Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»




Скачать 85.81 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дата публикации20.05.2013
Размер85.81 Kb.
ТипУрок
www.vbibl.ru > Философия > Урок
Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учебные цели: проанализировать философско-библейские главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в единстве формы и содержания, донести до суворовцев нравственные уроки Булгакова, главные, в его представлении, ценности; помочь понять замысел писателя, написавшего «роман в романе», и осмыслить временную перекличку линий произведения.

Развивающие цели: формировать умение логически рассуждать и чётко излагать свои мысли; развивать эмоциональные качества и чувства суворовцев; развивать творческие способности обучаемых, их познавательную активность.

Воспитательные цели: содействовать формированию общечеловеческих нравственно-мировоззренческих идей; способствовать духовному взрослению суворовцев.

Материальное обеспечение урока: портрет М.Булгакова, наглядно-иллюстративный материал к «Евангельским главам» романа «Мастер и Маргарита», тексты романа, фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», аудиокассеты «Духовные беседы в Московском суворовском училище» и «Беседа с другом о смысле жизни».

Ход урока:

1. Объявление темы и целей урока.

2. Аудиозапись ( фрагмент лекции по библейской истории и о смысле жизни).

3. Вступительное слово преподавателя:

Вселенная…планета Земля…и маленький человек – венец творения Господа, как учит православное христианство. Зачем дана человеку жизнь? Каков её смысл?

«Рукописи не горят»,- пророчески произносит один из персонажей романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» о романе Мастера, но эти слова по праву можно отнести ко всему роману в целом.

Как известно, главная книга жизни писателя увидела свет в полной редакции лишь в 70-е годы, через 30 с лишним лет после её написания. Она[ книга] не могла « сгореть», потому что честное, талантливое, несущее людям великое понимание жизни, рано или поздно должно быть прочитано теми, ради кого писалось. В этом, мне кажется, заключается вечный закон справедливости.

4. Работа с текстом. Анализ I главы:

Композиция «Мастера и Маргариты", как нам известно, своеобразная.

В чём заключается это своеобразие? («Роман в романе»: повествование о быте московского народонаселения 20 – 30 годов, о жизни Мастера и судьбе созданного им романа о Понтии Пилате).

Откроем роман и найдём ответ на вопрос: чему так изумился непрошеный собеседник, подсев к Берлиозу и Ивану Бездомному?

Ответ литераторов вызвал логически оправданный второй вопрос Воланда. Какой?

Что услышал Воланд в ответ?

Но дальнейшее развитие событий опровергает этот тезис. Что же случилось на Патриарших?

Значит, человек не может управлять своей жизнью в полной уверенности. Тогда возникает другой логически оправданный вопрос: какие же силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения?

5. Работа учащихся с листком обратной связи:

( Содержание листка обратной связи:

Что лежит в основе человеческого поведения:

стечение обстоятельств;

ряд случайностей;

следование избранным идеалам;

нравственный ориентир;

жажда власти;

страх смерти.

6. Слово-обобщение учителя:

Вот эти вопросы и ставятся Булгаковым в «Евангельских главах». «Зачем ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления?» - грозно допрашивал Понтий Пилат Иешуа.

(На доске: Истина – то, что соответствует действительности, правде.)

Голова грозного прокуратора раскалывалась от боли, и вдруг он слышит слова, которые вряд ли рассчитывал услышать.

- Что же это за слова? ( Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…). Как всё просто и вместе с тем сложно. Как догадался оборванец? Может он врач? Вот так в роман входит философская тема поиска истины, и от того, откроешь ли ты её для себя, зависит твой человеческий облик.

Яндекс.ДиректВсе объявления

Учителю русского языка 5-9 класса Впервые! Готовые уроки и презентации на DVD – все темы школьной программы!

urokimatematiki.ru

7. Работа с текстом. Анализ «Евангельских глав».

Вы обратили внимание, что Иешуа представлен в романе как бродяга?

У него есть родители?

Ученики?

Описываются ли в «Евангельских главах» проповеди Иешуа, его знаменитые чудеса-исцеления?

Выполнение тестового задания № 1. (Приложение № 1).

- Булгакову нужна была яркая, как солнечный луч, и короткая, как вспышка молнии, жизнь праведника, обыкновенного, казалось бы, человека; М.Булгакову важно было показать внутренний, духовный мир Иешуа, стойкость духа.

Какую же истину открывает Иешуа П. Пилату? Главное убеждение Иешуа? (Злых людей нет на свете, все люди добрые…..)

Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признания? ( Что Иешуа невиновен. Это и есть истина ).

Но вот прокуратору подают другой кусок пергамента. И это уже серьёзно…В чем обвиняется Иешуа?

Перед каким нравственным выбором встаёт Понтий Пилат? ( Спасти бродячего философа и лишиться власти, положения, карьеры, возможно, жизни или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести; отступив от истины, Пилат выбирает второе).

Однако Пилат пытается подсказать путь спасения. Вчитаемся в ремарки, сопровождающие диалог.

Почему Иешуа отказывается от компромисса, который мог бы спасти ему жизнь? (Истина для него дороже жизни).

Следование истине, внутреннему убеждению, голосу совести требует мужества, стойкости духа, и во имя её [ истины ] Иешуа принимает мучительную смерть на кресте.

На доске христианская молитва «Символ Веры». ( читает подготовленный суворовец).

Фрагмент фильма М.Гибсона «Страсти Христовы».

- В чём вы увидели несоответствие между изображенным в фильме и в романе? Чем объяснить ? ( Призыв к Отцу – подчеркивается небесное происхождение. Копьём в сердце – Понтий Пилат посылает Иешуа лёгкую смерть, чувствуя свою вину…)

- И вот тут открывается ещё одна тема, связанная с «Евангельскими главами», - тема греха и покаяния.

Грех – это ощущение вины человека перед Богом. П.Пилат совершил грех, он и в историю вошел как человек, подписавший смертный приговор Иисусу Христу.

- Какой человеческий порок Иешуа считает самым главным? ( Трусость).

Выполнение тестового задания № 2. ( Приложение № 2 ).

- Искупить грех можно только покаянием, т.е. признанием своей вины, искренним раскаянием и добрыми делами.

Учёные утверждают, что мир сновидений это больше, чем отражение наших мыслей; именно во сне мы оказываемся наедине с отражением наших скрытых страхов, желаний, тревоги.

Выразительное чтение учащимся отрывка из главы 26 «Сон Пилата».

- М. Булгаков даёт свою версию ощущения греха Понтием Пилатом, его раскаяние в содеянном и его наказание. Одна из попыток загладить свою вину – убийство Иуды.

Реализация индивидуального творческого задания.( Задание: сравнить участь Иуды по книге французского исследователя Э. Ренана «Жизнь Иисуса» и участь Иуды в романе М.Булгакова ).

- Другая попытка загладить (искупить) свою вину – устроить судьбу Левия Матвея.

Реализация творческого задания (сочинение-миниатюра «Каким я увидел П.Пилата в эпизоде «П.Пилат и Левий Матвей»).

- Если человек, уверен Булгаков, искренне раскаялся в совершенном грехе, он будет помилован Богом. Как был наказан П. Пилат за своё малодушие, трусость?

- Чем завершается история Пилата?

- Сколько лет разницы между описанными событиями в «Евангельских главах» и событиями, происходящими в Москве? (приблизительно 1900 лет).

Исследователи творчества Булгакова установили, что события в обоих случаях происходят на Страстной неделе. Появляется Воланд со своей свитой в Москве в среду, а в ночь с субботы на воскресенье покидает её, покидают Москву Мастер и Маргарита. Именно в это время они встречаются с Пилатом, и становится очевидным, что прощён Пилат в самый светлый христианский праздник. Какой? ( Светлое Христово Воскресение – Пасха ).

И эта временная перекличка обеих линий повествования не случайна. Культура человеческих отношений не может существовать только в прошлом. Как и 2000 лет назад человек живёт не только заботой о бренном теле, более всего он живёт правдой и совестью – жизнью духа.

- Иудея с центром в Иерусалиме находилась под властью Римской империи, а Россия Булгакова? ( под властью диктатуры Сталина).

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, рискнувший рассказать людям историческую правду, живёт в тоталитарном государстве. И этому государству не по нутру произведение, затрагивающее проблему ответственности человека, наделённого властью вершить людские судьбы.

Разговор о судьбе Мастера у нас впереди, скажу лишь, что его судьба – это судьба многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма, это судьба и самого Булгакова ( с его представлениями об истине и свободе выбора жизненного пути, о его вере во всепобеждающую силу любви ).

8. Фрагмент аудиозаписи духовной беседы в Московском суворовском училище «Беседа с другом о смысле жизни».

9. Задание на самоподготовку ( «домашнее» задание ):Подготовить к анализу главы 5,7,9,12,18,24,28. Устно ответить на вопрос: Изменились ли горожане внутренне?

Приложение № 1.

Тест № 1.

Почему в романе Иешуа представлен как бродяга?

соответствие библейскому сюжету;

автор подчёркивает внутреннюю свободу героя;

автор стремится показать Иешуа бедняком.

Приложение № 2.

Тест № 2.

Почему для Иешуа один из самых страшных пороков – трусость?

трусость ведёт к предательству;

трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла;

трусость – малодушие, недостаток душевной силы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок цель уроков: Обучающие
«Интерпретация евангельского сюжета в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» ( 11 класс )

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУважаемые читатели !
Вашему вниманию представлены иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconРоман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: специфика жанра
Кораблев А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите». // Вопросы литературы, 1991. №5

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconМ. А. Булгаков. "Собачье сердце"
Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны...

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКто такой М. А. Булгаков?
Попробуйте изобразить (нарисовать) одного из героев романа «Мастер и Маргарита» ( по выбору ученика: Бегемот, Воланд, Мастер)

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» 8 класс (творческая разработка)
Место урока в системе уроков по теме: Первый урок в теме «Решение квадратных уравнений»

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconМастер и Маргарита : роман / М. Булгаков

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок с использованием технологии развития критического мышления в 7 классе по теме «Фестивали»
Мы реши ли показать модель урока с использованием технологии развития критического мышления по теме «Фестивали», так как эта тема...

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок является заключительным по теме «Вашингтон»
Урок предназначен для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница