогаем лучше осмысливать роль отца, матери, дочери, сына. После прочтения сказки необходимо выполнить творческие задания:
Один раз в четверть с мальчиками и девочками проводятся совместная работа, на которой ребята показывают результаты творческих работ: читают свои рассказы, стихи, демонстрируют рисунки, поделки. Такая работа способствует формированию у детей представлений об образе жизни Человека, с присущими ему качествами мужественности или женственности; формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Организация работы по курсу "Мир семейного очага" обязательно рассчитана на участие не только детей, но и членов их семей. Для этого предлагается интервью с родителями, благодарственные письма, адресованные членам семьи. Традиционно проводятся совместные мероприятия детей и родителей: «День матери», «День «спасибо», «День Защитника Отечества», «Международный женский день», «Международный день семьи». Здесь родителям демонстрируются результаты выполнения их детьми творческих заданий: организуются выставки рисунков, сочинений, и т.д. Такие мероприятия помогают детям и взрослым подружиться и почувствовать: какое это счастье - жизнь и семья. С особой любовью мальчики готовят подарки для своих родителей: выпиливают дощечки для кухни, выращивают комнатные цветы в горшочках, изготавливают брелки для ключей и рамки для семейных фотографий. Этот процесс помогает воспитывать в душе будущего семьянина гармонию видения мира, радость от работы на благо своей семьи. Созерцая гармоничную семью, ребёнок учится уважать индивидуальность каждого родителя. Мама почитаема и уважаема как женщина. Мама - та самая богиня изобилия и любви из древности, к которой тянется всё живое и в присутствии которой согреваются сердца. Папа же авторитетен и силён; уверен и спокоен; преисполнен ответственности и в меру строг с домочадцами. И если семья - это модель мира, то папа - это воплощение бога: справедливого высшего начала карающего, когда это необходимо, но и несущего ответственность за тех, кого он породил. Работа по семейному воспитанию в младшем школьном возрасте доказывает свою эффективность на практике: в семьях воспитанников улучшились взаимоотношения, у родителей появилось более сознательное отношение к проблемам воспитания, наблюдается рост творческой активности детей. Литература: 1. Амонашвили, Ш.А. Спешите, дети, будем учиться летать/Ш.А. Амонашвили. - М.: 2006. 2. Лопатина, А.А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых/А.А. Лопатина. М.: Амрита-Русь. - 2007. 3. Сухомлинский, В.А. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили (Антология гуманной педагогики). - 2002. |
![]() | Слободчиков, В. И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте [Текст] / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман. // Вопросы... | ![]() | Секция: Культурно-исторический подход в решении проблем обучения и развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте В. В.... |
![]() | Зпр, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода... | ![]() | Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в... |
![]() | Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно... | ![]() | До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого... |
![]() | Цели и задачи: Воспитание патриотов России, граждан правового патриотического государства, уважающих права и свободы личности, воспитание... | ![]() | Не будем касаться проблем уменьшения смертности. Это большая и сложная социально-экономическая задача. Конечно, проблема повышения... |
![]() | Нарушение зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений в школьном... | ![]() |